Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблемы развития правового регулирования в сфере корпоративных отношений и в сфере корпоративного контроля

В настоящее время в Российской Федерации практически сформировалась правовая база, регулирующая процессы создания, функционирования и ликвидации организационных форм корпоративных отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. Вместе с тем существующее в Российской Федерации правовое обеспечение корпоративного бизнеса не отвечает в достаточной степени требованиям современных рыночных отношений и необходимости привлечения иностранного капитала в отечественную экономику. Развитие рыночной экономики в России и повышение роли различных корпораций в функционировании экономической системы государства усложняют и правоотношение в указанной сфере, что, в свою очередь, влечет и определенные проблемы развития правового регулирования в сфере корпоративных отношений и в сфере корпоративного контроля.

Под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права)[1]. Его предметом является определенный вид общественных отношений, который закрепляется соответствующей группой юридических норм. В настоящем эссе анализируются проблемы правового регулирования корпоративных отношений и отношений в сфере корпоративного контроля.

Возможность субъектов корпоративных отношений оказывать постоянное влияние на принятие тактических и стратегических решений получила название корпоративного контроля. В широком смысле корпоративный контроль - это вся совокупность возможностей извлечения выгоды от деятельности корпорации [2]. При этом корпоративный контроль реализуется через систему корпоративного управления.

Контроль - это и есть не что иное, как некая управленческая деятельность, задачей которой в том числе является количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности акционерного общества, а также всестороннего и надлежащего соблюдения прав участников корпораций.

Под корпоративными отношениями понимаются отношения по участию в корпоративных организациях и управлении ими, и хотя в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) эти два вида корпоративных отношений разделены («Гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения)»), в последующих статьях они часто составляют единое целое. К примеру, корпоративные организации определяются как юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган (п.1 ст.65.1 ГК РФ). С включением в состав отношений, регулируемых гражданским законодательством права на участие в корпоративных организациях или управления ими, ГК РФ окончательно потерял одноотраслевой характер и наряду с имущественными и личными неимущественными отношениями, предпринимательской деятельностью, стал регулировать корпоративные отношения[3].

Глава 4 ГК РФ в новой редакции, глава 9.1 ГК РФ ведут к конкретному пересмотру взглядов ученых, которые основывались на прежних нормах ГК РФ. Представляется, что отечественное корпоративное право исходи как из европейской континентальной, так и англо-американской системы корпоративного права.

Глава 4 ГК РФ (в редакции ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ) выделило группу юридических лиц, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, т.е. корпоративные организации (п.1 ст. 65.1 ГК РФ). Понятие корпорации как юридического лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, является исходным началом корпоративного законодательства (права).

Несмотря на расширение предмета гражданско-правового регулирования за счет корпоративных отношений в ст. 2 ГК РФ и углубления понятия юридического лица в ст. 48 ГК РФ, правоспособность юридического лица по-прежнему сведена к гражданско-правовому положению юридических лиц и порядку их участия в гражданском обороте (п. 4 ст. 49 ГК РФ). Указание в названной норме об особенностях гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц в зависимости от осуществления деятельности в определенных сферах не только затрудняет понимание организационно-правовой формы юридического лица, но и не указывает того обстоятельства, что в правовое положение корпоративных организаций включатся права и обязанности участников корпорации. Более того, участники корпорации могут иметь и другие права и обязанности, предусмотренные законом или учредительным документов корпорации, кроме тех, которые предусмотрены в ст. 65.2 ГК РФ. Разнообразие и множественность названного круга законов можно установить, исходя из п.1 ст. 57 ГК РФ, которая устанавливает, что «особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций,
специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций. В п.3 ст. 96 ГК РФ, кроме ФЗ об АО, указаны законы и иные правовые акты о приватизации государственных и муниципальных предприятий и законы, регулирующие деятельность таких организаций. В ФЗ об ООО предусмотрено, что особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охраны и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются законами[4].

Изучение основных положений § 1 главы 4 ГК РФ и ранее изданных в соответствии с ним федеральных законов о хозяйственных обществах приводит к выводу, что в них в достаточной степени не отображено, что корпоративные организации являются не только участниками гражданского оборота. Участники (члены) корпораций обладают правом по управлению ими, на формирование уставного капитала и другие формы участия в корпоративных организациях.

Среди проблем правового регулирования корпоративных отношений и отношений в сфере корпоративного контроля следует также отметить следующее. Корпоративные права участников юридического лица не названы среди объектов гражданских прав в ст. 128 ГК РФ, однако ст. 358.15 ГК РФ предусматривает залог прав участников юридических лиц, залог прав акционера и прав участника общества с ограниченной ответственностью. Считаю, что какие именно корпоративные права участника юридического лица (п.1 ст. 65.2, п.1 ст. 67 ГК РФ) можно закладывать, должно быть установлено в законах о хозяйственных обществах.

На основании общего анализа последних изменений в области корпоративного права, можно сделать утверждение, что обширное, в какой-то степени противоречивое правовое регулирование корпоративных отношений коснулось лишь хозяйственных обществ. Закрепление таких фундаментальных положений как общее собрание участников корпорации – высший ее орган, решение уставом корпорации вопросов структуры и компетенции органов корпорации и других вопросов структуры и компетенции органов корпорации и иных вопросов вряд ли найдет практическое применение в деятельности некоммерческих корпоративных организаций (ст.123.1 ГК РФ).

Затрагивая в целом проблему развития правового регулирования российских корпоративных отношений нельзя не затронуть вопрос возможности и необходимости рецепции (заимствования) опыта западных государств при совершенствовании российского корпоративного законодательства.

В настоящий момент существует несколько точек зрения касательно успешности заимствования иностранного опыта. Одни полагают, что правовые конструкции, уже оправдавшие себя в различных экономических условиях, обязательно приживутся и позитивно проявятся в любой экономической среде. Сторонники противоположной позиции считают, что решающее значение принадлежит не качеству заимствуемой конструкции, а среде, в которую он вживляется. «Поэтому заимствование должно осуществляться из правовых систем (доноров), максимально схожих по своим условиям с системой принимающей»[5].

В настоящий момент в России сильно заметно заимствование международного опыта соответствующего регулирования. Нормы закона об акционерных обществах представляют собой в своем большинстве рецепцию западного права. В основу Кодекса корпоративного поведения легли принципы корпоративного управления, которые были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для использования правительствами в качестве отправной точки для оценки и совершенствования действующего законодательства, а также самими корпорациями для выработки систем корпоративного управления и лучшей практики. В соответствии с указанными принципами, структура корпоративного управления компании должна обеспечивать защиту прав акционеров; равное отношение к акционерам; признание предусмотренных законом прав заинтересованных лиц; своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации; эффективный контроль администрации со стороны правления (наблюдательного совета), а также подотчетность правления акционерам[6].

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что возможность и целесообразность использования передового международного опыта для формирования российского законодательства очевидна.

Отдельно стоит отметить, что при обсуждении вопросов реформирования действующего законодательства, и в частности, процедур, которые должны препятствовать злоупотреблениям сторон корпоративных конфликтов, необходимо всегда оценивать последствия их введения для добросовестных участников гражданского оборота. Введение новых процедур и правил, накладывающих новые обязательства на граждан и юридических лиц, должно быть оценено с точки зрения соотношения эффективности их результата и необходимости возложения обязательств.

Анализ последних новелл в части правового регулирования корпоративных отношений и отношений по корпоративному контролю показал (прежде всего, главы 4 ГК РФ), что был сделан важный шаг в регулировании корпоративных отношений, занимающих особое место в гражданском правовом регулировании. Но для завершения кодификации корпоративного законодательства следовало бы подготовить и принять федеральный закон о хозяйственных обществах, который включал бы права и обязанности участников именно этой организационно-правовой формы юридического лица. Все остальные права и обязанности корпораций их организационно-правовых форм устанавливались бы в отдельных законах.

Таким образом, совершенствование законодательства важная, но не единственная задача оптимизации правового регулирования в целом. Совершенствование правового регулирования включает в себя также улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспитания[7].

  1. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

  2. . Актуальные проблемы предпринимательского права. Сборник статей. Выпуск IV. Ответственный редактор – к.ю.н. А.Е.Молотников. М.: Стартап. 2015. С.48

  3. Андреев В.К., Лаптев В.А.: Корпоративное право современной России. Монография. М.: Проспект. 2016. С.34

  4. Андреев В.К., Лаптев В.А.: Корпоративное право современной России. Монография. М.: Проспект. 2016. С.45

  5. Бушев А.Ю. К вопросу о правовой доктрине рисков. Из сбор-ка Попондопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск 5. М.: Изд-во: Волтерс Клувер. 2005. С. 105.

  6. Макарова О.А. Реализация принципов корпоративного управления в российском акционерном законодательстве. Из сбор-ка Попондопуло В.Ф., Скворцов О.Ю. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных статей. Выпуск 5. М.: Изд-во: Волтерс Клувер. 2005. С. 124.

  7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб.: Питер, 2004. С. 432.