Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Институт ответственности в международном гражданском процессе

Ответственность - один из древнейших институтов международного права.

История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических исследований института международно-правовой ответственности.

Считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

Понятие института международно-правовой ответственности и его кодификация.

Нормативное регулирование отношений предполагает наличие института ответственности. Возможность нарушения норм права составляет их необходимое предположение, поскольку правовые нормы стремятся воздействовать угрозой на сопротивляющуюся волю отдельных членов

Таким образом, ответственность является одной измер, обеспечивающих существование правопорядка. Ответственность в международном праве представляет собой межотраслевой правовой институт, который пронизывает все отрасли международного права. В настоящей статье данный правовой институт рассматривается в его наиболее распространенном понимании, а именно как «группа норм, регулирующих однородные отношения и отличающихся качественным единством»

Нормы института международной ответственности взаимосвязаны с иными нормами международного права, поскольку они реализуются только при условии нарушения других норм. Важность института ответственности позволила некоторым авторам заявить о существовании права международной ответственности как самостоятельной отрасли международного права. Однако известно, что критериями разделения системы права на отрасли является предмет и метод правового регулирования. Нормы об ответственности являются производными, вторичными и не могут существовать без наличия первичной, материальной нормы, с которой тесно связаны. Поэтому представляется неверным говорить о праве международной ответственности как об отдельной отрасли.

Понимание международной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности утвердилось в международном праве не сразу. Прежде всего международная ответственность имеет общие черты с гражданско-правовой ответственностью: обе имеют место в отношениях равных субъектов; основной целью обеих является восстановление существовавшего до правонарушения положения, выражающееся в обязанности возместить причиненный нарушителем вред.

Вероятно, именно это обусловило первоначальное развитие института международной ответственности в направлении сближения его с гражданско-правовой ответственностью. Так, в первых докладах Комиссии международного права ООН, сделанных Ф.В. Гарсиа Амадором по вопросу ответственности государств, она рассматривалась в рамках возмещения ущерба, причиненного иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам или их имуществу.

Таким образом, институт международной ответственности представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенные правоотношения, которые в большинстве случаев возникают между двумя сторонами — правонарушителем и потерпевшим. Длительное время признавалась возможность таких правоотношений только между двумя сторонами. Так, А. Фердросс писал, что «международно-правовая ответственность в принципе возникает только в отношении тех государств, которые являются непосредственно потерпевшими от международно-противоправных действий»

Следует отметить, что главным и единственным основанием для международной ответственности является совершение международного правонарушения. При этом причинение ущерба не обязательно является нарушением международного права: ущерб может быть причинен в результате правомерной деятельности субъекта международного права.

Таким образом, причинение ущерба само по себе не влечет за собой ответственности, а возмещение вреда не всегда следует относить к мерам ответственности. Д.Б. Левин характеризовал международную ответственность как политическую, поскольку ответственность государства представлялась как «коллективная ответственность политических организмов за противоправное поведение его органов, должностных лиц и даже находящихся под их властью частных лиц». По мнению ученого, международно-правовая ответственность — это «ответственность, воплощающая в себе политические отношения государств, хотя ее последствием могут быть как международные санкции и политическое удовлетворение, так и возмещение материального ущерба». В качестве основного содержания международной ответственности государства он соответственно выделял то, что «государство обязано исправить ущерб, причиненный ему международно-противоправным поведением, и к нему могут быть применены международные санкции за это поведение»

На наш взгляд, определяя международную ответственность, следует учитывать следующие моменты.

Во-первых, международная ответственность — это вид юридической ответственности, и как таковая она имеет свое начало в праве: в основе ее лежит правовая норма; она реализуется в соответствии с установленными правовыми нормами; и она не может выходить за пределы правовой плоскости. Соответственно меры, которые могут быть применены к ответственному субъекту международного права, должны быть предусмотрены нормами международного права.

Во-вторых, правовая природа субъекта-правонарушителя не может влиять на сущность ответственности, поскольку определяющим здесь является сам процесс реализации ответственности: она наступает в результате нарушения правовой нормы и реализуется в соответствии с установленными нормами. Нарушение норм при осуществлении ответственности также представляет собой правонарушение и влечет за собой ответственность.

Хотя в принципе любая ответственность носит в той или иной мере политический характер, особенно когда речь заходит о привлечении виновных субъектов к юридической ответственности, тем не менее это не делает ее политической, поскольку она реализуется на основе норм права.

Институт международно-правовой ответственности – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, порождаемые нарушением ими международного обязательства либо причинением ущерба при осуществлении правомерной деятельности, определяющих вытекающие из этих отношений права и обязанности. Термин «международно-правовая ответственность» охватывает всю совокупность новых правоотношений, возникающих по международному праву в связи с международно-противоправным деянием.

Такое правоотношение возлагает на правонарушителя обязанность прекратить противоправное деяние, ликвидировать или компенсировать последствия, а пострадавшему предоставляет право требовать совершения указанных действий. Правоотношение ответственности является вторичным и охранительным относительно нарушенного первичного правоотношения. Но при этом правоотношение ответственности не изменяет и не отменяет первичное правоотношение. Оно определяет новые права и обязанности сторон, имеющие целью реализацию первичного правоотношения, а если это невозможно, то возмещение причиненного ущерба. Институт международно-правовой ответственности до сих пор не кодифицирован. В основном он базируется на обычных нормах, а также на неоднозначной практике государств. С 1956 года Комиссия международного права ООН занималась разработкой проекта статей об ответственности государств. Процесс подготовки Проекта был отмечен противоречиями между сторонниками устоявшейся системы международных правоотношений и теми, кто выступал за ее дальнейшее совершенствование. Стремясь найти компромисс с целью скорейшего завершения работы, Комиссия была вынуждена исключить из поля своей деятельности наиболее острые и актуальные проблемы международной ответственности и сосредоточить внимание на областях, где международная практика не столь противоречива.

К сожалению, это относится и к системе реагирования на наиболее опасные нарушения международного права со стороны мирового сообщества. В 2001 году на 56 сессии Генеральной Ассамблеей ООН была принята (без голосования) резолюция 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния», куда вошли представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Комиссия международного права также завершила многолетнюю работу (с 1978 г.) над темой «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом», разделив ее на две части.

Соответственно в 2001 году был приняты тексты проектов статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, которые рекомендованы Генеральной Ассамблее в качестве основе для разработки конвенцию, а в 2007 году – тексты проектов принципов, касающихся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности, и рекомендованы Генеральной Ассамблее для принятия соответствующей резолюции. С 2002 года Комиссия работает над статьями об ответственности международных организаций (тексты проектов статей приняты в предварительном порядке в 2008 г.).

Принципы и основания международно-правовой ответственности. Обстоятельства, исключающие ответственность.

гл. 1 ч. I Статей сформулированы 3 базовых принципа международно-правовой ответственности государств:

  1. всякое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства (ст.1);
  2. как международно-противоправное деяние рассматривается действие либо бездействие, которое может согласно международному праву присваиваться государству, и которое представляет собой нарушение международного обязательства этого государства (ст.2);
  3. деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании норм международного права. На такую квалификацию не может влиять то, что это деяние рассматривается как правомерное согласно внутреннему праву государств (ст.3).

В соответствии со ст.2 одно из существенно важных условий международной ответственности государства состоит в возможности присвоения ему того или иного поведения по международному праву. Цель присвоения – определить, что речь идет о деянии государства. В гл. 2 Статей определяются условия, при которых такое присвоение оправдано, т.е. когда поведение, состоящее в каком-то действии или бездействии, серии действий или актов бездействия, должно считаться поведением этого государства. Согласно гл. II Статей государство несет ответственность за действия его органов и должностных лиц, нарушивших международное обязательство государства. Государство несет ответственность за действия любых своих органов, независимо от положения, которое орган занимает в системе государства, какие функции он осуществляет, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства (ст.4). Государство не несет ответственности за действия юридических и физических лиц. Но если будет установлено, что физическое лицо (группа лиц) или юридическое лицо действовали под руководством или контролем государства, или если указанные лица фактически осуществляли функции государственной власти в отсутствие или при несостоятельности официальных властей, то тогда поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву (ст.8,9).

Государство несет ответственность за действия своих органов и должностных лиц, даже если они превышают свои полномочия, установленные внутренним правом (ст.7). Но если официальный орган государства, не действуя в пределах своей компетенции, нарушает его международное обязательство, государство не будет нести ответственность. Обстоятельства, исключающие ответственность государства:

  1. Государство не будет нести ответственность за противоправные деяния своего органа, нарушившего международное обязательство, затрагивающее интересы другого государства, если эти деяния были совершены с согласия этого другого государства (ст. 20 Проекта).
  2. Государство не будет нести ответственность за совершение деяния, нарушающее его международное обязательство, если оно явилось контрмерой (ответной мерой) на нарушение международного обязательства со стороны другого государства (ст. 22 Проекта, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).
  3. Государство не несет ответственности за совершение деяния, нарушающее его международное обязательство, если нарушение вызвано появлением непреодолимой силы, не контролируемой государством – форс-мажор (ст. 23 Проекта).
  4. Государство не несет ответственности за действия лица, нарушившего международное обязательство, если действия этого лица были обусловлены состоянием крайней необходимости, и нарушение международного обязательства было единственным способом спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему других лиц (ст.24 Проекта).
  5. Не допускаются ссылки на состояние необходимости как на основание освобождения от ответственности, кроме случаев когда деяние явилось единственным средством защиты существенных интересов государств от большой и неминуемой опасности и не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства (государств) или международного сообщества в целом (ст.25 Проекта).
  6. Если государство действует в пределах самообороны в соответствии с положениями Устава ООН (ст.51), то противоправность его деяний исключается. Право на самооборону возникает в случае, если на государство совершено нападение или осуществлен акт агрессии (а не угроза), а также, если эти противоправные акты совершены в отношении другого государства, находящегося в договорных отношениях с ним (ст.21 Проекта).

Виды и формы международно-правовой ответственности.

Международно-правовая ответственность, которую влечет за собой международно-противоправное деяние, порождает юридические последствия, о которых речь идет в ч. II Статей. Несущая ответственность сторона должна в первую очередь прекратить противоправное деяние, а в случае необходимости представить надлежащие заверения и гарантии неповторения подобных деяний (ст.30).

В зависимости от форм возмещения вреда в современном международном праве различают виды ответственности: материальную и нематериальную или политическую. В международно-правовой литературе различно трактуются формы международной ответственности и соответствующая терминология. При обобщении мнений обнаруживается, что большинство авторов традиционно относят к формам нематериальной ответственности ресторации, реторсии, сатисфакции и санкции, а к формам материальной ответственности – реституции, субституции и репарации; другие – выносят за рамки форм ответственности санкции, рассматривая их в качестве мер чистого принуждения, которые служат средством, обеспечивающим пресечение международных правонарушений, восстановление международного правопорядка и призванным, в конечном счете, принудить государство-нарушителя выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности. Ст. 34 Статей к формам возмещения (любого) вреда, причиненного международно-противоправным деянием, относит реституцию, компенсацию и сатисфакцию.

Заключение

Международно-правовая ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права.

Но ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.

Список использованной литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Международное частное право: учебник / В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.; отв. ред. Н.И. Марышева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

""30 ноября 1994 года N 51-ФЗ