Моральная экономика - взаимосвязь, понятие и суть
Содержание:
Эта концепция была широко популяризирована в антропологии в книге Джеймса С. Скотта "Нравственная экономика крестьянина: восстание и существование в Юго-Восточной Азии" (1976). Книга начинается с красноречивой метафоры о том, что крестьяне подобны человеку, стоящему с носом в воде; малейшая волна утопит его. Аналогичным образом, крестьяне, как правило, живут так близко к средствам к существованию, что мало что нужно для того, чтобы разрушить их существование. Из этого он вывел ряд экономических принципов, по которым им было бы разумно жить. Важно подчеркнуть, что эта книга не была основана на полевых исследованиях, а сама по себе предлагала кросскультурную универсалистскую модель крестьянского экономического поведения, основанную на наборе твердых теоретических принципов, а не на чтении крестьянской культуры. Во-первых, он утверждал, что крестьяне "не склонны к риску" или, иными словами, руководствуются принципом "безопасность прежде всего". Они не будут принимать новые рискованные семена или технологии, какими бы многообещающими они ни были, потому что проверенные и испытанные традиционные методы доказали свою эффективность, а не обещают ее. Это дает фермерам несправедливую репутацию "традиционалистов", когда в действительности они просто не желают рисковать. Во-вторых, Скотт утверждает, что крестьянское общество обеспечивает своих членов "пропитанием" в случае природных или техногенных катастроф.
Хотя концепция нравственной экономики обычно применяется снизу вверх, концептуализация Томпсона включала в себя "патерналистскую модель" нравственной экономики. Аспекты нравственной экономики, применяемой сверху вниз, подробно описаны в книге Норберта Гетца, Джорджины Брюис и Штеффена Вертера "Гуманитарный подход в современном мире: нравственная экономика помощи голодающим" (2020 г.). Их взгляд на экономику морали опирается на философскую, гуманитарную и медицинскую этику, в частности, на проблему сортировки. В нем рассматривается вопрос о том, как доноры и учреждения, занимающиеся оказанием помощи, принимают альтруистические решения в отношении поиска и распределения помощи и обеспечения подотчетности.
Справедливая экономика
Моральная экономика, согласно одной из интерпретаций, - это экономика, основанная на доброте, честности и справедливости. Такая экономика, как правило, устойчива только в небольших, близких общинах, где принцип взаимности - "я почешу тебе спину, если ты почешешь мою" - работает на то, чтобы избежать проблемы безбилетников. Когда между незнакомыми людьми происходят экономические сделки, которые не могут быть неофициально санкционированы социальной сетью, проблема безбилетного пассажира не имеет решения, и становится все труднее поддерживать моральную экономику.
В традиционных обществах каждый человек и каждая семья является потребителем, а также a. Социальные сети создают взаимопонимание, способствующее выживанию этих социальных единиц в условиях дефицита; эти социальные связи не позволяют экономическим субъектам в традиционных обществах вести себя таким образом, чтобы максимизировать свою личную выгоду. Появляются традиционные представления об относительной стоимости различных товаров и услуг; они не пересматриваются самостоятельно для каждой сделки на обезличенном, анонимном рынке. Традиционные основные продукты питания и другие товары, считающиеся необходимыми для выживания общины, приобретаются по обычным ценам; дефицит или изобилие должны быть общими для всех. Эти традиционные представления приобретают силу обычаев и, по мере роста социальной сложности, в конечном счете, силу закона.
В "Эффективном обществе" Джозеф Хит обсуждает природу нравственной экономики в этих терминах, утверждая, что Канада достигла должного баланса между социальными потребностями и экономической свободой, и как таковая близка к нравственной экономике. Другие экономисты, например, связывают понятие "нравственная экономика" с балансом экономических сил; по их мнению, нравственная экономика - это такая экономика, в которой экономические факторы сбалансированы с этическими нормами во имя социальной справедливости.
Надлежащие отношения Брауна и Гарвера обсуждают настоятельную необходимость достижения экономики, признанной в качестве дочерней компании общей экосистемы планеты. В них рассматриваются ключевые вопросы цели, функционирования, правильного размера, справедливости и управления глобальной экономической системой, а также предлагаются новые идеи для установления правильной взаимосвязи нашей экономики с экосистемой Земли. Они утверждают, что такая моральная экономика необходима, если мы хотим избежать системного коллапса, так как наша растущая экономика превосходит ограниченные возможности Земли по переработке наших отходов, и так как запасы критически важного сырья и минералов на Земле иссякают. учитывая рост населения и увеличение благосостояния этих групп населения.wikipedia site:wikichi.ru
Взаимосвязь между экономикой и моралью
На первый взгляд, мораль и экономика не имеют тесной связи. Тем не менее, соблюдение моральных требований и норм играет достаточно большую роль в функционировании экономических систем.
В общем смысле под моралью следует понимать некое условное понятие, сочетающее в себе определенные правила, принципы и нормы, фундаментальной основой которых является парадигма оценки зла и добра, сформировавшаяся в общественном сознании в определенный период времени.
Экономика - это сложная научная категория. Его можно рассматривать под разными углами:
- Экономика как наука;
- Экономика как сфера общества;
- Экономика как экономическая система и т.д.
В общем смысле экономика понимается как экономическая система, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей посредством создания и использования определенных благ.
Суть экономических благ состоит в том, что они не существуют сами по себе, а требуют использования определенных усилий и ресурсов для их создания. Они представлены в двух формах:
- Товары;
- Услуги.
Так или иначе, экономика неразрывно связана с экономической жизнью общества, с принципами и законами потребительского выбора в условиях ограниченных ресурсов.
Как показывает практика, многие экономисты предпочитают избегать обсуждения моральных вопросов при анализе и прогнозировании эволюции экономических систем, а некоторые критики даже считают, что связь между добродетелью и экономикой несовершенна. Тем не менее, такая связь существует.
Основные категории, обсуждаемые в этом выпуске, показаны на Рисунке 1.
Схема 1: Критические аспекты взаимосвязи между экономикой и моралью.
Способность человека вести добродетельную жизнь ценится. Даже древнегреческие ученые пытались отличить экономическую жизнь от жизни, которая была добродетельна или не была напрасной.
Распространение экономики на другие сферы человеческого общества немаловажно. В конце концов, так или иначе, это пронизывает каждую из них. Даже в тех случаях, когда экономическая жизнь не обязательно совместима с добродетелью и моралью, смысл заключается в том, чтобы распространить ценности экономической жизни за пределы тех областей, где они уместны.
Наконец, традиционное утверждение исследования экономики состоит в том, что последняя заключается исключительно в том, чтобы зарабатывать деньги и разбогатеть. Это в корне неверно и свидетельствует о поверхностном взгляде на экономику.
В последние годы все больше внимания уделяется нравственной стороне экономики, которая неразрывно связана с возникновением и развитием социальной ответственности в бизнесе.
Рынок как зона, свободная от морали
Рынок, в какой бы форме он ни был, является неотъемлемой частью функционирования любой экономической системы. В общем, это особый механизм взаимодействия между покупателями и продавцами. Иными словами, ее можно определить как целостную систему сложных экономических отношений, которые возникают при купле-продаже хозяйственных товаров (услуг и товаров).
Так или иначе, рынок является сферой взаимодействия, предполагающей участие многих заинтересованных сторон, прямо или косвенно связанных с куплей-продажей товаров и услуг (рис. 2).
Рисунок 2: Рынок как сфера взаимодействия.
Такое взаимодействие неизбежно поднимает вопросы принятия и соблюдения норм и принципов морали и их переноса из экономики в другие сферы общественной жизни.
Экономика направлена на максимальное удовлетворение потребностей в рамках ограниченных ресурсов. Соответственно, функционирование рынка рано или поздно приводит к реализации "дилеммы заключенного", также известной как субоптимальное равновесие. Его суть сводится к тому, что тотальная максимизация предпочтений участников рынка приводит к ситуации, в которой все в конечном итоге проигрывают.
Таким образом, чистая максимизация корыстных интересов субъектов рыночных отношений приводит рынок в тупик, из которого выходом является сотрудничество, основанное на моральной ответственности участников.
Понятие и суть моральной экономики
Термин "моральная экономика" представляет собой сложное понятие, охватывающее целый класс явлений. Основы его возникновения были заложены еще в работах Э.П. Томпсона. Позже они получили дальнейшее развитие и концептуальное углубление в творчестве Г. Скотта.
Нравственная экономика основана на новой социальной истории и предполагает очерчивание человеческих универсалов через формирование устойчивых моделей разворачивающихся социальных процессов.
В то же время нравственная экономика является центральным механизмом экономики выживания неблагополучных общин. Согласно одному из подходов, его можно определить как определенную сферу экономической жизни, обеспечивающую выживание перед лицом угроз стихийных бедствий, недееспособности, голода и экономических рисков наиболее уязвимых слоев и групп общества. Это интерпретация моральной экономики в строгом смысле.
Моральная экономика происходит на разных стадиях развития общества. Наиболее ярко это проявляется в трансформационных периодах развития экономических систем, их автономии и освобождения от давления религиозной и политической сфер.
В конечном счете, именно моральная экономика лежит в основе построения и развития универсальной модели взаимоотношений между экономическими и ценностно-нормативными системами. Скорее, она подменяет собой новую парадигму социального развития, которая стремится к синергии между ограничениями и стимулами, с одной стороны, и альтруистическими и этическими мотивами человеческого общества - с другой.
Вопросы построения нравственной экономики, ее развития и трансформации все еще актуальны в современном обществе и часто горячо обсуждаются в академических кругах.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
Ещё лекции: |
- Теория денег по Кейнсу - история и определения
- Рыночная экономика Японии - история, особенности и планирование
- Понятие монетаризма и его представители - происхождение, сторонники и основные моменты
- Амортизация оборотных средств - состав, классификация, сущность и этапы
- Плюсы и минусы монетаризма - теория, определение и суть
- Модели экономического регулирования - концепция и определения
- Функции экономической науки - методы изучения, особенности и роль
- Виды международной экономической интеграции - характер, концепции и формы