Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Раннее Новое Время в мировой истории, Россия в XVI –XVII вв.

Понятие Нового времени появилось в эпоху Возрождения как синоним Ренессанса. Самостоятельное значение термин новое время приобретает во второй половине 16 века в работах французских писателей и гуманистов. Для большинства людей Новое время наступило лишь в 19 веке, что связано с бурным развитием техники, промышленной революцией, урбанизацией, серией политических революций. Всю периодизацию можно разделить на 3 этапа: Раннее новое время (с 7 по 18 век) - долгое время рассматривалось как переходная эпоха между феодальным средневековьем и капиталистическим Новым временем. Бурно развивалась мировая торговля, появлялись новые мануфактуры. Классическое Новое время (19 век) - начало Классическому Новому времени положила Великая Французская революция 1798 г. На рубеже 18 – 19 в. в Англии - индустриальная революция. Они положили начало процессу модернизации. Позднее Новое время (20 век) - этот период Нового времени связан с кризисными явлениями, так и с поиском путей их преодоления (мировой экономический кризис, вторая мировая война, экологические проблемы), развиваются информационные технологии, становление постиндустриального общества.

Характер социально-экономического и культурного развития Европы раннего Нового времени во многом определяли Великие географические открытия 15 - 16 вв. Высокий уровень, достигнутый к этому времени в технике и экономике, позволил европейцам в полной мере воспользоваться плодами исследованных ими земель и материков. Характерная черта хозяйственной жизни и экономики раннего Нового времени - сосуществование новых и традиционных черт. Материальная культура сохраняла средневековую рутинность. Некоторые сдвиги происходили в традиционных ремеслах - изобретение широкого ткацкого станка и самопрялки способствовало прогрессу текстильного производства. Однако средневековая цеховая система препятствовала внедрению технических новшеств. Этот период был последней стадией развития доиндустриальной аграрной цивилизации в Европе, завершившейся с наступлением промышленной революции 18 в. в Англии. Реформация в 16 в. - важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные течения и национальные церковные организации. Отражая кризис католицизма, Реформация в то же время позволила преодолеть его, адаптировав христианскую веру к потребностям и этическим запросам современного ей общества. В эпоху раннего Нового времени страны Западной Европы вступили в новую фазу своего политического развития. К началу 16 в. в основном было завершено «собирание» королями французских, английских, испанских земель. Даже в тех регионах, где не сложились крупные централизованные государства (Германия, Италия), была заметна консолидация земель вокруг местных политических центров.

В той или иной степени, черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государства Европы, но наиболее законченное воплощение - во Франции, где абсолютизм проявляется уже в начале 16 века. В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор (1558-1603), но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. Сильная королевская власть установилась в Испании, но слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию. В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а рамках отдельных княжеств. Особенности абсолютизма в различных странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно больше, чем в Германии, Австрии и России.

Речь Посполитая возникла в результате заключения Люблинской унии, основным внешним фактором которой стала война между Великим княжеством Литовским и Русским государством, длившаяся с 1558 г. На переговорах польская сторона выставила жесткие условия, что вызвало негодование литовских магнатов, покинувших заседание. В результате этого польские представители, опираясь на часть литовской и русинской шляхты выдвинули предложение о присоединении к Короне Польской брацлавщины, киевщины и Левобережной Украины, на что литовские и русинские шляхтичи, настроенные против литовских крупных феодалов ответили согласием. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана вернувшимися литовскими представителями и затем, 4 июля ратифицирована Сигизмундом II. Условия унии предусматривали объединение двух стран, совместные выборы короля, введение единой монеты, проведение общей внутренней и внешней политики.

Согнанные с земли, разорённые люди нигде не могли найти защиты. Королевские суды всегда становились на сторону землевладельцев, так как судьями в них были сами же дворяне. Отнятые у крестьян земли дворяне огораживали изгородями или канавами. Поэтому насильственный сгон крестьян с земли в Англии получил название огораживаний. В результате огораживаний в Англии появилось много свободных людей, не имевших земли и орудий труда. Захватив крестьянские земли дворяне стали разводить огромные стада овец. Они забросили рыцарские доспехи и засели за счётные книги, стараясь всеми способами увеличить свои доходы. Это были расчётливые, экономные хозяева. Для обработки своих полей и ухода за скотом они нанимали сельскохозяйственных рабочих - батраков. Батраками становились самые бедные крестьяне. Землевладельцев, которые вели хозяйство по-новому, называли новыми дворянами.

Развитие капиталистических отношений - это достаточно длительный исторический процесс, требующий ряда условий и предпосылок в социально-экономической сфере. Переход от феодальной системы к капиталистической изменяет практически все области жизни общества: формируются экономические отношения между трудом и капиталом, меняется социальная структура общества, а впоследствии и политическая его организация. Первоначальное накопление капитала - это исторический период, в течение которого происходит формирование условий для развития капиталистических отношений. Процесс первоначального накопления капитала включает два социально-экономических процесса: накопление денежных средств и дальнейшее их использование для развития мануфактурной промышленности; появление свободной наемной рабочей силы, обладающей двойной свободой.

Процесс модернизации является стадиальным, многофакторным, исторически инвариантным и обратимым, он обладает региональной и цивилизационной спецификой и протекает с различной скоростью и интенсивностью в разных общественных подсистемах и на разных этапах развития. Существенным параметром процесса модернизации является «тип модерности» общества. Под ним понимается социокультурный, региональный, цивилизационный контекст модернизации, совокупность характерных признаков общества и культуры, а также исторических условий, влияющих на общие предпосылки, потенциал, исторический рисунок и перспективы модернизации в конкретном социоисторическом организме.

Возрождение и Реформация выполнили ряд стоящих перед обществом задач. Они не только скомпрометировали предшествующую социокультурную модель, выступив в роли своего рода «культур-убийц», но и сохранили необходимое для ее «обновления» и дальнейшего развития латинское понимание культуры и ее базовых сакральных и секулярных идей. Они выступили в роли своего рода «дворников», которые, убирая накопившийся культурный «мусор», иначе говоря, стремясь привести в порядок уже излишне «разбухшую», хаотично развивавшуюся и в итоге малоуправляемую культуру, обнаружили «гниль» в самом фундаменте этой культуры. Запад к XVII в. (после Реформации и Возрождения) пошел по пути либерализма: на первом плане идеи свободы и толерантности, происходит переход с эволюционного пути на инновационный (культивирование таких интенсивных факторов, как наука и техника), формирование гражданского общества, безусловно, господствует частная собственность, труд считается главной ценностью, а не простой бытовой нормой.

Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.) - родоначальник итальянского Возрождения, великий поэт и мыслитель, политический деятель. Его политические цели: реформа церкви, прекращение войн, единство Италии. Петрарка был знатоком античной философии, ему принадлежит заслуга собирания рукописей античных авторов, текстологической их обработки. Леонардо да Винчи (1454 – 1519 гг.) - гениальный итальянский художник, скульптор, ученый, инженер. Его многочисленные изобретения были основаны на глубоком изучении природы, законов ее развития. Он был новатором и в теории живописи. Наивысшее проявление творчества Леонардо видел в деятельности художника, научно постигающего мир и воспроизводящего на полотне. Термин «северное Возрождение» применяется для обозначения искусства 15 - 16 вв. в Германии и Нидерландах. Пути развития северного Ренессанса иные, чем итальянского. Эти различия коренятся в книжном характере восприятия опыта античности в Нидерландах и Германии, где подлинные римские памятники не были широко известны. Знакомство с античной культурой происходит в северных странах Европы на основе философских текстов, произведений литературы. Крупнейшим гуманистом всего Северного Возрождения стал Эразм ван Роттердамский (1469-1536). Он публиковал со своими комментариями античных классиков, труды "отцов церкви", очищенный от искажений текст Нового Завета.

Главными деятелями Реформации были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Несмотря на то, что в истории их имена часто упоминаются вместе, это были люди совершенно разные. Лютер выступил против Рима, опираясь на личный опыт богопознания, прежде чем объявить о своих теологических новшествах, ему пришлось победить сомнения в своей богобоязненной душе. Кальвин же, который был на 26 лет моложе Лютера, застал протестантские идеи уже вполне сложившимися. Они для него - не результат внутренних терзаний, а предмет профессиональных размышлений и систематизации. Кальвин не пережил тяжёлый духовный кризис, как Лютер. Его переход в протестантизм был результатом медленной и сложной рассудочной работы.

Как показала история Нового времени, народно-буржуазные общества Голландии и Англии, подготовив появление промышленной цивилизации и национальных обществ, сами так и не смогли вырваться из состояния господства народного феодального умозрения, не смогли существовать без народно-феодального устройства государственной власти. И до сих пор они остаются промежуточными, народно-национальными обществами идеалистического строя. Народно-буржуазные революции в Нидерландах и в Англии условно разбили эру идеалистического строя на два самостоятельных исторических периода. До этих революций в христианском мире безраздельно господствовал удельно-землевладельческий и крепостнический, феодальный подстрой идеалистического строя. А после указанных революций началось становление уже буржуазно-капиталистического подстроя того же, идеалистического строя.

Результатом притока огромных количеств золота и серебра из вновь открытых территорий лишь на первых порах было усиление государств, снаряжавших первопроходцев. В скором времени Европу поразила «революция цен», а точнее, их рост на большинство промышленных и продовольственных товаров. Это, в свою очередь, привело к разорению социальных слоев с фиксированными доходами, не обладавших ресурсами для маневра. Великие географические открытия стимулировали развитие товарно-денежных отношений. Европейские страны в своих колониях проводили схожую экономическую политику. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально переносили в свои колониальные владения проверенные феодальные структуры. В колониях создавались плантационные хозяйства, которые работали на внешний рынок, но с применением полурабского труда туземного населения.

В Европе в 16 и первой трети 17 в. наблюдается значительный рост цен, условно названный «революцией цен». Рост цен проходил неравномерно по странам и во времени. Резкий и устойчивый рост был связан в 16 в. с ввозом в Европу большого количества золота и особенно серебра, добытых дешевым трудом рабов в новооткрытых колониях, вследствие чего снизилась цена самих драгоценных металлов. «Революция цен» различным образом повлияла на экономическое положение разных групп и сословий феодального общества. Пострадали от «революции цен» широкие слои населения: крестьяне, ведшие мелкое, не производящее на рынок хозяйство и вынужденные нередко батрачить или заниматься подсобными промыслами кустарного характера, а также те крестьяне, которые платили феодальную ренту продуктами или нефиксированную ренту. Всюду понижение заработной платы и повышение капиталистического дохода, разрыв между арендной платой и феодальной рентой вели к усилению классовых антагонизмов к обострению классовой борьбы.

Меркантилизм как первая школа экономичес­кой мысли периода зарождающихся ры­ночных экономических отношений имеет целый ряд теоретико-методологических особен­ностей. Меркантилизм оставил заметный след в истории экономичес­кой мысли, имея в виду как позитивные, так и негативные эле­менты творческого наследия его представителей. Во-первых, концепция меркантилистов почти целиком была обращена к практике хо­зяйственной жизни, хотя в основном в сфере обращения (потребления). Во-вторых, меркантилизм обусловил специфику формирования рыночных экономи­ческих отношений и, в особенности, сменившей его классической политической экономии в развитых европейских странах, прежде всего, в Англии и во Франции. В-третьих, издав в 1615 г. книгу под названием «Трактат поли­тической экономии», французский меркантилист Антуан Монкретьен ввел в научный оборот не только термин «политическая экономия», но, как показала вся последующая история экономи­ческой науки, и ее новое название, остававшееся безальтернатив­ным вплоть до начала 20 в.

16 - 17 столетия занимают особое место в истории России. В этот период окончательно сложилось единое Российское государство, территория которого существенно расширилась после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Урала и Сибири, его границы достигли берегов Тихого океана, и, таким образом, в основном сложилось нынешнее географическое пространство нашей страны. В это время завершается преодоление последствий политической раздробленности и зависимости от Орды, постепенно происходит укрепление государственности, приобретающей черты самодержавия и абсолютной монархии, формируется и развивается система центрального и местного управления. Российское государство формируется как многонациональная держава, где приобретали опыт мирного сосуществования различные в цивилизационном и конфессиональном плане народы. Наряду с оформлением крепостного права, появляются новые тенденции в экономике, растет внутренняя и внешняя торговля. Развивается самобытная русская культура. Укрепляются политические, экономические, культурные контакты со странами Европы, позволившие создать необходимые предпосылки для последующей модернизации страны в петровскую эпоху.

Семнадцатый век было принято называть «новым» или «переходным» периодом в русской истории. Бесспорные изменения, однако, произошли в области религиозного мировоззрения, в области культуры. Другим бесспорным новшеством оказалось то, что Московское царство в 17 в. радикальным образом изменило свои границы, присоединив к себе огромные территории и включив в себя разные народности, что положило начало формированию имперского сознания. Произошли важные изменения в организации войска. Усложнилась социальная структура общества, и увеличилось количество бюрократических учреждений. Реформы Петра начались уже на исходе 17 столетия, вдохновленные его «Великим посольством» 1698 г.

В 1547 г. Иван IV принял царский титул и формально сравнялся с западноевропейскими императорами. С 1549 г. стали собираться Земские соборы. Были укреплены вооруженные силы. Порядок обязательной дворянской службы определялся «Уложением о службе» 1556 г. В 1550 г. был утвержден царский Судебник, а в 1551 г. царь утвердил Стоглав, устав для русской православной церкви. Реформы улучшили управление в центре и на местах, укрепили вооруженные силы, сбор налогов. Начался экономический рост, были присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. К концу XVII в. царская власть подмяла под себя общество и церковь, ликвидировала остатки вольности городов (в Северо-Западной Руси). Государство подавило и ограничило свободу всех сословных групп, включая дворян и купцов, фактом стало превращение всех жителей в холопов царя. Произошло огосударствление всех сфер жизни, установился самодержавный произвол, односторонние обязанности низов по отношению к верхам.

Московское княжество возглавило борьбу с монголо-татарами. Отношения Москвы с Золотой Ордой были неоднозначными. Иван Ι Калита собирал для монголо-татар дань со всех покоренных российских княжеств. Московские князья часто вступали с захватчиками в союз, заключали династические браки, покупали «ярлык» на княжение. Дмитрий Ι Донской в 1373 оказал серьезное сопротивление монголо-татарам, напавшим на Рязань. Затем русские войска одержали победу в сражении на реке Воже и на Куликовом поле. Окончательное формирование централизованного государства. Его основателем считается Иван ΙΙΙ, завершивший присоединение к Московскому княжеству северо-восточных земель и свергший монголо-татарскую власть в 1480 году после Стояния на реке Угре.

Предпосылками Смуты стали последствия разорения страны в годы опричнины и Ливонской войны, которые привели не только к материальным потерям, но и к подрыву традиционных нравственно-религиозных устоев во взаимоотношениях власти и подданных, власти и церкви, представителей разных общественных слоев внутри них и между ними, а также к росту социальной напряженности. Впервые в русской истории было совершено массовое клятвопреступление боярами и служилыми людьми присяги, данной наследнику престола Фёдору Борисовичу, впервые было совершено цареубийство, впервые к власти пришел самозванец. Временное отрезвление, приведшее к восстанию против царя-самозванца в 1606 году, было использовано боярской группировкой, стоявшей за Василием Шуйским, который пришел к власти путем заговора, с помощью новой серии клятвопреступлений и политических убийств. В начале 1613 года был созван Земский собор, представительство на котором получили все города, территории и сословия, принявшие участие в освободительной борьбе, от крестьян и казаков до духовенства и патриотически настроенной части боярства. 21 февраля собор избрал нового царя, которым стал Михаил Федорович из рода Романовых. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая отняла у России крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году заключено Деулинское перемирие с Польшей, которой Россия уступила Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Материальные последствия Смуты – разорение и запустение огромных земель, особенно на западе и юго-западе страны, гибель значительной части населения (по подсчетам некоторых историков – до трети всех жителей) продолжали сказываться еще долго. Их преодоление шло как наряду с укреплением ряда национальных политических и религиозных традиций, так и в ходе начавшихся процессов модернизации, без которых было невозможно сохранение с трудом восстановленной территориальной целостности и независимости России.

Первый царь из династии Романовых – Михаил Романов. Его история правления начинается с 17-летнего возраста. Внутренняя политика Михаила Федоровича была направлена всецело на восстановление разрушенной экономики страны, чему мешали частые набеги крымских татар. В управлении страной юный царь опирался на Земский собор, который созывался довольно часто. Важной реформой стало введение воеводского правления на местах, которая упорядочила вертикаль власти. Укрепление власти позволило повысить налоги, взимаемые с посадского населения, что увеличило доходы казны. При Алексее Михайловиче укрепляется царская власть. В 1653-1655 годах по его приказу патриарх Никон провел церковную реформу, согласно которой верующие должны были креститься тремя перстами вместо двух, отдавать поясные поклоны вместо земных, а также церковные книги и иконы были отредактированы на новый греческий манер. В 1648 году в России проходит военная реформа. В 1649 году принимается Соборное Уложение – свод законов России, действовавший почти 200 лет. В 1654 году проводится монетная реформа.

Социальная структура русского общества 17 в. была глубоко сословной. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы. Светские феодалы разделялись на чины. В 17 в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, дьяки и думные дворяне. Следующими по своему положению в обществе были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли «детьми боярскими». Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т. е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались «гостями».

На основе растущей специализации мелкотоварного ремесла началось складывание всероссийского рынка. Если в 16 в. и ранее торговля велась, главным образом, в пределах одной округи, то теперь торговые связи начали устанавливаться по всей стране. Важнейшим торговым центром являлась Москва. Оптовая торговля находилась в руках крупного купечества. Верхушку его составляли гости, купцы гостиной и суконной сотен. Они освобождались от податей, посадских служб, постоя войск, имели право приобретать вотчины. Россия вела обширную внешнюю торговлю. Основной спрос на импортные товары предъявляли царский двор, казна, верхушка служилых людей. Со странами Востока торговали по Каспию и Волге. Центром восточной торговли была Астрахань. В Россию ввозились ковры, ткани, особенно шелк. Из Европы Россия импортировала металлические изделия, сукна, краски, вина. Русский экспорт составляли пенька, лен, пушнина, кожи, сало, продукция сельского хозяйства и лесных промыслов. Торговля со странами Европы была затруднена отсутствием выходов к Балтийскому и Черному морям. Единственным морским портом России был Архангельск, 8 месяцев в году находящийся подо льдом. На его долю приходилось 3/4 внешнеторгового оборота России. Со странами Восточной Европы торговали по суше - через Смоленск, со Швецией - через Псков и Новгород. Под давление купечества правительство в 1653 г. приняло Торговый Устав, заменивший многочисленные торговые пошлины единой пошлиной в размере 5% стоимости товара. Пошлина с иностранных купцов была повышена до 6%, а при продаже их товаров не в Архангельске, в внутри страны - 8%. В 1667 г. был принят Новоторговый Устав. Отныне иноземные купцы должны были платить двойную пошлину за продажу товаров внутри России, могли вести только оптовую торговлю и продавать свои товары только русским. Торговля в России между иностранцами была запрещена. 

«Бунташный век» относится к XVII столетию. В этот период прошло 6 крупных народных восстаний, не считая мелких выражений недовольств. События начались после завершения «смутного времени». В стране ощущалась нестабильность, вызванная пустой казной. В этих условиях правительство стремилось укрепить власть. Делалось это самым простым способом – ущемлением простого народа. К основным событиям “Бунташного века” относят: Соляной бунт (1648 г.); Медный бунт (1662 г.); Восстание под предводительством Уса (1666 г.); Восстание Степана Разина (1667 – 1671г.); Соловецкое восстание (1667 – 1676 г.). Несмотря на большое количество восстаний, причины поражений носили общий характер. Заключались они в следующем: Стихийность - отсутствие чёткой программы действий, события развивались под влиянием момента. Противоречия - которые возникали между отдельными социальными группами в ходе восстания. Отсутствие конечных целей у восставших. Безграничная вера в царя - весь гнев был обращён против произвола чиновников и помещиков. А ведь именно царские войска вели подавление восстаний. События «бунташного века» давали власти чёткие позывы недовольства народа. Однако выводов в те времена сделано не было. Только в последующие столетия реформы постепенно стали внедряться в жизнь.