Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль торговли и ее место в экономике России

Внешняя торговля традиционно является важнейшей формой международных экономических отношений. При этом она выполняет двойственную роль: с одной стороны, стимулирует повышение конкурентоспособности национальной продукции, снижение внутренних цен на товары и повышение эффективности национального производства за счет использования передовых инженерно-технологических решений, способствуя тем самым переходу на новый технологический уровень. С другой стороны, внешняя торговля может выполнять консервативную роль для национальной экономики, и консервативная роль внешней торговли, как правило, особенно ярко проявляется в условиях неэффективности национального государства[1].

Внешняя торговля представляет собой важнейший компонент российской экономики и системы внешнеэкономических связей: экспорт и импорт доминируют в формировании платежного баланса России, обеспечивая ему положительное сальдо не только по текущим операциям, но и базового баланса. Профицит торгового баланса характерен для России практически с начала 1990-х гг., а с 2004 г. его объем превышает 100 млрд долл. В 2013 г. он составил 181,9 млрд долл., в 2014 г. — 188,6 млрд долл. В 2015—2016 гг. его объем стремительно падает, и в 2016 г. он составляет уже 90,3 млрд долл.

Поступления от экспорта являются важнейшей статьей бюджета и основой формирования золотовалютных резервов, резервного фонда и ФНБ. Доля доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете в 2013 г. составила 38,5%, в ВВП — 7,5%L Рост поступлений от экспорта в последние несколько лет позволял стране решать важные экономические и социальные задачи. Ситуация заметно ухудшилась с 2014 г., когда начался спад, которому еще не было равных за весь трансформационный период развития России. По сравнению с пиковыми показателями 2013 г., экспорт упал на 46,3%, импорт — на 44,3%, приток ПИИ — на 51%., вывоз капитала составил 250 млрд долл. В результате вклад внешнего сектора впервые с начала XXI в. стал отрицательным.

Невысокая доля России в мировой торговле снизилась еще больше - с 2,5 до 2,1%. Величина экспортной квоты России (на базе паритета покупательной способности рубля к доллару), которая в 2013 г. составляла 30%, а величина импортной квоты — 22%[2] [3], в 2016 г., в связи с опережающим спадом показателей внешней торговли, снизилась до 21%, а импортная - до 14%>.

Импорт, который был важным источником поступления инвестиционных товаров и играл большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения, сократился по всем позициям.

В числе причин драматической ситуации в сфере внешней торговли России необходимо назвать, в первую очередь, падение мировых цен на большинство товаров российского экспорта, девальвацию рубля, рост процентной ставки по кредитам и, безусловно, санкции. Однако, как отмечают эксперты, в «тучные» годы в стране не было предпринято шагов по улучшению структуры внешнеторговых связей, уроки прошлых кризисов (1998— 1999 гг., 2008 г.) не были усвоены, задачи Концепции развития до 2020 г. по улучшению структуры экспорта выполнены не были. Действия властей по модернизации экономики страны носили скорее имитационный характер. Доля готовых изделий в российском экспорте в 2010—2015 гг. составляла 19—21%, в то время как в других странах с так же развитым добывающим сектором этот показатель был несоизмеримо выше: у Канады — 45%, Великобритании — 69%, Китая — 94%, Мексики — 74%, Бразилии — 35%[4] [5].

Чувствительность российского экспорта к колебаниям мировых цен на базовые товары приводит к огромным финансовым и бюджетным потерям. По оценкам профессора А. Н. Спартака, за 2014—2016 гг. они составили 250 млрд долл.

Введение санкций со стороны европейских стран и США весной 2014 г., а затем ответных российских ограничений на импорт продовольствия заставило власти и общество обратить усиленное внимание на высокую степень зависимости национальной экономики от импорта, оценить как угрозу интересам безопасности страны и принять меры для повышения отечественного производства сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Ответом стал комплекс мер, которые можно свести к двум ключевым составляющим: переориентация внешнеторговых связей с западного направления на восточное азиатское и стимулирование экспорта и политика импортозамещения. Прошло еще не так много времени, чтобы были заметны какие-либо результаты, однако уже сейчас можно отметить, что этот процесс достаточно сложен, а сами цели не бесспорны. Азиатские страны, безусловно, могут заместить на российском рынке массовые и продовольственные товары, ранее поступавшие из Европы или США, но удовлетворить потребность в высокотехнологичных, инновационных изделиях, передовых технологиях, машинах и оборудовании они пока не могут. То же самое можно сказать и про кредитные рынки: финансовые ресурсы в Европе и США более доступны и дешевы, чем в Китае или Индии. Что касается импортозамещения, то оно оправдано лишь тогда, когда отечественные товары дешевле и качественнее зарубежных аналогов. Этого пока не наблюдается. Как пишет профессор В. Оболенский, за три года российский импорт товаров и услуг снизился на 200 млрд долл., но отечественное производство смогло его компенсировать лишь по ограниченному кругу товаров (мясо птицы, овощи) в результате высокой государственной поддержки производителей и введения защитных мер. В целом имнорто- замещение приводит лишь к сужению ассортимента продукции на рынке и росту цен[6]. Модернизация структуры экспорта невозможна без улучшения ситуации в материальном производстве и преодоления технологического отставания от передовых стран.