Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Предприниматели России: вчера, сегодня, завтра

Практика управления персоналом в решающей степени зависит от нравственных принципов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Стратегическое управление персоналом предполагает определенный тип предпринимателя, а также работников предприятий.

В последние десять лет предприниматели играют в России все большую и весьма противоречивую роль.

Что оказывает влияние на формирование моральных норм современных предпринимателей России?

Ответ на этот вопрос необходим для лучшего понимания не только проблем характера нашего переходного общества, его мнимых и подлинных движущих сил.

Оглавление

1. Особенности российских предпринимателей. 3

1.2. Сходства и различия предпринимателей царской и постсоветской России. 6

2. Современное предпринимательство 8

2.1. Условия современного предпринимательства в России. 11

2.2. Этика современных предпринимателей. 11

3. Перспективы развития нравственного предпринимательства в России. 13

Заключение. 14

1. Особенности российских предпринимателей.

Кого считать предпринимателем?

На этот вопрос в научной литературе существуют весьма разные ответы.

Распространенные трактовки предпринимательства сводят его сущность к одной функции - извлечение прибыли. «Делание денег» любым способом - в том числе с помощью спекуляций, взяточничества, даже криминальным путем - именуется часто предпринимательством.

Между тем более полутора веков назад определил в своем словаре предпринимательство как готовность «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к свершению чего-либо значительного».

Близкое к этому определение дано и в одной из первых работ по современному предпринимательству в России, где сказано: «Бизнес - делание денег из денег, но... обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовлением продукта или оказания услуги».

Итак, один из первых признаков подлинного предпринимательства -новая полезная деятельность человека, приносящая прибыль.

Прибыль, по мнению ряда авторов, не является главной целью предпринимательства.

Стимулом предпринимательской деятельности является не всегда извлечение прибыли, но всегда - приобретение доброго имени в социальном окружении. Это важно предпринимателю, поскольку его деятельность составляет смысл его жизни. Поэтому представляется очень интересной мысль немецкого профессора В. Шюлера о том, что «предприниматель - это человек, для которого основанное им предприятие составляет смысл жизни: оно переживает его самого, переходит по наследству к детям и последующим поколениям. Основатель предприятия часто рассматривает себя как патриарха, работников - как продолжение семьи, в которой он, естественно, глава. Но авторитет предпринимателя, - отмечает автор, - не только источник власти, авторитет обязывает его в рамках своей ответственности также заботиться о людях».

Другой не менее известный предприниматель Генри Форд писал в этой связи: «Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции».

Аристотель (гг. до н. э.) различал в отличие от наших вульгарных экономистов, «экономику» и «хрематистику»

По мнению Аристотеля, экономика – это естественная норма хозяйственной деятельности, направленная на удовлетворение потребностей человека. Такая хозяйственная деятельность и есть предпринимательство.

Хрематистику же (искусство наживать богатство) Аристотель считал противоестественной хозяйственной деятельностью, так как она ведется не ради потребления, а ради накопления богатства любыми средствами.

В течение многих веков хрематистику осуждали не только светские деятели, но и религиозные учения.

В современной России, однако, расцвели мошенничество и спекуляция под видом предпринимательской деятельности в невиданных в мировой истории размерах. Это дает основание считать предпринимательство - мошенничеством с целью обогащения. Отношение общества к подобным предпринимателям, естественно, негативное.

Между тем, предпринимательство - это сложное явление, имеющее не только экономические, но также социальные и психологические аспекты. Именно наличие соответствующей психической энергии (пассионарности) позволяет способность к предпринимательской деятельности превратить в действие - в предпринимательство.

Дух предпринимательства есть у немногих. Не случайно в развитых странах Запада предпринимателей всего пять процентов, включая мелких лавочников и так называемых самозанятых. Остальные работают за зарплату.

Итак, второй признак предпринимательства заключается в том, что эта деятельность - явление духа, а не материи, имеет духовные основы. Дух предпринимательства в сочетании с осознаваемой социальной ответственностью позволяет добиваться признания в обществе и реализовать предпринимателю его созидательный инстинкт.

Важным является вопрос о взаимосвязи предпринимательства с формой собственности.

Многие авторы полагают, что предпринимательство может базироваться только на частной собственности. Подобного мнения придерживаются и некоторые зарубежные авторы, например, цитированный выше немецкий ученый В. Шюлер.

Фактически при этом происходит отождествление предпринимателей и собственников, что вполне соответствует добрым традициям XVIII века. Уже в середине ХХ века положение резко изменилось, о чем пишет, например, известный американский экономист Дж. Гэлбрейт. Кстати, его прогноз в отношении последствий реформ Гайдара для нашей страны полностью оправдался.

Прежде всего, следует учитывать важнейшие мировые тенденции развития. «Старый» капитализм был по преимуществу множеством индивидуальных капиталов, вкрапленных в общество. После второй мировой войны произошли большие изменения, прежде всего, в отношениях между частной собственностью и частным предпринимательством.

Таким образом, в экономике Запада частное предпринимательство перестало быть неразрывно связанным с отношением частной собственности и с персональными собственниками.

В рыночной экономике функция предпринимательства на самом деле реализуется в разнообразных формах, а не только в форме частнособственнического предпринимательства. Это все более характерно для стран Запада. Для России же полиморфическое развитие предпринимательства имеет принципиальное значение, ибо способно вызвать экономическое соревнование между предпринимательством крупным и малым на основе частнокапиталистических, государственных, коллективных, муниципальных, смешанных предприятий, индивидуально-трудовой деятельности, то есть способно дать шанс всем в условиях нео-социализма, где будет сочетаться план и рынок.

Итак, третий существенный признак предпринимательства можно сформулировать следующим образом: предпринимательство реализуется в разнообразных формах, на основе различных типов собственности.

1.2. Сходства и различия предпринимателей царской и постсоветской России.

В нашей стране в 90-х годах уже были написаны работы, с разных сторон исследующие данную проблематику.

Прежде всего, можно выделить общие черты “старого” и “нового” предпринимательства.

Первой общей чертой является большая роль молодежи в развитии отечественного предпринимательства.

В 90-х годах именно молодые предприниматели с самого начала рыночных реформ составили особую группу «предпринимателей новой волны».

Второй общей чертой является негативное отношение общества к предпринимательству. Не случайно, в великой русской классической литературе, в отличие от западной, нет положительного образа богача-предпринимателя.

В России, действительно, не любили богачей и не восхваляли их в литературе, даже дворянской. Причиной является тот факт, что Россия не порвала в XVI веке (во время Реформации) с ценностями традиционного общества. Один из убежденных противников российского пути в экономике философ Ю. Буйда писал в этой связи: «Антирыночность есть атрибут традиционного менталитета, связанного с «соборной» экономикой... Наша экономическая ублюдочность все еще позволяет более или менее эффективно эксплуатировать миф о неких общностях, объединенных кровью, почвой и судьбой, ибо единственно реальные связи пока в зачатке и обретут силу лишь в расслоенном атомизированном обществе».

Отвечая на вопрос о характере этих связей, этой чаемой силы, поэт Иосиф Бродский обошелся одним словом: «Деньги».

В России сохранилось традиционное общество, где не было культа богатства, культа наживы. Поощрялось не стремление к обогащению, а к достатку, не к атомизации общества, а к сохранению и развитию коллективизма.

Неприязненное отношение к предпринимателям усиливается громадным разрывом в уровне личных доходов богатых и бедных

Таблица 2.

Кого считать богатым в России

Минимальный уровень месячного дохода богатых

Москва

10215 долл. США

Иркутск

6000 долл. США

Санкт - Петербург

4500 долл. США

Екатеринбург

4305 долл. США

Воронеж

4140 долл. США

Нижний Новгород

4000 долл. США

В целом доля богатых в населении России - три - пять процентов. В то же время малообеспеченные и бедные слои населения в 1998 г. составляли 60 %.

В 2002 г. по официальным данным, более 50 млн. человек имеют доходы ниже прожиточного уровня. В декабре 2002 г.

При неуклонно снижающемся уровне жизни абсолютного большинства граждан России растет богатство лишь небольшой группы предпринимателей.

В нашем обществе распространилось убеждение, что предприниматели преследуют только одну цель - личное обогащение любыми средствами.

Провал неолиберальных реформ в России (как, впрочем, и в странах Западной Европы) привел в нашей стране к еще более негативному отношению к предпринимательству, что выразилось в желании большинства населения вернуться к жизни в СССР, где, как известно, предпринимательство в современном виде было запрещено.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что негативное отношение населения России до 1917 г. и после 1991 г. к предпринимательству обусловлено как культурными традициями страны, так и сомнительной ролью предпринимателей в жизни общества.

Третьей общей чертой российского предпринимательства, по мнению ряда отечественных авторов, является печальная необходимость постоянно преодолевать скрытое и явное противодействие государственного аппарата, чиновничьей бюрократии.

Что касается крупных предпринимателей, то они могли в прошлом, могут и в настоящем обеспечивать лояльность государственного аппарата как с помощью личной унии, так и с помощью лоббирования своих интересов в органах власти.

2. Современное предпринимательство

Современное крупное предпринимательство вышло из «верхов» (партийно-комсомольская номенклатура) и из управленцев. В результате крупный российский частный капитал не является продуктом своего естественного приумножения на базе многолетних традиций или высочайших критериев профессионализма и деловой морали. Многие были «назначены» богатыми предпринимателями, получив от государства недвижимость или просто деньги. В итоге сформировалось три типа крупных предпринимателей:

  1. предприниматели из числа партийно-государственной номенклатуры.

Их основали высшие партийные, комсомольские и государственные чиновники (номенклатура).

Становлению этого типа предпринимателей способствовало также то, что на первоначальном этапе (1гг.) именно партийно-комсомольские органы и министерства имели наибольшую свободу в создании новых коммерческих организаций.

  1. Предприниматели из числа хозяйственной элиты - директора и руководители государственных предприятий - второй тип крупных предпринимателей современной России.
  2. Третья группа предпринимателей представлена уголовниками.

Второе отличие современных предпринимателей от дореволюционных заключается в том, что большинство нынешних бизнесменов связано с криминальными структурами, а многие сами являются уголовниками.

В целом, на теневую экономику в России сегодня приходится 75% ВВП, а с точки зрения уплаты налогов, российский бизнес на 90% - «черный».

Увеличение доли нелегального объема услуг происходит преимущественно за счет финансово-кредитной сферы.

В современной теневой экономики России можно выделить две ее разновидности, где заняты весьма разные категории предпринимателей. Во-первых, недетерминированная (случайная, стохастическая) и, во-вторых, детерминированная (организованная).

Каковы причины господства криминала в российском предпринимательстве?

Можно выделить три основные причины:

1. Условия предпринимательства в России. Многие полагают, что ныне вообще невозможно отделить незаконные хозяйственные действия от законных.

2. Вторая причина - формирование отечественной рыночной экономики. По мнению ряда исследователей, утверждение, что рост экономической преступности является следствием 2генетической предрасположенности2 экономической системы бывшего СССР к криминальному экономическому поведению. Впрочем, валютные махинации встречались и в советский период, но они были исключительно редким явлением, ибо влекли за собой, как правило, высшую меру наказания - расстрел или очень длительный срок лагерных работ.

3. Наконец, третьей причиной является формирование класса предпринимателей «сверху», что привело к созданию в России номенклатурного капитализма

Третье отличие предпринимателей конца ХХ века от российских предпринимателей начала века заключается в цели их деятельности. Главной целью дореволюционного предпринимательства было производство товаров и услуг, причем, ориентация была на рынок людей с самыми разными доходами. Современное предпринимательство имеет одну цель - достижение прибыли в сфере обращения с максимально быстрым получением дохода.

Ныне спекуляция в России возведена в ранг государственной политики. Сегодня в России нормой спекулятивной наценки как на товарном, так и на фондовом рынке считается наценка в 100, 200, 300 до 500 и более процентов.

Четвертое отличие: до революции 1917 года предпринимательство в России развивалось на основе равновероятного рыночного риска с опорой на соответствующие законы. Сегодня в основе предпринимательской деятельности - мощная бюрократическая подстраховка на принципах круговой номенклатурной поруки.

Пятое отличие дореволюционного предпринимательства от современного заключается в том, что в царской России предпринимательство развивалось само и развивало страну. Экономические успехи русских предпринимателей обеспечивали рост экономического и политического могущества России.

Большинство современных предпринимателей разделяют идеи космополитизма, пытаются адаптировать западные модели экономического устройства к российским реалиям. Против этого предостерегают не только русские патриоты, но и трезвые западные ученые и практики.

Шестое отличие - российские предприниматели вплоть до начала ХХ века отличались исключительной индифферентностью к политической деятельности. Сегодняшние крупные предприниматели стремятся заполнить любые свободные ниши в политической жизни страны, придавая особую ценность возможности работать в правительственных или президентских структурах власти.

2.1. Условия современного предпринимательства в России.

В любой стране условия предпринимательства определяются тремя типами факторов: цивилизационный тип, макросоциальный и ситуационный.

Цивилизационный тип факторов - это историческая память и культурная традиция страны. В России - это многовековая культура, включившая в себя господство монархических и социалистических принципов и идеалов.

Макросоциальный тип факторов определяется спецификой переходного периода России и бывших социалистических стран.

Ситуационный социально-экономический тип факторов характеризуется прежде всего ролью государства в обществе, отношениями между гражданами страны и между личностью и государством. В России население привыкло к тому, что ряд авторов называет государственным патернализмом. По мнению этих авторов, именно привычка населения к патернализму государства побуждает граждан России с недоверием относиться к предпринимателям и частной собственности.

2.2. Этика современных предпринимателей.

Только после того, как были показаны особенности российских предпринимателей, а также условия, в которых они действуют, можно понять их этику. Рассмотрим основные факторы, влияющие на этические нормы предпринимателей.

К важнейшим, по мнению автора, можно отнести:

  1. национальную культуру страны;
  2. идеологию;
  3. тип рыночной экономики в данной стране;
  4. национальные особенности предпринимателей.

Системный подход к культуре позволяет выделить восемь основных элементов, взаимодействие между которыми определяет характер национальной культуры:

    • Семья, где человек усваивает первые культурные и моральные ценности, познает нормы поведения.
    • Система образования, где молодые граждане страны получают информацию, знания и ценностные ориентации, формирующие их мировоззренческие взгляды и этические нормы.
    • Экономическая система, характеризующаяся способом производства и распределения товаров и услуг в обществе.
    • Политическая система, которая показывает членам общества, как поддерживается порядок и власть.
    • Религия, призванная определять мораль и ценности в обществе.
    • Система социализации, характеризующая принципы социального группирования в обществе.
    • Система здравоохранения, показывающая, как в условиях данной культуры общества осуществляется профилактика и лечение заболеваний.
    • Система отдыха, характеризующая те или иные формы организации досуга.

Все перечисленные факторы влияют на формирование определенной национальной культуры в России, которая во многом определяет этические нормы предпринимателей.

На формирование этических норм предпринимателей, безусловно, влияет изменение ценностных ориентаций всего населения страны.

Они формируются в условиях «атомизации» нашего общества, неверия абсолютного большинства населения в помощь государства, а также отечественных и зарубежных предпринимателей. Причем, во всех странах Центральной и Восточной Европы отмечается то же недоверие к предпринимателям, но вера в помощь государства выше.

В январе 1997 г. Марион Денхофер сказала: «Если не удастся достичь минимального общественного согласия по этическим нормам поведения граждан, то эта система найдет свой конец в практике «хватай, сколько можешь» Меня не удивит, - заметила М. Денхофер, - если тогда, через десять лет (т. е. уже в 2007 году - В. М.) капитализм так же рухнет, как недавно социализм». Хорошо было бы адресовать эти слова представителям российской политической и экономической «элиты», а также нашим предпринимателям, действующих часто по принципу: «После нас - хоть потоп!».

3. Перспективы развития нравственного предпринимательства в России.

В России многие авторы убеждены, что для возрождения нашей страны есть только один путь - рыночная экономика; одно средство - частная собственность; одна движущая сила хозяйственного процветания - предпринимательство.

Провозглашение в качестве абсолютной истины вывода о том, что есть лишь один безальтернативный путь развития в принципе некорректно. Всякое серьезное размышление о будущем страны должно исходить из информационной ограниченности человека. Необходимо признавать тот неприятный факт, что постоянно увеличивается количественный разрыв между нашим знанием о мире и его возрастающей сложностью.

Постепенно развивается новое для России и мира нравственное предпринимательство. Оно может включать следующие постулаты:

    1. признание самоценности человеческой жизни, отношение к каждой личности как суверену;
    2. неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;
    3. постоянное стремление к овладению научными знаниями, совершенствованию умений в их разумном использовании;
    4. вера в людей и в себя, неиссякаемость жизненного оптимизма, обостренная потребность в благотворительности.

Рыночная экономика в современном виде себя исчерпала. Она не решает ни экологических, ни социальных проблем. Общепринято думать, будто рыночная экономика, по меньшей мере, экономически более эффективна, чем социалистическая.

Уже сегодня есть весьма убедительные аргументы в пользу большей экономической эффективности социалистической экономики. Нравственное предпринимательство предполагает новые критерии эффективности, которые учитывают влияние предпринимательской деятельности на окружающую среду и на общество.

Нравственное предпринимательство предполагает, что экономическая деятельность направляется коллективным Разумом. Только так можно обеспечить господство нравственности в экономике будущего общества.

Формирование предпринимательской этики в России должно сегодня быть первостепенным делом всех государственных и общественных институтов. В экономике будущего порядочность предпринимателя имеет значимое экономическое измерение, а солидная репутация фирмы, как правило, способствует получению прибыли.

Заключение.

Предпринимательство - это новая полезная деятельность человека, как правило, но не обязательно приносящая прибыль.

Как форма деятельности предпринимательство имеет духовные основы, поэтому оно не может быть одинаковым в различных по своему типу обществах. «Дух предпринимательства» в сочетании с осознаваемой социальной ответственностью является реальной предпосылкой реализации предпринимателем его созидательного инстинкта.

Сегодняшнее предпринимательство в России по ряду причин, рассмотренных в работе, как правило, не отвечает признакам подлинной созидательной деятельности, являясь деформированным, антисоциальным, спекулятивным видом предпринимательства.

Формирование нового предпринимательства на этических нормах, отвечающих национальному характеру и ценностям русского народа, предполагает учет и приспособление к новым условиям информационного общества всего лучшего, что было в практике предпринимательства в новейшей истории России.

Вероятно, движение будет в направлении создания русской модели предпринимательства, предусматривающей, в частности, активную роль государства в экономической и социальной сферах.

Именно национально ориентированное государство сможет обеспечить возможность реализации предпринимательства в разнообразных формах, на основе различных типов собственности.

Только государство может и призвано взять на себя ответственность за создание необходимых условий для формирования и укрепления созидающего предпринимательства России.