Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Романика во Франции и ее особенности

11 и 12 века во Франции считаются периодом образования и расцвета искусства романики. Это время характеризуется культурным подъемом средневековой Франции, где романское искусство формировалось наиболее последовательно. В данном эссе я отвечу на вопрос, что же такое французская романика и в чем проявляются ее отличительные черты.

Для архитектуры данного периода характерно многообразие архитектурных школ, стили которых разнились в зависимости от географического положения. Так наиболее ярко черты данного направления проявлялись в архитектуре и искусстве Нормандии, Бургундии, Прованса и Пуату. И, так как романская архитектура являлась преимущественно архитектурой церквей и замков (низкий уровень жизни простых крестьян делал невозможным развитие массового жилища), самые крупные и грандиозные храмы были построены именно в Бургундии. Они отличались нарядностью живописного и скульптурного убранств. К таким храмам относятся, например, собор Сен-Лазар и церковь Сен-Мадлен. Также одной из особенностей периода романики являлось появление и распространение трехнефных базилик с цилиндрическими сводами и паломнических церквей, как, например, церковь Сен-Сернен. А во французской светской архитектуре сложился определенный тип замка-крепости с каменной башней в центре. Как правило, подобные сооружения были окружены рвом, а мост, перекинутый через него, в случае нападения поднимали и закрывали им главный вход.

Важным шагом в развитии искусства средневековой Франции стало зарождение скульптуры и живописи на рубеже 11-12 веков. Вместе с этим в искусстве образовывалась сложная иерархия сюжетов, поэтому живопись и скульптура стали носить монументальный характер. Былые орнаментальность и декоративность, присущие античному искусству, не исчезли, но приобрели новые функции, подчинившись усложненным композиционным и сюжетным задачам. Теперь изображаемое можно было отнести к одному из двух сформировавшихся типов композиций: произведения с ярко выраженным композиционным центром, где господствовала симметрия, и циклы, повествующие о цепи событий.

Расцвет живописи периода романики во Франции пришелся на конец 11 — 12веков. В это время происходило переосмысление византийских влияний и создание собственного художественного стиля французской фрески. Также Романская живопись оставила свой отпечаток и на книжной миниатюре. Значительная часть сохранившихся произведений создана в монастырях на юге Франции. Одним из немногих художников, творивших в стиле книжной миниатюры – Стефан Гариса. Его проиллюстрированные комментарии к Апокалипсису являются настоящим шедевром: выполненные в лучших народных традициях данного направления изображения отличаются своей яркостью и живописностью.

В скульптуре дела обстояли немного иначе. Скульптура в средневековых храмах Франции впервые появилась в 11 веке. В этот период обыкновенная резьба по камню превращалась в настоящий сюжетный рельеф. Вместе с этим вновь начала развиваться круглая монументальная пластика, что также является отличительной особенностью романики. Но данная техника пока не могла существовать отдельно от монументально-декоративного храмового ансамбля и являлась его дополнением, поэтому художественный язык все еще оставался достаточно условным. Скульптурой обильно венчали храмы в разных частях страны: Бургундии и Провансе. К известным нам памятникам периода романики относятся скульптуры и рельефы в храме Сен-Лазар, где они лаконично дополняют фасады и капители.

Таким образом, искусство романики отличалось активным развитием храмовой и светской архитектуры. Данное время можно охарактеризовать как период становления живописи и скульптуры, во многом скованным узким назначением (украшение храмов), но от этого не менее изысканным и прекрасным. Именно на рубеже 11-12 веков во Франции зарождаются уникальные стили, которые оставили свой след в истории искусства данной страны и позволили ей плавно войти в эпоху готического стиля.