Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психологическое наследие Абу Али ибн Сино

Наиболее интересным мыслителем Арабского востока я считаю Абу Али Ибн Сино. В Европе он известен как Авиценна, что являтся трансформацией имени "Ибн Сино". Это был великий мыслитель, обладавший глубочайшим интеллектом и огромным багажом знаний. В его биографии присутствует такой факт, что к 21 году он изучил все известные на тот момент науки. Если сравнить с современными людьми и представить современного человека, который в 21 год изучил хотя бы 2-3 направления в современной науке, то становится понятно, что Авиценна был великим гением. Его гениальность нашла отражение во множестве его трудов. Многие из них были переведены на русский язык в советское время, когда Узбекистан и Таджикистан входили в состав СССР. Специфическое отношение советского государства к религии обусловило тот факт, что ряд моментов, относящихся к религии был исключен из переводов. Поэтому даже сейчас наследие персо- и арабоязычных авторов проживавших в свое время на территории входящей в состав СССР переведенное на русский язык не содержит некоторых моментов присутствующих в оригинальных рукописях. Это не позволяет в полной мере понять действительные представления автора. Кроме того, Абу Али Ибн Сино родился, жил и писал свои труды в мусульманских странах со строгими религиозными нормами. Поэтому его труды не должны были противоречить нормам шариата, чтобы его не признали еретиком и не казнили. Это тоже в некоторой степени ограничивало самовыражение этого гения. Но даже не смотря на это, Авиценна создал ряд удивительных трудов. Пожалуй наиболее известный из них это "Канон врачебной науки". Когда в Европе изобрели книгопечатающий станок, то первой книгой, напечатанной на нем была Библия, а второй - "Канон врачебной науки" Авиценны. Кроме того, несколько столетий, вплоть до появления так называемой современной медицины врачи многих стран и, в том числе, Европы учились сами и лечили людей опираясь именно на "Канон врачебной науки".

В "Каноне врачебной науки" Авиценна рассматривает ряд состояний относящихся к психопаталогиям. Описывает их причины и лечение. Например 4м томе 10томника у него есть главы "Статья четвертая. Заболевания головы, вредящие, главным образом способности ощущать и мыслить" В эту главу входят следующие разделы: Спячка и сон. Бодрствование и бессоница. Умопомешательство. Помрачение сознания и бред. Слабоумие и друшаливость. Расстройство памяти. Расстройство воображения. Мания и "собачья болезнь". Меланхолия. Кутруб. Страстная любовь. Следующая глава называется "Статья пятая. О заболевания мозга, причиняющих вред его двигательным способностям" В эту главу входят такие разделы как: Головокружение и садар. Корчение. Кошмар. Падучая. Сакта.

В разделах как правило приводятся конструктивные рассуждения о болезни, такие как описание заболевания, его причины, лечение и т. п.

Для того, чтобы разобраться о чем идет речь необходимо изучить общие принципы излагаемые Авиценной, например, понять что такое пневма и какие бывают ее виды. Что такое натура и виды натур. Что такое сок и пар. Что означает тепло, влажность, сухость, холод и как проявляются. Что такое слизь, кровь, желчь и черная желчь. Какие бывают общие правила лечения. Какие средства улучшают здоровье и какие расстраивают его. Какой должен быть режим сна, отдыха, двигательной активности, питания и т. д. и т.п.

Например про умопомешательство Авиценна говорит следующее:

«Разновидности повреждений, постигающих способности мозга, выясняются и познаются трояким образом. Если ощущения человека остаются неповрежденными и очертания предметов представляются ему наяву и во сне правильно, а затем вещи и обстоятельства, которые он видит наяву или во сне и о которых можно рассказать, исчезают и не остаются в памяти, когда но слышит о них или их наблюдает, значит у него повреждена память и задняя часть мозга. Если же такого расстройства нет, но человек говорит то, чего не следует говорить, остерегается того, чего не следует остерегаться, одобряет то, чего не следует одобрять, надеется на то, на что не следует надеяться, требует того, чего не следует требовать, делает то, чего не следует делать, и не может обдумывать того, что требует размышления, значит повреждена способность мыслить и средняя часть мозга.

А если речь остается такою, как была, и во всем, что человек делает и говорит, не обнаруживается ничего противоречащего здравому рассудку, и ему представляются всякие ощутимые вещи, но в то же время он снимает пушинки со своей одежды, видит несуществующих людей, огонь, воду и другие мнимые явления или плохо представляет себе очертания предметов во сне и наяву, значит у него повреждено воображение и передний желудочек мозга. Когда сочетаются два таких расстройства или три, это указывает на повреждение двух или трех желудочков. Если расстраивается мышление и в нем обнаруживается недостаток, причем этому сопутствует предшествующее повреждение памяти, это, воистину, много легче, чем такое заболевание, когда сначала расстраиваются мыслительные способности, а потом память. Если память становится недостаточной это происходит от холода, а спутанность и неустойчивость памяти происходит от теплоты; некоторые полагают, что память становится недостаточной вследствие недостаточности вещества мозга и это недалеко от истины. Причина всех этих повреждений может коренится либо в самом мозгу, либо в другом органе; иногда она исходит извне, как например, при ударе или падении.

Что касается мер лечения, то в этом следует полагаться на основы, упомянутые в правилах лечения, подбирая по рубрикам заболеваний органов головы из Книги второй лекарства, полезные от всех этих болезней, и применяя их. Надлежит тщательно сообразить какие лекарства и какая пища вредны при этих заболеваниях, и воздерживаться от них.»

В настоящее время на основе трудов Авиценны существуют национальные медицины. И врачи которые используют эти методы лечения есть в настоящее время. В мусульманских странах такой вид национальной медицины называется ТИББ. А, например, в Средней Азии, врач, который лечит по этим принципам (относящимся к нетрадиционной медицине) называется табиб. То есть медицинское наследие Авиценны помогало людям на протяжении многих столетий и помогает до сих пор. Даже само слово медицина произошло от слов "медод Сино". То есть «метод Сино» (иногда переводится как «помощь Сино»)

Использованная литература:

  1. Абу Али ибн Сино «Канон врачебной науки» в 10 томах. Т.1, издание четвертое. - Одесса: Энио, 2003 — 600с.
  2. Абу Али ибн Сино «Канон врачебной науки» в 10 томах. Т.4, издание четвертое. - Одесса: Энио, 2003 — 600с.