Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Государственный деятель и писатель Томас Мор

Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор не имел педагогического образования и педагогической деятельностью фактически не занимался. Однако он оставил яркий, неповторимый след, прежде всего именно в педагогике. Сын высокопоставленного юриста, он родился в Лондоне 7 февраля 1477 года, учился в грамматической школе Святого Антония. Отличался редкой начитанностью; особенно его привлекали греческие и латинские авторы. В юные годы он служил пажом, два года учился в Оксфорде; затем прошел курс юридических наук и примерно в 1502 году стал адвокатом и одновременно преподавателем права. 

В 1504 году преуспевающий лондонский адвокат Томас Мор был избран в парламент. Он активно выступил против проводившейся налоговой политики, поставившей на грань разорения тысячи крестьян, которым лендлорды перестали сдавать землю в аренду, предпочитая устраивать на ней пастбища (отсюда пошло выражение «овцы съели людей»). При этом он нажил влиятельных врагов и под угрозой репрессий оставил политическое поприще, вернулся к адвокатской службе. 

Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии, то есть фактически вторым человеком в стране после короля. Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда король, вопреки закону, развелся с законной женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой англиканской церкви, Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягать королю как новому главе англиканской церкви. Он считал, что все равны перед законом и даже король не вправе нарушать его. По требованию короля, Мор был обвинен в государственной измене и отдан под суд. Но он не отрекся от своих убеждений и был казнен в Тауэре 6 июля 1535 года. 

Свободное время Мор посвящал изучению древних языков и античных авторов. Большую роль в жизни Мора сыграла дружба с Эразмом Роттердамским. Их знакомство состоялось в 1499 году, когда нидерландский гуманист впервые посетил Англию. В основе их отношений была не только взаимная симпатия, но и убеждение в необходимости реформы общества, единство взглядов на пути её осуществления, глубокий интерес к древней философии и филологии, вера в неограниченные возможности просвещения. 

Что же побуждало Мора отдавать свое время королевской службе, вместо того, чтобы наслаждаться литературным и научным творчеством? Прежде всего своеобразное понимание гражданского долга, вера в благотворное для общества воздействие на государей добрых советников. Как и другие гуманисты, Мор надеялся, что его просветительская деятельность и, в частности, добросовестная служба в качестве советника государя может принести обществу немалую пользу. Не случайно вопрос о значении добрых советников королей так живо обсуждается в его «Утопии». 

Критический ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период первоначального накопления капитала убедили Мора в несправедливости существовавшей общественной системы. Он пришел к выводу, что основное зло — это частная собственность и погоня за наживой несмотря ни на какие аморальные последствия. 

Представление о наилучшем государственном устройстве Мор изложил в своем произведении «Утопия» (написано на латинском языке, впервые издано в Лувене, в 1516 году), положившем начало целому жанру в литературе. Полное название книги звучит так — «Золотая книга о наилучшем устройстве государстве и о новом острове Утопия». В переводе с греческого «топос» — «место», «у» — отрицание «нет»; то есть «Утопия» — место, которого нет. Слово «утопия» вошло в употребление во многие языки и означает неосуществимую мечту, фантазию. 

В первой части книги Мора дается критика английского политического устройства, во второй — описывается жизнь на вымышленном острове. В этом романе, написанном в форме диалога, описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство в потреблении материальных благ, существует совместное владение всеми общественными богатствами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности. 

В Утопии отменена частная собственность, нет денег, все трудятся. В рисуемом Мором идеальном обществе радость жизни заключается в духовной свободе. Многие обретают счастье в занятиях наукой и литературой, в моральном совершенствовании. На физический труд утопийцы смотрят как на необходимое, но тягостное «телесное рабство». От непосредственного участия в материальном производстве освобождены должностные лица и люди, специально занятые науками. Немногочисленное «сословие ученых» пользуется привилегированным положением; вступление в него открыто для особо преуспевших в науках; не оправдавших надежд ученых отправляют обратно к ремесленникам (дети ремесленников или их родственники могут стать учеными, если постараются). 

Разделяя присущую гуманистам веру во всесилие образования как основы общественного благополучия, Мор показал, что только разумные порядки в государстве, гарантирующие равномерное распределение общего имущества, предусматривающие вознаграждение за доблесть и достаток для каждого, обеспечивают возможность для формирования всесторонне развитых, совершенных граждан. Благодаря своим установлениям основатель Утопии привел дикий народ к новому образу жизни и просвещенности. В Утопии все дети получают одинаковое начальное образование и приобщаются к труду. Большое внимание в книге Мор уделил вопросам воспитания и обучения детей, причем особенно интересовался вопросом подготовки молодого поколения к трудовой деятельности. Он первым в истории высказал мысль о необходимости профессиональной ориентации и о соединении теоретического образования с трудом. 

Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах Утопии теоретически, а в поле и на ферме — практически (за рвение и совестливость материальные и словесные поощрения). Дети в школе и на полях учатся сельскохозяйственным работам; у утопийцы нет крестьянского сословия как такового, и каждый должен два года отработать в деревне, в физическом и хозяйственном каждодневном труде под присмотром опытных жителей деревне. Помимо земледелия, каждый утопиец, обязан был обучиться по крайней мере одному ремеслу. Обучение ремеслу осуществлялось, как правило. дома: дети наследовали профессию родителей. Мор настаивал на том, чтобы каждый выбирал род занятий сообразно с природными наклонностями, поэтому юноша-утопиец имел право перейти в другое «семейство», если профессия отца или опекуна его не удовлетворяла. 

В своем произведении Томас Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Он полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являются чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. 

В обучении должны широко применяться наглядные пособия. Система физического воспитания, заимствованная Мором из афинской системы, ставила своей целью развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Умственный труд считался одним из величайших благ и наслаждений. Особое значение в Утопии придавалось нравственному воспитанию молодежи, проявлявшемуся в самоотверженной любви к отчизне, бескорыстной помощи соседним народам, чувству общности со своими согражданами, самоограничении и самодисциплине, формировании разумных потребностей, умеренности, презрении к роскоши и «ложным наслаждениям». 

Жрецы и жрицы занимались образованием детей и молодежи, в особенности воспитанием нравственности и добродетели, и видели в этом залог прочности государства. Лекции для большей части народа читались преподавателями из «сословия ученых», причем они должными быть не скучными. Много внимания уделялось формированию религиозности и веротерпимости. В Утопии сильно патриархальное начало: жёны прислуживают мужьям, дети — родителям, младшие — старшим. И хотя о равноправии женщин в Утопии говорить нельзя, Мор убежден, что в праве на образование женщины не должны уступать мужчинам. Свои взгляды гуманист осуществлял на практике, дав своим дочерям блестящее гуманистическое образование. Томас Мор проводил мысль о нравственных и моральных основах науки как таковой: если отказаться от честности, указывал он, научная слава обернется бесславием; среди всей блага добродетели стояла для него на первом месте, а не научные открытия, ученость — лишь на втором. 

Педагогические идеи Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил идеи всеобщего обучения и равного образования мужчин и женщин; выдвинул мысль о широкой организации самообразования и просвещения взрослых. Требовал обучения на родном языке и наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. В 1935 году англиканской церковью он был причислен к лику святых.