Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение в жизнедеятельности россиян материального (заботы о теле) и метафизического (заботы о душе)

Вопрос о том, что следует считать приоритетным в жизнедеятельности россиян, – материальное или метафизическое, – вполне можно расценить как ключевой вопрос современности, который отличается не только практическим, сколько философским звучанием. Выбор для себя главным направлением заботы о душе или о теле был основным для многих философов, религиозных и политических деятелей. Логику выбора приоритетного направления – материального или метафизического – можно описать, по моему мнению, примерно так.

Первая точка зрения: главное – метафизика, забота о душе, поскольку правильные мысли и стремление к самосовершенствованию приводит к благоприятным изменениям в реальной обыденной жизни. Это в значительной степени, как мне кажется, свойственно христианству, а наиболее полным воплощением подобных философских построений следует считать протестантские движения. Именно они, если основываться на книге Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», стали основой материального благополучия западной цивилизации, поскольку, во-первых, труд и его материальные результаты были провозглашены одной из протестантских ценностей, а во-вторых, протестантская трудовая этика породила экономический рационализм, в котором процесс приобретения богатства был отделен от процесса вложения капитала. Не следует забывать и о протестантской идее аскетизма и отказа от роскоши, которая вела к улучшению условий труда и быта не только предпринимателей, но и основной массы населения, созданию предметов материальной культуры, реорганизации жизни крупных европейских, а затем американских городов, появлению местных гражданских общин и профессиональных объединений, которые в том числе брали на себя заботу о людях, которые нуждались в помощи, создавали школы и больницы.

Следует, с моей точки зрения, отметить, что бытовая неустроенность и бедность никак не способствуют высокой духовной культуре: все силы уходят на решение текущих проблем. Человеку, все мысли которого заняты тем, как приобрести ребенку зимнее пальто и ботинки или на какие средства собрать его в школу, как правило, не до высоких моральных ценностей.

Логика второй точки зрения иная: главным следует считать заботу о материальном, метафизическое не имеет значения. Этот подход считается во многом деструктивным, и при его рассмотрении в средствах массовой информации или в литературе чаще всего упоминают таких персонажей мировой литературы, как Эбенезер Скрудж («Рождественская песнь в прозе») или Жан-Эстер ван Гобсек, которого автор повести Оноре де Бальзак описывает как человек-автомат или человека-вексель, семья Ругон-Маккаров, которая наиболее резко показана в романе Эмиля Золя «Жерминаль».

Но есть и реальные предприниматели и бизнесмены, придерживающиеся позиции о том, что главное – деньги, а остальное не имеет значения, и в этом плане главным образом вспоминают о Поле Гетти: в 1979 году он отказался выплатить выкуп за своего похищенного внука. Сумма его была чрезмерной – 17 миллионов долларов, но в то время бизнесмена называли самым богатым человеком планеты. Благополучным окончание этой истории не назовешь: Пол Гетти III был освобожден после пяти месяцев плена, он лишился уха, посттравматический стресс снимал алкоголем и наркотиками, потерял слух и зрение и еще молодым человеком оказался прикован к инвалидной коляске. Его легендарному деду все же пришлось выделить средства на его выкуп, после того как его сумма была снижена до 3 миллионов: 2,2 миллиона он вложил сам, а еще 800 тысяч одолжил отцу молодого человека под проценты[1].

Но при рассмотрении этой точки зрения существует и другой подход: улучшение обыденной жизни населения требует материальных вложений, и сначала эти средства надо заработать. Исходя из этой логики, высокие мысли и чувства, нравственное совершенствование и благоприятные изменения в жизни населения, наука, искусство, медицина и образование могут быть осуществлены только на определенной материальной базе.

Казалось бы, эти две точки зрения полностью противоречат друг другу. Между тем определенный баланс между ними, по моему мнению, свойственен традициям русского предпринимательства.

В последние годы все больше обсуждается пришедшая из западных обычаев делового оборота идея корпоративной социальной ответственности как «системы последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами…, направленных на снижение нефинансовых рисков, … улучшение имиджа, … рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие предприятия»[2]. Все чаще звучат мнения экономистов и политиков, которые считают, что нефинансовая отчетность («отчетность организации о социальных и экологических результатах деятельности»[3]) должна стать неотъемлемой частью годовой отчетности организаций. Такую годовую отчетность предоставляют очень многие крупные российские компании – «Газпром», «Роснефть», «Аэрофлот», «Татнефть», «Лукойл» и другие, отмечается, что в Национальном регистре нефинансовых отчетов, который ведется с 2000 года, зарегистрировано примерно 150 организаций, которые предоставили более 500 таких отчетов[4]. Большую часть этих предприятий объединяет несколько особенностей: как правило, это крупнейшие и высокоприбыльные компании современной российской экономики, они были созданы и активно развивались еще во времена СССР, когда активно декларировалась забота о трудящихся, и на этих предприятиях традиционно были сильны профсоюзы, которые реализовали эту заботу, а администрация предприятий влияла на благоприятные изменения в обыденной жизни населения территории. То есть следует считать, по моему мнению, что эта тенденция характерна для советского подхода к повышению благосостояния населения.

Следует отметить, что внимание к нуждам собственных рабочих, а через него – на жизнь и остального населения характерна, как мне кажется, и для дореволюционного российского предпринимательства. Его лучшие представители не только улучшали условия труда и быта собственных рабочих, но и осуществляли крупные благотворительные проекты – недаром одна из московских детских городских больниц до сих пор в народе, а с некоторых пор и официально называется Морозовской (она создана на средства купца первой гильдии Викулы Морозова[5]).

И таких больниц, школ, училищ создавалось множество, и не только в столицах, а и по всей стране, большая часть из них успешно функционируют и сейчас – Боткинская больница, основанная как бесплатная и общедоступная, – на средства купца первой гильдии Кузьмы Солдатёнкова[6], Московский педагогический государственный университет был основан как первое учебное заведение, открывающее доступ женщинам к высшему образованию в ноябре 1872 года историком и общественным деятелем Владимиром Герье на средства, собранные московскими предпринимателями[7]. Всего в России на 1917 год насчитывалось более 80 частных и общественных высших учебных заведений, которые содержались за счет платы за обучение и поддержки предпринимательского сообщества[8].

Влияние подобных благотворительных проектов на благоприятное улучшение жизни населения страны трудно переоценить. Между тем они, как уже отмечалось, реализовались за счет прибыли предпринимательского сообщества и средства предпринимательских общественных организаций, а эти средства надо было сначала заработать. То есть, как мне кажется, и идею о том, что приоритетной для жизнедеятельности населения является забота о материальном уровне, также можно считать плодотворной и требующей поддержки и населения страны в целом, и государственных органов.

К сожалению, в современном российском обществе идея благотворительной помощи, которую стремятся оказать предприниматели, не пользуется поддержкой населения. Несколько лет назад в обществе внезапно стала предметом общественной дискуссии благотворительная помощь нуждающимся, которую оказывали главным образом владельцы мелких и средних торговых точек. Оказывалась она чаще всего как некие бесплатные продукты, которые социально незащищенные граждане могли получить в магазине. Так, владелец небольшого продуктового магазина в городе Струнино Владимирской области Мамуд Шавершян уже более восьми лет раздавал (к сожалению, предприниматель скончался в 2019 году) около 2 тыс. батонов и 1 тыс. буханок черного хлеба в месяц[9], то же самое делали Николай Остапенко в Красноярске, Артак Акопян в Екатеринбурге и другие предприниматели[10], в 2017 году предпринимательское сообщество организовало акцию «Полки добра» с бесплатными продуктами для малоимущих[11], проходили и другие акции.

Но большая часть этих благотворительных акций прекратилась довольно быстро – население упорно считало их не предпринимательскими инициативами, а реализацией мер государственной помощи, бизнесменов упрекали в стремлении получить за их счет дополнительную прибыль или реализовать просроченные товары. Один из предпринимателей, Николай Остапенко, рассказывал, что поведение получателей социальной помощи было далеко не благодарным: «…есть и… наглые, цепкие, обматерят, не задумываясь. Только за то, что внешний вид булки им не понравился. Регулярно закатывали скандалы на 5-10 минут. Например, хлеб на прилавке (или совсем) закончился, и пошло-поехало: «Хозяин хороший, а продавцы – скоты натуральные! Воруют, прячут, недодают». Продавцы от них плакали. Придет такой, обложит сотрудника с ног до головы, а тому потом целый день работать[12]. Все это наводит на мысли о серьезном кризисе, в котором находится и российское общество, которое не в состоянии правильно оценить стремление добиться хоть каких-то благоприятных изменений, сделать проще жизнь пусть нескольких людей, попавших в сложную жизненную ситуацию, так и российского государства, которое с большими сложностями реализует меры по социальной защите таких людей.

Подводя некоторые итоги, я прихожу к таким выводам. Каждый человек вправе прийти к определенному мнению: считать ли главным для себя материальные или метафизические ценности, и соответственно выстраивать линию поведения. Если же задуматься о стране в целом или даже о глобальном человечестве, то главным должна быть идея выработки и соблюдения некоторого баланса интересов: ведь и без материальных ценностей, и без метафизических идей прожить невозможно, на них основана и природа человека как вида, и его история и материальная культура.

Список литературы

  1. Аннаев А.А. Сущность, стандарты и процесс подготовки нефинансовой отчетности [Текст] / А.А. Аннаев // Аудит и финансовый анализ. – 2019. – №2. – С. 10-14.
  2. Барышев И.А. Корпоративная социальная ответственность: между диалогом и манипуляцией [Текст] / И.А. Барышев // Бизнес. Общество. Власть. – 2011. – №6. – С. 107-118.
  3. Благими намерениями: предпринимателям досталось от людей за бесплатный хлеб [Электронный ресурс]. – 2018. – 13 янв. – URL: https://www.bfm.ru/news/374866
  4. Богданова В.Е. Особенности развития нефинансовой отчетности в России [Текст] / В.Е. Богданова // Экономика России в XXI веке: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. – Томск, 2014. – С. 26-29.
  5. Иванов А.Е. Высшая школа Российской империи начала ХХ века [Текст] / А.Е. Иванов // Вестн. Российской Академии наук. – 1997. – Т. 67; №3. – С. 194-198.
  6. История больницы [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--90adclrioar.xn--p1ai/istoriya-bolnitsy/
  7. История Великой Боткинской больницы [Электронный ресурс]. – URL: https://botkinmoscow.ru/about/history
  8. Морозова О. Все деньги мира. Почему миллиардер Гетти не хотел платить выкуп за внука [Электронный ресурс] / Оксана Морозова // Аргументы и факты. – 2018. – 21 февр. – URL: https://aif.ru/society/history/dedushka-skryaga_pochemu_milliarder_getti_ne_hotel_platit_vykup_za_vnuka
  9. Наша история [Электронный ресурс]. – URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/nasha-istoriya/
  10. Раздавал бесплатный хлеб, наживал проблемы. Скончался Мамуд Шавершян [Электронный ресурс]. – 2019. – 11 июля. – URL: https://yandex.ru/turbo/s/anews.com/p/113514536-razdaval-besplatnyj-hleb-nazhival-problemy-skonchalsya-mamud-shavershyan/
  1. Морозова О. Все деньги мира. Почему миллиардер Гетти не хотел платить выкуп за внука // Аргументы и факты. 2018. 21 atdh/ URL: https://aif.ru/society/history/dedushka-skryaga_pochemu_milliarder_getti_ne_hotel_platit_vykup_za_vnuka

  2. Барышев И.А. Корпоративная социальная ответственность: между диалогом и манипуляцией // Бизнес. Общество. Власть. 2011. №6. С. 108.

  3. Аннаев А.А. Сущность, стандарты и процесс подготовки нефинансовой отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2019. №2. С. 11.

  4. Богданова В.Е. Особенности развития нефинансовой отчетности в России // Экономика России в XXI веке: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2014. С. 27.

  5. История больницы. URL: http://xn--90adclrioar.xn--p1ai/istoriya-bolnitsy/

  6. История Великой Боткинской больницы. URL: https://botkinmoscow.ru/about/history

  7. Наша история. URL: http://mpgu.su/ob-mpgu/nasha-istoriya/

  8. Иванов А.Е. Высшая школа Российской империи начала ХХ века // Вестн. Российской Академии наук. – 1997. Т. 67; №3. С. 195.

  9. Раздавал бесплатный хлеб, наживал проблемы. Скончался Мамуд Шавершян. URL: https://yandex.ru/turbo/s/anews.com/p/113514536-razdaval-besplatnyj-hleb-nazhival-problemy-skonchalsya-mamud-shavershyan/

  10. Бесплатную раздачу хлеба прекратили из-за агрессии получателей. URL: https://www.miloserdie.ru/news/besplatnuyu-razdachu-hleba-prekratili-iz-za-agressii-poluchatelej/

  11. Благими намерениями: предпринимателям досталось от людей за бесплатный хлеб. URL: https://www.bfm.ru/news/374866

  12. Бесплатную раздачу хлеба прекратили из-за агрессии получателей [Электронный ресурс]. – 2017. – 22 июня. – URL: https://www.miloserdie.ru/news/besplatnuyu-razdachu-hleba-prekratili-iz-za-agressii-poluchatelej/