Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Почему в России средний класс не стал большинством нации?

Есть ли средний класс в России, нет ли среднего класса в России, науке это неизвестно.

Существуют различные тезисы по поводу этого вопроса. Вероятно, походы могут быть самыми разными. Я считаю, что средний класс не миф, он — важный элемент социальной структуры определенного типа общества. Второе. Почему сегодня можно с такой иронией рассуждать о среднем классе, что он не является большинством? Не потому что риторика изменилась, а потому что эта риторика отражает изменения, объективно происходящие в западном обществе на стадии перехода к обществу постиндустриальному. А происходит — и мы это видим сейчас во Франции и в Бельгии — ухудшение социального самочувствия некоторых групп, которые раньше формировали часть этого среднего класса. В результате наблюдается эрозия среднего класса.

Также из всего этого я сделала вывод, что, когда в конце 1990-х—начале 2000-х годов социологи искали средний класс в России, это было связано с иллюзией, будто мы движемся в сторону того самого индустриального общества западного типа. Соответственно, в этом обществе будут появляться те же социальные группы и социальные слои, которые мы привыкли видеть там. Но это убеждение не оправдало себя, потому что движение в эту сторону было прервано — и в нынешней России сложилось скорее сословное общество, сильно напоминающее позднефеодальное, в котором каким-то образом трансформировался тот средний класс, который начал формироваться в 1990-е годы. Место этого среднего класса, взыскуемого в 1990-е, заняло то, что применительно к обществу феодального типа называлось третьим сословием.

Средний класс- это довольно широкая социальная группа — там и тогда, когда он сформировался, — социально устойчивая, воспроизводимая, мало склонная к насильственным действиям, в определенной мере способная понимать способы существования и ментальность как высшего класса, так и андеркласса, и в этом смысле выступающая буфером. Ну и конечно, это социальная база тех системных политических партий, которые в этой модели общества выступают в качестве основных носителей демократии, остающейся все той же системой управления большинства с помощью привлечения в определенные органы власти меньшинства.

В любом обществе можно найти нечто, что находится между верхом и низом. Что такого специфического в среднем классе? Или есть подход, которым обычно грешат журналисты, когда им вдруг хочется написать что-нибудь про средний класс,— они начинают рассуждать про доходы. С каким доходом в России можно принадлежать к среднему классу, а с каким нельзя. Мне кажется, этот подход в принципе неверен, потому что не только и не столько доход формирует тот средний класс, который сложился в индустриальном обществе западного типа.

На самом деле средний класс — полезная конструкция, которая помогает лучше понять определенную общественную модель через понимание того, что представляет собой большинство людей в этом обществе. Средний класс, на мой взгляд, является и продуктом, и предпосылкой дальнейшего развития индустриального общества.

Средний класс — экономически самостоятельные субъекты, активные представители гражданского общества, реализующие свои конституционные экономические права и свободы, опора России, лица, способные проявить высокую социальную ответственность и решить большинство публичных проблем самостоятельно (без давления государства, но и без устранения от высоких государственных миссий). Такой средний класс должен получать содействие от государства. Такой средний класс — основа для государственно-частного партнерства в его лучшем понимании. Но, к сожалению, на сегодняшний день данная социальная группа не считается большинством нации, что так же является серьёзной проблемой для российского общества.