Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Архитектура: понятие, история, основные области (областей творческой и созидательной деятельности человека)

Архитектура – явление сложное и многогранное. Это одна из важнейших областей творческой и созидательной деятельности человека. Результатом являются – жилые, общественные сооружения, производственные здания, инженерные сооружения, города и другие населенные пункты, ландшафт, интерьер.

Архитектура входит в триаду главных искусств (живопись, скульптура, архитектура). Архитектура - очень древний вид человеческой деятельности. Она существует примерно столько, сколько и человеческое общество. Начала складываться при первобытно общинном строе и большего развития достигла уже при рабовладельческом строе.

Архитектуры и другие искусства не развиваются сами по себе, а только вместе с историческим процессом. Она более чем другие искусство связана с жизнью. Она зависит от: 1. Климата 2. Социально – классового устройства общества 3. От уровня развития науки и техники 4. От уровня развития производственных сил 5. От идеологии общества 6. От быта и культуры.

Эти факторы обуславливают различие архитектурных стилей и форм. При изучении архитектурных форм можно многое узнать об уровне развития техники, обустройстве общества, о его практических потребностях и идеях.

Существует 3 важных вопроса, которые архитектор обязан решить: Польза, Прочность, Красота.

Польза – основа архитектурного сооружения составляющая его функция, то есть практическое назначение.

Прочность – техническое совершенство. Прочность и устойчивость являются очень главными условиями. Это обуславливается расчётами, строительным материалом, конструкцией, технологией, персоналом.

Красота – именно художественное достоинство превращает удобное и прочное здание в произведение искусства.

Архитектура – это такой вид искусства, который известен всем. Она постоянно окружает человека, он всю жизнь живет в архитектуре, то есть это привычная материальная среда обитания, которая приспособлена под различные социальные процессы. Современный архитектор совмещает в себе ученого, изобретателя, технолога, художника, инженера, экономиста, юриста.

Разделы архитектуры:

архитектура жилых и общественных зданий

промышленная

градостроительство

сельскохозяйственная архитектура

интерьер

ландшафтная архитектура – это искусство сочетать естественный ландшафт с архитектурными сооружениями, их комплексами и создание новых ландшафтов.

Садово-парковая архитектура – ветвь ландшафтной архитектуры, где используются особые строительные материалы: земля, вода, а так же используются особенности топографии местности.

У архитектуры всегда есть заказчик. Бывает региональный, федеральный частный.

Архитектура как вид искусства

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры. В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности (гармонизации окружающей среды), например дизайна, архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, т. е. выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире

Историческое развитие общества определяет функции, композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются неиконическими (конвенциональными) знаками, или абстрагированными образами, предметов, явлений, действий обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия. Прагматическая оценка произведения архитектуры определяется представлениями о его способности обслуживать своё функциональное предназначение.

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

Однако такая формальная морфология оспаривается учеными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры. Они "живут" вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий. Поэтому теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является "вместилищем жизни", поэтому архитектурное пространство "воспринимается специфически", а материалом искусства архитектуры являются "не камень или дерево, а пространство и время" .

Таким образом, архитектура как художественно-образное "мышление в камне" (определение Г. К. Вагнера) относится к пространственно-временным видам искусства. Кроме того, оно характерно и собственной, специфической изобразительностью . Интеграционные трансморфологические процессы в искусстве XX-XXI веков приводят к сближению жанров, форм и методов архитектурного, изобразительного и дизайнерского творчества .

Выразительными средствами архитектурного искусства являются композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет используемых материалов. На эстетическое воздействие произведений архитектуры в значительной степени влияет конструктивное решение. Постройка должна не только быть прочной, но и производить впечатление прочной. В этом заключается смысл понятия "тектоничность". Если создаётся впечатление недостаточности материала, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, однако наблюдаемый избыток материала, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции. Архитектуру как искусство часто называют "застывшей музыкой".

Градостроительство

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические проблемы.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет:

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды:

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель <…> занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

  • территориального планирования,
  • градостроительного зонирования,
  • планировки территории,
  • архитектурно-строительного проектирования,
  • строительства,
  • капитального ремонта,
  • реконструкции объектов капитального строительства.

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. Пример бумажной архитектуры — графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.