Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Б. Шоу «Пигмалион»

Прежде чем начинать разбирать драматургическое произведение, искать в репликах персонажей двойной смысл и скрытые мотивы, нужно в первую очередь спросить себя: о чём данная пьеса.

Касательно «Пигмалиона», самый ожидаемый ответ – это пьеса о том, что всех нас встречают по одёжке. Чуть более глубокий анализ приведёт нас к мысли о том, что внешнее благополучие ничто без внутреннего достоинства. Этот вывод нравится мне больше. Также можно предположить, что произведение Б. Шоу это история о том, что творец не может не любить своё гениальное творение, так как оно является доказательством его собственной гениальности. Но это, как мне кажется, предположение весьма далёкое от истины. Все вышеуказанные ответы на вопрос «о чём данная пьеса» имеют полное право на существование, и всё же, мой ответ несколько иной.

«Пигмалион» – это прежде всего пьеса о самооценке, самопринятии и самосовершенствовании. Примерами тому служат главные герои этого произведения, профессор Генри Хиггинс и его ученица, Элиза Дулиттл. Оба персонажа претерпевают серьёзные изменения, сталкиваются с нестандартными жизненными ситуациями и выходят из них другими людьми.

Начнём с очевидного примера. Элиза Дулиттл росла в бедном районе Лондона, её отец был алкоголиком, девушка была вынуждена торговать цветами на улице, так как её неправильное произношение не давало ей возможности найти лучшую работу в магазине. У девушки не было проблем с самоопределением – люди её круга не привыкли задумываться о таких вещах. Будучи простой цветочницей, она всё же не давала себя в обиду и ценила свою честь, что говорит о наличии у героини моральных принципов, которые, как покажет нам история, ещё помогут ей в жизни, когда она столкнётся с настоящими серьёзными вопросами. Её совершенствование абсолютно очевидно. Профессор Хиггинс, с помощью уроков правильной речи и манер, сделал из Элизы настоящую леди. Высший свет был в полном восторге от очаровательной, безупречно воспитанной девушки, Хиггинс имел полное право наслаждаться своим педагогическим триумфом, он доказал, что благодаря своему профессионализму способен сделать из цветочницы принцессу. Однако сама Элиза Дулиттл не знала что ей теперь делать со своим образованием, ведь в душе она так и осталась бедной девочкой из бедного района. Кто она? Гениальное создание профессора или живой человек? Принадлежит ли она самой себе, если всё, что она из себя теперь представляет, создал Генри Хиггинс?

В итоге Элиза напоминает своему учителю, что прежде всего она – живая девушка, с мыслями и чувствами, которая безмерно благодарна ему за всё, но не намерена терпеть к себе неуважительное отношение. Это, в свою очередь, помогает самому Хиггинсу пересмотреть своё отношение к людям, и прежде всего, к Элизе.

Профессор Генри Хиггинс – мастер своего дела. Он самоуверен и саркастичен, что делает его не самым приятным в общении человеком, однако, когда дело касается фонетики, лучшего специалиста вам не найти.

Принять на перевоспитание цветочницу – это вызов, который азартная натура Хиггинса была не в силах проигнорировать. Он со всей самоотдачей принялся за работу. Каждый успех мисс Дулиттл – его личная маленькая победа. Её блистательное поведение на приёме – его награда за труды.

Проблема Генри Хиггинса заключается в том, что его самооценка уж слишком завышена, мужчина банальным образом забывает, что его ученица не кукла, не просто отлаженный им механизм. Совершенствование Хиггинса не внешнее, а внутреннее, на первый взгляд, он остаётся не самым приятным человеком. Однако, ситуация с Элизой заставляет его впервые за долгое время проанализировать собственное поведение и, даже если не поменять его кардинально, то хотя бы честно разобраться в его причинах. Самооценка героя страдает, что, впрочем, идёт ему лишь на пользу.

«Пигмалион» – это не история любви, а пьеса о самосознании, самоуважении и самостоятельности. Бернард Шоу учит нас во всём знать меру, ценить себя и помнить о собственных минусах, уважать человеческое достоинство и стремиться к идеалу, не забывая о том, что действительно важно.