«Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей̆»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Сухомлинский Василий Александрович - педагог и мыслитель, который стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сухомлинский, окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР.
Творчество Сухомлинского ежегодно привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности не только в нашей стране, но и за рубежом. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и внесла вклад в теорию и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
В настоящее время перед обществом стоит цель воспитания новой личности: свободной, способной к активной и творческой деятельности в разных сферах жизни. Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского, его деятельности в Павлышской средней школе является актуальной для современной педагогики, так как его педагогическая деятельность предоставляет богатый фактический материал, обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного, были определены цель и задачи курсовой работы.
Цель курсовой работы:
- Определить основные психолого-педагогические идеи В.А. Сухомлинского, определившие развитие педагогической теории и практики в наши дни.
Объект исследования: педагогические взгляды и педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского.
Предмет: педагогический процесс В. А. Сухомлинского в Павлышской средней школе.
Задачи курсовой работы - для достижения цели, поставленной в курсовой работе, были определены следующие задачи:
- Определить цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского.
- Охарактеризовать методы и формы обучения и воспитания учащихся в Павлышской средней школе.
- Выявить возможности реализации педагогических идей В. А. Сухомлинского в современной школе.
Основное содержание
1. Цели и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского
1.1. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа становления педагогики сотрудничества.
Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества».[1]
В. А. Сухомлинский в своей педагогической практике в 50-60-х годах воплотил культурно-педагогическую традицию, суть которой состоит в приоритете воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения заметно отличались от общепринятых в то время: не совпадали с официальной доктриной формирования личности. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно. В. А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». На эту враждебность Сухомлинский отвечал: «Я – учитель, воспитатель детей, ведь я продолжаю себя в своих питомцах, ведь если мои уста произносят или мое перо пишет слова «человечный, гуманный, сердечный», то речь идет не о каком-то абстрактном человеке вне времени и пространства, а о любви к нашим советским детям. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой – да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности».[2]
Сухомлинский исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами он считал познание личности ребенка, общение детей с природой и друг с другом.
В. А. Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое: умственное развитие и труд; воспитание нравственное, эстетическое, экологическое; изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; взаимоотношения семьи и школы; педагогическое мастерство учителя.
Рассмотрим основные задачи и цели образования по В. А. Сухомлинскому:
Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом, а так же перед собственной совестью. Потому что задача школы заключается не в том, чтобы просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «Я», черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».[3]
Отсюда следует главная цель воспитания – гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что важной воспитательной задачей является то, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде. В своей системе умственного воспитания Сухомлинский использовал трудовые задания, главная цель которых – формирование мировоззрения. Он считал, что для формирования мировоззрения очень важно, чтобы мыслительные операции находили отражение в практической деятельности ученика. Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности. Не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретенным знаниям, когда еще нет никакого дела до их содержания – также является одной из задач воспитывающего обучения. Формирование научного мировоззрения – это вдумчивое проникновение воспитателя в душу ребенка, умелое педагогическое руководство его мышлением, процессом познания окружающего мира, трудовой деятельностью.
Исходя из вышеизложенного, В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя:
- Дать ученикам определенный запас знаний,
- Научить учеников на протяжении всей жизни пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.
Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов. Именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, который не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино. Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю».[4]
Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Советский педагог призывал учителей не закрывать этот путь ученику, особенно младшего школьного возраста, неудовлетворительными отметками, поскольку считал, что если ребенок достигает успехов в учебе, то у него непременно будет желание учиться дальше. В педагогическом опыте В.А. Сухомлинского неудовлетворительные отметки в начальной школе полностью отсутствовали.
1.2. Обучение и воспитание в Павлышской средней школе. О методе, о школе.
В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание, Сухомлинский, в отличие от его предшественников, понимал гораздо глубже: "в среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка"[5]. Одно из самых ценных качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с "помощью" учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, неряшливые и аккуратные и т.д. Но все дети, без исключения, приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться[6]. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда тот совершает что-то хорошее. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению "трудных" подростков.
В. А. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.
Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке “обстановку постоянного умственного напряжения” детей. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжать из детей все, что они могут дать. После таких уроков ребенок уходит домой уставший. Он легко раздражается и возбуждается. Ему бы отдыхать и отдыхать, а у него еще домашние задания.
Умственные силы и нервная энергия учащихся – это не бездонный колодец, из которого можно черпать и черпать. Брать из этого колодца надо с умом и очень осмотрительно, а самое главное – надо постоянно пополнять источник нервной энергии ребенка. Источники же этого пополнения – наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, жизнь среди природы, “путешествия” к истокам живой мысли и слова.[7]
Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов[8].
Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач, прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.
Чувство удивления – могучий источник желания знать.
Еще одна важная черта целенаправленного педагогического руководства умственным трудом: опытные учителя на практике осуществляют классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления. Начиная изложение нового материала, некоторые преподаватели математики открывали перед сознанием учащихся сущность фактов и явлений таким образом, чтобы в их сознании возникали вопросы с яркой эмоциональной окраской. Эта эмоциональная окраска вопроса и пробуждает чувство удивления: почему так происходит? И истина предстает перед сознанием учащихся как великая тайна природы[9].
Воспитание – это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. Сухомлинский считал, что коллектив - это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. "Детский коллектив - сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью[10].
Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» имеет нравственное право желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни».[11]
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры. Формирование личности происходит на основе аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического и трудового воспитания.
Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Воспитание есть поиск личностью, самостоятельно и с помощью наставника, способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания, в ее широком понимании, будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей[12].
1.3. В. А. Сухомлинский о духовном общении учителя и ребенка.
В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: нравственный идеал, счастье, свобода, честь, долг, достоинство, справедливость, истина, добро, красота. В целях достижения эффективности обучения В. А. Сухомлинским была разработана и реализована система развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения являются: природа, книга, сказка, труд.
В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают. Ориентироваться в сложной системе – хочу, нельзя, можно, нужно – это умение требует от ребенка большой сердечной чуткости к духовному миру других людей, к гармонии согласованной жизни. Ребенок должен быть сам в какой-то мере творцом этой гармонии. Гармония согласованной жизни для человека похожа на рабочих пчел, которые несут добро в общий улей сложных человеческих взаимоотношений. Тут очень важно придерживаться закономерности: из общего улья благ ребенок не должен брать добра больше, чем сам его приносит. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого. Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве, когда сердце особенно чувствительно к человеческим страданиям, беде, тоске, одиночеству. Чтобы ребенок чувствовал сердцем другого человека – так можно сформулировать важную воспитательную задачу, которую я поставил перед собой. Я стремился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и “случайно”. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство: ребенок любит маму постольку, поскольку мама является источником его радостей. А надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека. Как важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться![13]
Источник детской совести, готовности делать добро для других – это сопереживание чувств тех людей, у которых на сердце горе или невзгоды. Ребенок, который не узнал всех сторон человеческой жизни – и счастья, и горя, – никогда не станет чутким и отзывчивым.
Заботы о возвышении человеческого достоинства ребенка. Совесть немыслима без постоянного накопления в подсознании информации, которая содержит в себе благородное поведение человека: любовь к человеку, стремление к взаимопомощи, отвращение и непримиримость к насилию над человеком, долг перед коллективом и обществом, нетерпимость к праздности, лени, глубокое уважение к старым и слабым, сочувствие. Совесть подчиняется сознанию, разуму – “царю в голове “, как гласит народная мудрость. Но никчемный царь, если ему не над кем господствовать, если память не обогащается фактами благородного человеческого поведения. С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг.
Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, что очень редко, но бывает и так - в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло. Человек – сын природы. Ему свойственны человеческие страсти, и именно в том и заключается красота человеческая, что он сознательно облагораживает себя, стремится к своему величию и нравственному совершенству.[14]
Василий Александрович Сухомлинский рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка[15].
Сухомлинский вводит новые понятия - «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями и знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении. Педагогика сотрудничества, которую развивает Сухомлинский, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам. Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для педагога. Существует правило: «Научился сам - научи товарища».
Педагог с ярко выраженной гуманистической направленностью, В.А. Сухомлинский стремился сделать психологию средством, помогающим каждому ребенку открыть в себе «ту золотую жилку, ту живинку, расцвет которой принесет ему радость творчества. От того, насколько удачно и верно станет каждый ученик на свое место в коллективе, будет выполнять свой долг перед обществом, зависит нравственная и интеллектуальная полнота его жизни»[16].
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Он глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства»[17].
"Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках"[18].
Известно присловье: "Учение и труд рядом идут", но и учение, и труд недалеко уйдут - и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека, - если рядом с ними не идет красота - третий из важнейших элементов воспитания. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга - главное средство эстетического воспитания в школе. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. "Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений"[19].
Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе - труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. "Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может, быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть "абстрактного" коллектива без личностей"[20].
Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. "Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости"[21].
2. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.
2.1 Применение идей В.А.Сухомлинского в современной школе.
В конце 50-х годов XX века начинается новый этап в развитии советской школы, он был связан с общественным подъемом, который наступил в 1953 году. Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В.А. Сухомлинского (1918–1970), целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности. Науку о воспитании человека советский педагог и публицист ставил на первый план. В годы детства, по убеждению ученого, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.
Рассмотрим основные идеи В. Сухомлинского о том, с чего надо начинать обучение, каким должен быть воспитательный процесс, как правильно обучать детей.
Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит, прежде всего, помочь ему учиться. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель «Выучить, запомнить!». Вред этого очевиден — оно вольно или невольно упраздняет основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что — понять и усвоить без выучивания, выполняя упражнения. Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем словесности. Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, — говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника»[22].
В воспитательной работе важно все: и содержание материала, и тон, и время разговора, и внешний вид учителя, и манера его поведения. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой жизненных взглядов, морально-этических принципов»[23].
Рассмотрим варианты применения идей В. А. Сухомлинского в современной школе подробнее. Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставит принципиально другие задачи. Он основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.
В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:
- Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;
- Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).
Осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.
Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской[24]. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. И. С. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии».[25]
Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики[26]. В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта. Имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность.
Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценных форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:
- Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);
- Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);
- Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»).
Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:
- функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);
- функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);
- функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);
- функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
- функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);
- функции смысла творчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);
- функции ориентации (построение личностной картины мира);
- функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;
- функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);
- функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.
Сериков предлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулировать развитие указанных функций. Это:
- задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;
- учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;
- игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли[27].
2.2. Роль гуманистических идей В.А.Сухомлинского в развитии теории и практики личностно - ориентированного образования.
Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что правильное воспитание действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.
Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир и при этом беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Эту же свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. «Сердце отдаю детям» – так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет упорной работы в сельской школе. В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, - явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце»[28]. В одном из очерков Сухомлинский рассказывает о судьбе мальчишки, у которого, считалось, нет способностей. А учитель – биолог открыл в нем скрытый потенциал, был пробужден интерес, и стало развиваться творческое начало. Только труд пробуждает разум и открывает неисчерпаемый источник волевых усилий, направленных на преодоление трудностей.
Волевые мотивы, побуждающие к преодолению трудностей, должны быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, собственного самолюбия, а с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей деятельности. Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Сухомлинский призывал докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером[29]. Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека, совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями[30]. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем[31].
Ребенок – зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека[32].
Личностно - ориентированное обучение открывает широкие возможности для решения таких актуальных задач, как демократизация, гуманизация и гуманитаризация системы образования. В центре внимания личностно - ориентированного образования находится ребенок, развитие его способностей, его становление как личности. Учащийся рассматривается как субъект учебной деятельности. Меняется и роль учителя: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для актуализации его самообразовательной и самовоспитательной деятельности[33].
Первые шаги в практической реализации личностно-ориентированного обучения были предприняты в западных странах в 50-е годы XX века. С 60-х годов оно получило там широкое распространение. В основе личностно ориентированной модели обучения лежат идеи, разработанные в трудах многих мыслителей и конечно же В.А. Сухомлинского. При всех различиях их взглядов базовые, фундаментальные положения их концепций дополняют и развивают друг друга. Это позволяет говорить о единой гуманистической философской и психолого-педагогической парадигме, в русле которой и развивается теория и практика личностно-ориентированного обучения[34].
В нашей стране в последние десятилетия идеи личностно- ориентированного обучения все чаще входят в педагогическую практику. Используя опыт западной педагогики и лучшие традиции педагогики отечественной. Взгляды В.А. Сухомлинского во многом определили взгляд других педагогов на личностно – ориентированное образование, на индивидуальный подход к каждому ученику как к отдельному целому[35].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выдающийся советский педагог, писатель, человек, внесший огромный вклад в развитие педагогики, Василий Александрович Сухомлинский, создал такую систему образования, в основе которой находится личность ребенка. Он считал, что именно она обладает высшей ценностью, и она должна стать основой процесса образования и воспитания. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми[36].
Как подлинный гуманист Василий Александрович прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.
Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системо-образующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство»[37].
При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.
В. А. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно-исследовательской работой в области народного образования. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром,он изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие, которое сегодня с интересом изучается и применяется педагогами на практике.
Гуманистические идеи педагогической системы В. А. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. В качестве примера можно привести труды В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева, А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Описание книг
- Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. – 485 с.
- Сухомлинский, В. А. Что такое добро и зло / В. А. Сухомлинский // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 1993. – С.4-8.
- Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1961.
- Кульневич, С. В. Истоки гуманистической альтернативы / С. В. Кульневич, Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2000. - № 7. – С.69-82.
- Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5Т, К., 1979—1980..
- Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986.
- Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.
- Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977.
- Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
- Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Источники из Интернет
- Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей.
- Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского.
-
Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. ↑
-
Сухомлинский, В. А. Что такое добро и зло / В. А. Сухомлинский // Свободное воспитание. – Вып. 3. – М.: Просвещение, 1993. – С.4-8 ↑
-
Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. ↑
-
Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. ↑
-
Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1961. ↑
-
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 5Т, К., 1979—1980. ↑
-
Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского ↑
-
Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей ↑
-
Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского. ↑
-
Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1961. ↑
-
Сухомлинский, В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1999. ↑
-
Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского ↑
-
Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского ↑
-
Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979 ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979 ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979 ↑
-
Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960. ↑
-
Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960. ↑
-
Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977 ↑
-
Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей ↑
-
Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей ↑
-
Учебно-методический кабинет [https://ped-kopilka.ru] // Сухомлинский о воспитании и обучении детей ↑
-
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Источники из Интернет ↑
-
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Источники из Интернет ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979 ↑
-
Сухомлинский В. А. «Письма к сыну». М. 1977 ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974 ↑
-
Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем..., М., 1986 ↑
-
Сухомлинский В. А. Верьте в человека. М., 1960. ↑
-
Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979 ↑
-
Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974 ↑
-
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Источники из Интернет ↑
-
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.
Источники из Интернет ↑
-
Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. ↑
-
Издательский Дом «Первое сентября» [https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200005602] // Содержание №56/2000. Вторая тетрадь. Школьное дело педагогика В. Сухомлинского ↑
-
Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2 ↑
- Подходы к управлению человеческими ресурсами (Функции управления персоналом)
- Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Теоретические основы франчайзинга и его общая характеристика)
- «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений» (Экономический механизм взаимоотношений в системе франчайзинга)
- Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. (Краткая характеристика ЗАО «СтарБанк»)
- Эффективность менеджмента организации (Понятие эффективности менеджмента и подходы к ее оценке)
- Бюджетная система РФ ( финансовая база)
- «Финансовые ресурсы организации»
- Гражданско-правовой институт «ликвидации юридического лица»
- Договоры в коммерческой деятельности (на примере ООО «ЕРМОЛИНО»)
- Анализ художественного произведения Клода Моне «Кувшинки»
- Правовой статус депутата Государственной Думы (Понятие и особенности правового статуса депутата Государственной Думы Российской Федерации)
- Ценообразование в торговле, на примере реально существующей организации