Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объект, предмет и методы психологии

ВВЕДЕНИЕ

Психоло́гия (от др. -греч. ψυχή «душа; характер»; λόγος «учение») — научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Психология объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Объект психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Предметом психологии является изучение психики человека. Однако психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Следовательно, объектом психологии является не только человек. В ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей.

  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Самонаблюдение.
  • Психологическое тестирование.
  • Биографический метод.
  • Опрос.
  • Беседа.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков - умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроится под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию.

Роль психологических знаний в организации межкультурных

контактов

Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне, в соотношении таких отраслей знания, как философия, культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, экология средств коммуникации. Определение межкультурной коммуникации, данное А. П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам».

Согласно определению Т. Б. Фрик: «Межкультурная коммуникация – это общение людей, которые представляют разные культуры». И.В. Денисова и А.П. Еременко дают похожее определение, выделяя при этом “межэтническую коммуникацию” как «общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы)». В условиях относительной новизны данной проблематики для отечественной науки весьма целесообразно обращение к опыту западных исследований, в которых эта область является одним из прогрессивно развивающихся направлений. Несмотря на продолжающийся процесс формирования методологии, явно проявляется ее междисциплинарный характер, обусловленный потребностью многостороннего осмысления происходящих в этом поле процессов. К концу XX века наиболее популярной схемой анализа коммуникации становится трансакционный подход. Согласно его принципам, коммуникативное взаимодействие рассматривается как процесс взаимовлияния участников интеракции друг на друга, предполагающий постоянную ориентацию акторов на коммуникативное поведение партнеров, их готовность корректировать первоначальные установки в зависимости от изменения условий и контекста и т.п. На наш взгляд, эта методология может успешно применяться для анализа проблем межкультурных взаимодействий в современной России.

Особый интерес представляет изучение барьеров коммуникации представителей разных социокультурных систем, которые могут вызвать культурный и коммуникативный шок. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. Одна из социологических трактовок коммуникативных барьеров может быть сведена к их определению через категории условий или факторов, затрудняющих интеракцию и препятствующих обмену информацией. Существующие коммуникативные проблемы трансформируются в барьеры при их устойчивом воспроизводстве в течение определенного периода времени. Косвенным индикатором наличия барьеров может служить их отражение в сознании участников интеракции.

Психология и общечеловеческие ценности

Ценность - термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 765). Значит, ценность - это то реальное, что непременно должно быть и имеет существенную непреходящую важность для людей.

По поводу смысла термина «общечеловеческое» нужно иметь в виду, как минимум, три взаимосвязанных аспекта:

  • общечеловеческое (в смысле: общелюдское) как то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка до пожилого);
  • общечеловеческое как то, что представляет собой особую надобность и важность для человечества в целом (т.е. как не суммативному, а целостному, системному образованию);
  • общечеловеческое как то, что должно выражать и реализовать каждое государство своей многогранной политикой.

С учетом этих аспектов определим понятие "общечеловеческие ценности" следующим образом. Общечеловеческие ценности - это то реальное (не воображаемое, не утопическое), что непременно является желанным и имеет непреходящую существенную значимость для каждой нормальной личности любого возраста и любого типа общества, а отсюда, и для человечества как единства всех людей на любом этапе его существования и развития и тем самым и для всякого государства, поскольку оно своей политикой должно служить и служит обществу своей страны, ее гражданам.

В соответствии с этими тремя аспектами следует выделить три типа систем общечеловеческих ценностей: для каждого человека как личности, для человечества в целом, для любого государства. Исходной является система общелюдских ценностей.

Роль психологии в формировании толерантности учащихся

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Современное состояние общества характеризуется отсутствием единой системы ценностных ориентиров, усилением социальной мобильности и миграции. Все чаще вступают во взаимодействие люди различного мировоззрения, этнической принадлежности, представители разных культур. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых, и других различий, в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления только путем политических и экономических решений невозможно. Корни проблемы лежат в глубине психики человека. Необходимо формировать толерантность, научить людей эффективно и мирно взаимодействовать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними современная жизнь. Толерантность является интегральной характеристикой индивида, определяющей его способность реализовать свою индивидуальность в интересах общества. Помочь детям в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, научить их проявлять ее в соответствии с личностными особенностями и в рамках конструктивного взаимодействия с окружающими, - означает формирование толерантности.

Основные этические вопросы психологической науки и практики

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

Кодекс Этики практикующего специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика). Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически специалистов и кандидатов в специалисты в отношении клиентов, коллег, общества и психотерапии. Аналитические отношения между клиентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе. Кодекс этики определяет взаимодействие между клиентом и терапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.

Роль психологии в эффективности организации обучения


Допустим изучение этого вопроса на примере нашей организации обучения. В каждом университете, да и не только, есть множество студентов ,преподавателей, работников института и у каждого человека так же есть свои чувства. эмоции, каждый живет со своим темпераментом характера. Если сказать одним общим словом-к каждому человеку нужен свой подход. Именно здесь мы и можем применить все свои знания психологии на практике. Человек должен понимать, как можно обратится к тому или иному преподавателю, как попросить помощи у своего одногруппника. И так же каждый учитель, должен уметь нести звание авторитета перед студентами и заинтересовать учебным процессом. Психология очень важна в эффективности организации обучения.