Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Стратегический план моей личной карьеры

«Я похож на человека, у которого есть план?

Я знаешь, кто? Я пёс, бегущий за машиной.

Я бы не знал, что делать, если бы догнал!

Так что я просто делаю — и всё.»

из к/ф «Тёмный рыцарь»

Планы. Человечество любит строить планы. Планы на сегодня, планы на отдых, планы на жизнь, планы по продажам, планы на огородах… Я имею в виду дачные хлопоты, а не то, что ты, дорогой читатель, возможно, подумал. Мы стараемся распланировать каждое своё телодвижение, чтобы оно было: а) вовремя; б) к месту; в) приносило нам дивиденды. И, безусловно, мы чуть ли не прыгаем от счастья, когда у нас, как пел Егор Летов, «Всё идёт по плану». Но стоит прокрасться в этот план хотя бы малейшему отклонению…

Старая еврейская поговорка гласит: «Если хочешь рассмешить Бога — расскажи Ему о своих планах». Строить планы, братцы-граждане, дело неблагодарное: уж слишком много на их реализацию влияет внешних факторов, которые и предвидеть-то нельзя, не говоря уже о том, чтобы их учитывать. А уж если речь идёт не о чём-нибудь, а о личной карьере, да ещё и план — не простой, а стратегический, то тут вообще, как говорится, туши свет. Но тут уж, куда деваться: мне нужен зачёт, а для получения зачёта надо поразмыслить над стратегическим планом моей личной карьеры. Так что, дорогой читатель, запасись терпением и внемли моему потоку сознания. Будет тяжко, но это не точно.

***

Вообще, что такое карьера? Карьера, как подсказывает мне презентация с лекциями, — это продвижение и развитие в определённой сфере деятельности, а если в общем смысле, то результат осознанного поведения человека в трудовой деятельности, основанный на должностном или профессиональном росте. Да уж, мудрёно — я же говорил, что легко не будет. Впрочем, попробуем облегчить. Карьера — это развитие, причём, долговременное, а всякому долговременному развитию нужна стратегия, дабы оно было хоть как-то управляемо.

Теперь, когда мы выяснили, что такое карьера, и причём тут стратегия, встаёт закономерный вопрос: когда над всем этим надо задуматься? Видит Бог, дорогой читатель, не ко мне этот вопрос, ох, не ко мне. Но размышлять — так размышлять. Помнишь, как в детстве тебя спрашивали: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» И ты отвечал: космонавтом, милиционером, врачом, спортсменом, банкиром, прости, Господи… А затем, когда ты становился старше, твои взгляды на собственное будущее претерпевали удивительные метаморфозы, и если в детстве ты хотел стать милиционером, то в юности — уже профессиональным налётчиком. На тебя влияло твоё окружение, учителя, благодаря которым ты обнаруживал интерес к таким предметам, от которых ещё месяц назад нос воротил — и вся твоя детская парадигма идеальной взрослой жизни начинала перестраиваться. Казалось бы, ну и что? Причём же здесь карьера и стратегия? А вот причём, друже. Мы же с тобой говорим о стратегическом плане, ты не забыл? А карьеры милиционера и налётчика строятся хоть и по общим законам, но дьявол-то всегда кроется в деталях: план дослужиться до генерала на выходе будет совершенно не применим к плану дослужиться вора в законе. Поэтому для начала тебе нужно определиться с тем, кем же ты, всё-таки, хочешь стать, когда вырастешь. А дальше…

А дальше не легче. Представим, захотел ты стать футболистом. У них, как и в принципе у спортсменов, игровой век короток, и тебе нужно успеть пройти путь от игрока молодёжки, сидящего в глухом запасе, до обладателя «Золотого мяча» за каких-то 10-15 лет! Стукнет тебе 35 лет — и ты уже пенсионер, в то время как у всех жизнь бьёт ключом. И тебе нужно подумать над тем, что делать дальше: идти ли в тренеры, или в структуры клуба, карьерное движение в которых кардинально отличается от игроцкого. Нет, и там, и там есть и мимолётные карьеры, и монотонные, и спиральные; и там, и там можно развивать карьеру как авантюрно, так и линейно — вот только условия, в которых строится карьера, кардинально разные. Перестроишься ты или нет? Вопрос, как и то, а захочешь ли ты вообще связывать свою дальнейшую жизнь с футболом — как правило, действующие футболисты, зачастую, не знают ответа на этот вопрос, задумываясь над этим на протяжении всей своей игровой эпохи. Ну и как тут хоть какую-то стратегию можно выстроить? А ведь это мы только про футболистов говорили, а характерно это может быть для всех профессий.

Но не стоит отчаиваться, родной! Ничто не мешает тебе поставить какую-то цель, к которой ты будешь стремиться. Чёрт с ним, с футболистом — рассмотрим что-то более традиционное. Вот захотел ты стать, например, министром тяжёлой промышленности — есть у тебя для этого два пути. Первый — стать управленцем и строить карьеру во всяких главках. Второй — пойти рабочим на завод, и пройти полный цикл: стажёр, помощник мастера, мастер, старший мастер, бригадир. Затем пройти необходимую подготовку и стать начальником цеха, потом — начальником участка. Пошёл учиться — и стал замдиректора, а потом и директором. Отучился ещё, показал себя с наилучшей стороны — и вот ты уже замминистра, а там и до министра недалеко. В первом случае из тебя может стать хороший управленец, во втором же — имея не только знания и навыки управленца, но ещё и не понаслышке специфику вверенной тебе отрасли, начиная от самых низов, благодаря чему будет авторитет среди простых рабочих — лучшего министра и не найти.

***

Ладно. Как бы я ни пытался уйти от темы, а всё равно от неё не уйдёшь — сам ведь выбрал. Пора перейти к плану своей личной карьеры.

Готовься, дорогой читатель, ибо я познакомлю тебя с некоторыми деталями своей биографии. В детстве я мечтал стать кем-то из разряда водителя автобуса или машиниста метро или электрички — я буквально фанател от «Икарусов», вагонов Еж и электропоездов ЭР2. Вылилось всё это в то, что в седьмом классе я записался в кружок при Центральном доме детей железнодорожников, где зимой я изучал Общий курс железных дорог, а летом направлялся на практику на Детскую железную дорогу, что находится в посёлке Кратово. Казалось бы: все вопросы с профориентацией решены, и можно подумать о том, как вырасти из помощника машиниста если не до президента ОАО «РЖД», то, хотя бы, до начальника Московской железной дороги. Но, попав на ДЖД и влившись в тусовку, где присутствовали машинисты с большой дороги, которые рассказали мне, что такое работа в «РЖД» на самом деле, я понял, что мне с таким бардаком не по пути. Но что я умел к тому моменту? Управлять узкоколейным тепловозом, играть на баяне (я ещё и музыкалку закончил, да) и… читать стихи. Как говорили друзья, получалось у меня это даже весьма неплохо. И решил я записаться в театральную студию, дабы после школы пойти в театральный институт.

Карьера актёра, доложу я вам, пожалуй, самая сложная и, зачастую, самая нечестная. Если говорить о типе такой карьеры, то, в лучшем случае, речь может идти только об авантюрном типе, как бы и не о суперавантюрном. О конфигурации я даже и сказать-то ничего не могу, за исключением, разве что, того, что целевой карьеры там не существует в принципе. Поэтому единственное, что я мог продумать в построении своей карьеры, это лишь принципы, которых я мог бы придерживаться: напористость и честность. Первый принцип необходим мне с профессиональной точки зрения, второй же — чисто с человеческой. Этапы же были весьма простыми: институт — театр — театр + съёмки. Много съёмок. Но коли ты, мой друг, читаешь это сочинение, то ты понимаешь, что первый же этап мной взят не был, хотя счастье было так близко. Поступая после школы, я слетел на третьем туре отборочных прослушиваний — и отправился защищать Родину в составе доблестных Железнодорожных войск.

В армии я приобрёл, в частности, специальность радиотелеграфиста, и, в целом, навыки связиста. Поэтому, когда и после армии я снова не поступил в театральный ВУЗ, по совету мамы я пошёл в Колледж связи на специальность «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», который даже закончил с отличием. Надеюсь, читатель не забыл о принципах, которые я продумал — напористость и честность? Хорошо, если так, поскольку после окончания колледжа (а, признаться, ещё и по окончанию первого курса) я снова пошёл брать штурмом театральные институты — это к вопросу о напористости, честность была обкатана ещё в армии. Как говорится, не получилось, не фартануло. Пришлось искать пути обхода к достижению своих целей. Ну а поскольку мне на тот момент было уже 22 года, сидеть на шее у матери я счёл неправильным, устроившись на работу в сервисный центр по ремонту телефонов и планшетов, где был сперва инженером, а затем, с истечением авторизации на Samsung, специалистом по работе с клиентами, под конец исполняющим обязанности старшего приёмки. Собственно, карьерный рост там характеризовался, по сути, горизонтальными перемещениями. После чего, по приглашению одногруппника, я устроился на работу инженером телевидения в телецентр «Останкино», где имело место быть уже целевое карьерное продвижение, пусть и искусственное: от инженера без категории — к инженеру 2 категории, а затем и к переводу на график сутки/трое. Это то, что я имею сейчас. Но что же, всё-таки, насчёт будущего?

По правде говоря, я слукавлю, если скажу, что никакой стратегии у меня нет. Конечно же, она есть, просто под влиянием тех или иных событий в моей жизни, мне постоянно приходится вносить в неё те или иные коррективы. Быть может, я мыслю слишком прямолинейно или идеалистически, считая стратегию вещью постоянной и неизменной, и, возможно, именно поэтому вопрос нашей темы вводит меня в некий ступор. А может стратегия именно карьеры должна быть гибкой и поддающейся корректировке. Как бы то ни было, зафиксируем следующую догму: стратегический план моей личной карьеры — плавающий, изменяющийся под влиянием времени и происходящих со мной событий.

Поскольку, хоть я и не поступил в театральный ВУЗ, задачу построения актёрской карьеры я с себя не снимал, как я уже говорил, мной было принято решение искать пути обхода. Для этого я пошёл учиться на психолога: во-первых, хороший актёр — хороший психолог, во-вторых, есть некоторые полезные предметы, а в-третьих, пусть хоть какая-то корочка будет — пригодится. Кроме того, в связи с отсутствием профильного актёрского образования, я озадачился приобретением навыков на практике, для чего мы с моим товарищем, выпускником Щепкинского училища, актёром «Ленкома» создали своё творческое объединение, организовывая различные театральные мероприятия. Правда, в связи с загрузом на основной работе и учёбе, пришлось ненадолго отойти от дел, но с окончанием института я планирую вернуться на сцену — благо, идей громадьё, и что-то я начинаю воплощать в жизнь уже сейчас.

Дальше — больше. Актёра, как известно, ноги кормят, а если точнее, хождение по кастингам и съёмки в кино, поэтому, как только я получу диплом, я планирую совершить атаку на разного рода пробы. Есть, правда, здесь один очень важный момент. Читатель, полагаю, осведомлён о качестве современного кино, и понимает, что перед современным артистом маячит глубокая нравственная дилемма: либо ты не снимаешься в бессовестных постановках, наподобие «Движения вверх» и «На Париж!», но при этом ходишь голодным, либо ты засовываешь свою совесть куда подальше и финансовых трудностей не испытываешь. Благо, у меня эта дилемма имеет простое решение: полезных знакомств, пусть и не самых устойчивых, хватает, а из «Останкино» я уходить пока не планирую — график позволяет совмещать. А тот факт, что сейчас я в этой каше толком не варюсь, позволяет мне смотреть на всю эту историю как бы со стороны, давая широкое пространство для анализа. Обратившись с самого начала к проверенным людям, есть шанс сделать имя, минимально замарываясь в низкопробных проектах. А затем уже выбирать самому, где играть. А, быть может, самому и фильм поставить — тем, слава Богу, хватает: как и о социальной несправедливости, так и разоблачить весь тот бред, вываленный на наше недавное прошлое кинематографом последних 30 лет. Ну а там… А там уж, когда все ресурсы будут у меня в руках, куда мои амбиции заведут. Главное, не забывать принципы: напористость и честность.

***

Как видишь, дорогой читатель, если не составить, то хотя бы описать стратегический план моей личной карьеры мне крайне сложно. Не потому, что я что-то не понимаю, а потому, что сама специфика моей будущей работы не даёт его составить. Но совсем без стратегии тоже нельзя: хотя бы тезисно, большими мазками, но план быть должен. Главное — не следовать только ему: как бы то ни было, но баланс между планом и импровизацией быть должен. Иначе в этой жизни ничего не добьёшься.