Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Реферат на тему: Развитие коммунистического движения в Китае

Реферат на тему: Развитие коммунистического движения в Китае

Содержание:

Введение

История Коммунистической партии Китая делится на два основных периода — революционную борьбу партии в период между 1921-1949 годами, когда коммунисты боролись за власть в стране, и историю партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования Китайской Народной Республики в 1949 году.

Революционная Борьба

Основание партии.

Обращение передовой китайской интеллигенции к коммунистическим идеям в начале XX века явилось результатом длительного поиска путей модернизации страны и общества. Попытки реформ ранее предпринимались Кан Ювэем и Лян Цичао, изгнанными из страны императрицей Цыси, а также Сунь Ятсеном, но идеологической платформой, наиболее соответствующей национальной специфике, оказался только коммунизм.

Активная политическая роль китайского рабочего класса проявилась уже в "Движении 4 мая" (1919), вспыхнувшем в знак несогласия китайских граждан с решениями Версальского договора. С этого времени идеи марксизма-ленинизма стали проникать в рабочий класс. Рабочие Шанхая, Таншаня, Чансяна и других городов организовали первые в истории Китая политические стачки, участвуя тем самым в общенациональной антиимпериалистической борьбе и содействуя победе народа в этой борьбе. Рост сил китайского рабочего класса способствовал тому, что левое крыло китайской интеллигенции, участвовавшее в "Движении 4 мая", начало вести революционную борьбу среди рабочих. Во время "Движения 4 мая" в кругах деятелей культуры выдвигались только лозунги типа "За демократию" и "За пропаганду науки", но левое крыло этого движения — революционная интеллигенция, первоначальное представление которой об идеях коммунизма, под влиянием Октябрьской революции в России стало одновременно распространять идеи о необходимости осуществления социализма в Китае и необходимости применения марксизма-ленинизма для революции. Благодаря пропагандистской и организационной работе, проводимой в этом направлении среди рабочих, революционное движение в Китае вступило в новый период своего развития.

Основателем коммунистического движения в Китае по праву считается профессор Пекинского университета Ли Дачжао. Сам он познакомился с работами Маркса и Энгельса в японском переводе во время учебы в Университете Васэда (Япония) в 1914-1916 годах. Он основал первые марксистские кружки, деятельность которых быстро привлекла внимание Коминтерна. Отныне Коминтерн будет оказывать китайским коммунистам как организационную, так и финансовую поддержку.

В июне 1920 года в Китай прибыл агент Коминтерна Григорий Войтинский. Он встречается с Ли Дачжао и Чэнь Дусю, оказывает помощь и поддержку в организации различных молодежных социалистических движений.

Коммунистическая партия Китая была основана в 1921 году как кружок единомышленников. Официально партия ведет свою историю с Первого съезда, нелегально состоявшегося в конце июня—начале июля 1921 года в Шанхае. В работе съезда приняли участие 53 человека, в том числе 12 делегатов. Съезд провозгласил конечной целью партии построение социализма в Китае. Ли Дачжао, Чэнь Дусю, Чэнь Гунбо, Тан Пиншань, Чжан Гуотао, Хэ Мэнсюн, Лу Чжанлун и Дэн Чжунся сыграли ключевую роль в организации съезда и создании партии. Мао Цзэдун также присутствовал на съезде в качестве одного из двух делегатов от провинции Хунань. Среди других участников были Дун Бю, Ли Ханьцзюнь, Ли Да, Чэнь Таньцю, Лю Жэньцзин, Чжоу Фобай, Хэ Шухэн, Дэн Энмин и два представителя Коминтерна.

Китайское революционное движение и Первый объединенный фронт (1922-1927)

Расширение империалистической экспансии в Китае после Первой мировой войны, непрерывная вооруженная борьба между различными воинствующими группировками, усиление эксплуатации трудящихся, с одной стороны, и влияние Октябрьской социалистической революции-с другой, привели к назреванию революционной ситуации.

В 1924 году был создан единый национальный революционный фронт. На основе сотрудничества Коммунистической партии Китая и реорганизованной Сунь Ятсеном партии Гоминьдан в Гуандуне с помощью советских военных и политических советников было создано ядро Национально-революционной армии. Росло профсоюзное и крестьянское движение, началась вооруженная борьба между революционными и милитаристскими кликами. Успехи национально-революционных сил в Гуандуне способствовали развитию непосредственной революционной ситуации в общекитайском масштабе, которая после событий 30 мая 1925 года в Шанхае превратилось в революцию.

30 мая 1925 года в Шанхае прошли демонстрации против империалистической политики западных держав и прояпонского правительства в Пекине под руководством Чжан Цзолиня. Демонстранты блокировали иностранные концессии, и ситуация угрожала выйти из-под контроля. В подавлении демонстрантов участвовали шанхайская полиция и сикхские войска, охранявшие британские концессии в Шанхае. В результате полиция открыла огонь по демонстрантам, вызвав еще больший народный гнев, который перерос во всеобщие забастовки и забастовки, охватившие страну в 1926-1927 годах.

1 июля 1925 года правительство Гуанчжоу было реорганизовано в Национальное правительство Китайской Республики и к весне 1926 года объединило под своей властью провинции Гуандун, Гуанси и Гуйчжоу. 9 июля 1926 года основные силы НРА выступили из провинций Гуандун и Гуанси на Север (см. Победы НРА в Северной кампании привели к освобождению Южного и Центрального Китая от власти милитаристов. В течение этих лет численность и влияние КПК росли. В то же время углубление революции пугало национальную буржуазию, особенно ее правое крыло, представителем которого был главнокомандующий Чан Кайши. Давление империализма (в частности, бомбардировка Нанкина военными кораблями США, Англии, Франции и Японии в марте 1927 года) еще более усилило колебания национальной буржуазии.

Разрыв с Гоминьданом и Китайской Советской Республикой (1927-1937)

В начале 1927 года НРА вошла в Шанхай, где коалиция КПК и Гоминьдана начала формировать новое национально-революционное правительство. 12 апреля 1927 года Чан Кайши и его сторонники совершили контрреволюционный переворот в Шанхае, объявив КПК вне закона. Левое крыло Гоминьдана все еще продолжало сотрудничать с КПК в Ухане, временной столице коалиционного правительства. Сторонники Чан Кайши развернули в стране антикоммунистическую кампанию. Массовые аресты руководителей КПК. Коммунисты ушли в подполье. В результате Наньчанского восстания часть сил НРА перешла на сторону коммунистов. КПК приступила к формированию Китайской Красной Армии.

К началу 1928 года Чан Кайши установил свою власть над большей частью страны. В свою очередь коммунисты на подконтрольных им территориях начали создавать советские районы. В 1931 году, после Четвертого съезда КПК во внутренних районах, Мао Цзэдун и Чжу Дэ основали Китайскую Советскую Республику. Тем временем Гоминьдан, сосредоточивая в своих руках все большую власть, организовывал карательные кампании против коммунистов. Гоминьдановские войска захватывали все больше и больше советских территорий. В период с 1931 по начало 1934 года число советских округов сократилось, но некоторые из них расширили свою территорию. К осени 1933 года Китайская Красная армия успешно отразила четыре карательные кампании гоминьдановской армии против советских районов.

В октябре 1934 года китайская группа Красной Армии, оборонявшая Центральный Советский район, была вынуждена покинуть его и начать свой Большой поход (1934-1935). В ходе Великой кампании обнаружились противоречия между китайскими коммунистами и Коминтерном. Коминтерн терял контроль над КПК, а Мао Цзэдун и Чжу Дэ становились все более независимыми. Между осенью 1935 и осенью 1936 года уцелевшие части Красной Армии сосредоточились в районе на стыке провинций Шэньси и Ганьсу, который после окончания Великой кампании остался единственным советским районом.

Революционная борьба Сунь Ятсена

Если рассматривать китайскую революцию как единый исторический процесс, проходивший через Синьхайскую революцию 1911-13 годов, национальную революцию 1925-27 годов и две гражданские войны, вторая из которых закончилась в 1949 году приходом к власти коммунистов, то становится очевидным, что ее истоки и результаты восходят к драматическому столкновению Китая и Запада в середине прошлого века. Насильственное "включение" в мировую политику и экономику, приобщение к западному ("буржуазному") прогрессу привело к тому, что страна утратила национальную независимость и стала зависимой периферией мировой капиталистической системы. Китайское военное искусство. 

В ответ возник китайский национализм, ростки которого стали заметны в связи с первыми реформами, проведенными правящей династией Цин в годы "самоукрепления" (60-90-е годы XIX века). Суть китайского национализма можно кратко определить как сплав идей о:
восстановлении независимости и величия Китая,
необходимости его модернизации путем воспроизводства западных экономических, социальных и политических институтов на национальной основе.

В то же время китайские мыслители и политики того времени последовательно подчеркивали недопустимость отказа от собственной цивилизационной идентичности и культурно-исторической традиции. Они задались целью объединить достижения многовековой китайской культуры с опытом Запада. Сначала предполагалось использовать в основном его достижения в области техники и техники, но позже стало очевидно, что невозможно построить современную экономику при сохранении деспотической политической системы. Общество, где не было прав, где не гарантировались личные свободы и неприкосновенность собственности, не могло реализовать идеалы китайского национализма. 

Оппозиция (как реформистское, так и революционное движение) требовала отказа от архаичной политической системы. Во время "ста дней реформ" (1898) либералы пытались установить конституционную монархию, но потерпели поражение, и их планам не суждено было осуществиться. С этого времени роль ведущей антимонархической силы стали играть революционеры во главе с Сунь Ятсеном, стремившиеся к насильственному свержению деспотизма и переходу к демократии. Они достигли своей цели после полутора десятилетий борьбы: республика сменила монархию в результате Синьхайской революции 1911-13 годов.

Казалось бы, это создавало предпосылки для установления социальной структуры, соответствующей национальному идеалу. Однако события 1911-13 годов напоминали скорее восстание региональных элит, чем европейские буржуазные революции. Распад имперского государства привел к распаду государства как такового, что изменило содержание китайского национализма: его главной задачей стало объединение государства.

В 20-40-е годы эту проблему решали обе наиболее влиятельные политические силы, на которые делилось китайское национальное движение: Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК). Иногда их борьба друг с другом объясняется естественным антагонизмом между националистической и коммунистической идеологиями. Между тем правильнее видеть в последнем одну из разновидностей китайского национализма, специфическую форму реализации национальной идеи.

Именно лозунги единой государственности, национальной независимости и модернизации, выдвинутые коммунистами, привели их к власти в 1949 году. Однако в то же время торжество коммунистов раскололо страну. На материке КПК пыталась утвердить национальную идею через тоталитарное государство, отмену частной собственности и эгалитаризм. На Тайване Гоминьдан предпочел поощрять частную собственность и предпринимательство; они должны были быть гарантированы авторитарной политической системой. 

В то же время китайские мыслители и политики того времени последовательно подчеркивали недопустимость отказа от собственной цивилизационной идентичности и культурно-исторической традиции. Они задались целью объединить достижения многовековой китайской культуры с опытом Запада. Сначала предполагалось использовать в основном его достижения в области техники и техники, но позже стало очевидно, что невозможно построить современную экономику при сохранении деспотической политической системы. Общество, где не было прав, где не гарантировались личные свободы и неприкосновенность собственности, не могло реализовать идеалы китайского национализма.

Оппозиция (как реформистское, так и революционное движение) требовала отказа от архаичной политической системы. Во время "ста дней реформ" (1898) либералы пытались установить конституционную монархию, но потерпели поражение, и их планам не суждено было осуществиться. С этого времени роль ведущей антимонархической силы стали играть революционеры во главе с Сунь Ятсеном, стремившиеся к насильственному свержению деспотизма и переходу к демократии. Они достигли своей цели после полутора десятилетий борьбы: республика сменила монархию в результате Синьхайской революции 1911-13 годов.

Казалось бы, это создавало предпосылки для установления социальной структуры, соответствующей национальному идеалу. Однако события 1911-13 годов напоминали скорее восстание региональных элит, чем европейские буржуазные революции. Распад имперского государства привел к распаду государства как такового, что изменило содержание китайского национализма: его главной задачей стало объединение государства.

В 20-40-е годы эту проблему решали обе наиболее влиятельные политические силы, на которые делилось китайское национальное движение: Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая (КПК). Иногда их борьба друг с другом объясняется естественным антагонизмом между националистической и коммунистической идеологиями. Между тем правильнее видеть в последнем одну из разновидностей китайского национализма, специфическую форму реализации национальной идеи (подробные аргументы в пользу этой точки зрения содержатся как в обширной отечественной литературе, так и в западных исследованиях.

Именно лозунги единой государственности, национальной независимости и модернизации, выдвинутые коммунистами, привели их к власти в 1949 году. Однако в то же время торжество коммунистов раскололо страну. На материке КПК пыталась утвердить национальную идею через тоталитарное государство, отмену частной собственности и эгалитаризм. На Тайване Гоминьдан предпочел поощрять частную собственность и предпринимательство; они должны были быть гарантированы авторитарной политической системой.

В XIX-XX веках они занимают особое место в истории стран Востока, развитие которых в предшествующий период было в значительной степени изолировано от внешнего мира. В самом деле, впервые народы, принадлежавшие к разным цивилизациям и потому до сих пор развивавшиеся каждый в соответствии с логикой эволюции своей собственной традиции, оказались в ситуации, когда их судьбы оказались неразрывно связаны, а характер социальных тенденций во многом идентичен.

Определяющими были два фактора: внутренний, проявившийся в кризисе традиционных систем, в основном представленных феодальными монархиями, и внешний-беспрецедентная экспансия с Запада. XIX-начало XX веков часто характеризуют как эпоху "пробуждения Азии", имея в виду повсеместно наблюдаемую активизацию общественной мысли, прежде всего общественно-политической, экономической и религиозно-философской. Интеллектуальные усилия были направлены на решение важнейших проблем, которые в совокупности представляли собой поиск выхода из застоя, вызванного грузом устаревших традиций, и преодоление вековой отсталости без потери национальной независимости и культурной самобытности. Социальная мысль в конечном счете работала над формированием господствующей идеологии национализма на Востоке в новое время.

Заключение

Рассуждая о ситуации в АТР, отечественные ученые и политики учитывают, пожалуй, все факторы, влияющие на нее, за исключением одного-отношения между "двумя берегами Китая". Причина этого очевидна невооруженным глазом: Россия, испытывающая экономические и внешнеполитические трудности, в первую очередь заинтересована в развитии отношений со своим мощным соседом - материковым Китаем. Следует ли из этого, однако, что фактор "Тайваня", а точнее, существование другого государства, называемого Китайской Республикой, не имеет отношения к нашим национальным интересам на Дальнем Востоке? Ведь ситуация во всем регионе и на дальневосточных границах России может в решающей степени зависеть от исхода спора, который полвека разделял Китай.

Оценка развития отношений между двумя китайскими республиками требует, на мой взгляд, более широкого исторического контекста, позволяющего понять истоки китайской революции, феномен китайского коммунизма и будущее реформ в разделенном Китае.

В заключение можно сказать, что изменения в политической культуре Китая произошли в связи с особенностями и последствиями маньчжурского завоевания.
В то же время китайские мыслители и политики того времени последовательно подчеркивали недопустимость отказа от собственной цивилизационной идентичности и культурно-исторической традиции. Они задались целью объединить достижения многовековой китайской культуры с опытом Запада.

Список литературы

  1. Васильев Л. С. История Востока. М.: Дрофа, 2003.-614 с. 
  2. Вдовин А. И. Указ. Соч.; Чарукала В. П. Нация: история и современность. М.: 2003.-541 С. 
  3. Из книги Чу Чиби "Несколько слов" 23 мая 1935 года, перед смертью 18 июня 1935 года
  4. Из статьи Мао " Отчет о расследовании крестьянского движения в Хунани” (1927).
  5. 5. Китайское военное искусство. Понимание стратегии. / / Под ред. Т. Клири, Санкт-Петербург: Дельта, 2003. - 332с.
  6. Мелихов Г. В. О северной границе вотчинных владений маньчжурских (цинских) феодалов в период их завоевания Китая (40-80 - е годы XVII в.)/Документы, опровергающие это. Против фальсификации истории российско-китайских отношений// Под ред. С. Л. Тихвинского. М.: ИНФРА-М, 2002. - 231с.
  7. Мелихов Г. В. Маньчжурия дальняя и ближняя. М.: ИНФРА, 2001. - 383с.
  8. Мясников В. С., Шепелева Н. В. Цинская империя и Россия в XVII - начале XX вв.// Под ред. С. Л. Тихвинского. М.: Эллис Лак, 2003.-541 С. 
  9. Носов М. Российский Дальний Восток и Китай. М., 1995.-458 с. 
  10. Скачков Очерки по истории русского китаеведения. М.: Просвещение, 2000.-425 с. 
  11. Сладковский М. И. Очерки развития внешнеэкономических связей Китая. М.: ИНФРА, 2002.-384 с. 
  12. Тишков В. О нации и национализме / / Свободная мысль. 1996. № 3. - 142с.