Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний *

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Человек, живущий в мире, познающий его, не бесстрастный созерца­тель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе, изменяя его. Эмоциональные особенности считаются главными в характеристике лич­ности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоциональную сферу человека.

Интерес к эмоциональным состояниям, к выявлению и объяснению закономерностей их функционирования и их связей с другими особенностям психики не ослабевает в психологической науке и по сегодняшний день. Значение проблемы эмоций всепроникающе. Какие бы условия и детерминанты не определяли бы жизнь и деятельность человека – внутренними, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней.

Известно, что люди могут обмениваться информацией на разных уровнях понимания и что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты, мимика.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена как теоретическими, так и практическими запросами. С одной стороны, одной из главных задач психофизиологии является изучение природных основ личности и исследование психофизиологических основ индивидуальных различий, в том числе и эмоциональных состояний; с другой стороны, в углубленном знании невербальных проявлений эмоций остро нуждаются ряд областей общественной практики.

На сегодняшний день эмоциональные состояния глубоко, всесторонне изучены и представлены в трудах как зарубежных, так и отечественных психологов (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, В. Витт, Б.И. Додонов, Л.Я. Дорфман, A.C. Запорожец, К. Изард, А.Н. Леонтьев, А.Е. Олыпанникова, А.И. Палей, Л.А. Рабинович, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, П. Фресс, M. Якобсон и др.).

Создано множество психологических теорий, объясняющих природу исследуемого феномена (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Изард, К. Ланге, А.Н. Лук, П.В. Симонов, Л. Фестингер, С. Шехтер и др.), изучена неразрывная связь компонентов эмоциональной сферы с познавательными процессами (И.А. Васильев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Л. Поплужный, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.), мотивами, потребностями (Р. Бак, К. Изард, А.Н. Леонтьев, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Сингер, С. Шехтер и др.), волевыми и регуляционными процессами (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Н.В. Витт, Л.Г. Дикая, 3. Фрейд, В.Е. Клочко, А.Н. Леонтьев, Мак - Дауголл, Я. Рейковский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Семикин. O.K. Тихомиров, А.Я. Чебыкин и др.).

В психологической литературе эмоциональным состояниям человека посвящено большое количество исследований, однако хотелось бы в большей степени раскрыть вопрос особенностей невербального проявления отдельных эмоциональных состояний человека.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили содержание исследования, его структуру, объект, предмет, цель и задачи работы.

Объектом исследования является эмоциональные состояния человека.

Предмет исследования – особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний.

Цель работы – изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний.

Исходя из данной цели, решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть основные направления изучения эмоциональных состояний человека в психологической науке;

2. Провести анализ исследований невербальных проявлений эмоциональных состояний;

3. Разработать рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний.

Теоретико – методологическую основу исследования составили теоретические положения представителей различных психологических школ и направлений об эмоциях и эмоциональной сфере (У. Джемс, К. Изард, К. Ланге, А.Н. Лук, Л. Фестингер, С. Шехтер, В.К. Вилюнас, П.В. Симонов, В. Витт, Б.И. Додонов, Л.Я. Дорфман, A.C. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др). Современные психологические разработки, направленные на изучения невербальной коммуникации (В.А. Лабунская, К.В. Судаков и др.).

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по управлению своими эмоциональными состояниями.

Работа состоит из введения, теоретической главы, заключения, библиографии.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА О СУЩНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

В современной психолого-педагогической литературе нет единого подхода при описании понятия эмоционального состояния. Имеющиеся сведения о состоянии как психической категории узкоспецифичны, фрагментарны, а часто и противоречивы. Кроме того, нет четкого разделения понятий состояние и переживание.

В зарубежной психофизиологии феномен состояния - переживания входит в концептуальный аппарат психоанализа, экзистенциальной, гуманистической психофизиологии. Однако понимание сущности данного феномена, а также его роли в жизни личности значительно расходится даже в рамках одной психологической школы.

З. Фрейд [25] в соответствии с введенным им «принципом удовольствия», считал, что переживания запускают в действие защитные механизмы с целью «избегания страдания», а, следовательно, являются главными детерминантами человеческого поведения. С позиции глубинной психофизиологии переживания могут иметь как отрицательную, так и положительную окраску в зависимости от удовлетворения низших (инстинктивных) потребностей.

Наиболее систематизированное представление психоаналитиков о механизмах возникновения эмоциональных переживаний дано Д. Рапапортом: «Эмоциональное переживание – один из видов непроизвольной активности в том случае, когда неосознаваемая инстинктивная энергия не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечения налагается табу существующей в данном обществе культурой)» [20,с.138].

В отличие от психоаналитиков, представители гуманистической психофизиологии отрицают связь переживаний с низшими влечениями и рассматривают их как изначально существующее внутреннее стремление человека к непрерывному развитию и самореализации.

В рамках теории самоактуализации, А. Маслоу утверждает, что цель человеческой жизни – «достижение «пикового переживания», которое может быть только положительным и желательным и никак не может быть отрицательным и нежелательным. Существование такого переживания изначально оправдано им самим. Это самодостаточный опыт. Он воспринимается как изначально необходимый и неизбежный» [16, с. 102]. К пиковым переживаниям Маслоу относил экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и природы.

Несколько в ином аспекте понимает сущность и роль переживания другой представитель гуманистической психофизиологии В. Франкл [24]. В рамках логотерапевтического подхода он рассматривает переживание как обретение осмысленности своего существования и подчеркивает решающую роль нравственного переживания в этом процессе. Понимая переживание как деятельность, Франкл большое значение придает именно «работе» переживания, цель которой состоит в достижении осмысления жизни.

Динамическую функцию переживаний подчеркивали и представители экзистенциальной психофизиологии. И. Ялом [28], П. Тиллих при рассмотрении данного феномена делают акцент на переживании негативных реалий человеческого существования. По представлению П. Тиллиха, индивидуальные переживания человека представляют собой «экзистенциальное осознание собственной конечности, свободы, изоляции и бессмысленности. Погружение в эти переживания побуждают развитие личности человека, способствуют его становлению» [23,с. 38].

Согласно существующей в отечественной психофизиологии традиции, переживание рассматривается не в сфере личностного развития, а в плоскости предметно-практической деятельности и психического отражения.

А.Г. Асмолов [1] выделяет 3 значения, в котором отечественные психологи используют термин «переживание».

Согласно первому подходу переживание трактуется как «любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие собственной жизни» [1, с. 315]. Асмолов уточняет, что с позиции данного подхода состав переживания не исчерпывается аффективным состоянием, а представляет некий синтез знания – отношения, аналогично понятию «живое знание».

На основе своей концепции культурно-исторического развития высших психических функций, Л.С. Выготский [6, с.383] понимает переживание в широком смысле как «действительную динамическую единицу сознания», и описывает его как процесс, опосредованный «психологическими орудиями, представляющими собой искусственные, социальные по своей природе образования, осваиваемые и интериоризируемые субъектом в ходе общения с другими людьми» [6, с.384]. Определяя переживания как неразложимое единство особенностей личности и особенностей ситуации, Л.С. Выготский подчеркивает познавательное значение переживаний.

Аналогичный взгляд на определение изучаемого понятия существует у Б.М. Теплова [22], который рассматривает переживание как главную категорию психологического учения о личности, обозначающую основную единицу ее построения и развития.

Согласно второму подходу, переживания понимаются как наличие стремлений, желаний и хотений, представленных в индивидуальном сознании, процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям.

Стремления, желания, хотения – как формы переживания – отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбора и отвержения целей, к которым стремиться субъект. Согласно А.Н. Леонтьеву[15], переживания выступают внутренними сигналами, посредством которых осознаются личностные смыслы происходящих событий, а эмоциональные переживания представляют собой субъективную форму существования личностного смысла.

Под влиянием идей Выготского [6] о культурно-исторической опосредованности каждого человеческого переживания, А.Н. Леонтьев ставит задачу «рассмотреть сложные человеческие переживания как продукт исторического развития»[15, с.158]. Леонтьев подчеркивает, что эмоциональные переживания являются динамическими образованиями, проявление которых зависит от конкретных условий развертывания деятельности и являются «непосредственно-чувственным отражением отношений между мотивами и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» [15,с.198].

Аналогично представлению Леонтьева о зависимости переживаний от условий деятельности, Басин Ф.В. понимает переживание как психологический феномен, порожденный конкретной ситуацией. Он занимался проблемой «значащих» переживаний и пытался представить их как «преимущественный предмет психофизиологии» [3, с.107]. Басин отмечает, что специфика «значащих» переживаний заключается, прежде всего в том, что они «не допускают своего изъятия из породивших их конкретных ситуаций, - вне этих ситуаций они как психологические феномены просто не существуют» [3, с.122].

В последнее время популярным становится тезис о том, что многие эмоционально насыщенные ситуации невозможно разрешить предметно-практическим отражением. С позиции третьего подхода переживание понимается как особая форма деятельности, возникающая в критической ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов и планов его жизни, крушения идеалов и ценностей. Результатом этой деятельности является преобразование психической реальности.

Сторонник данного подхода Ф.Е. Василюк [4] описывает переживание как самостоятельный процесс, соотносящий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные проблемы, как психологический опыт, приобретенный человеком в процессе преодоления трудностей. Говоря о работе переживания, Василюк отмечает, что его продукт «всегда нечто внутреннее и субъективное – душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание, и т. д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности (знания, образа)» [4, с.10]

В традиционной психофизиологии бытует ассоциация между понятиями «переживание» и «эмоция». Отождествляя эти явления и рассматривая их как процесс, отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этого процесса – аспект отражения, аспект отношения и аспект переживания.

Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, «которое всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом»[5, с.43]

Другой взгляд на определение эмоциональных переживаний исходит из того, что эмоции являются формой активного отношения человека к окружающему миру.

Якобсон П.М. считает, что «человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира».[27,с.361]

Мясищев В.Н. уточняет, что у человека «эмоциональное отношение проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, антипатии» [17, с.19].

Согласно С.Л. Рубинштейну, «эмоции выражают в форме переживания отношение субъекта к окружающему, к тому, что он познает и делает». Связывая, но не отождествляя переживания и эмоции, Рубинштейн подчеркивает, что «если и не всякая эмоция является переживанием в специфическом смысле этого слова – неповторимым событием в духовной жизни личности, то всякое переживание, т.е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности» [21, с. 412].

Давая определение переживанию, Рубинштейн трактовал его и как психическое состояние, обусловленное взаимоотношениями субъекта с окружающими. Он считал, что именно в переживаниях отражается личностный аспект психических состояний человека: «отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания» [21, с.410].

В современной психологической литературе переживание как психическое состояние рассматривается в работах Б.Я. Вяткина, Л.Я. Дорфмана [7], А.О. Прохорова [19]. Другие исследователи, в том числе Л.В. Куликов [12], Е.П.Ильин [10], [11], занимаясь проблемой соотношения психических и эмоциональных состояний, выделяют эмоциональные переживания как эмоциональную составляющую психических состояний.

На том, что переживания следует рассматривать именно как самостоятельные эмоциональные состояния, впервые акцентировал внимание Н.Д. Левитов [14]. Он утверждает, что ни в какой сфере психической деятельности «так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях или чувствах очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека» [14, с. 103].

Левитов подчеркивает, что всякое психическое состояние (согласно принципу единства психики и деятельности) является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение.

Таким образом, опираясь на трактовку эмоционального состояния С.Л. Рубинштейна и концепцию психических состояний Н.Д. Левитова, мы под эмоциональным состоянием будем понимать испытываемое субъектом эмоционально окрашенное переживание, обусловленное его взаимоотношениями с окружающими, выражающее отношение личности к происходящим в ее жизни событиям и служащим одним из механизмов внутренней регуляции поведения.

В настоящее время имеется большое количество классификаций состояний, в зависимости от того, какие психологические явления понимаются исследователями под эмоциональными состояниями и какой критерий положен в их основу.

В рамках теории дифференциальных эмоций, К. Изард [9], рассматривающий эмоциональные состояния как комплекс, образованный из соединений фундаментальных эмоций описывает такие эмоциональные состояния: тревожность как сочетание страха, гнева, вины; любовь – комплекс радости, вины, интереса, волнения; возбуждение – сочетание интереса, удивления, гнева, стыда.

С точки зрения Н.Д. Левитова [14] эмоциональные состояния могут быть личностные и ситуативные; глубинные и поверхностные; положительно или отрицательно воздействующие на человека; субъективные и объективные; продолжительные и кратковременные; осознанные и неосознанные.

Так, Н.Д. Левитов писал «…психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [14, с.20].

Ю.Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конкретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики. В то же время она отмечает, что состояние – это компонент психики и что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека.

C.Л. Рубинштейн [38] отдельно выделяет настроение как не специальное состояние, приуроченное к частному событию, а общее, разлитое эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека и характеризующееся положительным и отрицательным тоном.

Тот факт, что эмоциональные состояния играют универсальную, главенствующую роль в поведении человека, вызвал интерес многих исследователей к механизму чувственных переживаний. Высказывалось предположение, что эмоциональные переживания связаны с состоянием внутренних органов и скелетной мускулатуры. Сторонники этой точки зрения считали, что первичным в возникновении эмоций является импульсация со стороны внутренних органов и мышечной системы.

К примеру, плач объяснялся тем, что льются слезы, радость - сокращением мимической мускулатуры.

У. Кеннон и В. Гесс в 1938 г. установили, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований, в частности таламуса и гипоталамических структур. Е. В. Папец (1937) связывал эмоциональные процессы с деятельностью старой коры (архипаллиума), гиппокампа, мамиллярных тел и гипоталамуса, а расшифровку поступающей информации – с функцией новой коры (неопаллиума). Он считал, что эмоциональные процессы, возникнув в гиппокампе, идут через свод мозга в мамиллярные тела гипоталамуса, а затем в переднее ядро таламуса и поясную извилину, являющуюся рецептивной областью эмоциональных переживаний. Описанную систему связей между различными структурами мозга называют кругом Папеца.

Связь эмоциональных состояний с деятельностью глубинных структур мозга подтверждается и исследованиями Дельгадо, Олдса и др. Они установили, что у животных при электрическом раздражении глубоких центров мозга возникают эмоциональные переживания в виде общего успокоения или страха, ярости. Раздражение глубинных структур мозга у людей в процессе оперативных вмешательств также вызывает появление чувства радости, успокоения, огромного удовлетворения или, наоборот, чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства.

Все эти исследования свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания обусловливаются функциями гипоталамуса, таламических образований, лимбической системы. Эти образования тесно связаны с корой головного мозга, которая оказывает корригирующее влияние. Нарушение правильного взаимодействия коры и подкорковых структур приводит к развитию эмоциональных расстройств.

Современную точку зрения о механизмах эмоциональных переживаний высказал Анохин П.К. [2]. Он считал, что биологическая сущность эмоций сводится к удовлетворению какой-либо потребности. Если обратная информация о результатах предпринятого человеком действия говорит о полном достижении цели, возникает положительное эмоциональное состояние. Несовпадение же обратной афферентации с результатами поставленных задач ведет к неудовлетворенности, беспокойству, поиску новых решений.

Таким образом, большинство исследователей считают, что эмоциональные состояния не являются постоянным фоном человеческой жизни, а возникают как специфическая активность под воздействием конкретной ситуации, выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности, а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Именно это обстоятельство определяет универсальную роль эмоциональных переживаний в жизнедеятельности человека.

Выводы:

Итак, анализ литературы, проведенный в данной главе, позволил сделать следующие выводы:

  1. Е.П.Ильин, Л.В.Куликов, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. считают, что эмоциональные состояния не являются постоянным фоном человеческой жизни, а возникают как специфическая активность под воздействием конкретной ситуации, выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности, а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации.
  2. Выделяет следующие виды невербальных средств общения: визуальные (кинесика, выражение лица, позы, осанка, положение головы, направление взгляда, визуальные контакты, кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение, проксемика); акустические (паралигвистические, экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье); тактильные; ольфакторные.
  3. Когда человек испытывает то или другое эмоциональное, то при этом происходят не только определенные изменения во внутрителесных органах (изменение пульса, сокращение желудка, усиленная работа эндокринных желез), но и невольные изменения в его внешнем облике: меняется выражение лица, глаз, возникает улыбка (мимика), меняется осанка, появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях, характере произнесения слов (голосовая мимика).
  4. Жесты, позы, мимика используемых людьми на подсознательном уровне, достаточно объективно свидетельствуют об их подлинных эмоциональных состояниях, чувствах, оценках, намерениях.

2 ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ

2.1 Эмоциональные состояния и невербальная экспрессия

Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности.

Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия определяется как выразительное поведение человека (В.А. Лабунская, 1986). [13]. Экспрессия толкуется так же, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д.

Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека.

Суть данной связи в контексте психофизиологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем «Я» (В.А. Лабунская, 1999) [13].

Все явления экспрессии подразделяются на следующие относительно самостоятельные области изучения: выразительные движения и физиогномику.

Физиогномика — это экспрессия лица и фигуры человека, взятая безотносительно к выразительным движениям и обусловленная самим строением лица, черепа, туловища, конечностей.

Под выразительными движениями понимаются широко развитые периферические изменения, охватывающие при эмоциях весь организм. Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». Иногда все выразительные движения обозначаются термином «жест». Так, Г. Гибш и М. Форверг пишут: «Под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица — мимика, всего тела — пантомимика, рук и кистей рук — жестикуляция)». Нетрудно заметить, что эти два определения имеют отношения к одному явлению — выразительным движениям человека, так как в них подчеркивается связь этих движений со скрытыми для внешнего наблюдения психологическими явлениями (В.А. Лабунская, 1986).

Выражение — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.).

Существует несколько типов выражения:

1. Толкование выражения в широком смысле, ставящее его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях.

2. Толкование выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.

3. Выражение как однотипное проявление какого-то чувства или отношения, состояния.

4. Выражение как динамическое явление, соответствующее конкретным состояниям, отношениям личности (В.А. Лабунская, 1999) [13].

До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.

Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном (цит.по В.А. Лабунская, 1999). На основе вышеназванных параметров ими выделены пять типов невербального поведения:

1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как осознанно, так и неосознанно;

3) «регуляторы» — невербальные коды, поддерживающие общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения (В.А. Лабунская, 1999).

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным [8].

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонацию голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения [8].

Выделяют следующие виды невербальных средств общения:

1) Визуальные:

  • Кинесика: движение рук, головы, ног, туловища, походка;
  • Выражение лица, выражение глаз (позволяет считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-либо или чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражения глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией);
  • Позы, осанка, положение головы (поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера, она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях);
  • Направление взгляда, визуальные контакты;
  • Кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;
  • Проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;
  • Вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);
  • Средства преобладания природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках.

2) Акустические:

  • Паралигвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука (смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости);
  • Экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3) Тактильные:

  • Такесика: прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи.

4) Ольфакторные:

  • Приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • Естественный и искусственный запахи человека.

Таким образом, мы охарактеризовали особенности эмоциональной экспрессии, в следующем разделе работы остановимся подробнее на невербальных проявлениях эмоциональных состояний.

2.2. Невербальные проявления эмоциональных состояний

Когда человек испытывает то или другое эмоциональное состояние – удовольствие, скорбь, волнение, гнев и т. п., то при этом происходят не только определенные изменения во внутрителесных органах (изменение пульса, сокращение желудка, усиленная работа эндокринных желез), но и невольные изменения в его внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, возникает улыбка (мимика), меняется осанка, появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях, характере произнесения слов (голосовая мимика). Проявление таких действий можно наблюдать, правда, в менее расчлененном виде, еще в доречевом периоде жизни ребенка. Беспокойство младенца, недовольство, испуг, выраженные в плаче и крике, так же как улыбка удовольствия, говорят окружающим о состоянии ребенка потому, что имеется определенная связь между характером того или иного переживания и характером внешнего выражения чувств. Радость, гнев, отчаяние, восторг при переживании их человеком передаются в специфических присущих им особенностях выражения чувств, несмотря на наличие многих индивидуальных оттенков. Отчаяние, испытываемое человеком, невозможно принять за переживание им восторга[18].

По мере развития человека, приобщения его к укладу жизни окружающих людей, освоения правил поведения, отвечающих принятым в обществе нормам, происходит не только обогащение средств выразительности для передачи оттенков чувств, но и известная эволюция в их выражении. Вначале непроизвольные, бесконтрольные эмоции постепенно превращаются в частично управляемые и регулируемые человеком выражения его чувств. Это происходит потому, что в обществе существуют представления о том, как можно и как нельзя выражать свои чувства. И уже с детства детей учат тому, что стыдно плакать из-за незначительной боли, выражать страх при виде жука и т. д. Отсюда и возникает сдерживаемый, скрываемый страх, который мы можем прочесть в облике ребенка при его встрече, например, с большой неизвестной собакой. Происходит известное регулирование выражения того или иного чувства, подведение выражения под социально приемлемую форму.

Тем не менее, эмоции характеризуются специфичными для каждого состояния телесными выражениеми, которые проявляются в сосудистых реакциях, в изменениях дыхания и кровообращения (в связи с этим в побледнении или покраснении лица), в своеобразной мимике и жестах, в интонационных особенностях речи и т. д. [18].

Изменение дыхания при эмоциях. Многие эмоции связаны с усилением мышечной деятельности и повышением голоса. Этим объясняется большая роль, которую играют в эмоциях дыхательные движения, выполняющие, как известно, двойную функцию: 1) усиление газообмена и обеспечение необходимого для повышенной мускульной работы кислорода и 2) пропускание воздуха через голосовую щель и обеспечение требуемой вибрации голосовых связок.

Дыхательные движения при эмоциях претерпевают характерные для различных эмоциональных состояний изменения своей скорости и амплитуды. По данным Вудвортса эти изменения следующие: при удовольствии наблюдается увеличение как частоты, так и амплитуды дыхания; при неудовольствии — уменьшение того и другого; при возбуждении — дыхательные движения становятся частыми и глубокими; при напряжении — замедленными и слабыми; в состоянии тревоги — убыстренными и слабыми; при неожиданном удивлении — мгновенно становятся частыми при сохранении нормальной амплитуды; при страхе — резкое замедление дыхания и т. д. [13].

Показательным при эмоциях является также соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха. Штерринг (1906) определял это отношение путем деления времени вдоха на время всего цикла (состоящего из вдоха и выдоха) и получил следующие данные, показывающие значительное увеличение при эмоциональных состояниях продолжительности вдоха по сравнению с продолжительностью выдоха:

  • при покое – 0,43;
  • при возбуждении – 0,60;
  • при удивлении – 0,71;
  • при внезапном испуге – 0,75.

Значение этих данных для характеристики эмоциональных процессов подчеркивается тем, что при сосредоточенной умственной работе, лишенной эмоционального возбуждения, соответствующий коэффициент составляет всего 0,30 и обнаруживает тенденцию к еще большему уменьшению по мере увеличения сосредоточенности, т.е. свидетельствует о резком преобладании продолжительности выдоха.

Типичные для соответствующих эмоций изменения частоты амплитуды дыхательных движений приобретают в процессе практической деятельности устойчивый характер, являясь фактором, обеспечивающим требуемую эффективность этой деятельности. Они наступают не только при непосредственном выполнении деятельности, но и при эмоциональном воспоминании о ней. Опыты над спортсменами показывают, что при воспоминании о трудных и важных физических упражнениях их дыхание приобретает те же особенности, которыми оно отличалось при непосредственном выполнении упражнений. Это свидетельствует о том, что изменения дыхания, а также вазомоторные реакции органически входят в эмоциональную память.

Изменения кровообращения при эмоциях. Эти изменения характеризуются частотой и силой пульса, величиной кровяного давления, расширением и сужением кровеносных сосудов. В результате этих изменений убыстряется или замедляется ток крови и соответственно наблюдается приток крови к одним и ее отток от других органов и частей тела. Как указывалось выше, скорость сердечных сокращений регулируется вегетативными импульсами, а также изменяется под влиянием адреналина. В спокойном состоянии частота пульса составляет 60—70 ударов в минуту. При испуге происходит мгновенное ускорение до 80—90 ударов. При возбуждении и напряженном ожидании (на старте) частота пульса повышается на 15—16 ударов в минуту. Вообще возбуждение ускоряет кровообращение.

Соответственные изменения наблюдаются в величине кровяного давления. При испуге систолическое кровяное давление повышается. Это повышение наблюдается также при мысли о возможной боли: у некоторых лиц оно обнаруживается, как только зубной врач входит в комнату и подходит к больному. Повышение кровяного давления перед первым экзаменационным днем иногда составляет 15—30 мм сверх нормы.

Все эти изменения связаны с потребностями организма в лучшем выполнении соответствующей деятельности: при внезапном, испуге они приводят к быстрому и лучшему кровоснабжению мышц, которым предстоит работа (это находит свое выражение в увеличении объема рук благодаря притоку к ним крови); в ожидании экзамена — к улучшению кровоснабжения мозга и т. п.

Мимические выразительные движения. Человек обладает сложной мускулатурой лица, которая в своей значительной части выполняет только функцию мимических движений в соответствии с характером испытываемых человеком эмоциональных состояний. С помощью мимики,т. е. координированных движений глаз, бровей, губ, носа и т. д., человек выражает самые сложные и разнообразные эмоциональные состояния: слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль; вытянутые в стороны губы с поднятием углов рта кверху — удовольствие; поднятые брови — удивление; сильное и внезапное поднятие бровей — изумление; оскал зубов — раздражение и гнев; подъем верхней губы с характерным расширением ноздрей носа — отвращение; полузакрытые глаза — безразличие; плотно сжатые губы — решимость и т. д. Мимика лица способна выразить очень тонкие оттенки смущения, гнева, оскорбления, любви, пренебрежения, уважения и т. д. Большое значение при этом имеет выражение глаз [26].

Ч. Дарвин считал, что у животных предков человека эти выразительные движения имели практическое значение, помогая в борьбе за существование: оскал зубов и сопровождающее его рычание устрашало врага; поза и мимика смирения снижала его агрессивность; мимика удивления облегчала ориентировочный рефлекс и т д. У человека же эти мимические движения утратили свое непосредственное жизненно практическое значение и остались всего лишь в виде простых пережитков.

Однако значительное количество мимических выразительных движений появилось и усовершенствовалось у человека уже в процессе его исторического развития, например мимические движения, связанные с интеллектуальными, эстетическими и нравственными эмоциями. Они не являются врожденными, а усваиваются человеком путем подражания в процессе общения с другими людьми и воспитания. Для понимания этих выразительных движений у других людей необходимо иметь как соответствующий личный эмоциональный опыт, так и знакомство с общечеловеческим опытом, нашедшим свое выражение во взаимоотношениях людей в быту или отраженным в произведениях искусства. Так мимика презрения совершенно не воспринимается и не понимается детьми в возрасте 3-5 лет; мимика внутреннего, духовного страдания становится понятной в 5-6 лет, мимика интеллектуального удивления - в 10 лет и т.д. Все это говорит о большой роли, которую играют мимические выразительные движения в воспитании эмоций.

Человек, принадлежащий к определенной социальной среде, считается с тем, в какой форме, соответствующей обстановке и ситуации, можно выражать свое недовольство, гнев, радость, огорчение. Это регулирование предполагает известный уровень управления выражением чувств.

Человек управляет выражением чувств не только для того, чтобы найти для переживания чувства социально приемлемую форму, но в ряде случаев для того, чтобы скрыть от других свое переживание: или человек не хочет, чтобы знали о его влюбленности, глубокой печали и т. д., или хочет скрыть такие чувства, к которым люди относятся неодобрительно (зависть, злорадство, жестокость, презрение к окружающим).

В ходе выражения чувств человек учитывает те требования, те правила, которые бытуют в данной социальной среде относительно того, как нужно и как нельзя выражать свои чувства. В зависимости от установленных неписаных правил, традиций, бытующих в разной социальной среде, и выражаются по-разному соответствующие чувства. Если у одних народов и народностей, например, обязательно, чтобы вдовы на похоронах громко голосили, кричали, плакали по своему умершему мужу и сдержанность воспринимается неодобрительно, то у других народов такие длительные крики будут восприниматься как нарочитые и вызывать осуждение. Следует говорить о влиянии национальной, социальной, профессиональной, культурной среды на характер экспрессии, на появление в ней специфических оттенков, распространенных именно в данной среде. В определенной среде наблюдаются известные стереотипы выражения чувств, которые характерны для каких-то культурных групп и хорошо ими понимаются. Нельзя забывать, что в процессе изменения нравов и обычаев людей меняются и нормы требований к оттенкам выражения чувств. Поэтому появляются характерные для разных возрастных групп населения свои особенности в выражении чувств, свои словечки, свои формы передачи эмоционального отношения к людям и событиям, которые другими категориями населения не очень точно воспринимаются.

Типичные проявления эмоциональных состояний человека приведены в таблице 1.

Таблица 1

Внешние проявления эмоциональных состояний

Объект наблюдения

Эмоциональное состояние

Оптимальное

Перевозбуждение

Заторможенность

Рот, брови, общее выражение

Небольшие движения губами. Обычное выражение лица

Губы сильно сжаты, челюстные мышцы напряжены, брови сдвинуты у переносицы. Озабоченное выражение лица

Губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы Страдальческое выражение лица.

Глаза

Спокойный, внимательный взгляд

Говорящие, беспокойные глаза, напряжённый взгляд, частое моргание

Унылый, недовольный взгляд

Цвет кожи

Обычный цвет лица

Значительное покраснение или побеление

Заметное покраснение и

(или) появление

пятен

Движение рук

Лёгкое, едва заметное подрагивание

Ярко выраженное дрожание, увеличение амплитуды и скорости движений, понижение их точности. Суетливость

Вялые, пассивные движения, снижение их амплитуды, скорости и точности. Закрепощённость

Дыхание

Заметное, ровное или учащённое

Учащённое, неглубокое

Замедленное,

иногда с задержками при вдохе и выдохе

Интонация

 Обычные громкость и быстрота речи. Сохранение привычной эмоциональной выразительности

Более громкая и быстрая, чем обычно, речь. Усиление высоких тонов, интонации гнева. Нарушение синтаксического порядка слов в предложении. Внезапные остановки речи

Эмоционально невыразительная, более тихая и медленная, чем обычно, речь. Растягивание слов, переход на шёпот. Появление пауз, интонации недовольства, подавленности

Особенности поведения

Увлечённость (выполнением задачи, разговором), активность

Плохой самоконтроль. Ярко выраженная бравада. Грубость, самоуверенность

Стремление к ограничению контактов. Апатия, сонливость, безразличие

Невербальные проявления свидетельствуют об эмоциональном состоянии, испытываемом человеком. Так, о неуверенности человека свидетельствует его вопрошающий, ищущий взгляд, учащённое (временами) моргание, раздувающиеся ноздри, прерывистое дыхание, вялая, медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками.

Состояние гнева, раздражённости «выдадут» сдвинутые брови, наморщенный лоб, желваки на скулах, раздувающиеся ноздри, стремительная походка с резкими движениями. 

Депрессия собеседника выразится в его заторможенности, тусклом безразличном взгляде, опущенных уголках рта, грустном выражении лица, медленной походкой с опущенной головой, плечами и взглядом, сгорбленной осанке.

На самодовольство и честолюбие человека укажут поднятый подбородок, взгляд свысока, горделивая осанка, замедленная (с претензией на величественность) походка, интенсивные движения руками с ладонями, повёрнутыми вниз.

О психологической открытости, желании общаться могут говорить жесты человека, проявляющиеся, в первую очередь, в не скрещённых и незамкнутых позициях рук и ног. Когда человек открывается, он обычно показывает ладони или их часть. Будучи бессознательным, данный жест свидетельствует о том, что собеседник не лжёт. Об этом же говорит и его открытая, искренняя улыбка. Раскрытие рук может сопровождаться прикладыванием ладоней к груди или пожиманием плечами.

Есть, конечно, люди, способные успешно лгать. Во-первых, практикуют «правильные», «честные» жесты в то время, когда говорят ложь (открытые ладони, искренняя улыбка). Это достигается длительной подготовкой. Во-вторых, вообще исключают большинство жестов - и негативных, и позитивных. Происходит как бы «мумифицирование» говорящего.

Открытые ладони собеседника могут свидетельствовать как о его властности, так и о его готовности подчиниться. Властность демонстрирует ладонь, повёрнутая вниз, к полу. Со стороны использующего этот жест оказывает психологическое давление. Ладонь, повёрнутая вверх, напротив, является выражением просящего жеста. Так легче добиться выполнения просьбы, поскольку со стороны просителя не демонстрируется давление.

Аналогично интерпретируется и положение ладони во время рукопожатия. Ладонь, повёрнутая вниз (лежащая сверху на ладони партнёра), свидетельствует о попытке взять ситуацию под контроль, доминировать в отношениях. Ладонь, повёрнутая вверх (находящаяся под ладонью партнёра), выражает готовность человека признать чужое лидерство. Ладонь, повёрнутая ребром вниз (вертикальное положение), показывает отношение равенства.

Рукопожатие «перчаткой», когда обе ладони обхватывают ладонь собеседника, говорит о стремлении показать свою искренность, доверительность, дружелюбие.

Ярким показателем заинтересованности человека в ком-то является носок его ноги, указывающий своим направлением на того, кого находят интересным и привлекательным, с кем хотят общаться.

Об открытости и дружественном расположении к вам собеседника будет сигнализировать и расстёгивание им пиджака в ходе общения, а также ослабление узла галстука. Кроме того, он может передвинуться на край стула (ближе к вам) и распрямить ноги.

О психологической закрытости, отгороженности вашего партнёра свидетельствуют его скрещённые руки и ноги.

Скрещённые на груди руки выдают негативную реакцию собеседника, его попытку отгородиться от ситуации, нежелание встать на вашу позицию, согласиться с вами. Скрещённые на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями показывают враждебное отношение, готовность к психологической атаке. Смягчённым проявлением этого жеста является перехватывание одной рукой другой руки, идущей вертикально вдоль туловища (в области плеча, локтя или предплечья).

О попытке партнёра сохранить эмоциональное спокойствие, скрыть нервозность говорит любой вариант соединения рук: пожатие одной руки другой; жест, при котором будто бы поправляют манжета на рукаве другой руки, пуговица, часы; удержание двумя руками чашки с блюдцем, листа бумаги, сумочки, расчёски.

Негативное отношение  будут демонстрировать переплетённые пальцы сцепленных рук собеседника, тогда как пирамида из ладоней покажет высокую степень его уверенности в себе, своих словах и поступках.

Кроме того, о его властности, самоуверенности, чувстве превосходства скажут соединённые за спиной (в области ладоней) руки. Доминирующий, атакующий, агрессивный характер человека чаще всего проявляется через бессознательную демонстрацию им больших пальцев рук (когда кисти рук в карманах, под ремнём брюк и т.п.).

Попытка самоконтроля чаще всего заключается в перехватывании одной рукой предплечья другой (в положении рук за спиной). От этого жеста и пошло выражение «держать себя в руках».

Скрещённые ноги (нога за ногу) тоже свидетельствуют об отгороженности партнёра, его замкнутости, защите, неприятии собеседника. Нервозность, страх, напряжение, испытываемые человеком, продемонстрируют его перекрещённые лодыжки (хотя перекрещённые лодыжки женщины при общении с мужчиной являются, скорее, признаком сексуальной заинтересованности). Обращённые к выходу носки ног (или всё тело) человека сигнализируют о его желании завершить разговор и уйти.

Многие жесты человека могут свидетельствовать о том, что он лжёт. Прежде всего, говоря, наблюдая или слыша неправду, мы часто пытаемся прикрыть рот, глаза или уши руками. Если человек подносит руку к лицу, то это ещё не означает, что он лжёт. Но такой жест должен настораживать, и вам нужно проследить за поведением собеседника дальше, чтобы подтвердить или рассеять подозрения. При этом очень важно улавливать жест "рука к лицу" в совокупности с другими.

Когда человек прикрывает рот, его мозг – независимо от волевых усилий – посылает сигналы на подавление лжи, и большой палец прижимается к щеке, тогда как ладонь прикрывает рот. Иногда ко рту прижимается несколько пальцев или плотно сжатый кулак, значение жеста при этом не меняется. Некоторые, бессознательно пытаясь скрыть такой жест, начинают кашлять. Если же такой жест использует человек, слушающий вас, то это сигнализирует о его недоверии к вашим словам.

Следует заметить, что в большей степени истинные мысли, эмоции человека выдаёт левая половина его лица (особенно отрицательные эмоции). Связано это с тем, что левую половину лица контролирует правое полушарие головного мозга, «ответственное» именно за эмоциональную сферу (тогда как левое полушарие «отвечает» за сферу рациональную, интеллектуальную). Таким образом, чем больше человек фальшивит, тем сильнее различается мимика правой и левой половин лица, а «симметричное» выражение является доказательством истинности проявляемых эмоций.

Утончённой версией жеста «прикрытие рта» является прикосновение к носу: лёгкое потирание под носом; быстрое, почти незаметное, прикосновение к носу; серия лёгких ударов по его кончику или крыльям. Этот жест также может появиться как у говорящего, так и у слушателя. При этом, если первый демонстрирует, что говорит неправду, то второй человек показывает, что не доверяет говорящему, чувствуя ложь в словах собеседника и пытаясь её блокировать. Потирает глаз и тот, кто, обманывая собеседника, стремится избежать его взгляда. При этом женщины обычно потирают область под глазом или слегка касаются глаза, мужчины же часто смотрят в пол, отводя глаза, и сильно трут их.

Бессознательное нежелание человека слышать ложь проявляется в потирании уха. Тем самым как бы блокируется речевой поток лгущего собеседника. Этот жест имеет различные вариации: подёргивание мочки уха, сгибание ушной раковины, погружение кончика пальца в ухо, почёсывание ушной раковины тыльной стороной руки.

Когда человек говорит неправду, это вызывает лёгкое раздражение в чувствительных тканях лица и шеи, провоцируя желание погладить или почесать такие места. При появлении данного жеста у собеседника имеет смысл сразу попросить его повторить или пояснить сказанное. В этом случае у вас будет шанс услышать правдивый ответ.

Если партнёр соглашается с вами, скрестив руки на груди и перекрестив ноги под стулом, он, скорее всего, лжёт. Большинство людей (кроме тех, у кого это просто вошло в привычку) скрещивают руки перед грудью и ноги под стулом тогда, когда они не согласны с тем, что слышат, и испытывают негативные эмоции по отношению к говорящему. Внутренне человек как бы защищается от вас и не желает продолжать разговор. Его негативное отношение не меняется до тех пор, пока он не остаётся в такой позе.

При обмане или попытке скрыть какую-то информацию человек старается как можно меньше смотреть в глаза собеседника, его глаза встречаются с глазами партнёра менее трети всего времени разговора. Когда человек начинает волноваться, его зрачки увеличиваются по сравнению с обычным размером(Размер зрачка у каждого человека индивидуален) в 3-4 раза.

Если же он сердится либо негативно относится к ситуации, зрачки уменьшаются. Старая мудрость гласит: при разговоре смотрите собеседнику в глаза, и зрачки расскажут вам о его подлинных чувствах. Если партнёр избегает вашего взгляда, он что-то скрывает или лжёт, если смотрит на вас дольше двух третей времени общения, то одно из двух: или находит вас интересным и привлекательным (зрачки увеличиваются), или относится к вам с недоверием либо враждебностью (зрачки сужаются).

Постоянно скрытые ладони дают серьёзные основания считать человека неискренним.

Если собеседник, повернув к собеседнику голову, говорит о том, что ему интересно с ним общаться, тогда как его тело или ноги развёрнуты в другом направлении, - он лжёт. Направление, куда развёрнуты тело и (или) ноги человека, указывает на то, куда бы он на самом деле предпочёл пойти в данный момент. Кроме отмеченных есть целый ряд микрожестов, свидетельствующих о неискренности собеседника. Среди них: импульсивные движения мускулатуры лица, резкое сокращение зрачков, стремление как бы спрятать своё тело, вывести его из поля зрения партнёра, возрастающая частота миганий, подёргивание уголка рта, подёргивание брови, века, покраснение щёк. Ещё Марк Твен писал по этому поводу: «Человек - единственное животное, способное краснеть. Вернее, кому следует краснеть». Стремление скрыть правду можно также усмотреть в попытке передать по телефону ту часть информации, которую логичнее было бы сообщить при личной встрече.

Помимо рассмотренных, существуют жесты и позы, которые не могут квалифицироваться как открытые или закрытые: они выражают другие психические состояния, хотя внешне и похожи на открытые или закрытые образования.

О нейтральной позиции вашего партнёра будет говорить положение его головы, которая держится прямо или чуть приподнята. Если при этом веки немного прикрыты или уголки глаз прищурены, а взгляд направлен вниз, то налицо явно высокомерное, пренебрежительное отношение. О проявлении интереса будет свидетельствовать лёгкий наклон головы в сторону, о настороженности и неодобрительном отношении - опущенная голова и взгляд исподлобья. Расслабленное положение вашего партнёра с откинутым назад корпусом, соединёнными за головой руками, ногами в позиции "четвёрка" (когда одна нога под прямым углом лежит на другой) является яркой демонстрацией его самоуверенности, чувства превосходства, полного владения ситуацией. Его манера сидеть на стуле верхом будет означать тоже самое.

Взгляд собеседника, направленный в область ваших глаз и лба, выражает его деловые намерения; взгляд, устремлённый на всё ваше лицо, является скорее учтиво-светским; скользящий вниз и вверх по телу - интимным. Взгляд искоса в сочетании с улыбкой говорит о заинтересованности, в сочетании с опущенными бровями - о враждебности. При этом зрачки партнёра больше всего охарактеризуют его подлинное отношение к вам: суженные - скажут о негативной реакции, неприятии; расширенные - об интересе, волнении, удовольствии. Признаком растерянности собеседника, появления у него потребности в защите станет его частое моргание. О размышлении и оценке будут свидетельствовать почёсывание подбородка и положение руки у щеки, опирающейся на сложенные в кулак пальцы при выпрямленном по направлению к виску указательном пальце; о сосредоточенности - захватывание носа в щепоть чуть ниже переносицы в сочетании с закрытыми глазами. На критическую оценку укажет положение руки, при котором указательный палец касается щеки, а остальные расположены под подбородком. Склонённое вбок и опирающееся на ладонь или кулак лицо вашего партнёра будет говорить о скуке и ведении им внутреннего монолога с самим собой; поглаживание шеи - о недовольстве, отрицании, проявлении защитной реакции.

Серия жестов с очками (протирание стёкол, лёгкое посасывание дужки очков и т.д.) обычно означает, что собеседник хочет получить время для обдумывания своего ответа. о размышлении партнёра будет сигнализировать и его молчаливое расхаживание. При этом не стоит прерывать его раздумья и заговаривать, так как это может нарушить ход мыслей человека и помешать удовлетворительному (для вас) решению вопроса.

Такова краткая интерпретация основных жестов и поз, используемых людьми на подсознательном уровне, а потому достаточно объективно свидетельствующих об их подлинных состояниях, чувствах, оценках, намерениях.

Выводы:

Таким образом, в социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, выступающих в качестве проявлений эмоциональных состояний. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности.

Для описания таких состояний часто используется термин «экспрессия», который переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. В общем, экспрессия большинством психологов определяется как выразительное поведение человека. Изучение экспрессии может быть использовано как в плане оптимизации коммуникации, так и в плане психодиагностического средства, способа управления общением, влияния на его модальность, на появление затрудненного и незатрудненного общения.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Проведенный анализ особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний позволил нам разработать рекомендации по оптимизации эмоциональных состояний.

Особое место в оптимизации эмоциональных состояний занимает психическая саморегуляция.

Воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов (представлений) называют психической саморегуляцией. Она может осуществляться с помощью самоубеждения, воздействия на себя с помощью логических доводов, самовнушения, основанного на беспрекословной вере. Основным способом, используемым на практике и тщательно разработанным теоретически, является самовнушение. Оно использовалось человеком еще несколько тысяч лет назад в системе йога. Дальнейший этап в развитии этого способа психической саморегуляции связан с именем немецкого психиатра И. Г. Шульца, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка».

Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции Э. Джекобсона – «прогрессивная релаксация» (расслабление). Джекобсон обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоциональной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил еще один способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. Таким образом, метод Персиваля соединил в себе два способа саморегуляции, описанных выше, – дыхание и изменение тонуса скелетных мышц.

Умение расслабляться (и не только мышечно, но и психически), выключаться из борьбы важно в соревновательной деятельности, которая осуществляется с короткими перерывами. Это сохраняет спортсмену энергию во время ожидания следующих попыток.

Долгое время аутогенная тренировка была основным способом психической саморегуляции.

Снятие нервного напряжения может быть достигнуто за счет регуляции мимической мускулатуры лица. При нервном напряжении мышцы лица напряжены. Психотерапевты используют обратную связь: «мышцы – нервное напряжение». Для этого человеку рекомендуют улыбаться, то есть расслаблять мимические мышцы. Вслед за этим рефлекторно снижается и нервное напряжение.

Еще один из способов саморегуляции – это изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение состоит в умении думать о чем угодно, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение. Отключение большей частью требует проявления волевых усилий, с помощью которых человек старается включить в сферу сознания (путем концентрации внимания) посторонние предметы, объекты, ситуации и т. п.

Переключение связано с концентрацией внимания и направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело, на чтение увлекательной книги, просмотр фильма, спектакля и т. п.

Отвлечение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, при актуализации в представлениях ситуаций, в которых человек чувствует себя легко и спокойно (отдых на берегу моря, в лесу и т. п.).

Также вариантом саморегуляции является снятие психического напряжения путем разрядки. Во многих случаях снятие напряженности может быть осуществлено за счет замещающей деятельности. Типы разрядки нервного напряжения у разных людей различны: одни разряжаются через двигательные акты, другие – через речь.

Возможна оптимизация эмоциональных состояний с помощью музыкального воздействия. Выделяется три вида музыки в зависимости от ее функционального предназначения:

  • отвлекающая,
  • расслабляющая,
  • мобилизующая.

Задача отвлекающей музыки состоит в переключении внимания с тяжелых и тревожных переживаний на приятные и нейтральные мысли. Задача расслабляющей музыки заключается в дальнейшем понижении тревожности с помощью музыкальной стимуляции мышечного расслабления.

Используется лирическая музыка с нежной, как бы льющейся мелодией, способствующей непроизвольному расслаблению нервно-мышечной системы. Звучание музыки должно быть негромким, без резких перепадов громкости звука. Можно использовать природные звуки – шелест листвы деревьев, пение птиц, плеск морских волн и т. п. Сеанс длится 20 минут, после чего делается часовой перерыв. Затем наступает третий этап с использованием мобилизующей музыки. Эта музыка помогает приобрести уверенность в себе. Продолжительность сеанса 20–25 минут. По характеру эта музыка – бодрые марши, спортивные или военные песни.

Также для оптимизации эмоциональных состояний возможно использование дыхательных упражнений. Изменяя произвольно режим дыхания, человек изменяет и режим своей психической деятельности. Поэтому дыхательные упражнения являются одним из простых и надежных методов регуляции психических состояний спортсменов.

В практике используются три типа упражнений: полное брюшное дыхание и два вида ритмического дыхания. При выполнении первого упражнения вдох выполняется через нос. Вначале при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются воздухом нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимаются грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускается грудная клетка, плечи и ключицы.

Второе упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме (лучше всего в темпе ходьбы): полный вдох на 4, 6 или 8 шагов. Затем следует задержка дыхания, равная половине шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается опять за тоже число шагов (4, 6, 8). После выдоха – задержка дыхания прежней продолжительности (2, 3, 4 шага) или несколько короче в случае возникновения неприятных ощущений. Количество повторений определяется самочувствием. В ходе повторений продолжительность вдоха может возрастать до 12 шагов и более, а в связи с этим может возрастать и задержка дыхания.

Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Злоупотреблять этими упражнениями не следует. Положительный эффект возрастает по мере упражняемости, а на первых этапах он может быть незначительным.

Снижение уровня притязаний как способ снятия психического напряжения занимает важное место в оптимизации эмоциональных состояний.

Ипользование метода десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх) при оптимизации эмоциональных состояний раскрывается следующим образом: сначала составляется перечень ситуаций и людей, которые вызывают у спортсмена состояние тревоги даже в незначительной степени. Затем этот перечень ранжируется в последовательности от факторов, вызывающих значительные опасения и страхи, до факторов, вызывающих небольшую тревогу.

После этого предъявляются сначала ситуации, вызывающие незначительную тревогу. После адаптации к ним переходят к факторам, вызывающим средний уровень тревоги. Далее переходят на более высокий уровень, и так до тех пор, пока индивид не адаптируется ко всем стрессогенным для него факторам.

Чтобы помочь человеку снизить тревогу, целесообразно моделировать некоторые ситуации, например соревновательные.

В качестве мер по оптимизации проявлений эмоциональных состояний можно указать меры предупреждения и снятия страха. В психофизиологии разработано и апробировано несколько способов борьбы со страхом. Предупредить страх можно при максимальном накоплении устойчивых положительных условно-рефлекторных связей в ответ на опасную ситуацию.

Другой мерой является преодоление приобретенных устойчивых состояний страха. Это достигается включением ряда методов: педагогических, психотерапевтических, фармакологических. К психологическим методам относятся: предварительное выполнение заданий для создания уверенности у боящегося; фиксация внимания на том, что человек уже владел этим элементом задания.

Методом преодоления страха может быть адаптация (тренировка) к опасности.

Таким образом, знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. А различные методы и меры оптимизации эмоциональных состояний позволяют управлять различными эмоциональными состояниями, воздействия на их невербальные проявления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на огромный интерес к психофизиологии невербального общения специалистов из различных областей, на большое количество работ, выполненных исследователями различных ориентации, психология невербального общения сталкивается с рядом проблем. Среди этих проблем находится на первом месте проблема, обозначенная как терминологическая путаница и возникшая в результате расчлененности самого феномена «невер­бальное общение» на отдельные его проявления. Критике подвергается сам термин «невербальное», который стал категорией, объединяющей различные явления, и превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной науке, — это понятие «несловесный язык».

Другая проблема, сформировавшаяся в результате не совсем успешных попыток формализовать невербальное общение, — это замена терминов «невербальные коммуникации», «невербальное поведение» на термины «невербальные намеки», «невербальные ключи», «невербальные события», «язык тела» (bodily communication, bodily cues), это сведение понятия не­вербальное общение к кинесике либо к отдельным его функциям.

Современные попытки установить круг движений, имеющих отноше­ние к невербальному общению и, по сути, рассматривающихся то как средство, то как способ передачи определенной информации, базируются на идеях Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Д. Эфрона, Р. Бердвистелла, А. Шефлена, Е. Холла, П. Экмана и многих других. Исходя из этих работ, система движений, рассматриваемых в контексте психофизиологии невербального общения, включает: телодвижения, позы; движения рук, жесты; движения и выражения лица; прикосновения; движения, выражения и контакт глаз; параязык, интонационно-вокальные движения; передвижения в пространстве. В зависимости от степени их формализованности они относятся то к невербальному поведению, то к невербальным коммуникациям.

В рамках исследования в курсовой работе были рассмотрены теоретические основы психофизиологической сущности эмоциональных состояний, понятие экспрессии, различные невербальные проявления эмоциональный состояний, а также рассмотрены меры оптимизации эмоциональных состояний, которые позволяют управлять различными эмоциональными состояниями, воздействия на их невербальные проявления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.
  2. Анохин П.К. принципиальные вопросы общей теории функциональных систем//принципы системной организации функций.М.. 1973 – 274с.
  3. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности. // Вопросы психофизиологии 1972, № 3,
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1985.
  5. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В 6 т. Т.4. М., 1983.
  7. Вяткин Б.А., Дорфман Д.Я. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психофизиологии. М., 1987. № 1. С. 3 – 7; №2. С. 3 – 7.
  8. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 1980.
  9. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2000.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства – СПб. «Питер», 2002 г.
  11. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005.
  12. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.
  13. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  14. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  16. Маслоу А.Пиковые переживания. //Пер. с англ. О.О. Чистякова. Рефл. – бук, Ваклер, 1997.
  17. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психофизиологии. 1966 №1 – 2.
  18. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). [Текст] / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007 г. – 107 с.
  19. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.
  20. Рапапорт Д. Структура психоаналитической теории: попытка систематизации. – Психологическое издание, 1960, №11, с. 1 – 158.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психофизиологии. – М.: Учпедгиз, 1946
  22. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961
  23. Тиллих П. Теология Культуры. М., «Юристъ», 1995.
  24. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Прогресс, 1990
  25. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психофизиологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М.,1980. С 143 – 183.
  26. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. [Текст] / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 1996. с. 417.
  27. Якобсон П.М. Психология чувств. – 2-е издание: доп. – М.: Академия, 1958.
  28. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.,2001.