Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психологическое наследие Ибн Сины

Ибн Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах), или Авиценна (980-1037) - наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков Средней Азии.


Его отец, Ибн Сина-Абдаллах - начальник сбора налогов в одном из районов Бухары, являвшейся в конце 1 в. одним из крупнейших культурных центров Востока. Есть сведения о том, что уже в раннем возрасте Ибн Сина начал заниматься медицинской практикой, бесплатно помогая нуждающимся в его помощи людям. В 17 лет он уже снискал славу как искусный врач и даже был приглашен ко двору правителя Бухары Нуха ибн-Мансура, которого он вылечил, что не удавалось сделать ранее никому. К 18-ти годам он закончил свое образование.

Первые научные труды Ибн Сина пишет в 1000-1001. А в 1014-1023 гг. он создает многотомную философскую энциклопедию "Китаб аш-шиф" ("Книга исцеления").

Непосильный труд, скитания, преследования подорвали здоровье ученого, и он умер в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его могила.
В основу психологической концепции Ибн Сины положено учение Аристотеля о форме и материи. Душа - форма тела, ее животворная сила, источник развития.

Но если Аристотель - сторонник сердце центристской концепции, то Авиценна придерживался мнения Галена о связи высших психических функций с мозгом. Сердце у него - центр эмоциональной сферы человека, а способности растительной души помещались им в печень.

Сердцевиной, наиболее ценной, новаторской частью учения Ибн Сины является психофизиология.

Ибн Сина продолжает развивать учение о пневме как физиологической основе, субстрате всех жизненных и психических явлений. Пневма - материальная летучая субстанция, зарождающаяся из парообразных частей 4-х главных соков организма (кровь, слизь, желчь желтая и черная). Ибн Сина видит в ней телесный процесс, лишенный сам по себе признаков психического, но являющийся их основой. Пневма может стать носителем душевных сил, но они не присущи ей изначально.

Ибн Сина утверждает анатомо-физиологическую обусловленность всех психических процессов, их зависимость от телесных процессов в организме, выводя тем самым их из-под духовного влияния и включая в закономерности природного мира.

Новаторство и оригинальность взглядов Ибн Сины проявляется в подходе к исследованию аффектов, которые рассматриваются им как силы, оживляющие внутреннюю жизнь человека, выполняющие регулятивную функцию, определяющие действия и поступки человека.

Вслед за Аристотелем Ибн Сина выделяет в разумной душе практическую и теоретическую силы. Практическая сила души ("практический разум") относится к практике; она вырабатывает нравственные принципы, не имеющие отношения к истине и лжи, и ориентирует человека относительно тех действий, которые он должен осуществить. Теоретические силы ("умозрительный разум") направлены на постижение истины.

Вклад в развитие психологического знания.

Ибн Аль-Хайсам создатель психофизиологического учения о зрении. В своем труде "Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает законы отражения и преломления света, определяя их в качестве причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль умственных актов как важной предпосылки осуществления акта восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов, находить в них сходство и различия.

Предметом его исследования были многие феномены зрительного восприятия: бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные движения глаз и другое.

В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.

Впервые он ставит вопрос о длительности психических актов, утверждая, что между раздражением зрительного органа и субъективным ощущением существует определенный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервам.

Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.

Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.