Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Реформация: выдающиеся деятели и их вклад в развитие протестантизма»

Реформацией называют период с 16в. до начала или половины 17в. в Западной и Центральной Европе, когда происходило движение за реформу католической церкви.

Реформация стала закономерным следстви-ем процессов, происходивших в Европе пос-ле эпохи Возрождения: индустриализации и стремления народов к самоопределению, а также стяжательства, поборов и аморального поведения самих представителей церкви, ко-торая тогда была наднациональным институ-том и ограничивала многие, если не все, пра-ва и свободы.

К выдающимся деятелям реформации от-носят стоявших у истоков протестантизма Мартина Лютера (Германия), Ульриха Цвин-гли (Швейцария) и их последователей Жана Кальвина (Франция), Томаса Мюнцера (Гер-мания)и Джона Нокса (Шотландия).

Мартин Лютер получил типичное средневе-ковое воспитание, занимался в университете философией и диалектикой, близко дружил с гуманистами. Обуреваемый страхом Бо-жественной кары за грехи, он ушёл в монас-тырь и стал священником; был одержим во-просом прощения грехов.

Уильям Цвингли был современником Лютера, гуманистом и поклонником Платона. Рационалистом.

М.Лютер выдвинул идею о том, что между раскаивающимся грешником и Богом третий лишний. И индульгенция—воровство. Вы-вел, аргументировал и обосновал 95 тезисов, которые в 1517г. прикрепил к дверям церкви. Понятно, что как результат его от неё отлу-чили; он основал свою ветвь христианства –протестантизм, направление—лютеранство; настаивал на дословной трактовке Еванге-$лия, и других авторитетов, кроме Евангелия, не признавал.

У.Цвингли, в отличие от М.Лютера, не был мистиком. Проповедовать начал в Цюрихе в 1516г., также изложив своё учение в тезисах.

Смысл которых: единственный источник ве-ры – Евангелие, Церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одного только духо-венства. Настаивал на упрощении богослу-жения, отвергал таинственность причаще-ния. И Лютер, и Цвингли признавали оправ-дание посредством веры. Лютер порицал ра-ционализм Цвингли и даже сомневался в его спасении. И пошёл ещё дальше, осудив разум как «блудницу дьявола».

В результате деятельности Цвингли, отсто-явшему особенности своей проповеди, в швейцарской реформации не господствовал один лишь лютеранский протестантизм, но и был заложен фундамент для реформаторско-го протестантизма, который впоследствии развил Кальвин.

Томас Мюнцер был за радикальное направ-ление в протестантизме. Некоторое время, до 1520г., был соратником Лютера.

Оба увлекались христианской мистикой.

Но Лютер ратовал за изменение духовности общества, а Мюнцер был практиком и при-зывал к активной перестройке классового общества:«Каждый простолюдин имеет право личного священства, почему тогда простолюдины угнетённые и властью церкви, и властью князей?»

Т.Мюнцер организовал вооружённый мя-теж в Тюрингии (Германия), который жесто-ко подавили, и сам был убит с десятками ты-сяч крестьян. Авторитет реформации оказал-ся чрезвычайно подорван.

Жан Кальвин был на 26 лет моложе Люте-ра. Перешёл в протестантизм в результате размышлений, анализа и систематизации. Переехал из Франции в Базель, потом в Женеву.

У Кальвина – своя, совершенно одиозная трактовка свободы воли. Т.е. по Кальвину, ее нет. И Бог сам по своему произволу решает, помиловать человека за грехи, показав своё милосердие, или наказать, показывая свою справедливость. Но так как человек не знает, что ему приготовлено, то не должен грешить. Таким образом, в отличие от своих предшественников, Кальвин отрицал воз-²можность прощения грехов за раскаяние.

Кальвин однозначно заявлял, что лишь Бог несёт ответственность за существующий по-рядок, а государство должно быть республи-кой, управляемой «избранными святыми».

Жан Кальвин добился неограниченной власти в Женеве как богослов. Он смог соз-дать чёткую, дисциплинированную, я бы да-же сказала, алгоритмизированную организа-цию церкви и вновь сделал ее надгосударст-венной, чтобы, как писал Вольтер, загнать в неё всех людей. Отменил все развлечения в Женеве.

Джон Нокс возглавил антикатолическую партию в Шотландии (1546г.). Впоследствии стал страстным проповедником. После его проповеди о грехе идолослужения реформа-ционное движение в Шотландии склонилось к народной революции.

Был последователем Кальвинизма и кончил свои дни как проповедник в Эдинбурге.

Как видим, наибольший вклад в протестан-тизм внесли Мартин Лютер и Жан Кальвин.