Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Средние века: особенности исторического развития стран Европы, Востока, Америки. Основные этапы становления российской государственности (IX – XV вв.)

Средневековый период мировой истории - это история феодального строя. Основой феодального строя считался такой способ производства материальных благ, при котором земля находится в собственности крупных землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян, ведущих свое хозяйство на землях, принадлежащих землевладельцам. Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы.

Раннее Средневековье охватывает период с 5 по 6 в. В этот период потерпела крушение рабовладельческая Западная Римская империя. На ее территории германскими племенами формируются новые государства. На этапе классического Средневековья (11 —15 вв.) завершается процесс формирования феодальных отношений, все структуры феодального общества достигают наиболее полного развития. В это время начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.). Складываются основные сословия, появились сословно-представительные органы – парламенты. В эпоху позднего Средневековья (16 - начало 17 вв.) темпы экономического развития европейских стран возрастают. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями, в результате которых начинают складываться колониальные империи.

Феодальный строй был неизбежным процессом для своего времени. Варвары, не умеющие управлять огромными территориями, дробили свои страны на феоды, которые были гораздо меньше страны. К ключевым особенностям формирования феодализма относят: Преобладание натурального хозяйства; Личная зависимость трудящихся; Рентные отношения; Наличие крупных феодальных землевладений и мелкого крестьянского землепользования; Господство религиозного мировоззрения; Четкая иерархическая структура сословий.

Германцы – франки, жившие территориальными соседскими общинами - марками. Марка – это, чаще всего, совокупность нескольких посёлков, члены которых связаны между собой общинным землевладением и самоуправлением. Община имела важные судебные права. В её ведении находился низший суд по гражданским и уголовным делам. Общинный суд разбирал споры об общинных угодьях и о праве собственности на имущества в пределах общинной территории. Ведению общинного суда подлежали некоторые уголовные дела. Только в крайних случаях крестьяне обращались к суду графа (главы округа) ввиду его дороговизны и отдалённости. Община имела право участия в суде представителей государственной власти.

Первые столетия средних веков в Западной Европе характеризовались почти безраздельным господством натурального хозяйства. Крестьянская семья сама производила все сельскохозяйственные продукты и ремесленные изделия, орудия труда и одежду не только для собственных нужд, но и для уплаты оброка феодалу. Соединение сельского труда с ремеслом — характерная черта натурального хозяйства. Лишь небольшое число специалистов-ремесленников, обычно в качестве дворовых людей, жили в поместьях крупных феодалов. Немногочисленные сельские ремесленники — кузнецы, гончары, кожевники — наряду с ремеслом занимались и сельским хозяйством.

Все процессы централизации в Европе можно охарактеризовать общими чертами и особенностями. Общие черты: Развитие производительных сил (сельское хозяйство и ремесло). Рост, развитие и усиление роли городов как центров ремесла и торговли. Установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений. Развитие феодальных отношений, обострение классовых противоречий. Потребность в обороне способствовала централизации государств. Заинтересованность большинства населения (мелких, средних феодалов, церкви, горожан, крестьян) в сильной центральной власти. Особенности: Быстрое развитие производительных сил (появление мануфактур). Развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между районами страны. Развитие внешней торговли. Влияние Великих географических открытий. В борьбе с феодалами города в Европе отвоевали самоуправление. Основная масса крестьян в Англии добились личного освобождения. Свободных земель не было. Потребность обороны и войн с завоевателями. Складывались как национальные государства.

Сословно-представительная монархия, феодальная монархия с сословным представительством, форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства — центральных и местных. Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием. Необходимость создания сословно-представительных собраний диктовалась в первую очередь тем, что королевская власть в условиях феодально-сословного строя ещё не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и государственного аппарата, а также на важнейшие внутри и внешнеполитические мероприятия.

Абсолютизм - форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодальной формации. В ряде стран в измененном виде абсолютизм, как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 века. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства (король, царь, император) рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновниками. Глава государства устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги.

Абсолютная монархия - наиболее законченная форма политической централизации в феодальных государствах. Она создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные, по сравнению с прежними формами государства, средства принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Особенности абсолютной монархии в каждом отдельно взятом государстве определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции и, особенно, в Англии влияние буржуа на политику было значительно большим, чем в Германии, Австрии и России. В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале 16 века. Парламент был полностью подчинён власти короля, а государство субсидировало строительство мануфактур, велись торговые войны.

Духовенство, бывшее в Средние века первым сословием, утратило в Новое время прежнее единство и влияние. Постепенно сдавали политические и экономические позиции и феодалы. С образованием централизованных государств ушла в прошлое система вассалитета. Накопление богатств в городах, усиление экономических позиций купцов, предпринимателей и ремесленников оказали воздействие на рост их политического влияния. Утверждение протестантизма в ряде стран Европы повлекло за собой серьёзные изменения в экономической и духовной жизни. Утверждение протестантской этики создало предпосылки для формирования экономических и социально-политических основ нового, буржуазного общества. В конце 15 - 16 столетии Европа сделала первые шаги к индустриальному обществу.

Если обратиться к истории Индии и связанного с ней региона, всей индо-буддийской цивилизационной зоны, то окажется, что рубеж между древностью и средневековьем определить тут с помощью комплекса критериев будет еще сложнее. Обратившись к Китаю и всему Дальнему Востоку, мы обнаружим совершенно иную логическую грань: на рубеже 3–2 вв. до н.э. древнекитайское общество, пережив структурную трансформацию и обретя единую официально санкционированную идеологическую доктрину, в духе которой были реформированы основные социальные институты и сориентированы образ жизни и ментальность населения, стало во многом иным, как иным стало и государство, приняв форму могущественной империи.

Начало колониальной экспансии было положено на рубеже 15 - 16 вв. Страны южных морей стали энергично осваиваться португальцами и голландцами уже в 16 в., тем более в 17 в. Тем не менее для традиционного Востока с его древними центрами высокой культуры это было только началом некоторых изменений. Даже в 18 в., когда европейские державы начали активное колониальное проникновение на Восток и было начато завоевание англичанами Индии, внутренней структуры восточных стран, в том числе и той же Индии, это коснулось очень слабо. Стран Ближнего и Дальнего Востока почти не коснулось. Торговые связи между этими странами и Европой шли практически в одну сторону – в Европу, нуждавшуюся в пряностях и иных «колониальных» товарах, но практически не имевшую того, в чем нуждался в то время Восток. И только с 19 в. ситуация стала решительно меняться. Как известно, в Европе 19 век начался с Великой французской революции, давшей энергичный толчок капиталистической трансформации – как политической, так и экономической, основанной теперь же на машинной индустрии. Именно она способствовала энергичной трансформации внутренней структуры Востока, прежде всего Индии, наводненной английскими промышленными товарами. Только теперь, с 19 в., начался период ломки и трансформации традиционной внутренней структуры Востока, вынужденного приспосабливаться к новым реалиям колониального капиталистического мирового рынка.

После смерти пророка Мухаммеда в 632 был создан Праведный халифат. Его возглавляли четыре Праведных халифа: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. В 632 году между мухаджирами (мекканцами) и ансарами (мединцами) начался спор о его преемнике, закончившийся избранием халифом Абу Бакра ас-Сиддика — близкого друга пророка Мухаммеда. Между тем, с известием о смерти Мухаммада почти вся Аравия сразу отошла от ислама. Война с вероотступниками позволила Абу Бакру возвратить племена Аравии назад к исламу. Немедленно же, по усмирении восстания арабов Абу Бакр, продолжая политику пророка Мухаммада, повёл их на войну против византийцев и персов. В их лице халиф из повелителя обширной империи превратился в князя небольшой багдадской области, враждующего и мирящегося со своими иногда более сильными, иногда более слабыми соседями. Внутри государства, в своей столице Багдаде, халифы сделались зависимы от своевольной преторианской тюркской гвардии, которую счёл нужным сформировать Мутасим (833 г.).

Доколумбовая эпоха включает в себя весь период подразделение в истории американского континента до появления значительных европейских влияний на американском континенте, охватывающее время от первоначального поселения в верхнепалеолитический период до европейской колонизации в течение периода ранние современного. Хотя фраза «доколумбовая эпоха» буквально относится только ко времени, предшествовавшему путешествию Христофора Колумба в 1492 году, на практике эта фраза обычно используется для обозначения всей истории коренных американских культур до тех пор, пока эти культуры не были истреблены, уменьшены или экстенсивно изменен европейцами, даже если это произошло намного позже Колумба. Альтернативные термины пред контакт, доколониальные или доисторические Америки также используются, в Латинской Америке обычный термин - до испанский.

Ацтекская империя, подобно большинству империй, была весьма разнообразна этнически. Будучи весьма молодым государственным образованием, по своей структуре она напоминала классические военные деспотии древнего Ближнего Востока — это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. Майя - цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начало её формирования относят к предклассической эре (2000 год до н. э. — 250 год н. э.), большинство городов майя достигло пика своего развития в классический период (250—900 годы н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. При покорении соседних племен инки, с одной стороны, использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны, привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покорённые племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покорённых народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти.

Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре «княжеские мужи», дружинники, служители культа. Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами», началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди». Важную роль в их жизни играла община «мир», или «вервь». Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Больших успехов достигает ремесло: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств. Города стали основными торгово-ремесленными центрами. При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни играло собрание городских жителей – вече. В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина.