Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Власть

   Власть – является центральной категорией политической науки. Понятие власти широкое и многоплановое. Исторически понятие «власть» (cratos – греч.) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств – полисов. Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей; в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, в государстве. Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. Власть есть волевое отношение между людьми. Она присуща любому обществу и необходима для поддержания его целостности и единства, для организации общественного производства. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. При этом право представляет собой способность лица (субъекта) действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей (явлений). Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

   Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи утверждают, что власть представляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть – это стремление к достижению равновесия.

  1. Природа власти, ее социально-психологические основы и источники

   Природа власти. Если исходить из того, что власть – способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:

– власть – это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;

– власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. “Х” имеет власть над “Y” в вопросе “А”, но не в вопросе “В”;

– власть относительна: “Х” имеет над “Y” больше власти, чем “Z”;

– власть “ситуационна”, т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;

– власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);

– власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление.

   Социально-психологические основы власти. Общественные законы —суть законов сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество – это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле ими подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия видны во всех отношениях между людьми.

   Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

   Основные элементы власти.

   Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание власти, появляющееся в распоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

   Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

    Власть, базирующаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеет менее болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Власть, построенная на интересе, побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения – на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.             

   Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) может лежать неравенство. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

   Существование общества прежде всего зависит от безопасности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечает В. Соловьёв: “Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право”.

   Власть вовсе не является непременно, результатом насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество. Искание над собой власти, свободное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости. Подобно тому как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости.

   Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием психической природы человека. Однако, как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.

   В связи с этим, людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливая известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти. Анализ общественного мнения показывает, что требование навести твердый порядок в стране находится на одном из первых мест в системе ценностей. Вместе с тем в обществе все прочнее утверждается идея о том, что вряд ли можно достичь этого порядка, если в стране нет сильной власти. Совершенно отчетливо проглядывается ситуация, когда люди, обеспокоенные судьбой страны и своей собственной, ищут властного непререкаемого воздействия, которому бы подчинилось все население со всеми его разнообразными потребностями и интересами, и в котором бы наше общество обрело порыв к деятельности. Власть, занимающуюся призывами, народ поддерживает только на первых порах. Если же она свои обещания не реализует, то крах такой власти неизбежен. Народ требует от власти действий, пусть даже эти действия будут и ошибочны.

   Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой. Они вместо подчинения стихийным силам подчиняются сами себе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Люди лишь выходят из слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость как первое условие свободы.

   Источники власти.

Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. В широком смысле источники власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». А. Этциони подразделяет источники власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).

В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных источника власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние.

Источники власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов источников власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.

   Экономические источники. Источниками власти могут быть материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для становления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации.

   Социальные источники. Они представляют собой способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п., например источником власти выступает харизма, т.е. культ личности руководителя. Она обладает большой гибкостью, не требует ни длительного времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Руководитель харизматического типа часто становится национальным героем, символизирующим идеалы страны.

Культурно-информационные источники. Это знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки  и образования, средства массовой  информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми  ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных  ресурсов в современном мире  очевидна.

   Принудительные (силовые) источники. Общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в сознании людей часто отождествляется с насилием. Оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей.

Демографические источники. Специфическим источником власти является и сам человек. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические источники), солдат и членов партии (политико-силовые источники), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные источники) и т.д. Личность выступает источником власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только источник власти, но и ее субъект и объект.

   Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делая реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам);

-господство, руководство, организация и контроль.

   Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга.

   С точки зрения типологии выделяют власть:

- в бесклассовом;

- в классовом обществе.

 По формационному признаку власть классифицируют на:

-первобытнообщинную;

- рабовладельческую;

- феодальную;

- капиталистическую;

- социалистическую.

По функциям органов власти различают:

- законодательную;

- исполнительную;

- судебную власть.

По способам организации власти:

- монархическую;

- республиканскую.

 По степени институализации:

- правительственную;

- федеральную;

- городскую;

- сельскую;

- муниципальную.

По количественному признаку:

- единоличную;

- олигархическую;

- полиархическую.

По правовому признаку:

- законную и незаконную;

- легальную и нелегальную.

С точки зрения признания власти обществом:

- легитимную;

- нелегитимную.

Легитимная - законная власть, имеющая конституционные полномочия.

Соответственно нелегитимная власть - власть, добытая в результате нападения, захвата, незаконного применения силы, спровоцировавшего изменение строя.

По сферам общественной жизни:

- экономическую;

- политическую;

- социальную;

- духовно-информационную.

   Власть можно рассматривать как политическое господство и как систему государственных органов.

   Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проявлять свою волю, выраженную в политике. Понятие “политическая власть” шире понятия “государственная власть”. Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Политическая власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения. Государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей, для этого могут быть использованы идеологическое воздействие или экономическое стимулирование. Вместе с тем именно государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и специальным аппаратом принуждения. Государственная власть в равной мере означает и определенную организацию, и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации.

  1. Многовариантность концепций власти

   Концепция (от лат. conceptio — ведущая мысль) — это основополагающая идея теории. Любая концепция власти связана с определенной ее интерпретацией. Многообразие концепций власти, существующих в политической науке, раскрывает многогранность и сложность данного явления.

   Классические концепции власти описывают власть в терминах воли и опираются на противопоставление ее объекта и субъекта. Данная традиция восходит к творчеству Платона и Аристотеля, а в наиболее развернутом виде представлена в теории политического господства М. Вебера.

   В неклассических концепциях власти оппозиция «субъект — объект» отсутствует, а описание власти осуществляется через раскрытие механизмов ее функционирования и перераспределения. Общей их направленностью является поиск форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов. Первой попыткой создания неклассической концепции власти стало творчество Ф. Ницше, сосредоточившего внимание не на субъекте властвования, а на безличной «воле к власти». В более развитой форме неклассические концепции власти представлены в работах М. Фуко, П. Бурдье, Р. Барта, Ж. Делеза и др.

   Для современной политической науки характерно существование разнообразных подходов к определению власти.

Выделяют следующие основные концепции власти:

1.Теологическая концепция характеризует власть, как способность достижения поставленных целей, получение намеченных результатов. Данная концепция трактует власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающей средой.

2.Бихевиористская концепция рассматривает власть, как особый тип поведения, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Данный подход акцентирует внимание на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания. Происхождение поведенческого направления связано с именами американских ученых Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, Дж. Кетлина. Среди современных сторонников бихевиористкой трактовки власти можно назвать Р.Даля, Ю.Фальтера, Д.Риччи, Б.Крика.

3.Биологическая концепция власти рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в фундаментальных инстинктах человека, как существа биологического, природного (М. Марсель, Ф. Ницше,).

4.Тезисом психологической  концепции является ее вывод  о том, что люди по сути своей неодинаковы и их можно разделить на две группы: предрасположенных  или склонных к управлению, руководству и склонных к подчинению. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение, преимущественно сексуального характера или ее психическую энергию в общем. Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. (А. Адлер).

5.Реляционистская концепция рассматривает власть как отношения между двумя партнерами, агентами, при которых один из них с помощью определенных средств воздействует на другого, контролируя его деятельность. В соответствии с реляционистскими концепциями власть анализируется как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду или их группе изменять поведение другого индивида или группы. Здесь основное внимание фокусируется на ролевых отношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений. Власть предстает как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Существует три основных варианта реляционистской концепции: теория "сопротивления" (Д.Катрайт, Дж.Френч, Б.Рейвен); теория "обмена ресурсами" (П.Блау, Д.Диксон, К.Хайнитс): теория "раздела зон влияния" (Д.Ронг).

6.Системный подход исходит  из производности власти не  от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечивать ее исполнение элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность. В рамках системных концепций власть выступает как безличное свойство, неотъемлемый атрибут политической системы (Т.Парсонс, Д.Истон). Основное назначение власти видится в авторитарном распределении ценностей и принятии решений. Если власть этой способностью не обладает, она обречена на перманентный кризис и упадок, так как не способна выполнить свои функции. Властью над обществом обладает только политическая система как целое.

7.Структурно-функциональная трактовка власти. Власть – способ самоорганизации человеческого общества, при котором осуществляется разделение людей на управляющих и управляемых. Власть, используя данные ей полномочия, закрепляет за людьми определенные роли, наделяя их соответствующими статусами. В результате в сознании людей появляются идеи порядка, гармонии, целесообразности и разумности.

8.Сторонники инструменталистского подхода трактуют власть, как возможность использования определенных средств, в частности насилия и принуждения.

9.Конфликтологическая концепция сводит власть к возможности принятия субъектом решений, регулирующих, распределения благ в конфликтных ситуациях. Это определение сосредоточивает внимание на одном, хотя и важном аспекте власти, не позволяя уловить ее социологической природы.

Таковы наиболее распространенные концепции власти.

Во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также “коллективно действующее лицо” (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.);

   Наличие этих элементов необходимо для возникновения общественного отношения власти.

   Власть иногда отождествляют с ее орудиями – государством, политической организацией общества, со средствами управления, с методами – принуждением, убеждением, насилием. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально.

   Власть, определяемая как возможность одного человека принуждать другого к совершению какого-либо действия, представляется как бы встроенной в человеческую сущность. Однако, почему же одни люди обладают политической властью, а другие – нет? Для ответа на этот вопрос выдвигались разные объяснения, имеющие биологическую, психологическую, культурную природу.

Заключение

Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность. Это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом. Классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, согласно Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории. Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических и является источником, основой этой политики, т.е. власть - первооснова политики.

Использованная литература

1. Дегтярев А. Основы политической теории М.: Высшая школа, 1998. - 239 с

2. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных

Заведений. Под ред., Г. В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.

3. Бутенко А.П. Политология как наука и учебная дисциплина в современной России // Социально-политический журнал. – 1993. - № 9-10.

4. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. – 1997. - № 6.

5. Веб-ресурс https://catpol.fandom.com/ru/wiki/4._Основные_концепции_власти_(теологическая,_бихевиористская,_социологическая_и_пр.).