Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Почему Фауст стал одним из вечных образов мировой литературы?

Иоганн Вольфганг Гёте, создатель трагедии «Фауст», провел насыщенную жизнь. Широта его кругозора была необыкновенной. Не было такого жизненного явления, которое не привлекло бы его внимания. За 82 года он попробовал себя в разных сферах: в поэзии, драматургии, живописи и науке. Также был известен, как романист и ученый-естествоиспытатель.

Почти всю свою творческую жизнь Гёте посвятил трагедии «Фауст». В 20 лет он начал работу над своим произведением, а закончил лишь за полтора года до своей кончины. На протяжении всей жизни, не смотря на трудности, Гёте постоянно возвращался к написанию «Фауста» и в конечном счёте превратил его в произведение литературного искусства, где отобразил свои взгляды на человеческую сущность. «Фауст» - бессмертное творение писателя, которое продолжает заинтересовывать и восхищать читателей разных возрастов.

Сюжет произведения взят из немецкого фольклора – легенды о докторе- алхимике. Фауст является реальной исторической личностью. Об этом человеке ходили разные слухи, кто-то описывал его учителем, который развращал своих учеников, кто-то алхимиком и магом, преступником веры. Под пером великого писателя драма Фауста, связанная с вечной темой познания жизни, обрела бессмертие и оказалась на вершине мировой литературы. Однако сюжет был преподнесён иначе: это был уже не дерзкий доктор-маг, Фауст стал одаренным и эрудированным доктором, ищущим истину.

Главной темой трагедии является смысл человеческой жизни. Так же в ней поднимается множество сопутствующих проблем, которые раскрываются в процессе повествования – проблема добра и зла, Бога и демона, жизни и смерти. Все эти темы всегда интересовали людей и не теряют свою актуальность.

Если первая часть «Фауста» создавалась в 18 веке и блистательно завершала

«век Разума», то её вторая часть создавалась в новую эпоху. Три последних десятилетия своей жизни Гёте жил и творил в 19 веке. От его проницательного взора не укрылись противоречия нового общества. В своем произведении Гёте изобразил одну из самых интересных и сложных страниц истории – эпоху крестьянских революций.

Во вторую часть «Фауста» он аллегорически ввел образ Байрона, которого вполне заслуженно можно считать самым трагичным из романтиков, наиболее точно выражавшего боль своего времени: ведь «Царство Разума», обещанное просветителями, не состоялось.

Полный новых иллюзий и предрассудков путь Фауста, все же остается главной опорой трагедии. В первой части главной героиней любовной линии в трагедии является Маргарита, которой во второй части соответствует Елена. Такой писательский ход позволяет удержать композицию произведения и показать единство трагедии.

Гёте однажды обмолвился, Фауст и Мефистофель воплощают разные грани его собственной личности. Таким образом автор подсказал нам, что столкновение этих двух персонажей в трагедии можно понимать и как борьбу двух противоположностей в душе человека: веры и колебания, безудержного порыва и целесообразного - часто слишком прагматического и грубо- самолюбивого - рационализма. Сам Фауст произнёс знаменательные слова:

«Ах, две души живут в больной груди моей, Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья!»

Драма стала известной в массах благодаря всеобъемлющей философской проблематике. В образе Фауста Гёте увидел и изобразил воплощение исторического пути человечества, выходящего из мрачного средневековья. Гёте переосмысливает устоявшийся образ дьявола, губящего душу человека, придав ему глубокий смысл. В моральном облике Мефистофеля воплощены циничные стороны феодального общественного развития, а в общем философском содержании образа - идея отрицания как необходимого условия движения вперёд.

Развязка и решение, которое предоставляет читателям Гёте носят человеколюбивый характер и полны исторического оптимизма. Вера автора в человека и его предназначение не была сломлена, что он и передавал через свое произведение.

По мнению писателя тема столкновения добра и зла дает людям возможность двигаться вперед. Драматическая поэма связана с поиском истины, непрерывной борьбой и развитием человека. Герой проходит через множество испытаний и соблазнов, приходя к пониманию общей сути существования человека, которая заключается в вечном поиске.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю что наше время произведение не теряет своей актуальности. Проблемы «Фауста» сейчас обрели новый смысл и значительно усложнились. Двадцать первый век - время революционных настроений и обострения глобальных проблем. Перед современными «фаустами» жизнь ставит задачи гораздо более трудные, чем перед средневековым ученым-чернокнижником, который якобы заключил договор с чёртом.