Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Политическое господство и легитимность. Основные критерии и классические типы легитимности по М.Веберу

В современном мире существует множество государств. Все они имеют такой неотъемлемый аспект как политология. В свою очередь она является неотъемлемой частью общества. В настоящее время невозможно представить как государственный механизм без неё, так и государство в целом.

Для того чтобы показать целостность и обширность данной темы, целью работы является собрание информации о типах господства немецкого социолога и философа М.Вебера, структурировать общий социальный анализ. Об этом будет сказано в основной части исследования.

Обозначить соответствующие формы легитимности является задачей исследования.

Для этого использовалась различная литература, которая включает в себя как историю данной темы, так и сам исторически-сложившийся механизм в целом.

Типы политического господства по М. Веберу

Господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает три типа господства: легальное, традиционное и харизматическое. Рассмотрим определения данных типов государства в следующих абзацах.

Легальное господство – основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Т.о. принцип, лежащий в основе легального господства – это правовое начало. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, с оговоркой, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным. Легальный тип господства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует формально-рациональной структуре рыночной экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфический характер.

Традиционное господство этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но и даже в священность существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство, которое предшествовало современному буржуазному. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Основные обычаи и нормы рассматриваются как нерушимые, неповиновение им ведет к санкциям. Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. Именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице.

Харизматическое господство- это понятие харизмы, особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качества не столько приобретенное, сколько дарованные человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Он возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят легальному господству как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю.

Типы легитимности власти по М.Веберу

Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании. Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:

– легитимность, базирующаяся на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);

– легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;

– легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти.

По моему мнению, легитимность обычно определяется как справедливая и правомерная - «законность», однако Макс Вебер имел в виду не юридические аспекты, а социологические. Вот именно отсюда и вытекает новое определение, что легитимность - это степень признания власти народом.

На практике не всегда и не везде применяется, осуществляется легитимность, потому что существует, как я считаю, несправедливость по отношению к гражданам, многих сажают в тюрьмы, совершенно невинных людей, а виновные остаются на воле, потому что откупаются, а сколько ограбленных людей, обманутых, доверие населения государства начинает падать, что плохо.

На мой взгляд, реальное осуществление «законности» и «правопорядка», способствовало бы развитию и поддержанию демократического режима нашей страны.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обозначенные типы легитимности М. Вебером, внесли огромный вклад в различные науки такие как социология, философия и политология.

Список литературы:

1.Вопросы легитимности [Электронный курс] – Режим доступа: http://www.vopreco.ru (дата обращения: 14.10.2018).

2.Махоткин, А.В. Обществознание в схемах и таблицах / Махоткин А.В., Махоткина Н.В. – Москва: Эксмо, 2016 – 368 с.

3.Господство по М.Веберу [Электронный курс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 13.10.2018).

4.Историческая теория. Общество [Электронный курс] – Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения: 14.10.2018).