Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

История как наука. Россия в мировом историческом процессе

История – это наука, изучающая прошлое человечества, человеческого общества в его развитии, закономерностях эволюции в конкретных формах пространственно-временных измерений.

В истории, как науке, можно выделить 5 функций. Первой, является познавательная функция – история служит средством самопознания человечества, этноса, государства, социальной общности и личности. Второй, является практически-политическая – история обеспечивает сохранение и передачу социальной памяти, обычаев и традиций, она связывает прошлое, настоящее и будущее, находя смысл настоящего в прошлом и открывая занавесу будущего. Третьей функцией считается воспитательная – история воспитывает чувства, формирует особую форму общественного сознания – сознание исторического. Четвертая, это мировоззренческая – формирует отношение человека и общества. Пятая, и заключающая, ценностная – история содержит множество ценностей.

Говоря о специальных, они же вспомогательные, исторических дисциплинах важно указать, что они являются относительно самостоятельными отраслями исторических наук, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К специальным историческим дисциплинам относят: палеографию, дипломатику, генеалогию, геральдику, сфрагистику, историческую метрологию, нумизматику, хронологию, архивоведение и т.д.

Методология исторической науки – специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки. Переходя к методам изучения истории, необходимо знать, что существуют традиционные и нетрадиционные методы. К традиционным методам изучения истории относят: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, историко-типологический метод, историко-системный метод, метод диахронического анализа, метод исторической периодизации и ретроспективный метод. К нетрадиционным методам: количественные методы, социально-психологические методы, лингвистические методы, методы семиотики и метод искусствоведческого анализа.

В истории, как и в любой другой науке, есть свои принципы получения знаний, а именно: принцип историзма, принцип системного подхода, принцип объективности, принцип ценностного подхода. Принцип историзма – это принцип исследования, в основе которого находится рассмотрение фактов и явлений в их развитии, он сформировался в Новое время. Принцип системного подхода, он же принцип системности, гласит, что любой исторический феномен может быть понят и объяснен лишь как часть чего-либо более общего во времени и пространства, он ориентирует исследователя на раскрытие всей целостности изучаемого объекта, сведение всех составляющих связей и функций, в единую картину. Принцип объективности – “Главная цель любого исторического исследования – получить достоверные, истинные знания о прошлом. В противном случае история теряет свое значение, как наука”. Принцип ценностного подхода существует объективно, и основывается на необходимости получения двух типов информации об изучаемом объекте: научной и ценностной.

Методология истории – это научная дисциплина, разрабатывающая методологический аппарата исторической науки, изучает природу, принципы и методы исторического познания. Это основные понятия исторической науки, чьё назначение состоит в том, что они организуют и систематизируют её материал. От развитости понятийного аппарата зависит методологическая зрелость любой науки.

Говоря про мировой исторический процесс, стоит упомянуть, что в 19 веке возникли формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Отталкиваясь от этих двух подходов, возможно провести грань закономерностей и этапов. Первая закономерность относится к формационному подходу, а именно к Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу. Они создали сквозную историю человечества от первых дней до современности. Каждое общество проходило через одинаковые ступени развития социально- экономических формаций, каждая ступень должна быть пройдена целиком, через социальную революцию, а не перескакивая. Вторая закономерность относится к цивилизационному подходу, основателями которого являются Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. Каждое общество представляет собой отдельную цивилизацию, которое обладает уникальными, не передающимися и неповторяющимися культурными особенностями. Этапы же, это нечто временное, что тесно связанно с каким-либо важным событием, например, создание первой машины и последующее формирование нового этапа в мировой истории. Таких этапов, можно перечислять великое множество.

Говоря о месте России в мировом историческом процессе явно прослеживается деление мнений на два лагеря: западников и славянофилов. Западники считали Россию частью западной цивилизации, и она развивалась как Западная Европа, отставая на 50-80 лет. Сторонники формаций придерживались той же точки зрения и считали, что Россия последовательно переходила от одной формации к другой со своими особенностями. Славянофилы же, считали, что у России свой уникальный путь развития, главным элементом которого является многонациональность. Размеры России вынуждают прибегать к авторитарной модели власти.

В мировой истории Россия занимает особое место. Нельзя отрицать, что Россия подверглась серьезному влиянию, как Европы, так и Азии, но и расположенные здесь страны испытали на себе ее влияние. Иначе говоря, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Одной из особенностей российской истории является крайняя противоречивость, конфликтность развития, предрасположенность российского общества к крайностям. Общественно- политическая мысль России постоянно обращалась к этому противоречивому явлению исторической действительности. Особенностью России было то, что старые и новые земли представляли собой общее жизненное пространство с единой экономической и политической жизнью, единым административным делением, делопроизводством, судом, законодательством.

Возникновение Отечественной истории, как науки, неразрывно связано с именем Петра 1. Он основал Российскую Академию наук и начал активно приглашать в Россию иностранных ученых. Благодаря немецким ученым была впервые написана на основе летописных данных древнейшая история Руси, введены в оборот сведения о расселении славян, о древнейших славянских поселениях, об основании Киева, о первых русских князьях. С начала 20-го века в русской историографии начинает утверждаться идея марксизма. Советский период развития отечественной исторической науки богат именами историков, многие из которых получили моровую известность. В 90-е годы стали появляться работы, в которых делаются попытки пересмотреть существующие концептуальные положения.

Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе в современность обрели 4 точки зрения: Россия- часть западной цивилизации; Россия- часть восточной цивилизации; Россия- носитель самобытной славянской цивилизации; Россия- пример особой евроазиатской цивилизации. Споры точек зрения бушевали раньше, сейчас и будут продолжать бушевать, потому что точных и доказанных утверждений, что Россия является той или иной частью цивилизации, нет. Соответственно, по всем этим четырем точкам зрения, сформировались 3 вывода: Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизации в чистом виде; Россия представляет собой цивилизационно неоднородное общество; Цивилизационная парадигма развития этого сложного огромного общества на разных этапах истории менялась. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом и включает в свой состав народы, развивающиеся как по-западному, так и по восточному варианту.

В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности русской истории: 1. Природно-климатический – влияние данного фактора на специфику русской истории отмечали почти все исследователи русского исторического процесса. Природно-климатический фактор во многом определил и особенности национального характера русских. 2. Геополитический – обычно отмечаются следующие условия, повлиявшие на специфику русской истории: обширная, слабо заселенная территория, незащищенная естественными преградами граница, оторванность от морей (на протяжении почти всей истории), благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России речная сеть, промежуточное между Европой и Азией положение русских территорий. 3. Конфессиональный, он же религиозный – если рассмотренные выше факторы сформировали тело России, темперамент, навыки и привычки русского народа, то религия – восточное христианство, православие – воспитала их душу. 4. Социальной организации – государство становой хребет; государство либо обладает сакральным характером, либо не эффективно; государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимно проницаемы; государство опирается на корпорацию служилой знати (дворянство).