Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Положительные и отрицательные стороны концепции Л.С. Выготского.

Стиль педагогического общения - это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами. Рассмотрим 3 стиля общения педагогов.

1. «Проективный» учитель инициативен в организации общения в классе .Он четко налаживает свои контакты с учениками. Его установки меняются в соответствии с опытом.Он знает, что хочет, и понимает, что в его собственном поведении способствует достижению этой цели.

2. «Реактивный» учитель тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен Различие в его установках на отдельных учеников – не различие в его стратегии, а различие в поведении самих школьников, т.е. не он сам, а ученики диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к ученикам.

3. «Сверхактивный» учитель, замечая индивидуальные различия, тут же строит нереальную модель, преувеличивающую эти различия во много раз и считает, что эта модель и есть действительность. Его поведение строится на стереотипах, под которые он подгоняет реальные, нестереотипных учеников. В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей. Стиль педагогического общения как одна из характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю. К реактивному стилю предрасполагают такие черты личности, как адекватная самооценка, уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый.

2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.

3. Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию. Так, у детей ярко выражена функция роста, они стремятся стать взрослее, но в юношеском возрасте такое стремление сведено к минимуму, затухает. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образованием. (Например, развитие речи вызывает развитие словесной памяти, логического мышления идеальная форма, по Л.С. Выготскому, как форма культурного поведения есть продукт исторического развития человечества, во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились сформировавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств. Реальные формы - это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Начальные ("натуральные") психические функции преобразуются в ходе развития в высшие ("культурные") психические функции. Высшие психические функции - мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, воля, чувства и т.п. - являются новообразованиями онтогенетического развития, но они уже содержатся в культуре в форме образцов мысли, ценностей и норм социальных отношений, способов деятельности Психическое развитие в культурно-исторической традиции - это многообразие форм знаково-символического опосредствования, "окультуривания натуры". Решающее условие психического развития ребенка заключается в овладении им созданными человечеством средствами - орудиями и знаками, - с помощью которых он выполняет ту или иную деятельность, регулирует собственное поведение. Овладевая ими, ребенок начинает применять к себе те формы поведения, которые взрослые применяют к нему. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности, становления у ребенка культурных форм поведения для Л.С. Выготского выступил открытый во французской социологической школе механизм интериоризации - превращения внешнего во внутреннее. Он полагал, что каждая культурная форма поведения возникает первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, как подражание другому или обращение к взрослому; только на следующем шаге эта форма становится индивидуальной функцией самого ребенка. Концепция Л. С. Выготского, сложившаяся в начале 30-х годов прошлого века, имела определенные недостатки:

1. В структуре сознания детально представлен интеллект и значительно слабее - мотивационно-потребностная сфера.

2. Общение, как основа познавательного развития, сводилось к речевому взаимодействию без должного внимания к орудийной предметной деятельности самого ребенка.

3. При резком подчеркивании роли усвоения социального опыта недооценивалась роль собственной активности в развитии личности.

4. Концепция была слабо подтверждена фактами. Однако подход к объяснению сущности психического развития был настолько нов и убедителен, что на его основе проведены интереснейшие исследования учеников и последователей Л. С. Выготского.

Достоинство этой концепции в том, что она без чрезмерного упрощения и в то же время компактно увязывает друг с другом множество разнородных элементов, необходимых для изучения роли культуры в психической жизни. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания.