Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Личность с точки зрения научной психологии и философии

Проблема личности в истории философии и науки многогранна. В каждой из наук есть свои особенности понимания природы и сути личности. Это закономерно присуще психологии и педагогике, социологии и политологии, истории и другим гуманитарным и общественным наукам.

Философия рассматривает личность через призму всеобщности (универсальности), тогда как другие науки подходят к личности исходя из предмета своего исследования.

Объективно, личность человека есть, складывается, формируется, функционирует и развивается в социуме, в обществе. Личность - мера человека, человека как субъекта социальных и общественных отношений, мера индивидуальности, проявление персональности.

Сущность человека не есть абстракт, свойственный отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений (К. Маркс). Становление человека как личности происходит под влиянием системы общественных отношений, в которых осуществляется его бытие (по сферам жизни общества), причем эти отношения опредмечены, детерминированы собственной, человеческой целеполагающей деятельностью.

При этом необходимо учитывать ту закономерность, что человек как личность, находясь под влиянием тех или иных общественных отношений, сам оказывает на них влияние, развивает и изменяет их. Кроме того, специфические черты личности обусловлены его собственной генетикой, физиологией, сознанием, личной культурой. Чтобы реально представлять личность в указанной интерпретации нам необходимо определиться с такими антропологическими понятиями как "человек", "индивид", "индивидуум", "индивидуальность".

Личность - это человек, оцениваемый не только с точки зрения его базовых качеств (свойств), но и со стороны его социальных, духовных и физиологических особенностей. То есть в этом плане мы можем говорить о мере самой личности, которая проявляется в ее особенностях и свойствах, выражаясь в самых разных общественных позициях, в деятельности. Чаще всего здесь сочетаются предпочтения и скрытые наклонности человека, что прямо и косвенно детерминирует протекание разнообразных процессов и явлений в социуме и в обществе.

Используя понятие меры личности, можно соотнести и характеризовать такие социальные явления, как гуманизм и диктатура, авантюризм и конформизм, террор и революция и т.п., а также определить типологию личности. В частности, в этих целях методологически приемлемо использование персон Императора Николая II и Ленина, Врангеля и Фрунзе, Сталина и Гитлера, Хрущева и Ельцина и т.п.

Важнейшим качеством человека как личности является его целеполагающая деятельность. Личность-это, прежде всего, активно действующий социальный субъект, способный менять среду своего обитания.

Далее, личность - это мыслящий (функциональное сознание, интеллект) и психически здоровый человек, обладающий собственной культурой. Все эти качества неразрывно связаны. Поэтому личность - это не только носитель общественных отношений, но и человек, который делает обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными особенностями, свойствами и способностям, опытом и интеллектом, организованностью и профессионализмом, своей культурой.

В психологии личность (точнее индивид, индивидуальность) рассматривается как целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих одного человека от другого. Природные свойства и особенно индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы.

Для психолога потенции конкретного человека различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость психических, биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо группы или общности.

Возникновение личности как системного качества обусловлено в психологии тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды.

Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность, как "целиком психическое существо". В "гармонической психологии, в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Бихевиоризм фактически снимал проблему личности, которой не оставалось места в механической схеме "стимул - реакция".

Социологи, как правило, оперируют понятиями личность, социальный субъект для описания социальной сути и социальных качеств человека в процессе совместной деятельности. В современной социологии личность, как субъект, означает активное социальное начало, некий тип способности к деятельности.

При проведении социологических исследований социолога в первую очередь интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная среда, социальная организация, социальный институт, в которые он включен и выполняет в них определенные социальные функции. Поэтому ролевая концепция личности получила развитие именно в социологии, хотя зарождению ее способствовала социальная психология.

Совокупность общественных отношений, в которых формируется и развивается личность, не статична, а диалектична, то есть в этом процессе работает система обратных связей, детерминированная имеющимся бытием. Личность-исторический тип человека, способного к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность - мера человека, мера индивидуальности.