Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цвет в дизайне. Цветовые коды и цветоэмоция. Цветосимвол и побуждение к действию

Для того, чтобы рассуждать на тему роли цвета в дизайне, для начала нужно дать определения базовым понятиям этой тематики, таким как: цвет, цветовые коды, цветоэмоция, цветосимвол. Цвет – это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света. Также имеется и другая трактовка данного понятия, что цвет – это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части светового излучения зрительным аппаратом человека. Цветовой код – это трёхзначный номер, первая цифра которого соответствует первой цифре общего индекса цветопередачи, а вторая и третья цифры соответствуют первым двум цифрам коррелированной цветовой температуры источника света. Цветоэмоция – это многоуровневая связь цвета и, соответственно эмоций человека. И последнее определение – Цветосимвол. Цветосимволом считается значение, придаваемое различным цветам или крскам для выражения тех или иных настроений, чувств или идей.

Далее я подробнее расскажу про данные понятия, как они связаны с дизайном, какое значение имеют и чем полезны.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с давних времен придавали особое значение чтению языка красок, а это соответственно нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. В своей основе символика цвета опирается на ассоциации и психофизиологические особенности восприятия цвета. Символы всегда служили надежным выразительным средством во всех визуальных искусствах. С развитием информационных технологий и появлением интернета символика цвета нашла свое применение в веб-дизайне. Эффективное использование цветов играет большую роль в дизайне. Но выработка различных цветовых комбинаций – не простая задача. Каждый оттенок имеет свой смысл, и есть бесконечное количество сочетаний.

Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:

  1. Ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета;
  2. Хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
  • теплая гамма: желтый, оранжевый, красный и их промежуточные состояния;
  • холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния;
  • дополнительные цвета: синий, оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый (дополнительные цвета располагаются в круге спектральных цветов (или цветовом круге) диаметрально, друг против друга).
  1. Ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого черному.

Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства.

Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемые обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определённых условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удалённых предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов.

Профессиональная калибровка  цветных мониторов требует использования соответствующего фонового освещения комнаты, оператор надевает чёрный халат, а визуальные оформительские элементы программных продуктов должны иметь нейтральный цвет.

У художников-живописцев основными цветами признаются три: красный, синий, жёлтый. Чёрный — отсутствия света и цвета, что аналогично неосвещённой дыре. Белый цвет — неразделённый солнечный свет. От смешения соседних основных цветов производятся так называемые составные цвета — оранжевый, зелёный и фиолетовый. Вместе с тремя основными, первичные смешанные составляют «живописный» солнечный спектр: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Голубой цвет не считается самостоятельным спектральным, а разбелённым синим, а точнее — сине-зелёным. При смешивании соседних шести цветов получается 12 цветов.

  1. Красный;
  2. Оранжево-красный;
  3. Оранжевый;
  4. Оранжево-жёлтый;
  5. Жёлтый;
  6. Жёлто-зелёный;
  7. Зелёный;
  8. Сине-зелёный;
  9. Синий;
  10. Фиолетово-синий;
  11. Фиолетовый;
  12. Фиолетово-красный.

Существуют несколько основных способов представления цветов в вебе.

  1. В виде #123ABC. Представление в виде трёх пар шестнадцатеричных цифр, где каждая пара отвечает за свой цвет:
    1. две первые цифры — красный
    2. две в середине — зелёный
    3. две последние цифры — синий
      Возможно также краткое представление цвета в виде #ABC, что будет интерпретировано как #AABBCC.
  2. Представление ключевыми словами, например greenblack. Во избежание случаев, когда указанное ключевое слово «не понимается» браузером, следует использовать лишь небольшой набор основных цветов, используемых во всех браузерах.
  3. В виде RGB(*,*,*), где «*» — числа от 0 до 255, обозначающих количество соответствующего цвета (красный, зелёный, синий) в получаемом.
  4. Возможен и RGBA(*,*,*,*), где первые 3 «*» — компоненты цвета, задающиеся в диапазоне 0 до 255, а последняя «*» — уровень непрозрачности (альфа-канал), задающийся дробными числами от 0 до 1.

В современной, во многом прагматичной, культуре цветовая символика развивается уже преимущественно как утилитарная, обслуживающая, и во многом лишь оформляющая, решения совершенно конкретных, обозримых социальных задач от сопровождения государственных, политических доктрин и институциональной поддержки функционирования научных систем и теорий, до повседневного обеспечения эффективности дорожного движения. Продолжая, однако, традиции средневековой геральдики, современная цветовая символика подчеркивает уже не собственно династическое или сословное происхождение человека, сколько обозначает национальные и государственные приоритеты, пытается интерпретировать всеобщие универсальные культурные коды, которые, с одной стороны, стремятся зафиксировать культурное состояние социума, а, с другой, формально упростить, унифицировать, сделать более управляемым подконтрольное ментальное и культурное пространство.

Таким образом, с учетом исторической традиции ее социокультурного становления, проблема цветового символизма представляется одной из центральных в изученияи взаимосвязей между цветом и психикой, цветом и им же обусловленными культурными различиями, которые представлены, в первую очередь, в искусстве. Именно потому цветовая и синергетическая символика играет активную роль в современной массовой культуре, в сфере профессиональной, специализированной рекламы, несомненно, использующей многовековые традиции осмысления роли цвета в жизни человека.

В значительной степени взаимодействие цвета на человека зависит от того, к какому объекту этот цвет относится, что изображает, в каком окружении находится. И тем не менее, например, одни цвета можно все же смело характеризовать как легкие, а другие — как тяжелые. К первым, более прозрачным, воздушным, обычно относят светлые, менее фактурные, холодные, напоминающие цвет неба, дали, воздушного пространства. Ко вторым следует отнести, цвета темные, малонасыщенные, с активной фактурой, плотные коричневые, черный, темно-серые и др.). Тяжелые цвета как бы напоминают цвет земли.