Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Слияния и поглощения как инструмент развития

В условиях глобализации мировой экономики среди крупнейших транснациональных корпораций, теряющих динамику развития постоянно на повестке дня стоят вопросы о слияниях и поглощениях, что в первую очередь обусловлено наращиванием активов компании и усиления финансовых позиций в отрасли. Слияния и поглощения представляют собой широкий спектр уникальной оптимизации бизнеса, возможности реализации в данных сделках трансформации и реорганизации корпораций, направленных повышение уровня общей капитализации благодаря синергетическому эффекту. В мировой практике сделки по слиянию и поглощению обычно характеризуются высоким уровнем общего риска. Слияния и поглощения могут быть успешно реализованы путем сопоставления размера инвестиций, цены покупки, направлением сделки, типа транзакции. Используя сопоставимый анализ цены акций компаний до и после слиянии можно увидеть реакцию рынка и разработать систему мероприятий, направленных на повышение стоимости акций.

Для компаний неактуальным становится вопрос рыночной доли, поскольку на первый план выходит показатель рыночной капитализации. Актуальность оценки сделок по слиянию и поглощениям, позволяет разработать превентивные меры на стратегическом и тактическом уровне с целью защиты.

В законодательном поле понятие «слияния», «поглощения», «покупки» и российского понятия «приобретение» значительно отличается как в целом в правовых системах, так и в законодательстве отдельных стран. Поэтому при осуществлении сделок с активами компаний в разных странах на это необходимо обращать внимание.

Специалисты Мирового банка отмечают, что при слиянии и поглощении происходит реорганизация родительских и других аффилированных компаний в достаточно сложные структуры, а перераспределение пакетов акций между ними дает определенные привилегии, но ограничивает в праве принятия решений или избрании директората. Данный механизм является по сути наиболее эффективным методом защиты от будущих слияний и поглощений.

В мировой практике существует достаточное разнообразие видов слияний и поглощений, но их можно объединить в зависимости от характера и условия сделки, способа объединения ресурсов и особенностей национального менеджмента.

На международном рынке слияний и поглощений по объемам лидирует нефтегазовый сектор – 1892 млрд. долл. США, но к нему достаточно близка автомобильная промышленность и динамично растет рынок телекоммуникаций.

На нефтегазовом рынке активность слияний и поглощений достаточно высока и также высоко оцениваются активы которые представлены прогнозными запасами нефти и газа, нефтедобывающим оборудованием, транспортным флотом (танкеры) и LNG терминалами, способными принимать в портах танкеры со сжиженным газом.

Хотя компания Royal Dutch Shell plc достаточно крупная с точки зрения капитализации, но в 2017 г. по доле рынка по чистой прибыли она заняла 4-е место в мире с долей рынка 7,65%, тогда как на первом месте лидирует российская компания Газпром с долей рынка – 16,53%, второе место занимает американская ExxonMobil с долей рынка 10,04%, и китайская Sinopec с долей – 8,25%. Однако, по моему мнению, важными показателями сегодня является добавленная стоимость, создаваемая в компании, и соотношение собственного и заемного капитала.

На этом фоне компания Royal Dutch Shell plc достаточно хорошо представлена производственными мощностями в странах Европы и Азии.

Динамика доходов компании Royal Dutch Shell plс, отраженная в динамике с 2005 г. отражает устойчивый рост вплоть до кризиса 2008-2009 гг., эта тенденция наблюдалась после слияния обеих материнских компаний в 2004 г., и ее реорганизации в единую компанию в 2005 г.

Для того, чтобы сделать акции доступными для инвесторов, материнская компания Royal Dutch Shell создала 6 листингов в трех странах: Голландии, Великобритании и США, выпуская акции класса А, которые облагаются 15%-ным голландским налогом на дивиденды, а акции класса B - нет. По нашему мнению, листинг акций в трех странах позволяет также контролировать структуру акционерного капитала в целом, и регулировать его в случае негативных воздействий рыночных условий.

До слияний динамика доходов компании BG за 5 лет выросла на 2,1%, тогда, как компании Shell на 6,2%.

Сделка по слиянию с компанией BG, оглашенная 22 декабря 2015 г., стимулировала Shell выпустить в общей сложности 1,523,804,425 новых акций Shell, что составляло 218 728 308 акций Shell A и 1 305 076 117 акций Shell B. В результате капитал Shell в 2015 г. после слияния состоял из 4 209 649 877 акций Shell A и 3,745,486,731 Shell В, в каждом из которых, компании имели равные права голоса. В результате приобретения BG Group plc (BG) в феврале 2016 г. и средней сырой нефти Brent цена в 44 доллара за баррель в 2016 г. по сравнению с 52 долл. / б в 2015 г., передача компании увеличилась до 28,0% в 31 декабря 2016 г. (2015 г. - 14,0%). Приобретение BG увеличилось на 9,7%, передача, определяемая как чистый долг (общий долг за вычетом денежных средств и их эквивалентов) в процентах от общего объема капитал (чистый долг плюс общий капитал), является ключевым показателем нашей структуры капитала

Список использованных источников

  1. BG GROUP ANNUAL REPORT AND ACCOUNTS 2014. BG GROUP. 156 р.
  2. Рид С. Ф., Лажу А. Р. Искусство слияний и поглощений. М.: Альпина Паблишер, 2014. 957 с.
  3. Harvard Business Review on Mergers and Acquisitions. URL: https://hbr.org/topic/mergers-and-acquisitions