Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Предпринимательство вчера (конец 90-х г ХХ в), сегодня, завтра

Предпринимательство играет значительную роль в развитии экономики страны, создает новые рабочие места, способствует научному прогрессу, внедрению технологических новинок и в целом содействует повышению экономической мощи государства. Однако для того, чтобы открыть свое собственное дело, необходимо обладать определенными факторами производства. Как правило, в экономике выделяют четыре основных фактора производства: труд, землю, капитал и предпринимательские способности (в современном обществе также в качестве фактора производства выделяют информацию). До сих пор в мире нет единого мнения, что есть предпринимательство и кто есть предприниматель. И это несмотря на широкое употребление данных понятий в различных научных исследованиях. В этой связи американский ученый П. Друкер писал, что «прошло уже много лет с тех давних пор, когда Сэй ввел в оборот этот термин, а мы все еще продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство». Кто же такой предприниматель? Рассмотрим позиции некоторых экономистов по данной теме. Считается, что первым озадачился этим вопросом ирландский экономист Ричард Кантильон. Основным его достижением можно считать введение в научный оборот понятия «предприниматель» и его связь с риском. Для Р. Кантильона предприниматель — это посредник, связующее звено между производителями и потребителями. Однако в XVIII в. французский экономист Франсуа Кенэ первым заметил, что предприниматель может быть не только посредником, но и владельцем бизнеса. Значительный вклад в исследование сути предпринимательства внес Й. Шумпетер. Для него предприниматель обязан быть «вооружен» идеей нововведения и энергией для того, чтобы воспользоваться возможностью реализации новых комбинаций. «Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление комбинаций факторов производства и которые выступают как его активный элемент». Немалый вклад в разработку теории предпринимательства принадлежит А. Смиту, который считал, что предприниматель как собственник капитала ради реализации своей коммерческой идеи готов идти на определенный экономический риск. Французский экономист Жан-Батист Сэй также подверг глубокому анализу феномен предпринимательства. Он разделял предпринимателя и капиталиста. Главный акцент ученый сделал на различии дохода на капитал и предпринимательского дохода. Доходы предпринимателя, по определению ученого, представляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство». Следующими, кто занялся серьезно вопросами предпринимательства, были представители австрийской школы, прежде всего Л. фон Мизес, Ф. Хайек и И. Кирцнер. Так Л. фон Мизес внес дополнения в размышления Й. Шумпетера, утверждая, что предпринимателем может считаться человек, который выбирает из всех методов ведения бизнеса самый дешевый и более необходимый в данный момент людям.

Последователем Л. фон Мизеса был представитель австрийской школы И. Кирцнер, который поддерживал позицию Й. Шумпетера, в соответствии с которой предприниматель — это лицо, нарушающее рыночное равновесие. В ситуации равновесия нет места предпринимателю. Он утверждал, что главным разногласием между его позицией и позицией Й. Шумпетера является то, что «предпринимательство для меня не столько внедрение новых продуктов или новых методов производства, сколько способность видеть, где новые продукты приобрели неожиданную ценность для потребителей, где стали возможны новые методы производства». По мнению американского ученого П. Друкера, капиталиста и инвестора, взятых самих по себе, нельзя считать предпринимателями, поскольку они лишены основного предпринимательского свойства, а именно — способности «…создать что-то новое и отличительное от уже имеющегося». В то же время Дж. Кьюррен считает, что большинство собственников фирм являются настоящими предпринимателями, поскольку у них есть «потребность к достижениям». Известный экономист Д. М. Кейнс характеризовал предпринимателя как новый тип хозяйственника, с присущими ему качествами: предусмотрительность, расчетливость, стремление к лучшему, независимость, желание оставить бизнес наследникам, бережливость и оптимизм. Рассмотрев позиции разных ученых относительно понятия предпринимательства, обратимся к законодательству РФ по данному вопросу. Заметим, что ни в одном из законодательных актов нет четкого определения понятия «предприниматель». Однако Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.02.2004 № 3-П дает следующее определение предпринимательской деятельности: «...Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой — систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятие «предприниматель» в отечественном законодательстве отсутствует, являясь доктринальным. Каждый ученый, экономист и законодатель понимают под «предпринимателем» что-то свое.

Для развития экономики страны ключевое значение имеет предпринимательство. Оно не только обеспечивает освоение новых перспективных производств и модернизацию устаревших, но и способствует развитию конкуренции и увеличению открытости национальной экономики. Степень успешности и развитости предпринимательской деятельности создает условия для развития общества в целом.

Во времена СССР предпринимательство было исключено из жизни населения и только после его распада снова появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

В 1991 году в связи с распадом СССР в России расстраивается командно-плановая система экономики, начинается новый период реформ, затронувших в том числе и сферу предпринимательства. Конечно, изменения, произошедшие посредством этих перемен,

отражаются и на образе современного предпринимателя. Экономические реформы 90-х оказывают существенное влияние на социальную структуру российского общества, психологические особенности значительной части российского населения и выступают причинами их серьезных изменений. Важным событием, связанным с этими переменами, является становление, а если говорить более точно, то возрождение, российского предпринимательства как социально-экономического явления и появление новой социальной общности и нового типа людей — российских предпринимателей. Таким образом, в настоящее время современному российскому предпринимательству около 30 лет. Это сравнительно маленький срок в историческом масштабе страны.

На данный момент в научной литературе до конца не сформировался понятийный аппарат таких терминов, как «предпринимательский климат», «предпринимательская среда», «бизнес-климат» и «инвестиционный климат». При этом «предпринимательский климат» — наиболее распространенный термин, принятый большинством специалистов. Наиболее точная формулировка была дана Всемирным банком, который определяет предпринимательский климат как набор локальных факторов, формирующих возможности и стимулы предприятий к производительному инвестированию, созданию новых рабочих мест и расширению масштабов деятельности. На уровне государства предпринимательский климат считается главным фактором экономического роста и сокращения бедности в стране. Чаще всего его оценивают при помощи опросов руководителей компаний и представителей экспертного сообщества. Предпринимательский климат в России (в настоящее время) является довольно устойчивым. Это хорошо видно в ситуации с начинающими предпринимателями, которые уже на моменте старта имеют возможность выбора каналов помощи. Также стоит заметить, что не только государство, но и бизнес-сообщество демонстрирует заинтересованность в экономическом развитии. Сочетание грамотной государственной политики в области регулирования деятельности малого и среднего бизнеса, с одной стороны, высокий уровень личной заинтересованности и развитость институциональной среды, с другой — вот залог создания современной конкурентоспособной экономики.

В последнее время в мировой экономике усиливается тенденция к внедрению и разработке инновационных технологий с целью обеспечения экономического роста в стране. Такая экономика характеризуется готовностью применять результаты научно-технического прогресса с целью максимизации прибыли. Сегодня появились и укрепили свои позиции фирмы, которые специализируются на адаптации новейших научных исследований к потребностям рынка. К числу таких фирм относятся венчурные предприятия. Венчурное предпринимательство принято рассматривать как высшую эволюционную форму инновационного предпринимательства, которое предполагает преимущественно интенсивное развитие. Сам термин появился в экономической истории во второй пол. XX в. от английского слова venture, т.е. рискованное предприятие. Основателем современной венчурной индустрии принято считать генерала Джорджа Дориота, который в 1946 г. основал первую в истории Америки частную фирму венчурного предпринимательства — Американскую корпорацию исследований и развития. Сущность венчурного предпринимательства состоит в финансировании высокорисковых проектов в научно-технической сфере. Их успешная реализация

позволит разработать инновационные технологии и получить прибыль, которая в несколько раз превышает доходы в других отраслях экономики. Если говорить об основных признаках венчурного предпринимательства, то в первую очередь это рискованная деятельность. Статистические данные показывают, что смертность венчурных фирм в два-три раза выше, чем традиционных фирм. Соответственно инвесторы, которые принимают участие в финансировании инновационных идей, также имеют большой риск потерять вложенные деньги. Как правило, для того чтобы обеспечить некоторые гарантии возврата вложенных ресурсов, инвестор размещает свои временно свободные ресурсы в обмен на участие в капитале, который создается фирмой. В большинстве случаев венчурный инвестор является совладельцем бизнеса на первых этапах его существования. В России, в отличие от зарубежной модели, участие инвестора в деятельности венчурного предприятия в большинстве случаев носит ограниченный характер.

Венчурное предпринимательство является высокотехнологичным бизнесом и соответственно должно создавать продукт, который будет также отвечать необходимым критериям эффективности и полезности в обществе. Также одна из главных целей венчурного предпринимательства — это получение и достижение технологической эффективности, которая имеет место быть только тогда, когда полученная от произведенного товара доходность будет превышать совокупность всех затрат производителя. Таким образом, оценивая три аспекта эффективности — социальный, экономический и технологический, можно оценить эффективность функционирования и развития венчурного предпринимательства. Однако о зарождении венчурного предпринимательства в РФ можно говорить начиная с 1994 г., когда началось создание региональных фондов венчурного капитала. С такой инициативой выступил Единый банк реконструкции и развития (ЕБРР) на токийском саммите «большой семерки» в 1993 г. В результате было создано 11 региональных венчурных фондов с капиталом от 10 до 30 млн долл. США. В декабре 1996 г. на семинаре для менеджеров региональных фондов венчурного капитала ЕБРР, который проходил в Санкт-Петербурге, была высказана идея о создании Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ). В итоге РАВИ была создана в марте 1997 г., когда 10 из 11 российских фондов ЕБРР подписали Учредительный договор РАВИ. РАВИ — это первая в России профессиональная организация, которая объединяет ведущих игроков российского рынка и венчурных инвестиций. К настоящему моменту РАВИ установила прямые контакты с большинством зарубежных венчурных ассоциаций. Таким образом, до экономического кризиса в августе 1998 г. в России действовало около 40 венчурных фондов. Более половины из них не пережили кризис, закончив свою деятельность. В 1999 г. правительственная комиссия по научно-инновационной политике одобряет «Основные направления высоко-рисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000– 2005 годы». Значение данного документа для развития венчурного предпринимательства в России нельзя переоценить. Во-первых, «Основные направления» впервые на государственном уровне закрепили определения таких понятий, как «венчурное инвестирование», «венчурное предприятие», определяли систему венчурного инвестирования.

Во-вторых, одним из первых результатов реализации «Основных направлений» было создание 10 марта 2000 г. Правительством РФ по предложению Министерства науки Венчурного инновационного фонда. Он является полным членом РАВИ. Основными задачами ВИФ являются: • осуществление комплекса мер по развитию системы венчурного инвестирования в России; • аккумулирование и мобилизация инвестиций для наукоемких инновационных проектов с высоким уровнем рисков. РАВИ осуществляет огромный вклад в развитие венчурного предпринимательства в России. В 2000 г. она инициировала проведение Российских венчурных ярмарок, которые стали центром притяжения профессионального инновационно-венчурного сообщества. А с 2005 г. РАВИ реализует проект региональных венчурных ярмарок. На сегодняшний день было проведено 16 российских венчурных ярмарок (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани, Иркутске, Ростове-на-Дону, Перми) и 20 региональных венчурных ярмарок (в Казани, Новосибирске, Владивостоке, Красноярске, Иркутске и Ростове-на-Дону). Помимо практического РАВИ вносит и теоретический вклад в развитие венчурного предпринимательства, публикуя различные информационные и аналитические издания, выпуская ежегодный Аналитический сборник статистических данных по прямому и венчурному инвестированию в России. В целом венчурное предпринимательство в России находится на начальной стадии развития. Это вызвано, с одной стороны, дефицитом предложения венчурного капитала. А с другой — низким спросом на инновации, создаваемые на отечественном рынке. В связи с этим основными задачами в России в данной области являются развитие венчурного предпринимательства, создание благоприятного политического и предпринимательского климата, привлечение внимания к венчурному бизнесу как частных инвесторов, так и государства.

В условиях глобализации повышение экономической восприимчивости к инновационным процессам со стороны венчурных предпринимателей является залогом усиления конкурентоспособности России на рынке научно-технологических разработок. Для этого необходимо сместить акцент с сырьевого характера российской экономики на финансирование тех отраслей наноиндустрии, за которыми стоит будущее. Государство должно вырабатывать стратегию наращивания объемов производства, создавать стимулы в виде эффективной реализации произведенных инвестиций в область робототехники и др. Для активизации венчурной деятельности в России необходима разработка комплексного подхода, охватывающего законодательную область, макроэкономическое регулирование, институциональное развитие.