Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Заменят ли психолога компьютерные технологии? (Монографии Л.Хьелла и Д.Зиглера.)

Большинство из нас уже не может представить себе ни одного дня без огромного потока информации, получаемом при помощи техники, без информационных технологий в том или ином смысле. Чем больше развиваются технологии, тем доступнее становятся разнообразные устройства, упрощающие жизнь людей. Это касается и компьютеров, которые в настоящее время обеспечивают поразительно быструю обработку информации.

Давайте обратимся к такому функционалу, который может, казалось бы, выполнять только человек. Речь, в данном случае, будет идти о профессии психолога. В переводе с древнегреческого психолог – это человек-знание. Но если переносить данное определение на современный лад, то это оно будет звучать примерно так, « психолог – это человек, который занимается изучением проявлений и коррекции способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения человека на протяжении какого-либо периода времени».

Хочется отметить, что информационные технологии позволяют человеку не только производить какую-либо продукцию, классифицировать определённые знания, но и помогать в лечении самых различных заболеваний. Всевозможные аппараты медицинской техники способны исследовать практически каждую клетку нашего организма, чтобы помочь тому или иному специалисту выявить проблему на ранней стадии развития болезни.

Но что же касается профессии психолога. Способен ли искусственный интеллект заменит и его, способен ли он на столько тонко анализировать всё то, что в данный момент времени происходит с пациентом? По моему мнению для решения данного вопроса необходимо обратиться к монографии Л.Хьелла и Д.Зиглера.

В данном труде теории личности человеческой сущности рассматриваются с точки зрения девяти позиций, одной из которых является позиция познаваемости или непознаваемости личности. На мой взгляд, это является основным критерием для рассмотрения вопроса «Заменят ли психолога компьютерные технологии?».

Уильям Джеймс, великий американский психолог и философ писал: «Наша наука – это капля, наше неведение – море». В этом суть проблемы познаваемости – непознаваемости в отношении природы человека в принципе. Является ли человек, в конечном счете полностью познаваем наукой или в его природе есть нечто, превосходящее потенциал научного познания, и как следствие потенциал информационных технологий? Очевидно, что в настоящее время ученые со всего мира не могут с уверенностью ответить на этот вопрос, но он состоит только в том, смогут ли они достичь этого когда-нибудь в будущем.

И так, вернемся к вопросу заменяемости психолога бездушной машиной. Джон Б. Уотсон был абсолютно убеждён в том, что систематическое наблюдение и научный эксперимент помогут открыть принципы, лежащие в основе поведения человека. Если следовать его постулатам, то рано или поздно человек станет абсолютно понятен, все его патерны поведения будет лежать на виду для теравпевтов. И как следствие та или иная терапия не будет требовать особенного подхода. Все вариации происходящего можно будет занести в код, который будет транслировать машина и тем самым проводить терапию с тем или иным пациентом даже в самых критических случаях.

Всё это может говорить нам о том, что всё-таки возможно научить машину терапии, можно обратиться к искусственному интеллекту для решения данной проблемы. Но это очень высокий уровень развития данной технологии. Хочется отметить, что уже существующие на сегодня интеллектуальные системы имеют очень узкие области применения. Например, программы, способные обыграть человека в шахматы, не могут отвечать на простейшие вопросы по данной тематике и т. д.

На другом полюсе познаваемости – непознаваемости располагается феноменологическая теория Роджерса. В своей книге «Центрированная на пациенте терапия» Роджерс доказывал, что каждый индивидуум живет в постоянно меняющемся мире субъективного опыта, являясь его центом. Он развивал это представление дальше на основе убеждения, что личный мир опыта является конфиденциальным, частным, и может быть познан в подлинном или полном смысле только самим субъектом. Это может говорить нам, что искусственный интеллект, а, следовательно, и компьютерные технологии не способны заменить работу психолога. Ведь он, как никто иной способен окунаться в мир фантазий, в мир всевозможных искусственных реалий пациента.

В заключение, хотелось бы сказать, что компьютерные технологии с их впечатляющими способностями задействованы во многих сферах. «Умные» механизмы используются и для освоения космоса, и для раскрытия тайн социального взаимодействия людей (чего только может стоить технология NLP). Главное – применять информационные технологии во благо человечества, ведь именно мы решаем, в какое русло направить эти возможности – в положительное или в отрицательное. И если человек действительно познаваем, то рано или поздно будет создан тот механизм, который будет способен заменить психолога практика, но, на мой взгляд, психолога, как исследователя компьютерные технологии не смогут заменить никогда.