Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Электронные информационные ресурсы

Формы взаимодействия с ресурсами глобальной информационной среды.

Контент – это то, что мы видим и слышим. Соответственно, контент подразделяется на визуальный и звуковой ряды. Текст, строго говоря, нужно относить к визуальному ряду, но возможности описания абстракций и некоторые особенности хранения и воспроизведения символьной информации выделяют ее в отдельный компонент.

Контент, как правило, дополняется элементами управления, которые позволяют перемещаться по содержательному массиву, т.е. переходить от одного его фрагмента к другому. Организацию перемещения (в общем случае – нелинейного) с помощью этих элементов принято называть навигацией.

Навигация может быть организована по элементам контента (ключевое слово в гипертексте, смысловой элемент в визуальной композиции), а также по контентно-независимым элементам навигации, чаще всего располагаемым на периферии экрана (кнопки «вперед/назад», «в начало» и др.). Кроме того, к контентно-независимым элементам графического пользовательского интерфейса ЭОР относятся элементы кастомизации, позволяющие осуществить персональные настройки (громкость звука, размер шрифта и т.п.).

Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы. Как правило, все операции производятся в активном поле контента, которое может занимать как весь экран монитора, так и его часть.

Условно-пассивные формы

Характеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. «Условно» - пассивными данные формы названы, поскольку от пользователя все же требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента.
К условно-пассивным формам взаимодействия относятся:
1. Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления

2. Просмотр деловой графики:

3. Прослушивание звука:

4. Просмотр изображений:

5. Восприятие аудиовизуальной композиции:

При этом аудиовизуальная композиция может иметь варианты, различающиеся по эффективности:

  • созерцательный (наблюдение рисунка в целом, видеоролика в исходном виде);
  • акцентированный (с выделением деталей визуального ряда или фрагментов звукоряда при цифровой обработке исходных материалов).
  1. Активные формы

Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами).

К активным формам относятся:

  1. Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
  2. Копирование элементов контента в буфер (чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций);
  3. Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений);
  4. Масштабирование изображения для детального изучения;
  5. Изменение пространственной ориентации объектов (чаще всего – поворот объемных тел вокруг осей);
  6. Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
  7. Управление интерактивной композицией.
  8. Деятельностные формы

Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента.

К деятельностным формам относятся:

  1. Удаление/ведение объекта в активное поле контента;
  2. Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий;
  3. Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
  4. Составление определенных композиций объектов;
  5. Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;
  6. Изменение параметров/характеристик объектов и процессов;
  7. Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.

Деятельностные формы, как и активные, относятся к детерминированным формам взаимодействия с интерактивным контентом. Отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.

  1. Исследовательские формы

Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных событий. Пользователю не предлагается заданное множество действий, его манипуляции с представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с объектами и процессами могут быть произвольными.

Открытые ресурсы мировой информационной среды.

Рынок информационных услуг может быть определен как совокуп­ность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавца­ми) и потребителями (покупателями) и характеризуется определен­ной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставле­ния и цепами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информация, зафиксированная на материальных носителях и хра­нящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсыПод информационной системой по­нимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализую­щих информационные процессы.

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обыч­но подразделяются на три сектора:

·         сектор деловой информации;

·         сектор научно-технической и специальной информации;

·         сектор массовой потребительской информации.

·         биржевая и финансовая информация — информация о котиров­ках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках то­варов и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими
компаниями;

·         статистическая информация — числовая, экономическая, демо­графическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственны­ми службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

·         коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, цепах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

·         деловые новости в области экономики и бизнеса.

Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Сле­довательно, и предоставление ее потребителю должно осуществлять­ся в реальном масштабе времени.

Требования к оперативности предоставления потребителю коммер­ческой информации ниже, чем требования к предоставлению бирже­вой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

Важность коммерческой информации в условиях рынка и конку­ренции весьма высока. Эта информация используется непосредствен­но бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

·         выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;

·         выход на рынок с новым товаром;

·         поиск покупателей;

·         слияние и приобретение компаний;

·         маркетинговые исследования по анализу рынка.

Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотексто­вую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инже­неров и т. д.

Сектор массовой потребительской информации включает ново­сти и справочную информацию, потребительскую и развлекатель­ную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и прода­жи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

Понятие информационной индустрии

Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вы­числительной техникой понимается и программное обеспечение. То­варом в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и дру­гие средства, используемые в информационных технологиях.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и свя­зи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предла­гают потребителям следующие виды услуг:

·         непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

·         пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

·         базы данных на дискетах и компакт-дисках;

·         консультации, оказываемые специалистами в области информа­ционных ресурсов;

·         обучение доступу к мировым информационным ресурсам.

Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и обще­ственные организации, частные лица. Обычно они именуются инфор­мационными корпорациями, информационными агентствами, инфор­мационными службами, информационными центрами.

Необходимо отметить, что информация является основой приня­тия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способ­ствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользова­телями) информационных услуг выступают специалисты, работаю­щие практически во всех сферах производства.

Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на сле­дующие группы:

·         специалисты промышленных предприятий и предприятий тор­говли;

·         специалисты консалтинговых и маркетинговых информацион­ных агентств;

·         работники научно-исследовательских учреждений и учебных за­ведений;

·         работники государственных учреждений;

·         работники общественных организаций; индивидуальные пользователи.

Интернет - объединение транснациональных компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам и оптоволокну, через спутники и радиомодемы. Подавляющее большинство компьютеров в Интернет связано по протоколам tcp/ip, и именно это, вкупе с требованием наличия подключения к глобальной сети, является критерием присутствия в Интернет. Однако частями и носителями культуры Интернет являются также люди, работающие в сетях другого типа, в том случае, если они имеют возможность пользоваться какими-либо сервисами Интернет.

Интернет - сеть сетей, всемирная компьютерная сеть. Интернет можно рассматривать со многих позиций, вот две крайние из них. Наиболее узкое рассмотрение - объединение сетей, связанных между собой по протоколам tcp/ip так, что в любой момент каждый компьютер в Интернет "видит" каждый другой (то есть может передать ему пакет данных ip и получить ответ за доли секунды). Наиболее широкое - киберпространство, рождающее киберкультуру со своим образом мысли, своим языком, своей этикой.

Сервисы Интернет

Электронная почта (e-mail) - первый из сервисов Интернет, наиболее распространенный и эффективный из них.

Сетевые новости Usenet, или, как их принято называть в российских сетях, телеконференции тоже сервис Интернет. Если электронная почта передает сообщения по принципу "от одного - одному", то сетевые новости передают сообщения "от одного - многим". Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т.е. получивший новое сообщение), передает новость всем знакомым узлам, т.е. всем тем узлам, с кем он обменивается новостями.

Система поиска файлов Archie - это не самостоятельный сервис, но сервис, облегчающий работу с серверами anonymous ftp, обеспечивающий поиск файлов на таких серверах.

WWW (World Wide Web - всемирная паутина) - самый популярный и интересный сервис Интернет сегодня, самое популярное и удобное средство работы с информацией. Самое распространенное имя для компьютера в Интернет сегодня - www, больше половины потока данных Интернет приходится на долю WWW.

3. 1. Библиографические ресурсы глобальной сети Интернет обширны и многообразны.

Их главными компонентами являются многочисленные и, порой, весьма обширные списки литературы на страницах научные учреждений и отдельных ученых, электронные каталоги библиотек, Интернет-библиотеки, библиографические базы данных, а также справочные ресурсы Интернета. В нашей лекции основное внимание уделяется библиотечным ресурсам.

Библиографические базы данных – полнотекстовые базы периодических изданий.

Справочные ресурсы – электронные энциклопедии и словари

Библиотечные каталоги

Библиотечные каталог – это структурированная информация обо всех присутствующих в библиотеке книгах, т.е. полные библиографические данные книг, необходимые для их получения. 

Библиотечные каталог – это структурированная информация обо всех присутствующих в библиотеке книгах, т.е. полные библиографические данные книг, необходимые для их получения

Электронные каталоги библиотек составляют наиболее внушительный потенциал библиографических ресурсов Интернета. Каталоги - это наиболее ценный продукт, который библиотеки предложить сетевому сообществу. На сегодня в интернете представлено много таких каталогов: от крупнейших книгохранилищ мира до городских публичных библиотек. Опыт показывает, что самыми информативными, вслед за сводными каталогами национальных библиотек, являются каталоги библиотек крупных университетов и научных учреждений.

Справочные ресурсы глобальной сети Интернет обширны и многообразны. Их главными компонентами являются многочисленные и, порой, весьма обширные списки литературы на страницах научные учреждений и отдельных ученых, электронные каталоги библиотек, Интернет-библиотеки, библиографические базы данных, а также справочные ресурсы Интернета. В нашей лекции основное внимание уделяется библиотечным ресурсам.

К справочным ресурсам Интернета относятся многочисленные эн­циклопедические и справочные электронные издания и словари, расположенные на серверах по всему миру.

В World Wide Web широко представлены самые авторитетные источники, включая знаменитую энциклопедию Britanica (http://www.britannica.com). однако пользование ими, как правило, платное. Наряду с этим, в Интернете существует немалое число совершенно бесплатных изданий справочного характера, о которых и пойдет речь.

В ряду самых известных виртуальных энциклопедий находится Encarta (http://encarta.msn.com). Это бесплатный вариант известной энциклопедии универсального характера, ежегодно выпускаемой компа­нией Microsoft на CD/DVD-ROM. В процессе работы система предлагает простую и углубленную формы (интерфейс) запроса. С помощью по­следней можно не только вести поиск, по ключевым словам, в тексте, но и уточнять область знания. Тексты статей, так же, как и в платном вариан­те, снабжены гипертекстовыми ссылками на другие разделы энциклопедии, что позволяет многоаспектно освещать все тонкости конкретной проблематики.

Открытые модульные мультимедиа системы (ОМС) как учебно-методический комплекс нового поколения.

Принципы формирования школьной медиатеки.

Модуль (программирование) -- функционально законченный фрагмент программы, оформленный в виде отдельного файла с исходным кодом или поименованной непрерывной её части.

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы представляют собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры.

Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по учебным темам (элементам курса) и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация).

Контент - собирательный термин, характеризующий любую информацию, которая содержится на страницах веб-ресурса. В буквальном смысле контентом можно назвать тексты, аудио и видеофайлы, графические изображения, анимацию, картинки и прочую информацию, размещенную на Интернет-ресурсе (все, что пользователь может прочитать, увидеть, услышать).

Программные компоненты ОМС образуют функциональную среду, обеспечивающую хранение, поиск, выбор и воспроизведение ЭУМ (Электронные учебные модули).

Функции:

· централизованное хранение ОМС по предметам в виде совокупности

электронных учебных модулей;

  • · разграничение прав доступа при получении и публикации ЭУМ и ММП;
  • · поиск, выбор и выдача ЭУМ и ММП по запросу пользователя.

Функции:

  • · получение информации о доступных ОМС и составляющих их ЭУМ и ММП;
  • · доставка выбранных ЭУМ и ММП на клиентское рабочее место;
  • · организация локального хранилища избранных ЭУМ и ММП;
  • · воспроизведение ЭУМ и ММП на клиентском рабочем месте.

К основным преимуществам ОМС относятся:

  • · отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное
  • · использование новых педагогических инструментов;
  • · возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
  • · неограниченный жизненный цикл системы.

Мультимедиа компоненты и моделеры для ЭУМ создаются с помощью стандартных программных инструментов, хорошо известных разработчикам мультимедиа продуктов.

Моделеры представляют собой исполняемые программы, моделирующие объекты и процессы, которые являются предметом изучения.

Моделеры контентно-зависимы, т.е. обслуживают определенные элементы контента данного ЭУМ в соответствии с его сценарием (script).

Моделеры  является объединение всех текстовых фрагментов мультимедиа продукта в единую гипертекстовую структуру.

Современные программы векторной графики содержат также инструменты для работы с растровыми изображениями.

2-D анимация

Используется традиционный метод покадровой анимации.

3-D графика и анимация

Трехмерная графика и анимация по технологии напоминает кукольную: необходимо создать каркасы объектов, определить материалы, их обтягивающие, скомпоновать все в единую сцену, установить освещение и камеру, а затем задать количество кадров в фильме и движение предметов.