Создание модели зубчатой шестерни раздаточного редуктора рабочего рольганга в КОМПАС - 3D с примером
Создание технологического оборудования - многостадийный процесс, включающий этапы выбора лучшего конструктивного решения, выполнения рабочего проекта и разработки конструкторской документации.
Для повышения качества и эффективности деятельности конструкторов и проектировщиков на этих этапах целесообразно использовать системы автоматизированного проектирования, которые позволяют выполнить компьютерное моделирование создаваемого оборудования, рассмотреть различные варианты его исполнения, исключить ошибки при оформлении документации и т.д.
Методические указания содержат 4 работы, целью которых является получение студентами практических навыков создания моделей элементов металлургического оборудования с использованием возможностей системы автоматизированного проектирования КОМПАС, а именно: вариационной параметризации трехмерных объектов, комбинированного способа сборки и полуавтоматического режима создания спецификаций, которые отражают современные приемы проектирования. Полученные навыки могут быть применены в дальнейшей профессиональной деятельности при разработке технологического оборудования.
Создание модели зубчатой шестерни раздаточного редуктора рабочего рольганга
Задание. В приводе рабочего рольганга установлен раздаточный редуктор, на приводном валу которого установлена цилиндрическая зубчатая шестерня (рис.1). Необходимо создать трехмерную модель шестерни с использованием технологии вычерчивания профиля зуба.
Исходные данные для построения модели:
3. Модуль зацепления m = 10 мм.
4. Число зубьев z = 20.
Ход работы
- Нажмите на кнопку Новая деталь
- В Дереве построения переименуйте элемент Деталь в Шестерня.
- Сохраните файл детали в своей папке с именем Шестерня.m3d.
- В Дереве построения выберите плоскость ZX.
- Нажмите на кнопку Новый эскиз и изобразите эскиз для формирования заготовки под шестерню в виде окружности с центром в начале координат и диаметром равным диаметру вершин зубьев, который определяется для прямозубых колес по формуле:
da=m(z+2).
Для этого в поле параметра Диаметр введите выражение: 10*(20+2) и нажмите Enter.
6. Нажмите на кнопку Закончить эскиз
7. C помощью команды Операция выдавливания выдавите полученный контур на расстояние 60 мм при включенной опции Средняя плоскость.
8. Вызовите команду Фаска и постройте на обоих ребрах цилиндра фаску размером 4x45°. Результат показан на рис.2.
Рис.2
9. В Дереве построения выберите плоскость ZX.
10.Нажмите на кнопку Новый эскиз (в этом эскизе будет построен контур впадины между зубьями).
11. Постройте четыре окружности (стиль линии - вспомогательный) с центром в начале координат и следующими диаметрами:
- - окружность выступов da= m*(z+2);
- - делительная окружность d = m*z;
- - основная окружность db= d*cos20°;
- - окружность впадин df= m*(z-2.5).
Примечание. При этом, аналогично п.5, при задании диаметра окружностей каждый раз в поле Диаметр вводите необходимое выражение. Для написания выражения cos20o используйте cosd(20).
12. Через начало координат проведите вертикальную вспомогательную линию.
13. Увеличьте изображение (в несколько раз) и расположите в центре экрана верхнюю часть построенного изображения.
14. Отметьте точкой (команда 12. Через начало координат проведите вертикальную вспомогательную линию.
13. Увеличьте изображение (в несколько раз) и расположите в центре экрана верхнюю часть построенного изображения.
14. Отметьте точкой (команда Точка ) точку пересечения делительной окружности и вертикальной линии (точка 1, см. рис.З).
15. Вызовите команду Дуга и постройте дугу с центром в отмеченной точке пересечения и радиусом равным толщине зубаs=0,5πm, т.е. в поле Радиус необходимо ввести выражение 0,5*3,1415926*10 и нажать Enter.
Первую и вторую точки дуги задайте произвольно так, чтобы она пересекла делительную окружность d. Отметьте эту точку пересечения (точка 2, см. рис.З).
16. Из отмеченной точки постройте дугу радиусом R=d/6 так, чтобы она пересекла основную окружность. Точку пересечения отметьте (точка 3, см. рис.З).
17. Из этой точки проведите дугу (стиль линии - основная) радиусом R , которая должна пересечь окружность выступов и основную окружность. Отметьте точку пересечения дуги с основной окружностью (точка 4).
18. C помощью команды Усечь кривую удалите участки дуги, выходящие за пределы окружности выступов и основной окружности.
19. Проведите вспомогательную прямую через точку 4 и начало координат. По этой прямой изобразите отрезок (стиль линии - основная) от основной окружности до окружности впадин (это будет линия ножки зуба).
Изображение должно быть таким же, как на рис. 3.
20. Постройте дугу (стиль линии - вспомогательная) с центром в точке 1 и радиусом равным 0,75*π*m (в поле Радиус самостоятельно введите необходимое выражение) так, чтобы она пересекла делительную окружность. Отметьте эту точку пересечения (точка 5, см. рис. 4).
20. Проведите вспомогательную прямую через точку 5 и начало координат (см. рис. 4).
Рис. 4
21. Выделите дугу и отрезок, изображенные основной линией (используйте команду Выделить по стилю кривой со страницы Инструментальной панели Выделение ).
22. Вызовите команду Симметрия (страница Инструментальной панели Редактирование ). В качестве линии симметрии укажите последнюю проведенную вспомогательную прямую (через точку 5). Результат операции приведен на рис. 5.
Рис. 5
23. Проведите дуги с помощью команды Дуга по 3 точкам (стиль линии - основная) через точки А, В и С, а затем - D, E и F.
24. Удалите вспомогательные кривые и точки. В результате в эскизе останется контур впадины между зубьями шестерни.
25. Вызовите команду Скругление и выполните сопряжение линий профиля ножки с окружностью впадин радиусом равным 0.2*m (рис. 6).
Рис. 6
26. Нажмите на кнопку Закончить эскиз .
27. Нажмите на кнопку Показать все.
28. C помощью команды Вырезать выдавливанием выполните вырезание выдавливанием полученного контура на расстояние 60 мм при включенной опции Средняя плоскость.
29. Перейдите на страницу Инструментальной панели Вспомогательные построения и вызовите команду Ось конической поверхности . Щелкните курсором «мыши» на цилиндрической поверхности детали для создания оси шестерни.
30. Перейдите на страницу Построение детали вызовите команду Массив по концентрической сетке . В Дереве построения выделите строки Вырезать элемент выдавливания:1 и Ось конической поверхности:1, а в окне диалога в разделе Кольцевое направление в поле Количество введите 20, нажмите кнопку Создать – на модели будут выполнены зубья.
31. В Дереве построения выберите плоскость ZX.
32. Нажмите на кнопку Новый эскиз и изобразите эскиз для формирования ступицы шестерни - окружность с центром в начале координат и диаметром, вычисляемым по формуле
dcт=1,5dв + 10, где dB-диаметр вала.
Приняв dв = 60 мм, самостоятельно введите необходимое выражение в поле Диаметр.
33. Закончите эскиз.
34. C помощью команды Приклеить выдавливанием выдавите полученный эскиз на расстояние равное 1,5*dв (это длина ступицы) при включенной опции Средняя плоскость. Результат операции приведен на рис. 7.
Рис.7
35. В Дереве построения выберите плоскость ZX.
36. Нажмите на кнопку Новый эскиз и изобразите эскиз в соответствии со схемой (рис.8).
37. Закончите эскиз.
38. С помощью команды Вырезать выдавливанием выполните вырезание эскиза на такое же расстояние и при той же включенной опции, как и в п.34.
39. Выполните скругления и фаски в соответствии с рис. 9.
40. Сохраните созданную модель шестерни
Рис. 8 и Рис. 9
Рекомендую подробно изучить предметы: |
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Создание моделей деталей раздаточного редуктора с использованием вариационной параметризации в КОМПАС - 3D
- Создание модели сборки узла приводной шестерни раздаточного редуктора рабочего рольганга в КОМПАС - 3D
- Создание спецификации, связанной с моделью сборочного изделия, в полуавтоматическом режиме в КОМПАС - 3D
- Создание трёхмерных объектов в KOMПAC-3D
- Построение угла, равного заданному в КОМПАС - 3D
- Деление окружности на любое количество равных частей в КОМПАС - 3D
- Алгоритм построения контура технической детали с сопряжениями в КОМПАС - 3D
- Алгоритм построения двутавра в КОМПАС - 3D