Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти

Введение. Зигмунд Фрейд известен как основатель теории психоанализа. Австрийский невропатолог и психиатр на протяжении своей жизни изучал человеческое поведение, отслеживал реакции, которые возникают при межличностном взаимодействии. Цитаты Зигмунда Фрейда отражают его мировоззрение, а также личностную позицию относительно многих вещей в мире. В контексте данного исследования интерес представляет его высказывание: «Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти». Цель данной работы заключается в раскрытии сути данного изречения.

Основная часть. Зигмунд Фрейд – это, пожалуй, самый известный психиатр в истории человечества, его идеи были достаточно смелыми для того времени и по настоящее время актуальности не теряют. Многие наработки Зигмунда Фрейда успешно применяются в современной психиатрии, даже, невзирая на то, что зачастую его называют шарлатаном [1, с. 412].

В любом случае его вклад в культуру и науку переоценить сложно и сложно найти хотя бы одного человека, который не слышал о великом психиатре. Великий З. Фрейд оставил в наследие не только психоанализ и идею бессознательного, но и уникальные афоризмы. Его афоризмы заставляют задуматься над разными сторонами жизни и сами по себе обладают психотерапевтическим эффектом.

Что же подразумевал знаменитый австриец под фразой «Каждый нормальный человек на самом деле нормален лишь отчасти»? [2, с. 185] Для ответа на данный вопрос следует разобраться с тем, кто такой нормальный человек и что такое нормальность.

Считается, что нормальные люди преимущественно испытывают положительные эмоции. Если они грустят, то без веской причины они не делают это – может, ушел из жизни близкий человек, либо произошла неприятность.

«Нормальный человек» иррациональным тревогам не подвержен, он не чувствует необъяснимого страха. Вся мыслительная деятельность такого человека взвешена и рациональна. Он всегда полон энергии, знает, чего хочет от жизни, не сомневается и на все у него есть готовое решение.

Сформировался образ «нормального» человека в силу развития массовой культуры с ее глянцевыми, идеализированными персонажами и вследствие влияния некоторых взглядов в психологии.

Большинство школ психологии базируется на механистической философии. Данная философия рассматривает человека, в качестве некого механизма с разными, разделенными частями. Она верит в то, что какие-то части психики являются «патологическими», «неправильными». С ее точки зрения есть воспоминания, мысли, эмоции, состояния сознания, являющиеся «ненормальными», «проблемными» и поэтому они должны быть удалены или исправлены. Проникая в общественное сознание, такой способ мышления и порождает представления о «нежелательных» эмоциях, формирует образ «ненормальных» и «нормальных» людей.

Но где, же проходит граница между ненормальным и нормальным в психической жизни? В одной из своих поздних работ Зигмунд Фрейд писал, что давно не верит в ее существование. Он утверждал, что каждый нормален лишь отчасти. Исходя из этого, нормальности не существует. Сегодня нормальный человек – это нормальный невротик. То есть тот, кто часто не чувствует согласия с собой, однако способен контактировать с другими людьми, заботиться о себе, кто может удерживать в общепринятых рамках собственные желания и импульсы: тревогу, раздражение, скуку, зависть, сомнения в себе. Привычки, странности, «пунктики» человека – это все следы опыта, особые знаки души. Человек живем в реальном мире (в отличие от душевно больных людей, находящихся в мире галлюцинаций). И жизнь не всегда проста – однако и это тоже нормально. С другой стороны, каждый человек в чем-то отличается от других, то есть от абстрактной «статистической нормы». Абсолютная, стопроцентная нормальность в принципе недостижима – это иллюзия.

У каждого человек существует естественная потребность вписаться в социальную жизнь, быть принятым остальными людьми. Стремление быть нормальным и как все иногда заставляет человека подчиняться «ненормальным», иррациональным правилам. Иногда иррациональное становится нормой. Причем на то, чтобы этому следовать, уходит много сил. Человек живет с постоянным ощущением, что его оценивают. И далеко не всегда это его реальное окружение – референтная группа может быть плодом фантазии.

Иногда стремление «быть в тренде» принимает болезненные формы: бесконечные пластические операции, диеты и т.д. Психологическая зависимость от стандартов красоты касается не только тела: точно так же некоторые меняют и свои воззрения в погоне за трендом.

И все же некоторым людям кажется, что следовать нормам – это значит быть более защищенным. Но у каждого свой уникальный путь, и человеку его не пройти, не принимая собственных решений.

Заключение. Подводя итог, можно сделать вывод, что абсолютная норма – это лишь иллюзия, в жизни человека ее не существует. Сомнения в собственной нормальности могут быть проявлением внутреннего неблагополучия. Любые нормы человек вправе соотносить со своими убеждениями и желаниями. Когда человек обретают себя, когда он осмеливается выражать свои самые глубокие желания, он перестает быть конформистом. Чтобы стать увереннее в себе, порой человек стараемся выглядеть «как все», то есть. Но не менее важно проявить свою индивидуальность и состояться в своей неповторимости. Ведь «Каждый нормальный человек нормален лишь отчасти».

Список литературы

  1. Губин В.Д. Философия психоанализа // История мировой философии. – М., 2017. – С. 412-429.
  2. Замалиева С.А. Психоаналитическое учение З. Фрейда: историко-философский анализ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2 (14). – С. 185-189.