Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Имплицитные теории

Имплицитная теория личности (ИТЛ) – это психологическая концепция, которая описывает конкретные закономерности и предубеждения, используемые человеком при формировании впечатлений. Это житейские представления человека о ком-то, которые формируются стихийно и не осознаваемо.

Исследования в этой области относятся к довольно самостоятельной ветви психологии, их ценность заключается в том, что в них разрабатывается математический аппарат, который позволяет одновременно учитывать влияние большого количества переменных.

Для изучения имплицитных теорий личности применяется несколько методик, среди которых наибольшую известность имеют две – это метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) Ч. Осгуда и тест личностных конструктов (ТЛК). Отличительные особенности этих методик заключаются в том, что в первой методике оцениваемые черты человека задаются экспериментатором, а в тесте испытуемый сам называет те качества, по которым идет сравнение оцениваемых людей. Тест личностных конструктов (ТЛК) доступен испытуемым с большим активным словарным запасом.

Существует два источника порождения ИТЛ общественной практикой. Первый источник связан с психологическими теориями личности. Примером является устаревшая теория физиогномики, суть которой заключалась в наличии связи между определенным типом личности и конструкционным строением его тела. Такие устаревшие подходы к оценке личностных особенностей сохраняются и сегодня и, более того, у людей, изучающих основы научной педагогики и психологии.

Также источником порождения новых имплицитных теорий личности (ИТЛ) является изменение взглядов на какие-либо общественные явления, например, сегодня, совершенно другое отношение к понятию «предприниматель». Неправильные обобщения способствуют формированию неадекватных ИТЛ. Так, при обобщении небольшого количества случаев, человек может сделать вывод о закономерной связи между какими-то психическими свойствами, сопутствующих друг другу непостоянно. Например, встретившись несколько раз с интеллектуальными людьми, которые отличались аккуратностью, можно сделать вывод о том, что для всех интеллектуалов характерно это качество.

Имплицитные социальные теории оказывается, что человек создает не только имплицитные теории личности и указывает в них личностные черты, но, также создает и имплицитные социальные теории, где между собой увязывает определенные социальные события, т.е. выявляет причинно-следственные связи.

В принципе, каждый человек имеет представления о взаимосвязях социальных событий, что и зачем должно следовать, какие причины вызывают разнообразные следствия. Подобные теории называют расхожей мудростью, например, существует убеждение, что с преступностью можно покончить только беспощадной жестокостью – это есть расхожая мудрость.

Пример говорит о том, что имплицитные социальные теории, как и научные теории, пытаются определить причинно-следственные связи, а это делает их похожими. Однако различия между ними, естественно, существуют, во-первых, это отсутствие четких формулировок в имплицитных социальных теориях, отсюда они расплывчаты и неопределенны. Расхожая мудрость является следствием неверных сведений или просто заблуждений.

Во-вторых, в основании формализованных социальных теорий лежит строгая логика, с помощью специальных процедур они подвергаются проверке в отличие от имплицитных теорий, основанных на случайных наблюдениях.

Д. Келли, говоря о поведении человека, на которого влияние оказывают имплицитные теории, считает, что человек воспринимает мир при помощи простых шаблонов, схем, ясных образов, которые сам же и создает. Эти шаблоны и понятные образцы Келли назвал «конструктами», а человек, интерпретируя какое-нибудь явление, пытается втолкнуть окружающий социальный мир в эти, знакомые ему, схемы.

С одной стороны, конструкт является способом истолкования мира, его постижения, а с другой стороны – возникает поведение, соответствующее этому истолкованию. Поведение человека предопределено его интерпретацией окружающего социального мира и, как считает Келли, человек действует вроде стихийного ученого, создавая собственные конструкты и пытаясь предугадать события.

Человек желает быть абсолютно уверенным в системе своих конструктов, поэтому он интересуется информацией, подтверждающей его взгляд на мир, а т.к. абсолютной и объективной истины не существует, то научные теории не имеют преимуществ перед имплицитными теориями, считает Келли.

Таким образом, позиция Келли сводится к следующему: не важно, как человеку видится то или иное событие, важно то, как он его лично воспринимает, как это событие встроено в систему его конструктов.