Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Исторический аспект развития и совершенствования гражданского процесса в Российской Империи (Реформирование гражданского процессуального права)

  1. Введение

Гражданским процессом (гражданским судопроизводством) называется порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права.

Под гражданскими делами понимаются дела, возникающие из широкого спектра правоотношений – конституционных, административных, финансовых, земельных, гражданских, трудовых, жилищных, семейных и т.д.

Гражданский процесс представляет собой установленную законом форму защиты права в судах общей юрисдикции. Существенной чертой гражданской процессуальной формы является система требований, закрепленных нормами гражданского процессуального права. Эта система предполагает наличие в своем составе правил, которые определяют круг и порядок деятельности всех без исключения лиц, участвующих в процессе, последовательность, содержание и характер всех их действий, а также ответственность за невыполнение этих действий.

Процесс есть упорядоченное нормами процессуального права движение гражданского дела от одной стадии к другой, направленное на достижение конечной цели, – восстановление права или защиты охраняемого законом интереса. Для того чтобы в суде возникло гражданское дело, заинтересованное лицо обращается в суд с заявлением, в котором излагает свои требования и обосновывает их. Судья проверяет, относится ли к ведению суда рассмотрение и разрешение возникшего правового отношения. Если на указанные в заявлении требования распространяется судебная форма защиты, судья выносит определение о принятии заявления к своему производству, и с этого момента возникают гражданское дело и судопроизводство.

Суд, заинтересованные лица, другие участники (свидетели, эксперты, переводчики, представители) в процессе рассмотрения и разрешения дела совершают действия (участвуют в заседании суда, дают объяснения, показания, заявляют ходатайства и т.д.). Все действия суда, участвующих в деле лиц, других участников процесса, связанные с рассмотрением дела, вынесением решения, его обжалованием, исполнением, могут совершаться только в рамках норм действующего процессуального закона и поэтому являются процессуальными действиями, совокупность которых по существу и образует гражданский процесс (гражданское судопроизводство). Таким образом, гражданский процесс есть единство процессуальных действий, процессуальных прав и обязанностей суда, других участников процесса.

Цель: Реформирование гражданского процессуального права, коммерческого судопроизводства в Российской империи Общая характеристика гражданского процессуального права на современном этапе.

  1. Реформирование гражданского процессуального права, коммерческого судопроизводства в Российской империи

Древнерусское право еще не знало разграничения между уголовным и гражданским процессом. Как по уголовным, так и по гражданским делам применялся состязательный процесс, при котором стороны были равноправны. Обе стороны в процессе назывались истцами. Особым видом доказательства былаприсяга – «рота». В средневековом Новгороде и Пскове развивался институт представительства сторон. Женщины, дети, старики, монахи, глухие имели «пособников», которые могли в суде представлять их интересы. Процесс начинался обычно подачей искового заявления, жалобы. Разрешение споров о земле начиналось с особой процедуры – заклича, т.е. публичного оповещения на торгу о своих претензиях. В судебном процессе начинали активно использоваться письменные доказательства.

В XIV-XVII вв. в отечественном законодательстве при рассмотрении гражданских дел судом большое значение имели такие доказательства, как ссылка из виноватых и общая ссылка. При ссылке из виноватых стороны по договоренности ссылались на группу свидетелей. При общей ссылке обе стороны ссылались на одного свидетеля, предварительно договариваясь, что его показания будут решающими для исхода дела. В XVIII в. гражданские дела рассматривались судами на основании положений указа «О форме суда», принятого в 1723 г. Он наметил поворот к отмене системы формальных доказательств при состязательной форме судебного процесса. Письменное судопроизводство начинало заменяться устным судоговорением. Устанавливались сокращенные сроки явки сторон в суд. Расширялось судебное представительство, которое могло применяться при разборе любых дел на основании доверенности или поручительства.

Обострение цивилизационного кризиса во второй половине ХIХ в. потребовало существенных изменений во всех сферах российской жизни, обусловило необходимость подготовки и проведения судебной реформы, итогом которой было введение в действие 20 ноября 1864 г. Судебных уставов, в том числе и Устава гражданского судопроизводства (УГС). Принятие УГС свидетельствует о формировании самостоятельной отрасли российского права – гражданского процессуального права.

К главным началам, определявшим всю систему судоустройства и гражданского судопроизводства, были отнесены:

1) отделение власти судебной от исполнительной;

2) введение в гражданские дела состязательного процесса;

3) гласность судопроизводства;

4) введение в гражданские дела словесной системы;

5) решение дел гражданских по существу только в двух инстанциях;

6) рассмотрение кассационным порядком окончательных решений судебных мест в случае явного нарушения или неправильного применения закона.

Главные начала гражданского судопроизводства получили развитие в общих положениях (ст.ст. 1-28) Устава гражданского судопроизводства. Кроме того были введены следующие новации:

1) вместо нескольких порядков рассмотрения гражданских дел устанавливались два порядка судопроизводства: общий, или пространный, и простой, или сокращенный;

2) полицейская власть отделялась от судебной, и с этой целью учреждались новые органы судебной власти - мировые суды;

3) сословные суды соединялись с общими;

4) сроки для всех судебных действий сокращались;

5) устанавливались правила об участии посторонних лиц в производящейся между двумя сторонами тяжбы;

6) была существенно ограничена подача документов участниками процесса (две с каждой стороны);

7) правила о судебных издержках приведены в большую определительность; 8) приняты точные правила о постановлении заочных решений в случае неявки ответчика;

9) определен порядок подачи частных прошений и жалоб;

10) установлены правила о доказательствах, отменено право суда назначать присягу тяжущемуся в качестве судебного доказательства;

11) установлены правила о постановлении вопросов при решении дел, судебным местам вменялось в обязанность мотивировать свои решения;

12) отменены штрафы за неправильно начатые иски и за неправильные апелляции;

13) высший надзор за судебной частью возложен на кассационный суд; определен порядок отмены судебных решений и наложения ответственности за неправильные действия судей и председателей;

14) исполнение судебных решений возложено на особых, состоящих при суде, чиновников, названных судебными исполнительными приставами;

15) предложено образовать институт присяжных поверенных (адвокатов) и др.

Согласно ст.1-2 Устава гражданского судопроизводства одним из главных начал гражданского судопроизводства было отделение власти судебной от власти исполнительной (административной).

Судебная реформа 1864 г. способствовала формированию в России новой системы гражданского и арбитражного процессуального права, основанной на вполне либеральных и современных поныне принципах судопроизводства. 3. Общая характеристика гражданского процессуального права на современном этапе.

Гражданское процессуальное право в настоящее время – это отрасль права, образуемая системой правовых норм, регулирующих деятельность и порядок ее осуществления в сфере гражданского судопроизводства, в первую очередь – в сфере осуществления правосудия по гражданским делам. Не следует путать предмет гражданского процессуального права с предметом гражданского процесса. Предмет гражданского процесса совпадает с предметом судебной защиты, им является спорное (или юридически неопределенное) материальное правоотношение. Поскольку гражданское процессуальное право регулирует особую деятельность динамического характера, его специфика может быть раскрыта через гражданскую процессуальную форму, которая создается правом и одновременно становится его сущностной характеристикой. Гражданская процессуальная форма – это система установленных законом (Гражданским процессуальным кодексом) правил, регламентирующих порядок осуществления правосудия по гражданским делам, а также порядок деятельности каждого участника гражданского процесса, осуществляемой с целью защиты прав и законных интересов. «Широкое» и «узкое» понимание предмета гражданского процессуального права – вопрос, на наш взгляд, не столько правового регулирования, сколько соотношения категорий «право» и «законодательство», «отрасль права» и «отрасль законодательства». Это проблема теории права, в которой пока однозначного ответа не выработано. Современное положение таково, что гражданское процессуальное право и арбитражное процессуальное право законодательно обособлены в отдельные отрасли права. Законодателем воспринято нормативистское понимание права (как совокупности норм, юридических правил). Но и с этих позиций предмет арбитражного процессуального права лишь относительно самостоятелен, в том смысле, в каком гражданские правоотношения в экономической и иной предпринимательской сфере есть часть (хотя и отличающаяся особенностями) гражданских правоотношений. Именно эти особенности обусловливают определенную специфику процессуальной формы, но не ее сущность и закономерности развития, которые едины для цивилистического процесса в целом.

Понимание гражданского процессуального права в широком смысле – отражение научного поиска наиболее общих закономерностей развития юридических процесса и процедур, взгляд «сверху». Такой взгляд необходим для выполнения наукой прогностической функции. Однако не менее важно констатировать реально существующее положение дел, достигнутую современным законодательством «точку отсчета». Гражданское судопроизводство есть судопроизводство в судах общей юрисдикции, процессуальный порядок которого (и, соответственно, компетенция судов) определен, в первую очередь, Гражданским процессуальным кодексом РФ. Все нормы гражданского процессуального права независимо от источника их выражения взаимосвязаны между собой и образуют строгую логическую систему. В этой системе можно обнаружить нормы общего, отдельного, специального и конкретизирующего значения, которые по взаимосвязи и взаимодействию создают систему процессуального права, отражающую специфику гражданских процессуальных отношений как властеотношений, многосубъектных отношений, отношений, возникающих для защиты самых разнообразных субъективных прав и интересов. Среди всей совокупности процессуальных норм выделяются нормы, общие для трех видов судопроизводства и стадий гражданского процесса. Это нормы, определяющие задачи гражданского судопроизводства, закрепляющие принципы гражданского процесса, устанавливающие круг лиц, участвующих в гражданском деле, доказательства, процессуальные сроки, вызовы и извещения и т.д.

Нормы с общим уровнем действия, применяемые при рассмотрении и разрешении гражданских дел всех видов судопроизводства и на всех стадиях процесса, выделены в раздел I «Общие положения» ГПК РФ. С некоторой долей условности об этом разделе можно говорить, как об «Общей части» Гражданского процессуального кодекса.

Так, статья 1 ГПК РФ, позволяющая судам лишать гражданина, находящегося под стражей или в местах заключения, права вести свои дела лично, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, поскольку в случае участия осужденного к лишению свободы в качестве стороны в гражданском деле его право довести до суда свою позицию может быть реализовано и без личного участия в судебном разбирательстве. При этом суд, как это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 8 декабря 2003 года № 18-П, не может быть лишен полномочия признать необходимым личное участие осужденного в судебном заседании, чтобы непосредственно заслушать его объяснения и обеспечить тем самым соблюдение вытекающих из статей 46 – 52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод требований для вынесения правосудного, т.е. законного, обоснованного и справедливого, решения по делу.

Поскольку гражданский процесс есть движение (переход) дела из одной стадии в другую, то и процессуальные нормы, исходя из логики судебного познания, объединены в большие группы: производство в суде первой инстанции, производство в суде кассационной инстанции, пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, исполнительное производство. Внутри совокупности норм постадийного регулирования есть также нормы разного уровня действия. Например, многие процессуальные нормы искового производства имеют общее значение (принятие заявлений – ст. 131 ГПК РФ, подготовка дел к судебному разбирательству – гл. 14 ГПК РФ), для других видов судопроизводства правила, установленные для дел искового характера, считаются общими правилами гражданского судопроизводства. Однако специфику каждого вида судопроизводства отражают отдельные нормы, их комплексы. Так, только для искового производства характерен комплекс норм в виде обеспечения иска, предъявления встречного иска. Только в заявлении по делам об установлении юридических фактов должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт (ст. 267 ГПК РФ).

Гражданский процессуальный кодекс, а также кодексы, регулирующие гражданские, жилищные, трудовые, семейные и иные правоотношения, содержат ряд специальных, конкретизирующих процессуальных норм, устанавливающих специальные правила для какой-либо одной группы материально-правовых отношений. Так, в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено обязательное участие прокурора в разбирательстве дел. Конкретизация названного общего правила содержится в ряде других норм (ст. 273 ГПК РФ). Гражданское процессуальное право в своей системе содержит образования правовых норм, которые называются институтами: институт подведомственности, подсудности, иска, лиц, участвующих в деле, институт доказательств, процессуальных сроков и др. Институт – совокупность процессуальных норм как общего, так и специального, конкретизирующего характера, расположенных иногда в различных источниках процессуального права, но регулирующих на всех стадиях процесса, видах судопроизводства одну группу процессуальных отношений, отличающихся своим предметом регулирования. Отдельное положение в системе гражданского процессуального права занимают нормы, касающиеся исполнительного производства. Принудительное исполнение судебных актов проводится по ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако суд (судья) осуществляет контроль за законностью при исполнении судебных актов и актов иных органов в установленной процессуальным законом форме. Источники гражданского процессуального права представляют собой различные по правовой силе, форме и сфере действия, но связанные между собой содержанием (предметом правового регулирования) правовые акты. Предмет правового регулирования (правосудие по гражданским делам) является одним из главных системообразующих факторов при построении системы источников гражданского процессуального права. По этому основанию в состав источников гражданского процессуального права войдут как гражданское процессуальное законодательство (ГПК и другие отраслевые нормативные акты), так и нормативные акты комплексные, содержащие нормы различных отраслей права, а также акты, принадлежащие другим отраслям права, содержащие отдельные нормы о гражданском судопроизводстве. Важным элементом системы источников гражданского процессуального права является существование между нормами, составляющими их содержание, логических, содержательных и структурных связей и согласованность этих норм. Согласованность необходима не только в структуре отдельного нормативного акта, но и между самими нормативными актами.

Целостность, органическое единство системы источников гражданского процессуального права, однако, не исключает ее внутренней дифференциации на относительно самостоятельные подразделения. При делении на крупные или более мелкие подразделения законодателем приняты во внимание различные правообразующие факторы, учтены значение и место правовых норм в системе права, выполняемые ими функции, последовательность возникновения процессуальных отношений, связи между правовыми нормами, их объединение в соответствующие институты.

  1. Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод то что особенность российского гражданского процесса заключается в наличии определенных оригинальных процессуальных институтов, не имеющих других правовых системах. Под самобытностью гражданского процесса понимается совокупность элементов гражданской процессуальной системы, характеризующих ее своеобразие, уникальность и самостоятельность развития. Данные элементы существовали в отечественной правовой системе с момента возникновения государства Древней Руси, получили развитие в различных правовых актах в последующее время. Самобытные процессуальные институты имели место в советской правовой системе, а также существуют в действующем российском гражданском процессуальном законодательстве.

  1. Список литературы

1 Постановление ВЦИК от 10.07.1923 «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р. С. Ф.С.Р. (вместе с «Гражданским Процессуальным Кодексом Р. С. Ф.С.Р».) // СУ РСФСР. 1923. № 46–47. Ст. 478.

2 Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

3 Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство. 2000. 216 с.

4 Решетникова И. В. Судебные реформы XIX и XXI вв. в области гражданского судопроизводства // Кодификация российского частного права / Под ред. Д. А. Медведева. М., Статут. 2008. 336 с.

5 Судебные уставы Российской империи 1864 года: влияние на современное законодательство Литвы, Польши, России, Украины, Финляндии (к 150-летию Судебной реформы. 20 ноября 1864 г. — 20 ноября 2014 г.): Сб. науч. ст. / Под ред. Д. Я. Малешина. М.: Статут. 2014. 128 с.