Построение графических примитивов в AutoCAD с примерами
Содержание:
AutoCAD применяется в разработке и дизайне инструментов, производственного оборудования, в проектировании зданий и сооружений. В основном AutoCAD используется для детального проектирования трехмерных моделей и двумерных чертежей. Благодаря AutoCAD удалось значительно снизить затраты производства и сократить цикл разработки продукта.
Интерфейс программы AutoCAD
Рис. 1. Окно программы AutoCAD 2009
Кнопка
Рис. 2. Обозреватель меню системы AutoCAD 2009
Панель быстрого доступа - настраиваемая панель инструментов, содержащая набор часто используемых команд. Из контекстного меню панели быстрого доступа можно подключать панели инструментов AutoCAD.
Отобразите на экране панель инструментов Объектная привязка (рис. 3).
Рис. 3. Панель инструментов Объектная привязка
Лента - единый компактный элемент интерфейса, состоящий из вкладок с расположенными на них панелями инструментов.
В строке заголовка отображаются названия приложения и текущего чертежа.
Инфоцентр используется для одновременного поиска информации в нескольких источниках (например, в Справке, в Семинаре по новым возможностям, веб-ресурсах и в указанных файлах).
Коммуникационный центр предназначен для получения обновлений через Интернет, новостей, статей, советов на веб-сайте Autodesk и информации от RSS-каналов по подписке. Ссылки можно сохранять в качестве избранных и легко обращаться к ним в дальнейшем.
Графический экран - это зона, в которой создаются различные фрагменты чертежа. В левом нижнем углу графического экрана находится знак осей системы координат.
Курсор в системе AutoCAD имеет вид перекрестия с квадратной мишенью в точке пересечения.
Окно команд предназначено для ввода команд и ведения диалога с системой, уточняющего действие этой команды. По умолчанию в окне команд размещаются три командные строки. Нижняя строка показывает текущую команду, а верхние - предыдущие команды или сообщения системы. При нажатии на клавишу F2 можно получить полную информацию о действиях пользователя и сообщениях системы за текущий сеанс работы с AutoCAD.
Строка состояния (рис. 4), расположенная внизу рабочего окна, содержит информацию о текущих координатах курсора, кнопки режимов рисования, навигации, свойств, модели, листа, быстрого просмотра и аннотаций.
Рис. 4. Строка состояния В системе AutoCAD существуют следующие режимы рисования:
- - Шаговая привязка, при которой графический курсор перемещается строго по узлам воображаемой сетки с заданным шагом;
- - Отображение фоновой вспомогательной сетки на экране монитора;
- - Режим «Орто», при котором система позволяет вычерчивать отрезки прямых линий, направленные строго вдоль осей координат;
- - Полярное отслеживание, при котором система позволяет вычерчивать отрезки прямых линий под углами, кратными заданным пользователем;
- - Объектная привязка позволяет точно указывать положение точек на объектах;
- - Объектное отслеживание позволяет вычерчивать отрезки прямых линий от характерных точек существующих объектов под углами, кратными заданным пользователем;
- - Динамическая ПСК позволяет на время автоматически выровнять XY-плоскость ПСК по плоскости в модели тела при создании объектов;
- - Динамический ввод обеспечивает командный интерфейс в области курсора, позволяющий удерживать фокус в области построения;
- - Отображение толщины линий (веса линий) на экране монитора.
- Кнопка «Быстрые свойства» позволяет обратиться к подмножеству свойств выбранного объекта, доступных из палитры «Свойства».
- Кнопка Модель обеспечивает доступ к безграничной области, называемой пространством модели. В пространстве модели можно рисовать, просматривать и редактировать объекты модели, а также задавать те виды, которые будут отображаться в видовых экранах на листе.
- Кнопка Лист обеспечивает доступ к пространству, называемому пространством листа. В пространстве листа можно размещать основную надпись, создавать видовые экраны листа для отображения различных видов, задавать размеры рисунка, а также добавлять примечания.
В пространстве листа одна единица соответствует расстоянию на распечатанном листе. Единицы задаются в миллиметрах или дюймах, в зависимости от настроек принтера.
Пространство листа используется для окончательной компоновки и подготовки рисунка к выводу на печать.
Рабочие пространства
Прежде чем приступать к созданию чертежа, необходимо настроить рабочее пространство - наборы меню, панелей инструментов, вкладки ленты, палитры, объединенные и организованные таким образом, что можно работать в удобной для рисования среде.
В программе AutoCAD имеются следующие, заранее определенные рабочие пространства:
- 2D рисование и аннотации;
- 3D моделирование;
- Классический AutoCAD.
Каждое из этих рабочих пространств ориентировано на конкретную задачу. Например, при создании трехмерных моделей можно использовать рабочее пространство «3D моделирование», которое содержит ориентированные на работу с 3D объектами инструментальные панели, меню и палитры.
Для перехода из одного рабочего пространства в другое можно воспользоваться кнопкой Переключение рабочих пространств расположенной в строке состояния.
Имеется возможность создания собственных рабочих пространств и внесения изменений в существующие рабочие пространства.
Для создания рабочего пространства необходимо вызвать диалоговое окно Адаптация интерфейса пользователя (рис. 5).
Сделать это можно несколькими способами:
- вкладка Сервис ► Адаптация ► Пользовательский интерфейс
- Переключение рабочих пространств ► Адаптация;
- Обозреватель меню ► Сервис ► Рабочие пространства ► Адаптация.
Рис. 5. Адаптация интерфейса пользователя
Для создания нового рабочего пространства на вкладке Адаптация необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по элементу дерева Рабочее пространство и в появившемся контекстном меню выбрать команду Новое рабочее пространство.
Для настройки нового рабочего пространства, необходимо его выделить и в области Содержимое рабочего пространства нажать кнопку.
Для того чтобы на экране отображались только те меню, панели инструментов и вкладки ленты, которые вам понадобятся при работе, их необходимо в списке отметить флажками (рис. 6).
Рис. 6. Настройка рабочего пространства
После всех настроек рабочего пространства необходимо нажать кнопку Готово, а затем Применить.
Настройка системы
В программе AutoCAD предварительную настройку системной среды и ее модификацию в процессе работы можно осуществлять с помощью диалогового окна Настройка (рис. 7).
Диалоговое окно можно вызвать несколькими способами:
- Обозреватель меню ► Сервис ► Настройка;
- Обозреватель меню ►
- из контекстного меню рабочей зоны или области командной строки выбрать команду Настройка.
Диалоговое окно Настройка содержит девять вкладок (рис. 7).
Рис. 7. Настройка системы AutoCAD
Средства навигации
Для перемещения по чертежу можно использовать:
- вертикальную и горизонтальную полосы прокрутки;
- кнопку панорамирование
- Штурвал
- ролик мыши;
- команду _pan (пан).
Полосы прокрутки подключаются на вкладке Экран диалогового окна Настройка (рис. 7).
Кнопка панорамирование находится на ленте (вкладка Главная ► панель инструментов Утилиты), в строке состояния, на панели инструментов Стандартная и в меню Вид.
После выбора команды панорамирование курсор в графическом экране принимает вид ладони. Передвигая курсор по экрану при нажатой левой кнопке мыши, происходит перемещение в соответствующую сторону чертежа. Для завершения команды можно воспользоваться клавишами Esc, Enter или в контекстном меню выбрать команду Выход.
Команду панорамирование проще всего выполнять, используя ролик мыши. Для этого достаточно на него нажать и, не отпуская, переместить курсор в нужном направлении.
Удобным средством навигации является Штурвал (рис. 8), который объединяет в одном интерфейсе несколько команд.
Вызвать Штурвал можно из контекстного меню, строки состояния, меню Вид или с помощью команды навштурвал.
Рис. 8. Штурвал
При проектировании в основном используются истинные размеры, поэтому чертежи могут получиться как очень маленькие, так и очень большие. Для увеличения и уменьшения изображения применяют команду зумирование,
которой соответствует кнопка расположенная на ленте (вкладка Главная ► панель инструментов Утилиты), в строке состояния, на панели инструментов Стандартная и в меню Вид.
Для увеличения изображения необходимо выбрать команду зумирование и при нажатой левой кнопке мыши передвигать курсор вверх, а для уменьшения - вниз. Завершение команды происходит также как и при панорамировании.
Увеличить или уменьшить изображение можно также, используя ролик мыши. Вращение ролика вверх - увеличивает масштаб, а вниз - уменьшает. Двойное нажатие на ролик соответствует команде Показать все, которая вписывает весь чертеж в экран.
Команд зумирования в системе AutoCAD существует несколько. Их можно найти на вкладке ленты Главная в панели инструментов Утилиты (рис. 9):
Рис. 9. Команды зумирования
Настройка единиц измерения
Единица измерения — заданная пользователем величина, определяющая расстояние.
В системе AutoCAD пользователь выбирает единицы измерения линейных величин, принятые в области его профессиональной деятельности: миллиметры, метры, километры, дюймы и т. д. Таким образом, при работе с пакетом можно считать, что графическое окно AutoCAD безразмерно и изделия вычерчиваются в нем в натуральную величину. В рабочей зоне экрана монитора расстояния измеряются системой в условных единицах, определяющих только формат представления числа: целый, вещественный, в экспоненциальном виде или в виде дробей. Соответствие между реальной и условной системами измерения устанавливается при выборе масштаба вывода чертежа на плоттер.
Угловые величины обычно задаются в программе AutoCAD в градусах и долях градуса. Также как в предыдущем случае пользователю предоставляется право выбрать для представления угловых величин другие единицы измерения: радианы, грады или топографические единицы. За положительное изменение угловых величин принято вращение против часовой стрелки от положительного направления оси координат X.
Настроить единицы измерения можно с помощью диалогового окна Единицы рисунка (рис. 10). Вызвать его можно с помощью кнопки Единицы расположенной в панели инструментов Утилиты на вкладке ленты Сервис или командой Обозреватель меню ► Формат ► Единицы.
Рис. 10. Задание единиц измерения
С помощью данного диалогового окна можно установить единицы измерения вставленных элементов, угловые и линейные форматы, их точность, а так же указать направление соответствующее нулевому углу.
Настройка границ чертежа
Для настройки границ рисования используется команда _limits (лимиты), которая может быть введена в командной строке или вызвана из Обозревателя меню ► Формат > Лимиты.
По умолчанию левый нижний угол прямоугольной зоны лимитов совпадает с началом координат, а верхний правый угол определяет размеры листа формата A3
После вызова команды _limits (лимиты) в командной строке появляется запрос «Левый нижний угол или [Вкл/Откл] Так как нулевые координаты нас устраивают, то необходимо просто нажать клавишу Enter. После этого появится следующий запрос «Правый верхний угол Если значения нам не подходят, то необходимо ввести новые координаты X и Y через запятую и нажать клавишу Enter.
Установите лимиты чертежа в формате А4
Чтобы посмотреть зону лимитов можно включить отображение сетки с помощью кнопки расположенной в строке состояния.
Сетка представляет собой набор точек, расположенных через заданные интервалы по вертикали и горизонтали и предназначена для облегчения построений. Она помогает выравнивать объекты и оценивать расстояние между ними. На печать сетка не выводится.
При включении кнопки Шаговая привязка курсор начинает передвигаться только по узлам воображаемой решетки. Шаговая привязка обычно используется для безошибочного указания точек.
В процессе работы режимы Сетка и Шаг можно включать или отключать по мере необходимости, а также изменять их шаги.
Для настройки режимов Сетка и Шаг в контекстном меню этих кнопок необходимо выбрать команду Настроить. После выполнения этих действий перед вами появится диалоговое окно Режимы рисования (рис. 11).
Рис. 11. Настройка сетки и шага
Так как сетка используется для наглядности, а шаг привязки для безошибочного ввода точек, то значения их шагов могут не совпадать. Чтобы пользователь имел возможность указывать точки с большей точностью, шаг привязки может быть более мелким, нежели шаг сетки.
Построение графических примитивов
Примитивы - это заранее определенные основные геометрические элементы, при помощи которых строятся более сложные модели.
В системе AutoCAD имеется обширный набор примитивов: точка, отрезок, круг, дуга, полилиния, мультилиния, сплайн, текст, блок, эллипс, многоугольник и т. д.
Для построения графических примитивов используют:
- командную строку;
- панель инструментов Рисование (рис. 12);
- Обозреватель меню ► Рисование;
- панель инструментов Рисование из вкладки ленты Главная.
Рис. 12. Панель инструментов Рисование
Рисование точки
Точка является простейшим геометрическим объектом. Для ее построения используется команда _point (точка), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Точка ► Одиночная.
После ввода команды _point (точка) и нажатия клавиши Enter, AutoCAD предложит вам ввести координаты точки. Их необходимо указать через запятую и нажать Enter.
Используя командную строку, постройте точку с координатами 30,40.
По умолчанию AutoCAD изображает точку одним пикселем. Размер и вид точки можно менять, для этого служат системные переменные PDSIZE и PDMODE соответственно.
Измените значение системной переменной PDMODE на 66, а значение PDSIZE на 10.
Установить размер и вид точки можно с помощью диалогового окна Отображение точек, вызвав его из меню Формат (рис. 13).
Рис. 13. Настройка размера и вида точки
Установите размер точки 5, а отображение символом +.
Рисование отрезка
Для рисования отрезка применяется команда _line (отрезок) которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов
Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню Рисование ► Отрезок.
Нарисуйте произвольную ломаную, используя команду Отрезок.
После указания первой точки, в командной строке появляется сообщение «Следующая точка или [Отменить]:». Это сообщение означает, что можно указать на экране не только следующую точку, но и выбрать опцию Отменить. Она отменяет последнее действие команды, т.е. выполняет так называемый откат. Для отмены последнего действия необходимо в командной строке набрать слово Отменить в верхнем или нижнем регистре и нажать клавишу Enter. Если в опции какие-нибудь буквы являются прописными, то в командной строке достаточно ввести только эту часть имени опции в верхнем или нижнем регистре. В данном случае для отмены можно ввести О или о, и нажать клавишу Enter.
Если на экране изображено более двух точек подряд, то в командной строке появляется сообщение «Следующая точка или [Замкнуть/Отменить]:». После ввода в командную строку буквы 3 в верхнем или нижнем регистре и нажатия клавиши Enter, на экране появится еще один отрезок, соединяющий конец последнего отрезка и начало первого.
Если необходимо завершить построение отрезков без их замыкания, то необходимо просто нажать клавишу Enter, которая всегда является признаком конца циклических операций.
Если требуется прервать выполнение какой-либо команды необходимо нажать клавишу Esc.
Нарисуйте треугольник с вершинами (50,25), (50,100) и (120,50).
Удобным средством, помогающим выбрать следующее действие при построении отрезка, является контекстное меню (рис. 14), которое можно вызвать нажатием правой кнопки мыши внутри графического экрана.
Рис. 14. Контекстное меню
При построении отрезков, направленных строго вдоль осей координат используется ортогональный режим «Орто», включить который можно в строке состояния или клавишей F8.
В ортогональном режиме проектирования нарисуйте произвольный прямоугольный треугольник.
Еще одним способом рисования отрезков является способ Направление - Расстояние, с помощью которого можно рисовать отрезки в заданном направлении и определенной длины. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- выбрать инструмент Отрезок;
- указать первую точку отрезка;
- переместить курсор в нужном направлении;
- набрать в командной строке длину отрезка (например, 100), и нажать Enter.
Используя способ рисования Направление - Расстояние, в ортогональном режиме проектирования начертите прямоугольник
Используя панель инструментов Свойства, расположенную на вкладке ленты Главная, измените цвет, вес и тип линий прямоугольника.
Для добавления дополнительных типов линий, необходимо из соответствующего списка панели инструментов Свойства выбрать команду Другой. В результате появится диалоговое окно Диспетчер типов линий (рис. 15), в котором с помощью кнопки Загрузить можно добавить новые линии.
Рис. 15. Загрузка дополнительных типов линий
Все это время построение точек и отрезков производилось в декартовой (прямоугольной) системе координат. В AutoCAD существует также способ задания координат в полярной системе. Для этого сначала указывается длина, ставится знак <, а затем величина угла. Например, для построения отрезка, идущего из начала координат длиной 50, под углом 60 градусов к оси X, необходимо в качестве второй точки указать значение 50 < 60.
AutoCAD кроме абсолютных координат существуют и относительные координаты, при которых за начало отсчета берется последняя построенная точка. При указании относительных координат используется символ @, например, @ 100,50.
Используя полярные и относительные координаты, постройте равносторонний треугольник со стороной 30 мм.
Рисование прямой
Для рисования прямой предназначена команда _xline (прямая) которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов
Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Прямая.
Команда _xline (прямая) имеет пять опций:
- Гор - построение горизонтальных линий;
- Вер - построение вертикальных линий;
- Угол - построение линий под углом;
- Бисект - построение биссектрисы угла, для которой нужно указать вершину и стороны;
- Отступ - построение прямой параллельно другому линейному объекту, в качестве которого может выступать отрезок, луч или прямая.
Чтобы воспользоваться какой-либо из опций, достаточно ввести в командной строке заглавные буквы из их названия.
Постройте две пересекающиеся прямые и биссектрису одного из образованных углов.
Рисование луча
Для построения луча используется команда _ray (луч), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование
кнопкой или из Обозревателя меню ► Рисование ► Луч.
Постройте несколько произвольных лучей.
Очистите рабочий экран от всех примитивов, которые вы
начертили, используя кнопку Выбрать все расположенную в панели
инструментов Утилиты вкладки ленты Главная и клавишу Delete.
Рисование окружности
Для построения окружности используется команда _circle (круг), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов
Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Круг.
Эта команда позволяет вычерчивать круг различными способами:
- по центру окружности и ее радиусу;
- по центру окружности и ее диаметру;
- по двум точкам диаметра окружности;
- по трем точкам окружности;
- по двум касательным и радиусу;
- по трем касательным.
Для произвольного треугольника постройте вписанную и описанную окружности (рис. 12).
Рис. 16. Построение вписанной и описанной окружностей
Рисование дуги
Для построения дуги используется команда _arc (дуга), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование с
помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Дуга. Дугу можно нарисовать одиннадцатью способами (рис. 17):
Рис. 17. Способы рисования дуг
Нарисуйте несколько дуг различными способами.
Рисование эллипса
Для рисования эллипса используется команда _ellipse (эллипс), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов
Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Эллипс.
Нарисуйте эллипс и эллиптическую дугу (рис. 18).
Рис. 18. Примеры эллипса и эллиптической дуги
Рисование прямоугольника
Для построения прямоугольника используется команда _rectang (прямоугольник или прямоуг), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки Обозревателя меню ► Рисование ► Прямоугольник.
Команда _rectang (прямоугольник, прямоуг) имеет пять опций:
- Фаска - задание двух длин фаски в каждом углу прямоугольника;
- Сопряжение - задание радиуса скругления углов прямоугольника;
- Уровень - задание уровня для построения прямоугольника, смещенного по оси Z трехмерного пространства;
- Высота - задание высоты для построения прямоугольника, выдавленного вдоль оси Z трехмерного пространства;
- Ширина - задание ширины линии.
Если при использовании команды прямоугольник пользователь задал какие-то опции, то при рисовании нового прямоугольника старые опции сохраняются по умолчанию. Поэтому, если старые значения не устраивают, то приходится задавать их заново.
Нарисуйте прямоугольники, изображенные на рис. 15.
Рис. 19. Примеры прямоугольников
Рисование кольца
Для рисования кольца используется команда _donut (кольцо), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов
Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Кольцо.
Данная команда запрашивает у пользователя внешний и внутренний диаметры, после чего требуется указать центр кольца.
Для всех объектов рисунка можно отменить сплошное заполнение (рис. 21), изменив значение системной переменной FILLMODE с 1 на 0.
Нарисуйте кольца с разными диаметрами (рис. 20) и отключенной опцией закраски (рис. 21).
Рис. 20. Примеры колец
Рис. 21. Кольцо с отключенной закраской
Рисование правильного многоугольника
Для рисования правильного многоугольника используется команда _polygon (мн-угол), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Многоугольник.
При рисовании правильного многоугольника сначала необходимо указать число его сторон, а потом центр или сторону. Если пользователь выбирает опцию Сторона, то необходимо указать две точки стороны многоугольника, по которым он будет строиться. Если же указывается центр многоугольника, то следующий вопрос будет такой: «Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/Описанный вокруг окружности]:». После ввода нужной команды (В или О в верхнем или нижнем регистре) задается радиус окружности.
Постройте правильные многоугольники, изображенные на рис. 22.
Рис. 22. Примеры правильных многоугольников
Рисование полилинии
Полилиния — это сложный примитив, состоящий из одного или нескольких связанных между собой прямолинейных и дуговых сегментов имеющих различную ширину. Полилиния обрабатывается как единое целое (например, при редактировании или удалении).
Для рисования полилинии служит команда _pline (плиния), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Полилиния.
После ввода команды _pline (плиния) необходимо указать начальную точку полилинии. Последующий запрос содержит дополнительную информацию: «Следующая точка или [Дуга/ Полуширина/ длИна/ Отменить / Ширина]:». При указании второй точки полилинии появляется еще одна опция Замкнуть.
Рассмотрим более подробно опции полилинии:
- Дуга - переход в режим рисования дуговых сегментов;
- Замкнуть - добавление замыкающего участка полилинии;
- Полуширина - задание полуширины полилинии;
- Длина - построение сегмента, являющегося продолжением предыдущего участка с заданной длиной;
- Отменить - отмена последней операции;
- Ширина - задание ширины очередного сегмента полилинии (ширина начала и конца сегмента может быть разной).
При переходе в режим рисования дуг предлагается следующий набор опций:
- Угол - величина центрального угла дугового сегменты;
- Центр - центр для дугового сегмента;
- Замкнуть - замыкание полилинии дуговым сегментом;
- Полуширина -полуширин следующего дугового сегмента;
- Линейный - переход в режим рисования линейных сегментов;
- Радиус - радиус дугового сегмента;
- Вторая - вторая точка для построения дугового сегмента;
- Отменить - отмена последнего построенного сегмента;
- Ширина - ширина следующего сегмента.
Рассмотрим пример рисования полилинии в виде стрелочки (рис. 23). Для этого введите команду _pline(плиния) в командной строке или нажмите кнопку на панели инструментов Рисование. Укажите на графическом экране начальную точку, а на вопрос «Следующая точка или [Дуга/Полуширина/длИна/Отменить/Ширина]:» введите букву Ш, так как требуется изменить ширину линии. Начальную и конечную ширину установите по 1 ед. Начертите горизонтальную линию размером 20 ед. Далее установите начальную ширину равную 3, а конечную 0. Отложите в горизонтальном направлении линию длиной 7 ед. У вас должна получиться полилиния, изображенная на рис. 19.
Рис. 23. Полилиния в виде стрелы
Постройте полилинии, изображенные на рис. 20.
Рис. 24. Примеры полилиний
Рисование мультилинии
Мультилиния — это объект, состоящий из пучка параллельных ломаных линий (от 2 до 16). Их используют при рисовании стен, дорог, мостов и т.д. К дополнительным свойствам мультилинии относятся промежуточные стыки, торцы, скругления и заливка.
Для рисования мультилинии служит команда _mline (млиния), которая может быть введена в командной строке или вызвана из Обозревателя меню ► Рисование ► Мультилиния.
Команда _mline (млиния) содержит следующие опции:
- Расположение - определение положения указываемых точек относительно всей мультилинии (Верх - мультилиния рисуется ниже курсора; Центр - мультилиния центрируется относительно курсора; Низ - мультилиния рисуется выше курсора);
- Масштаб - управление шириной мультилинии;
- Стиль - задание стиля для мультилинии.
Постройте мультилилию с установленным по умолчанию стилем STANDARD (рис. 25).
Рис. 25. Пример мультилинии
Стиль STANDARD является текущим для мультилиний, но пользователь имеет возможность создавать свои собственные стили. Создать новый стиль можно с помощью команды mlstyle (млстиль), которой соответствует пункт меню Формат ► Стили мультилиний. В результате этой команды перед вами появится диалоговое окно Стили мультилиний (рис. 26.)
Рис. 26. Стили мультилиний
Для создания нового стиля необходимо щелкнуть по кнопке Создать, и в появившемся диалоговом окне (рис. 27) указать имя нового стиля.
Рис. 27. Создание нового стиля
После нажатия кнопки Продолжить установите необходимые параметры нового стиля (рис. 28).
Рис. 28. Установка параметров нового стиля мультилинии
Создайте новые стили и с их помощью постройте мультилинии, изображенные на рис. 29.
Рис. 29. Примеры мультилиний
Для редактирования мультилинии достаточно щелкнуть по ней левой кнопкой мыши, в результате чего перед вами появиться диалоговое окно Инструменты редактирования мультилиний (рис. 30).
Рис. 30. Редактирование мультилинии
С помощью мультилинии постройте перекресток дороги (рис. 31).
Рис. 31. Применение инструментов редактирования
Рисование облака
Облака для пометок представляют собой полилинии с дуговыми сегментами. Они используются для нанесения различных пояснительных надписей к элементам рисунка.
Для построения облака существует команда _revcloud (облако) которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Облако.
Команда _revcloud (облако) содержит следующие опции:
- Длина дуги - задание минимальной и максимальной длины дуги для построения облака;
- Объект - выбор замкнутого объекта для преобразования в облако;
- Стиль - задание стиля для дуг облака (Обычный или Каллиграфия).
Используя, стиль Каллиграфия и длину дуги 50 ед. нарисуйте облако, изображенное на рис. 32.
Рис. 32. Пример облака со стилем Каллиграфия
С помощью опции Объект преобразуйте прямоугольник в облако (рис. 33).
Рис. 33. Пример превращения объекта в облако
Рисование сплайна
Сплайн представляет собой гладкую кривую, проходящую через заданный набор точек или рядом с ними (рис. 34).
Рис. 34. Пример сплайна
Для построения сплайна существует команда _spline (сплайн) которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Рисование с помощью кнопки или из Обозревателя меню Рисование ► Сплайн.
После выбора команды _spline (сплайн) перед вами появится вопрос «Первая точка или [Объект]:». После указания двух первых точек появляется следующий запрос: «Следующая точка или [Замкнуть/Допуск]». Опция Замкнуть позволяет соединить начало и конец сплайна, а Допуск - задать величину отклонения (допуск) от введенных точек, что позволяет сделать линию более гладкой.
После ввода необходимого числа точек нажимается клавиша Enter, что позволяет перейти к указанию начального угла касания. Он может быть задан числом или с помощью мыши. На последнем шаге построения сплайна необходимо указать направление касательной в конечной точке.
Опция Объект позволяет преобразовать сглаженную полилинию в сплайн.
Рисование полосы
Для рисования полосы - ломаной линии с постоянной шириной служит команда _trace (полоса), которая вводится только с клавиатуры.
После ввода команды trace (полоса) в командную строку необходимо указать ширину полосы, а затем построить ее по точкам.
Постройте полосы с разной шириной, изображенные на рис. 35.
Рис. 35. Примеры полос с различной шириной
Рисование фигуры
Фигура состоит из последовательно расположенных треугольников или четырехугольников. Для ее построения используется команда _solid (фигура), которая может быть введена в командной строке или вызвана из Обозревателя меню ► Рисование ► Моделирование ► Сети ► 2D фигура.
Если после указания первых трех точек нажать клавишу Enter, то получится треугольник. Для построения четырехугольника в качестве третьей точки необходимо указать точку, расположенную по диагонали напротив второй (рис. 36), иначе фигура будет перекрученной.
Рис. 36. Порядок построения вершин четырехугольника
После построения первого треугольника или четырехугольника запрос точек продолжается. При построении второго четырехугольника требуется ввести всего лишь третью и четвертую точки, так как в качестве первых двух вершин выступают последние точки предыдущего четырехугольника.
Если вместо ввода третьей точки нажать клавишу Enter, то команда построения фигуры закончится.
Редактирование чертежа
Для редактирования чертежа можно использовать Ручки, команды общего редактирования - копирование, перемещение, масштабирование, удлинение и др. и команды редактирования составных примитивов.
Редактирование с помощью ручек
Ручки имеют вид квадратных меток и находятся в характерных точках выбранных объектов. Например, для отрезка характерными являются средняя и конечные точки (рис. 37). Ручки появляются при выделении объекта или группы объектов.
Рис. 37. Ручки в характерных точках отрезка
Если щелкнуть левой кнопкой мыши по одной из ручек, то изменится ее цвет. Это означает, что можно выполнять операции редактирования. Например, при выборе конечной точки отрезка можно изменить ее местоположение (рис. 38).
Рис. 38. Перенос одного конца отрезка
При выборе средней точки отрезка можно перенести его на какое-либо расстояние (рис. 39).
Рис. 39. Перенос отрезка с помощью средней ручки
С помощью ручек можно выполнять растягивание, перемещение, поворот, масштабирование и зеркальное отображение объектов. При выделении ручки появляется команда Растянуть. Для перехода к другим командам используйте клавишу Enter или Пробел.
Используя ручки редактирования, поверните отрезок на угол 60°.
Используя ручки редактирования, измените масштаб эллипса (рис. 40).
Рис. 40. Изменение масштаба эллипса
Операции редактирования можно применять сразу к нескольким объектам. Для этого их можно поочередно выделить левой кнопкой мыши. Удаление объектов из набора осуществляется также как и включение, но при нажатой клавише Shift.
Если требуется включить в набор множество объектов, то не рационально их выделять щелчком мыши. Для этого можно использовать простую или секущую рамки. Чтобы их построить, необходимо указать две точки рамки.
Простая рамка начинается слева от набора объектов и имеет фиолетовый цвет. В набор включаются только те объекты, которые полностью попали в рамку.
Секущая рамка начинается справа от набора объектов и имеет зеленый цвет. В набор включаются все объекты, которые попали в рамку.
Нарисуйте произвольные объекты и выделите их простой и секущей рамками.
Команды редактирования
Кроме Ручек для редактирования объектов можно воспользоваться панелью инструментов Редактирование (рис. 41) или соответствующим пунктом Обозревателя меню
Рис. 41. Панель инструментов Редактирование
Для удаления объектов предназначена команда _erase (стереть), которой
соответствует кнопка панели инструментов Редактирование. После выбора данной команды необходимо выделить объекты, предназначенные для удаления. Как только будет нажата клавиша Enter, выделенные объекты исчезнут с экрана.
Для удаления объектов можно также воспользоваться клавишей Delete.
Удалите все объекты с графического экрана.
Для копирования объектов предназначена команда _сору (копировать) или кнопка После выбора данной команды требуется выбрать объекты, предназначенные для копирования и нажать клавишу Enter. Далее в командной строке появится запрос «Базовая точка или [Перемещение]:». Удобнее указать одну из характерных точек копируемого объекта. После этого введите координаты второй точки перемещения в командной строке или щелкнув левой кнопкой мыши в нужном месте. Данную операцию можно повторять до тех пор, пока не будут нажаты клавиши Enter или Esc.
Сделайте копию многоугольника (рис. 42).
Рис. 42. Копирование многоугольника
Команда _mirror (зеркало) или кнопка позволяют зеркально отразить выбранные объекты. После выбора объектов необходимо нажать клавишу Enter. Далее система попросит указать первую и вторую точки оси отражения. На последний запрос «Удалить исходные объекты? [Да/Нет].» введите Д, если объекты-оригиналы не нужны, или Н, если их требуется оставить.
Зеркально отразите несколько объектов (рис. 43).
Рис. 43. Зеркальное отражение объектов
Команда _offset (подобие) или кнопка позволяет строить подобные (параллельные) объекты. В первом запросе системы необходимо указать расстояние смещения. Далее выберите объект и точку, определяющую сторону смещения. После построения первого подобного объекта имеется возможность построить другие подобные объекты с тем же смещением. Для завершения построений нажмите клавишу Enter.
Построите подобные объекты, изображенные на рис. 44.
Рис. 44. Построение подобных объектов
Команда _array (массив) или кнопка предназначены для создания группы копий одних и тех же объектов. После выбора данной команды перед вами появится диалоговое окно Массив (рис. 45), которое позволяет строить прямоугольные и круговые массивы.
Рис. 45. Диалоговое окно Массив
Для выбора копируемых объектов предназначена кнопка Выбор объектов расположенная в правом верхнем углу окна. После того как объекты выбраны, необходимо нажать клавишу Enter. Для предварительного просмотра используется кнопка Просмотр.
Постройте прямоугольный массив, изображенный на рис. 46.
Рис. 46. Прямоугольный массив
При выборе переключателя Круговой массив, диалоговое окно приобретает другой вид (рис. 47).
Рис. 47. Диалоговое окно в режиме кругового массива
Для задания центра кругового массива можно ввести координаты X и Y в соответствующие поля, или используя кнопку указать координаты в графическом экране щелчком мыши. Далее необходимо задать способ построения, число элементов, угол заполнения и угол между элементами.
Построите круговой массив, изображенный на рис. 48.
Рис. 48. Круговой массив
Для перемещения выбранных объектов используются команда _move (перенести) или кнопка
Переместите круговой массив на другое место.
Команда _rotate (повернуть), которой в панели инструментов Редактирование соответствует кнопка позволяет повернуть выбранные объекты относительно базовой точки на заданный угол.
Поверните прямоугольник на угол 60° (рис. 49).
Рис. 49. Поворот объекта
Команда _scale (масштаб), которой соответствует кнопка расположенная на панели Редактирование, позволяет масштабировать выбранные объекты относительно базовой точки.
После выделения объектов, предназначенных для масштабирования, нажмите клавишу Enter. Указав базовую точку, система выдаст вопрос «Масштаб или [Копия/Опорный отрезок]:». Для масштабирования объектов с увеличением необходимо ввести число, больше 1, а с уменьшением -положительное число, меньше 1.
Опция Копия применяет масштабирование к копии выбранного объекта. При масштабировании с помощью Опорного отрезка имеющееся расстояние используется как основа для нового размера. При этом коэффициент преобразования будет получен путем деления второй длины на первую.
Команда _stretch (растянуть), которой соответствует кнопка позволяет изменить форму выбранного объекта. Для выделения объектов используется секущая рамка. Конечные точки, попавшие в секущую рамку, растягиваются. Если же объект выделен полностью, то он не растягивается, а перемещается в заданном направлении.
Рассмотрим пример редактирования квадрата:
- введите в командной строке _stretch (растянуть) или нажмите кнопку
- секущей рамкой выделите одну из вершин квадрата (рис. 50,а) и нажмите клавишу Enter,
- укажите базовую точку и переместите ее в нужном направлении (рис. 50, б).
После выполнения команды растягивания, квадрат примет вид четырехугольника, изображенного на рис. 50, в.
Рис. 50. Пример выполнения команды Растянуть
Команда _trim (обрезать), которой соответствует кнопка на панели Редактирование, позволяет обрезать объекты, а также удлинить одни объекты до других.
Рассмотрим пример обрезки объектов (рис. 51):
- в командной строке введите _trim (обрезать) или нажмите кнопку
- выберите режущий объект, в нашем случае это отрезок; нажмите клавишу Enter,
- укажите обрезаемые объекты, причем в той части, которая должна исчезнуть;
- после обрезки всех объектов нажмите клавиши Enter или Esc.
Рис. 51. Обрезка объектов
Обрезать объекты можно не только пересекающимися объектами, но и их продолжениями. Для этого предназначена опция Кромка, режим - с продолжением.
С помощью опции Кромка обрежьте многоугольник продолжением отрезка (рис. 52).
Рис. 52. Обрезка объекта продолжением кромки
В качестве режущей кромки могут выступать не только сами объекты, но и их проекции. Для этого предназначена опция Проекция. Способ проецирования может быть установлен либо по текущей системе координат, либо по текущему виду.
Одни и те же объекты могут быть одновременно и режущими кромками, и обрезаемыми объектами. На рис. 53 представлен пример, когда оба круга одновременно являются и режущими кромками и обрезаемыми объектами.
Рис. 53. Пример обрезки объектов
Команда Обрезать также позволяет удлинить объекты, а не обрезать их. Для этого на вопрос системы:
«Выберите обрезаемый (+Shift —удлиняемый) объект или
[Линия выбора/пеРечеркивание/Проекция/Кромка/уДалить/Отменить]:»
вместо обычного выбора обрезаемых объектов можно удерживая клавишу Shift выделить удлиняемые объекты.
Команда _extend (удлинить), которой соответствует кнопка на панели Редактирование, позволяет удлинить одни объекты до других, а также произвести их обрезку.
Удлините дугу до прямоугольника (рис. 54).
Рис. 54. Удлинение объекта
Если при выборе удлиняемых объектов нажата клавиша Shift, то объекты не удлиняются, а обрезаются.
Команда chamfer (фаска), которой в панели инструментов Редактирование соответствует кнопка предназначена для выполнения операции подрезки двух пересекающихся прямолинейных сегментов на заданное расстояние от точки их пересечения. В результате строится новый отрезок, соединяющий точки подрезки двух объектов (рис. 55).
Рис. 55. Пример построения фаски
На первый запрос системы: «Выберите первый отрезок или
[оТменить/полИлиния/Длина/У гол/Обрезка/Метод/Несколько]:»
введите в командной строке букву Д (в верхнем или нижнем регистре), чтобы задать длину фасок и нажмите клавишу Enter. Затем введите первую и вторую длины фасок и выберите нужные отрезки.
Снимите фаски с объекта, как показано на рис. 56.
Рис. 56. Пример снятия фаски
Иногда требуется строить фаски, не меняя исходных объектов. Это можно сделать с помощью опции Обрезка, режим - Без обрезки.
С помощью опции Обрезка снимите фаску, не меняя исходные отрезки (рис. 57).
Рис. 57. Снятие фаски без обрезки
Команда _fillet (сопряжение), которой в панели инструментов Редактирование соответствует кнопка операции сопряжения объектов дугой заданного радиуса.
На первый запрос:
«Выберите первый объект или
[оТменить/полИлиния/раДиус/Обрезка/Не сколько]:»
введите букву Д для задания радиуса дуги сопряжения. Далее выберите объекты, которые будут сопрягаться.
С помощью команды Сопряжение преобразуйте объект изображенный на рис. 58.
Рис. 58. Пример выполнения сопряжения
С помощью опции Обрезка выполните сопряжение с сохранением исходных отрезков (рис. 59).
Рис. 59. Сопряжение без обрезки
Для редактирования сложных объектов можно воспользоваться панелью инструментов Редактирование-2 (рис. 60), панелью Редактирование на вкладке ленты Главная или Обозревателем меню ► Редактировать ► Объект.
Рис. 60. Панель инструментов Редактирование-2
Рассмотрим пример сглаживания полилинии (рис 61). Для этого воспользуемся соответствующей кнопкой или введем в командной строке _pedit (полред). После выбора полилинии, на вопрос «Задайте опцию [Замкнуть / Добавить / Ширина / Вершина / Сгладить / Сплайн / Убрать сглаживание / Типлин / Отменить]:» введите буквы СГ. В результате проделанных действий полилиния сгладится.
Рис. 61. Сглаживание полилинии
Использование объектных привязок
Объектная привязка позволяет строить новые точки на чертеже, привязываясь к характерным точкам существующих объектов или относительно них. Функция объектной привязки содержит набор инструментов, позволяющих выполнять точные геометрические построения.
В процессе работы режим Привязка можно включать или отключать по мере необходимости, используя кнопку или клавишу F3.
Для работы с объектными привязками существует соответствующая панель инструментов (рис. 62).
Рис. 62. Панель инструментов Объектная привязка
Для настройки объектной привязки можно воспользоваться кнопкой которая вызывает диалоговое окно Режимы рисования (рис. 63). Данное диалоговое окно можно вызвать из Обозревателя меню ► Сервис ► Режимы рисования или из контекстного меню кнопки Объектная привязка командой Настроить.
Установите привязки как показано на рис. 63.
Рис. 63. Настройка объектной привязки
Используя объектную привязку, нарисуем перпендикуляр к отрезку (рис. 64). Для этого:
- выберите инструмент Отрезок;
- на панели инструментов Объектная привязка нажмите на кнопку Нормаль
- наведите курсор на отрезок и щелкните по нему левой кнопкой мыши;
- для построения второй точки перпендикуляра передвиньте курсор в нужное место.
Рис. 64. Пример построения перпендикуляра к отрезку
Для соединения двух отрезков (рис. 65) третьим можно использовать объектную привязку к конечной точке.
Рис. 65. Два произвольных отрезка
Для этого:
- выберите инструмент Отрезок;
- наведите курсор на конец первого отрезка, после того, как он примет вид квадрата, щелкните левой кнопкой мыши;
- наведите курсор на конец второго отрезка и постройте требуемый отрезок (рис. 66).
Рис. 66. Построение отрезка, соединяющего концы двух других отрезков
Нарисуйте концентрические окружности (рис. 67)
Рис. 67. Концентрические окружности
Построите медианы для произвольного треугольника (рис. 68).
Рис. 68. Построение медиан треугольника
Рассмотрим пример построения касательной к окружности (рис. 69)
- выберите инструмент Отрезок;
- на панели инструментов Объектная привязка нажмите кнопку Касательная
- наведите курсор на окружность и щелкните по ней левой кнопкой мыши;
- отведите курсор в любое место и щелкните левой кнопкой мыши.
Рис. 69. Построение касательной к окружности
Постройте касательные к двум окружностям (рис. 70).
Рис. 70. Построение касательных к двум окружностям
Рассмотрим пример построения отрезка параллельного данному отрезку:
- выберите инструмент Отрезок;
- укажите первую точку отрезка;
- на панели инструментов Объектная привязка нажмите кнопку
- наведите курсор на отрезок, параллельно которому необходимо построить новый отрезок. Курсор должен принять вид двух параллельных линий;
- отведите курсор в сторону таким образом, чтобы у нового отрезка появились пунктирные продолжения в обе стороны, а рядом с курсором появилось слово «Параллельно» (рис. 71);
- отложите необходимую длину отрезка.
Рис. 71. Построение параллельных отрезков
С помощью объектной привязки постройте точку пересечения двух отрезков (рис. 72).
Рис. 72. Построение точки пересечения двух отрезков
Полярное и объектное отслеживание
Полярное отслеживание - это процесс отслеживания направления под заданным углом от текущей точки привязки. Отсчет полярного угла начинается против часовой стрелки от горизонтальной оси, направленной вправо.
При нахождении графического курсора в точке привязки, через некоторое время появляется маленький желтый крестик, отмечающий начало процесса полярного отслеживания.
Включение и выключение режима полярного отслеживания производится нажатием на кнопку в строке состояния или функциональную клавишу F 10. Настроить полярные углы отслеживания можно с помощью диалогового окна Режимы рисования на вкладке Отслеживание (рис. 73).
Рис. 73. Настройка углов полярного отслеживания
Здесь можно изменять шаг угла, а также устанавливать дополнительные углы для полярного отслеживания.
С помощью полярного отслеживания постройте два отрезка под углом 45" (рис. 74).
Рис. 74. Применение полярного отслеживания
Объектное отслеживание - это метод являющийся комбинацией объектных привязок и полярных отслеживаний.
Включение и выключение режима производится нажатием на кнопку или функциональную клавишу F 11.
Объектное отслеживание облегчает выбор точек лежащих на линиях отслеживания, проходящих через характерные точки объектов. Захваченная точка помечается маркером в виде символа +. Одновременно может быть захвачено до семи точек рисунка. После захвата точек по мере передвижения курсора появляются вертикальные, горизонтальные или полярные линии отслеживания, проходящие через данные точки.
Рассмотрим пример построения точки пересечения двух отрезков, используя объектное отслеживание (рис. 75):
- включите режимы объектной привязки и объектного отслеживания;
- выберите инструмент Точка;
- наведите курсор на конечную точку (1) первого отрезка, после чего она примет вид +;
- аналогичным образом наведите курсор на конечную точку (2) второго отрезка, она тоже примет вид +;
- передвигайте курсор вдоль второй линии. После того как он примет вид крестика и появится надпись Пересечение, можно поставить точку.
Рис. 75. Построение точки пересечения отрезков
Используя объектную привязку, постройте серединный перпендикуляр к отрезку (рис. 76).
Рис. 76. Серединный перпендикуляр к отрезку
Постройте точку пересечения серединных перпендикуляров двух отрезков (рис. 77).
Рис. 77. Построение точки пересечения серединных перпендикуляров
Создание однострочного и многострочного текста
Однострочный текст
Для создания простой надписи используется команда _text ( dtext, текст, д текст), которая может быть введена в командной строке, вызвана из панели инструментов Текстовая (рис. 78) кнопкой из вкладки ленты Главная ► Аннотация (рис. 79), из вкладки ленты Аннотации ► Текстовая (рис. 80) или из Обозревателя меню ► Рисование ► Текст ► Однострочный.
Рис. 78. Панель инструментов Текстовая
Рис. 79. Панель инструментов Аннотация вкладки ленты Главная
Рис. 80. Панель инструментов Текстовая вкладки ленты Аннотации
На первый запрос системы: «Начальная точка текста или [Выравнивание/ Стиль]:» укажите левую точку базовой линии - отрезка, на котором располагаются буквы надписи. Далее введите высоту и угол поворота текста.
Наберите однострочный текст, изображенный на рис. 81.
Рис. 81. Однострочный текст
Для вставки в текст специальных символов используются следующие
коды:
- %%nnn - вставка символа с номером nnn (вместо nnn нужно поставить три цифры);
- %%о - включение /отключение надчеркивания;
- %%u - включение/отключение подчеркивания;
- %%d - вставка символа градуса
- %%р - вставка символа допуска
- %%с - вставка символа диаметра
- %%% - вставка одного символа процента %.
Для ввода символа евро € можно, удерживая клавишу Alt, набрать на числовой клавиатуре последовательность цифр 0128.
Одновременно для текста можно установить надчеркивание и подчеркивание.
В системе AutoCAD существует множество способов выравнивания. Если вместо указания начальной точки перейти к опции Выравнивание, то перед вами появится запрос:
«Задайте опцию
[впИсанный/Поширине/Центр/сЕредина/впРаво/ВЛ/ВЦ/ВП/СЛ/СЦ/СП/ НЛ/НЦ/НП]:».
Двухбуквенные наименования опций образованы первыми буквами слов Низ, Верх, Середина, Центр, Левый, Правый.
На рис. 82 представлены различные варианты опций выравнивания.
Рис. 82. Примеры опций выравнивания
Выясните в чем отличие опций впИсанный и Поширине.
Для редактирования текста можно воспользоваться кнопкой изменения масштаба - кнопкой
Многострочный текст
Для создания многострочного текста предназначена команда _mtext (мтекст), которая может быть введена в командной строке, вызвана с помощью кнопки из панелей инструментов Текстовая (рис. 78) и Рисование, из вкладки ленты Главная ► Аннотация (рис. 79), из вкладки ленты Аннотации ► Текстовая (рис. 80) или из Обозревателя меню ► Рисование ► Текст ► Многострочный.
После вызова команды, необходимо указать прямоугольную область, ограничивающую многострочный текст (рис. 83).
После указания области ввода текста на ленте появляется соответствующая вкладка (рис. 84).
Рис. 84. Вкладка ленты Многострочный текст
На ленте находятся не все команды форматирования текста. Для подключения панели Формат текста (рис. 85) в контекстном меню области многострочного текста выберите команду Параметры редактора ► Показать панель.
Рис. 85. Панель форматирования многострочного текста
Панель Формат текста будет автоматически появляться после вызова команды многострочного текста.
Для вставки в текст специальных символов предназначена кнопка при нажатии на которую раскрывается подменю Символ (рис. 86).
Для написания дробей и индексов предназначена кнопка и символы #,
Например, для того, чтобы набрать текст необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- набрать текст
- выделить часть текста и нажать на кнопку
- набрать текст выделить его и нажать на кнопку
- для текста необходимо выполнить аналогичную последовательность действий;
- после знака равно наберите текст 5/7, он преобразуется в
Рис. 86. Подменю Символ
Наберите текст 3#5 и 2^3 и посмотрите, как он преобразуется.
Наберите текст
После окончания набора текста необходимо нажать на панели Формат текста (рис. 85) кнопку ОК
Текстовые стили
В системе AutoCAD имеется возможность настраивать различные текстовые стили. Для этого служит диалоговое окно Текстовые стили (рис. 87), которое вызывается кнопкой панелей инструментов Текстовая (рис. 78) и Стили (рис. 88), командой _style (стиль), из вкладки ленты Главная ► Аннотация, из вкладки ленты Аннотации ► Текстовая или из Обозревателя ► Формат ► Текстовый стиль.
Рис. 87. Диалоговое окно Текстовые стили
Рис. 88. Панель Стили
Имена шрифтов, слева от которых стоит знак являются традиционными SHX-шрифтами AutoCAD, а имена со знаком являются шрифтами типа Tru Туре.
Создайте стиль со следующими параметрами: Имя стиля -Основной, Шрифт - simplex.shx, степень растяжения - 0.63, угол наклона -11, высота - 0.
Нулевое значение высоты дает нам возможность вводить тексты разной высоты одним стилем.
Используя стиль Основной напечатайте текст
Использование штриховки и заливки
Штриховка используется в чертежах для обозначения сечений и разрезов.
С помощью кнопок и расположенных на панели инструментов Рисование можно вызвать диалоговое окно Штриховка и градиент (рис. 89).
Рис. 89. Диалоговое окно Штриховка и градиент Диалоговое окно можно вызвать из Обозревателя меню ► Рисование ► Штриховка (Градиент) или из вкладки ленты Главная ► Рисование.
Стандартные штриховки системы AutoCAD можно выбрать в поле Образец.
С помощью кнопки можно указать внутренние точки заштриховываемых объектов, а кнопкой - сами объекты.
Дополнительные настройки штриховки (рис. 90) можно посмотреть, нажав на кнопку
Рис. 90. Дополнительные настройки штриховки
Рассмотрим пример выполнения штриховки (рис. 91):
- на панели инструментов Рисование нажмите на кнопку
- в появившемся диалоговом окне нажмите на кнопку
- укажите внутреннюю точку объекта, предназначенного для штриховки, и нажмите клавишу Enter;
- выберите образец штриховки ANSI31;
- нажмите на кнопку Образец, чтобы посмотреть предварительный результат;
- нажмите Enter, если результат вас устраивает и Esc - если нет;
- измените при необходимости угол наклона и масштаб штриховки.
Рис. 91. Пример штриховки
Для того чтобы штриховка изменялась вместе с границами области, служит опция Ассоциативная.
Нарисуйте две окружности, для одной из них установите ассоциативную штриховку, для другой - не ассоциативную. Посмотрите, как изменится штриховка при увеличении масштаба окружностей.
Выполните чертеж, изображенный на рис 84.
Рис. 92. Чертеж заглушки
Ось симметрии нарисуйте штрихпунктирной линией, для этого на панели инструментов Свойства вкладки ленты Главная в раскрывающем списке Выбор типа линий выберите пункт Другой. После этого перед вами появится диалоговое окно Диспетчер типов линий (рис. 93). Кнопка Загрузить позволяет добавлять с список другие линии.
Рис. 93. Диспетчер типов линий
Создание блоков
Блок - это именованный объект, состоящий из произвольного числа графических примитивов, обрабатываемых как единое целое.
Нарисуйте звездочку (рис. 94), которая в последствии будет преобразована в блок.
Рис. 94. Звездочка
Для создания блока предназначена команда _block (блок), которая может быть введена в командной строке, вызвана с помощью кнопки расположенной на панели Рисование, на вкладке ленты Блоки и ссылки или из Обозревателя меню ► Рисование ► Блок ► Создать.
После вызова команды перед вами появится диалоговое окно Определение блока (рис. 95).
Установите следующие параметры для блока: имя - Звездочка, базовая точка - центр окружности, единицы измерения - миллиметры. С помощью секущей рамки выберете все примитивы, которые войдут в блок.
Рис. 95. Диалоговое окно Описание блока
Для вставки блока предназначена команда _insert (вставить), которая может быть введена в командной строке, вызвана с помощью кнопки расположенной на панели Рисование, на вкладке ленты Блоки и ссылки или из Обозревателя меню ► Вставка ► Блок.
После вызова команды появится диалоговое окно Вставка блока (рис. 96).
Рис. 96. Диалоговое окно Вставка блока
При вставке блока имеется возможность изменить угол поворота и масштабные коэффициенты по трем осям.
Вставьте два блока: первый с масштабными коэффициентами 1,2,1, второй -0.5 по всем осям (рис. 97).
Рис. 97. Блоки с разными параметрами вставки
С помощью команды _minsert (мвставить) создайте массив блоков (рис. 98).
Рис. 98. Массив блоков
Нанесение размеров на чертеж
Для нанесения размеров, допусков и выносных линий может быть использована панель инструментов Размер (рис. 99), вкладка ленты Аннотации ► Размеры (рис. 100), вкладка ленты Главная ► Аннотация (рис. 101) или соответствующий пункт Обозревателя меню
Рис. 99. Панель инструментов Размер
Рис. 100. Панель инструментов Размеры вкладки ленты Аннотации
Рис. 101. Панель инструментов Аннотация вкладки ленты Главная
Рассмотрим пример нанесения линейного размера (рис. 102):
- начертите отрезок длиной 50 мм;
- нажмите кнопку Линейный
- щелкните мышкой поочередно по концам отрезка;
- переместите курсор вверх над отрезком и, выбрав оптимальное расстояние, щелкните мышкой.
Рис. 102. Пример нанесения размера
Для прямоугольника (рис. 103) нанесите его линейные размеры.
Рис. 103. Нанесение линейных размеров
Линейные размеры строятся только в горизонтальном и вертикальном направлениях. Для нанесения размеров, параллельных выбранному отрезку,
предназначена кнопка Параллельный
Нанесите параллельные размеры на чертеже (рис. 104).
Рис. 104. Пример параллельных размеров
Начертите угол в и нанесите угловой размер с помощью кнопки (рис. 105).
Рис. 105. Пример нанесения углового размера
Начертите круг с радиусом 10 см и нанесите диаметральный размер, используя кнопку (рис. 106).
Рис. 106. Нанесение диаметра
При нанесении диаметра внутри окружности он будет изображаться односторонней стрелкой (рис. 107).
Рис. 107. Нанесение диаметра внутри окружности
Если требуется изобразить диаметр двусторонней стрелкой, то необходимо изменить значение системной переменной DIMATFIT с 3 на 1.
Измените значение системной переменной DIMATFIT с 3 на 1, и нанесите размер диаметра внутри окружности (рис. 108).
Рис. 108. Диаметр с системной переменной DIMATFIT равной 1
Для дуги и окружности нанесите размеры радиусов (рис. 109).
Рис. 109. Примеры нанесения радиусов
Для создания группы однотипных размеров предназначена кнопка Быстрый размер
Рассмотрим пример нанесения быстрого размера (рис. 110):
- начертите многоугольник;
- нажмите кнопку Быстрый размер
- секущей рамкой выделите многоугольник и нажмите клавишу Enter;
- переместите курсор вверх на необходимое расстояние и щелкните левой кнопкой мыши.
Рис. 110. Нанесение быстрых размеров
Для построения нескольких линейных размеров от одной точки можно воспользоваться кнопкой Базовый
Нанесите базовые размеры как показано на рис. 111.
Рис. 111. Нанесение базовых размеров
Используя кнопку Мультивыноска создайте выноску как показано на рис. 112.
Рис. 112. Пример построения выноски
Кнопку Мультивыноска можно найти на вкладке ленты Аннотации ► Мультивыноски, на вкладке ленты Главная ► Аннотация, в Обозревателе меню ► Размеры ► Мультивыноска или на соответствующей панели инструментов (рис. 113).
Рис. 113. Панель инструментов Мультивыноска
Начертите Винт с размерными линиями, изображенный на рис. 114. Чтобы добавить знак диаметра необходимо после указания конечных точек отрезка перейти в командной строке к вводу мультитекста.
Рис. 114. Винт
По умолчанию в качестве размерного стиля используется стиль ISO-25. Изменить или создать новые стили можно с помощью диалогового окна Диспетчер размерных стилей (рис. 115), которое можно вызвать из Обозревателя меню ► Формат ► Размерные стили, из Обозревателя меню ► Размеры ► Размерные стили, из вкладки ленты Главная ► Аннотация, из вкладки ленты Аннотации ► Размеры или кнопкой расположенной на панелях инструментов Стиль и Размер.
Рис. 115. Диалоговое окно Диспетчер размерных стилей
Нажмите на кнопку Новый, и перед вами появится диалоговое окно для создания нового размерного стиля (рис. 116).
Рис. 116. Создание нового размерного стиля
Задайте имя нового стиля (например, Стиль 1) и нажмите кнопку Далее. После этого перед вами появится диалоговое окно настройки нового размерного стиля (рис. 117).
Рис. 117. Диалоговое окно Новый размерный стиль
Установите следующие параметры для нового стиля: цвет линий и текста - зеленый, отступ от объекта - 0, точность единиц - до десятых, отступ от размерной линии - 0,8.
Начертите спец. гайку и нанесите размеры, используя новый стиль (рис. 118).
Рис. 118. Чертеж спец. гайки
Работа со слоями
Слои используются при создании сложных чертежей. Они позволяют группировать однотипные объекты. Например, все осевые линии можно разместить в одном слое, размеры в другом и т.д.
Послойная организация объектов позволяет:
- включать или отключать отображение объектов слоя на видовых экранах;
- разрешать, запрещать и настраивать вывод объектов на печать;
- назначать цвет одновременно всем объектам слоя;
- задавать тип и вес линий по умолчанию для всех объектов слоя;
- разрешать или запрещать редактирование объектов слоя.
При работе со слоями используется вкладка ленты Главная ► Слои (рис. 119) или панель инструментов Слои (рис. 120).
Рис. 119. Панель инструментов Слои вкладки ленты Главная
Рис. 120. Панель инструментов Слои
Кнопка и команда Формат ► Слои вызывают диалоговое окно Диспетчер свойств слоев (рис. 121).
Рис. 121. Диспетчер свойств слоев
Создайте три слоя со следующими параметрами:
- имя слоя - Основной, цвет - черный, вес линий - 0.30;
- имя слоя - Осевой, цвет - красный, тип линий - штрихпунктирная;
- имя слоя - Размеры, цвет - зеленый.
Начертите направляющую, используя созданные слои (рис. 122).
Рис. 122. Направляющая
Создание изометрического чертежа
Изометрический чертеж является имитацией трехмерного объекта. Для его создания используются три плоскости - верхняя, левая и правая. Переключаться между плоскостями можно клавишами F5 или Ctrl+E.
При выборе одной из трех изометрических плоскостей шаговая привязка, сетка и перекрестие курсора поворачиваются соответственно выбранным изометрическим осям.
Для включения изометрического режима в контекстном меню кнопки
Отображение сетки выберите команду Настроить и в появившемся диалоговом окне Режимы рисования установите тип привязки Изометрическая. В результате курсор примет следующий вид
Включите режим OPTO, чтобы линии рисовались строго вдоль осей координат.
Начертите в верхней изометрической плоскости прямоугольник мм (рис. 123).
Рис. 123. Прямоугольник в верхней изометрической плоскости
Переключитесь в другие изометрические плоскости и дорисуйте прямоугольник до параллелепипеда с высотой 10 мм (рис. 124).
Рис. 124. Параллелепипед
Используя примитив эллипс, начертите отверстие в параллелепипеде (рис. 125).
Рис. 125. Параллелепипед с отверстием
Начертите два куба со сторонами 10 и 5 мм (рис. 126).
Рис. 126. Изометрическое изображение кубов
Рекомендую подробно изучить предметы: |
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |