Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Романика в Англии и её особенности

Характеристика романской культовой архитектуры Англии представляет известные трудности в связи с тем, что подавляющее большинство соборов достраивалось или перестраивалось уже в формах готики и от романского времени в них сохранились лишь отдельные фрагменты. С другой стороны, навыки деревянного строительства продолжали сказываться в Англии еще долгое время. В стране, где было много опытных кораблестроителей, вплоть до XVI в. применялись деревянные перекрытия. Благодаря своей легкости они позволяли облегчать опоры и обогащать стены широким применением аркад, эмпор и трифориев. Эти приемы сохранились и в постройках с каменным перекрытием. Начало романики здесь имеет точную дату – 14 октября 1066 г., когда Вильгельм Нормандский одержал победу при Гастингсе и завоевал Англию. Романская архитектура Англии продолжает развивать особенности композиционно-пространственной композиции, выработанной нормандской школой. Ведущим типом и здесь остается монастырская церковь, но соборы строились таких размеров, которые были оправданы зачаточным состоянием городов, где они сооружались. Задуманы они были как церкви смешанного типа, то есть призванные служить как монастырской церковью, так и храмом для мирян. Как правило, это:

  • трёхнефные базилики
  • вытянутые в длину
  • с резко выступающим трансептом,
  • хор завершается полукруглой в плане апсидой и имеет боковые нефы,
  • которые также завершаются апсидами,
  • иногда боковые апсиды были внутри полукруглые, а снаружи плоские.
  • Ветви трансепта также снабжены одной-двумя апсидиолами.
  • Нередко трансепт имеет дополнительный, восточный неф, в который открываются его апсидиолы, иногда есть еще и западный неф.

Грань между монастырской церковью и собором стиралась, и такая особенность сразу же сказалось на построении плана. Нефы вытянулись в длину до 12-14 травей против обычных в Нормандии 6-7. С другой стороны присутствие монахов в соборе потребовало удлинение хора с двух травей до трех, а потом и до четырех. В результате английские церкви вытягиваются в длину (Церковь Сент-Олбанс 155 м, Винчестерский собор 170 м, Собор Святого Петра в Лондоне 177 м).

Представление о вытянутости английских соборов в длину дает один из первых романских храмов — собор в Норвиче, начатый строительством в 1096 г. Он насчитывает, включая хор, восемнадцать травей. Но, несмотря на изменение пропорций, схема остается та же, что и в Нормандии. Бенедиктинский план с тремя эшелонированными апсидами применен в Кентерберийском соборе, в соборах в Линкольне, Рочестере, Дареме, Сент-Олбанс, Или. План хора с кольцевым обходом встречается довольно часто с конца XI века: соборы в Винчестере, Устере, Кориче, Сент-Льюис, Норвиче. В интерьере английские базилики имеют трехчастное горизонтальное членение: главная аркада, ярус трифориев и верхний ярус окон, необходимый в пасмурной Англии. Собор в Глостере является единственным трехъярусным собором Англии: в крипте под хором, в хоре и в ярусе невысоких трифориев повторяется кольцевой обход с венцом капелл. Опоры чаще всего цилиндрические (возможно, связанные с применением в деревянном зодчестве дубовых столбов), но также используются и сложные, пришедшие из Нормандии. Средний неф перекрывается как правило деревянными стропильными перекрытиями, боковые - крестовыми сводами, апсиды – конхами.

Чтобы полностью отрезать неф, предназначенный для мирян от хора монахов и духовенства между хором и средокрестием много раньше, чем где-либо на континенте, стали воздвигать каменную перегородку, высокую, иногда двойную, с перекрытием, на который впоследствии устанавливали орган. Доступ к алтарю для мирян был закрыт, а для свадеб, панихид и крещения существовали дополнительные алтари в трансепте и боковых нефах. Таким образом весь эффект ритмичного расчленения нефа, устремляющегося навстречу алтарю и хору, был утрачен. Типичные для нормандского строительства башни вполне соответствовали англосаксонским традициям: в центре, над средокрестием высилась прямоугольная в плане башня, кроме того часто башни устраивались на западном фасаде. Нартекс редко существовал, даже в монастырских церквях.

Особое место среди романских храмов Англии занимает собор в Дареме (1096—1133), наименее пострадавший от последующих переделок и потому лучше сохранивший единство стилевого облика. Даремский собор — современник известного собора св. Троицы в Кане (Франция), по типу которого он воздвигался. Во внешнем его облике зависимость от прототипа достаточно заметна хотя бы в композиции двухбашенного фасада. Но уже и здесь проявляются собственно английские мотивы:

  • Башня над средокрестием превосходит массивностью и высотой фасадные башни, тоже весьма монументальные;
  • Западный фасад в большей степени насыщен элементами архитектурного декора, чем его нормандский прообраз.

Даремский собор строился с расчетом на каменное перекрытие и замечателен тем, что в его нефах впервые в Англии появился стрельчатый свод на нервюрах. Правда, этот свод еще достаточно массивен и стрельчатая форма его выражена довольно робко, но само столь раннее появление его указывает на скорое наступление господства готических архитектурных форм.

«Многосоставность» общего объема, вообще свойственная романской храмовой архитектуре, в Англии принимает характер своеобразного преизбытка форм, граничащего с раздробленностью. Английские романские соборы выделяются живописностью своего силуэта, обилием мелких членений и форм. Так, в соборе в Или, сооружавшемся во второй половине XII в., эффектную композицию составляет группа башен западного фасада. По углам монументального фасада (левая часть его не была воздвигнута) были поставлены небольшие восьмигранные башни, а по центральной фасадной оси возвышается грандиозная по ширине и по высоте многоярусная башня.

Заключение:

В целом, английскую романскую архитектуру отличают господство прямых линий, отчетливый ритм горизонтальных и вертикальных членений, строго выраженная осевая композиция, равновесие всех ее частей. При отчетливо выявленной типологической общности планов они производят впечатление большого разнообразия форм и свободы архитектурно-композиционных решений благодаря своему живописному расположению. Так, например, Даремский собор высится на крутом обрывистом берегу реки, и его мощные башни необычайно эффектно вздымаются над пышными кронами деревьев и над раскинувшимися невдалеке на пологих холмах невысокими городскими строениями