Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Биография и научно-практическое наследие Александра Богданова

Управление появилось с образованием человеческого общества, со временем обособившись в самостоятельный вид деятельности. В связи с этим роль управления в жизни общества весьма сложно переоценить. Тема эссе сейчас снова стала актуальной после периода упадка интереса к науке управления. Сегодня публикуется множество работ по менеджменту и управлению. Данная область науки вышла на новый уровень.

История развития управленческой мысли в России интересна, полна идей, открытий, достижений, решений серьёзнейших задач. В то же время она во многом поучительна и трагична в части жизненного пути ярких личностей основоположников, их начинаний, созданных научных заделов и институтов.

В то время, как в США и остальном мире господствующее положение занимала в начале ХХ века школа научного управления, основанная на учении Адама Смита о разделении труда, в России складывалась собственная теоретическая и практическая база менеджмента, который в те времена именовался у нас организационной наукой или научной организацией труда (НОТ).

Грандиозной по масштабу личности, таланту и энциклопедичности знаний является русский и советский учёный Александр Александрович Богданов (1873-1928) – врач, экономист, философ, биолог и писатель. Сейчас, в XXI веке, мы бы его именовали ещё одним современным термином — биохакер и отец отечественного биохакинга. Это он первым проводил на себе биологические опыты, пытался управлять метаболизмом, взломав генетический код крови человека, продлив тем самым жизнь и омолодив организм.

Богданов Александр Александрович (настоящая фамилия-Малиновский) - русский и советский политический деятель, врач и философ-экономист, ученый-естествоиспытатель, член РСДРП, большевик, глава антипартийной группы «Вперед».

А.А. Богданов родился 10 августа 1793 года на территории современной Польши. После окончания гимназии (1892) поступил на физико-математического факультет МГУ, но был отчислен за членство в народовольческом Союзном совете землячеств. Закончил медицинский факультет Харьковского университета. К тому времени женился на Наталье Богдановне Корсак, акушерке из клиники друга отца. В 1899 году получил диплом врача и написал свою первую философскую книгу «Основные элементы исторического взгляда на природу». Одновременно занимался революционной деятельностью.

В 1905 году стал членом боевой технической группы ЦК, обеспечивавшей революционеров оружием. Во время Первой мировой войны работал фронтовым врачом. Неоднократно был арестован, жил в Швейцарии. Является одним из редакторов русского перевода «Капитала» К.Маркса. В историю вошел в первую очередь как революционер. В годы советской власти занимался научной организацией труда, экономикой и политэкономией, был видным теоретиком. В качестве идеолога Пролеткульта разработал концепцию «пролетарской культуры». Основоположник новой дисциплины - тектологии, которая осталась не понятой и не признанной современниками.

В 1926 году при поддержке Ленина и Семашко организовал первый в мире Институт переливания крови, был его первым директором. В 1928 году (когда ему было 54 года) Богданов умер от обменного переливания крови.

Основной вклад ученого

Подход А. Богданова к выявлению общих черт и признаков, свойственных различным видам управления, заметно отличался от предлагавшихся в 20-е годы XX века. организационно-технологических концепций. Предположив, что все виды управления (в природе, обществе, технике) имеют общие черты, Богданов сделал попытку описать их с позиций особой организационной науки - тектологии, призванной стать общей методологической основой всех других наук, систематизировать огромный организационный опыт человечества и вооружить руководителей знанием организационных законов. По мнению ученого, предметом тектологии должны были стать общие организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах управления.

Исходным пунктом тектологии является признание необходимости подхода к изучению любого явления с точки зрения его организации. Принять организационную точку зрения - значит изучать любую систему с точки зрения, как отношений всех ее частей, так и отношений ее как целого со средой, то есть со всеми внешними системами. Законы организации систем едины для любых объектов, самые разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями, а на такой основе организационные задачи могут решаться способами, аналогичными математическим.

Среди множества организационных форм А. А. Богданов выделяет два универсальных типа систем - централистический (эгрессия) и скелетный (дегрессия). Для систем первого типа (эгрессия - от латинского “выхождение из ряда”) характерно наличие центрального, более высокоорганизованного комплекса, по отношению к которому все остальные комплексы играют роль периферии. Системы второго типа (дегрессия - от латинского “схождение вниз”), напротив, образуются за счет организационно низших группировок, выделяемых сложноорганизованными пластичными комплексами.

Специальному анализу подвергаются основные организационные механизмы - механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм обозначается Богдановым термином “подбор” и распространяется на процессы сохранения и разрушения всех видов систем.

Прогрессивному отбору (“подбору”) уделяется основное внимание в “Тектологии”, поскольку, с точки зрения автора, действительное сохранение форм в природе возможно лишь путем их прогрессивного развития. Отбор может быть положительным или отрицательным - он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. В совокупности положительный и отрицательный отборы охватывают всю динамику мирового развития. Положительный отбор, усложняя формы, увеличивает разнородность бытия, доставляет для нее материал, все более возрастающий; отрицательный отбор, упрощая этот материал, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность, упорядочивает последний. Взаимодополняя друг друга, оба процесса стихийно организуют мир.

В соответствии с организационной точкой зрения мир рассматривается А. А. Богдановым как находящийся в непрерывном изменении, в нем нет ничего постоянного, все суть изменения, действия и противодействия.

В основе тектологии, согласно А. А. Богданову, лежат три основных цикла научного знания: науки математические, естественные и общественные. К их данным применяются научные методы исследования и рассуждения.

Положения Тектологии А.А.Богданова приобрели особую значимость в современных условиях - в условиях глобализации экономики, роста неопределенности экономических процессов и изменчивости потребительского спроса, неадекватного поведения партнеров, нечёткого государственного регулирования. В условиях рыночной экономики предприятие как объект управления должно рассматриваться как “предприятие в макросфере”. Это означает, что оно не только и не столько должно реагировать на внешние воздействия, сколько упреждать их, способствовать своими действиями формированию необходимых и полезных для предприятия внешних воздействий.

Развитие комплексов-корпораций, транснациональных компаний приводит к необходимости формирования на тектологических границах своих представительств, консультативных органов, сбытовых и снабженческих контор, организаций послепродажного обслуживания и др.

Разложение комплекса (системы) на взаимодействующие элементы должно осуществляться в каждом случае с учетом конкретных целей и задач, решаемых им. При этом очень важно выявить все составляющие, воздействующие на решение проблем.

Это положение представляет большой интерес для разработки организационного и экономического механизмов для управления современными крупными промышленными комплексами. Практическую реализацию этот принцип получил в конце 60-х годов в методе организационного структурирования посредством выстраивания так называемого “дерева целей”.

Четкое установление тектологических границ, характера, целей, интересов пограничных объектов, их возможных реакций и воздействий должны быть методической основой разработки любого решения по формированию любого комплекса малых предприятий, акционерных обществ, крупных компаний, а также организационного и экономического механизмов управления ими. Учет этого тектологического положения имеет первостепенное значение для разработки как принципов, так и методов государственного регулирования. Неполный учет этого положения, отмечал А.А.Богданов, может привести к распаду комплексов. На границе, где не установлены условия успешного взаимодействия, происходит либо разрыв границы, либо поглощение одного комплекса другим.

Будучи профессиональным революционером и идеологом социал-демократического движения, А.А. Богданов еще в 1897 году подготовил «Краткий курс экономической науки», который в течение двух десятилетий считался одним из лучших в России. В 1908 году вышел в свет его роман-утопия «Красная звезда», который стал своеобразной творческой платформой для лучших писателей-фантастов советского периода – Алексея Толстого, Ивана Ефремова, Александра Беляева.

Но что особенно ценно и интересно в «Красной звезде» — так это описание коммунистического общества и планового производства на Марсе. Здесь в полной мере реализуется принцип «от каждого по способности — каждому по потребностям». Помимо этого, труд становится добровольным и, как бы мы его сейчас назвали, высокотехнологичным. Рабочие, получая информацию о спросе и предложении на труд в разных отраслях (данные, представляемые на табло, обновляются ежечасно), просто переходят с одного завода на другой, поддерживая там нужный уровень занятости. Продолжительность рабочего времени за день составляет 6 часов. Приводит А.А. Богданов и другие интересные подробности работы коммунистических предприятий, воспитания детей и организации быта населения. Для революционеров того периода работа «Красная звезда» была просто незаменима, так как К. Маркс и Ф. Энгельс почти не дают внятного описания модели коммунистического общества и производства, а пользоваться примерами из «Утопии» или «Города Солнца» было весьма неудобно.

В качестве ремарки следует отметить, что в одной из глав «Красной звезды» (под названием «В лечебнице») Богданов описывает процедуру «обменного переливания крови», назначение которой «повысить жизнеспособность организмов, дополнить одну особь другой». Это была не просто рутинная операция по типу донор-реципиент; Богданов вкладывал в неё социальный, управленческий и организационный смысл. От процедуры обмена кровью, как он считал, происходило омолаживание организма, взаимопроникновение генетического и духовного начала личностей, обновлялось мышление и мировоззрение индивидов.

Но вернёмся немного назад. В 1913 году публикуется основной управленческий труд А.А. Богданова – «Тектология. Всеобщая организационная наука» в 2-х частях. Малый тираж издания (1 и 2 тыс. экз.), а также то обстоятельство, что В.И. Ленин раскритиковал философские воззрения Богданова в работе «Материализм и эмпириокритицизм», не дали идеям «Тектологии» закрепиться в вузовских курсах и научных школах советского времени. Правда, в 1922 году «Тектология» была издана однотомником в Берлине, что сделало теоретические построения А.А. Богданова известными иностранным специалистам, а его идеи легли в основу новой науки – кибернетики.

Новую жизнь «Тектологии» дала горбачёвская перестройка и отмена партийной цензуры. В 1989 году книга была переиздана и стала доступна исследователям и студентам. А после 2010-х годов в Интернете появились практически все работы А.А. Богданова, которые может изучить каждый желающий.

В чём же состоят основные подходы Богданова к менеджменту? Если говорить в предельно сжатой и концентрированной форме, то они состоят в следующем.

А.А. Богданов предлагает решать не каждую управленческую задачу в отдельности, а разработать решения для целых классов задач в их обобщённой форме, то есть не связанных конкретными данными. Универсально-обобщённая форма решения организационных задач позволит, по его мнению, создать отработанные алгоритмы (наподобие таблицы интегралов или правил дифференцирования функций), которые и будут опорными элементами всей системы. Более того, возможна и универсальная постановка задач. В предисловии к немецкому переводу «Тектологии» Богданов указывает: «Всякая задача может и должна рассматриваться как организационная; таков именно их всеобщий и постоянный смысл… Какова бы ни была задача — практическая, познавательная, эстетическая, она слагается из определенной суммы элементов, её «данных»; самая же её постановка зависит от того, что наличная комбинация этих элементов не удовлетворяет то лицо или коллектив, который выступает как действенный субъект в этом случае. «Решение» сводится к новому сочетанию элементов, которое «соответствует потребности» решающего, его «целям», принимается им как «целесообразное». Понятия же «соответствие», «целесообразность» всецело организационные, а это значит, выражающие некоторые повышенные, усовершенствованные соотношения, подобные тем, какие характеризуют организмы и организации, соотношение «более организационное», с точки зрения субъекта, чем-то, какое имелось раньше.

Построить любой бизнес- проблема организационная. Надо лишь так скомбинировать входные параметры (сырьё, материалы, рабочую силу, оборудование, финансовые потоки), чтобы на выходе предприятия были получены достаточные потоки прибыли и осуществлялся сбыт готовой продукции.

«Но, спросят нас, — говорит А.А. Богданов, — какая польза в этой универсализации? Что прибавляет к реальному содержанию задач, что убавляет в трудностях решения, если мы поняли, что все они — организационные? Отвечаю: обобщенно-осознанная их постановка даёт обобщенно-сознательный подход к ним; это первый этап выработки всеобщих методов их решения.

Интересно, что в 1920-е и 1930-е годы были разработаны решения для целых классов организационно-экономических задач, которые лягут в основу математической школы управления. Именно тогда Л.В. Канторович (наш единственный Нобелевский лауреат по экономике) разработает принципы линейного программирования, которые позволят решать по заданному алгоритму целые классы задач — по оптимальному распределению ресурсов, транспортному сообщению, теории расписаний и очередей.

Но Богданов идёт ещё дальше — он объявляет, что сама жизнь человека и коллектива представляет цепь постановки-решения задач. Главная, подавляющая трудность заключается здесь в их величайшей разнородности.

Перед нами женщина с её обычной судьбой: хозяйка, жена, мать. Кухня ставит ей ряд различных задач технического характера, обстановка и содержание квартиры — ряд задач тоже технических, но совершенно иного типа. Рынок, бюджет, а то ещё прислуга вынуждают её решать множество порой очень сложных вопросов «экономических». Отношения к мужу и детям, строй семьи с её неизбежными противоречиями ведут её по трудному пути задач социально-бытовых, иногда доходящих до полной неразрешимости при наличных элементах и силах. Выращивание и воспитание детей — запросы гигиенические, медицинские, педагогические, последние в огромном масштабе и разнообразии, со всей их идеологической базой. И всюду предполагаются специфический подход, специальный опыт и знание, специализированные методы. Какая необходима бедному существу универсальная гениальность, чтобы действительно успешно и планомерно справляться со всем этим! Конечно, всеобъемлющий опыт и гениальность на практике заменяются традицией и шаблоном.

Интересно, что даже проблемы выражения своих мыслей словами А.А. Богданов считал управленческой задачей. В самом деле, любой говорящий или пишущий человек, будь то простой чернорабочий или гениальный писатель, поэт, оратор, — строят свои фразы из одних и тех же букв. Но по-разному складывая их в предложения, они получают разные смыслы, абсолютно отличающиеся по качеству произведения. Аналогичным образом музыканты и композиторы пользуются одинаковыми нотами, но результаты получают совершенно разные. Подмечая этот факт, А.А. Богданов указывает, что разница в конечном результате во многом управленческая и организационная; именно она порождает новые результаты и смыслы.

Для того, чтобы собрать и классифицировать все классы управленческих задач, получить по ним готовые управленческие технологии, нужна всеобщая организационная наука (тектология). На основании теоретических конструкций и накопленного опыта можно будет легко решать прикладные задачи – «об организации мастерской, об организации предприятия, учреждения вообще, армии».

В «Тектологии» Богданов разворачивает мысль о том, что в обществе, базирующемся на разделении труда, неизбежно наступает узкий взгляд на вещи, вызванный той самой специализацией. То же самое наступает и в науке — учёные работают в своей замкнутой отрасли, не смея выйти за её пределы, чтобы не показаться дилетантами. Но общественное производство постоянно усложняется и обновляется — в нём превалируют три главных направления производства — производства людей, производства вещей и производства идей. В недрах нового общества зарождается передовой и творческий класс — индустриальный пролетариат, которому потребуется совершенная организационная наука (тектология), которая укажет пути гармоничного соединения всех видов ресурсов — людей, идей, средств и предметов производства.

Богданов в «Тектологии» прямо подчёркивает: «Эта триединая организация — вещей, людей и идей — очевидно, не может быть построена иначе, как на основе строгой научной планомерности, а именно всего организационного опыта, накопленного человечеством. Но яс­но также, что в своем нынешнем виде, раздробленном, разорванном на специальные науки, он недостаточен для этого. Необходимо, чтобы сам он был организован целостно и стройно, иначе его применение не способно выйти за пределы дробных, частичных задач. Необходима, следовательно, универсальная организационная наука». А это уже была заявка не просто на государственное планирование (будущий Госплан), но и на принципиально иную модель управления экономикой, обществом и государством. Плановое начало, математические методы (в первую очередь, линейное программирование и его частные направления — транспортная задача, теория очередей, расписаний и проч.) должны были вытеснить из хозяйственной практики стихию рынка, устранить из экономики кризисы, безработицу, инфляцию, эксплуатацию человека человеком.

Теоретические построения Богданова не остались научными абстракциями – его идеи о готовых организационно-управленческих технологиях были воплощены в жизнь (хотя и с корректировками).