Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Формирование личности человека начинается в раннем детстве, с точки зрения становления ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первый из них относится к возрасту от трех до четырех лет и в основном связан с усилением эмоциональной саморегуляции. Второе относится к возрасту от четырех до пяти лет и относится к моральной саморегуляции, а третье относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых качеств ребенка.

На развитие личности ребенка влияют многие факторы, такие как семья, общество и наследственность. Наследственность - это генетическая программа биологических особенностей, которую ребенок получает от родителей с рождения, а также имеет некоторые тенденции от рождения, которые затем развиваются или не развиваются под воздействием внешних факторов.

Положительное влияние семьи на личность ребенка заключается в том, что никто, кроме его близких - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, - лучше не относится к ребенку, не любит его и не заботится о нем так сильно. В то же время ни один другой социальный институт не может причинить столько же вреда воспитанию детей, сколько семья. Развитие личности детей дошкольного возраста зависит от их родителей - будет ли ребенок в детском саду восприниматься как дружелюбный и миролюбивый ребенок или тиран, или, может быть, как напуганное «животное».

Общение ребенка со сверстниками детского сада имеет принципиальное значение для дальнейшего формирования личности ребенка, поскольку именно среди них ребенок учится достигать своей цели, он понимает, как и как получить похвалу не только от мамы и папы, но также и от других взрослых, то есть лиц, обеспечивающих уход.

Также одним из факторов, влияющих на развитие дошкольников, являются мультики. Дети проводят много времени за их просмотром, а родители не всегда имеют представление о содержании ярких и смешных мультфильмов. В последние годы на телевидении появилось большое количество различных мультфильмов, как отечественных, так и зарубежных, в основном американских. Большое количество иностранных мультфильмов на отечественном телевидении наводит на мысль о влиянии на формирование психики молодого поколения. Новые технологии создания мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.) вызывают много вопросов. Если старые куклы и мультфильмы были естественными, как с точки зрения метода производства, так и восприятия, и не наносили вреда нестабильной психике ребенка, современные мультфильмы часто испытывают недостаток в доброте и порядочности. В результате исследований выяснилось, что некоторые из мультфильмов представляют собой специальные проекты, направленные на уничтожение семьи, извращенную пропаганду, наркоманию и другие вещи, поэтому в «Шреке» происходит обезображивание женщины, садизм и пропаганда извращений; японские анимационные фильмы признаны наиболее опасным оружием разрушения сексуальной идентичности ребенка, способствующим жестокости и извращению.

Сериал «Симпсоны» считается намеренным уничтожением семейных ценностей, «Гриффины» - как издевательство над семьей. В «Южном парке» - высмеивание родителей и учителей и легализация наркотиков.

Интерес детей к карикатурам огромен, нужно лишь направить его в полезное русло, запреты и наказания не приведут ни к чему другому, кроме агрессивной ответной реакции; следовательно, вы не должны наказывать ребенка запретом, но в качестве стимула вы должны смотреть «столько, сколько хотите». Телевидение должно стать равным партнером для ребенка, способным очень тонко реагировать на все его потребности.

Изучением данной проблемы занимались: В.С Собкин, М.В. Хлебникова, А.М. Грачева, В.П. Чудинова, А. Благовещенская, Д. Лемиш, Р. Пацлаф, А. В. Гриценко, К.А. Тарасов и другие.

Цель данного исследования: изучить влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на эмоциональную сферу дошкольников.

Задачи исследования:

- изучить восприятие телевизионной продукции детей на разных этапах развития;

- проанализировать психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их влияние на психику ребенка.

Объект исследования - эмоциональная сфера личности дошкольника.

Предметом исследования является уровень агрессивности и тревожности дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследованию.

Теоретическая и методологическая основа определяется междисциплинарной спецификой, основанной на исследованиях ученых по социально-педагогической психологии российских ученых И.Я Медведевой, Е. Глушковой, В. Абраменковой, А. Богатыревой; по возрастной педагогике А.С. Белкина, по практической психологии М.В. Башовой; по возрастной психологии В.С. Мухиной, А.А. Хвоста; по дошкольной педагогике С.А. Козловой, Г. А. Урунтаевой, Г.А. Широковой, Н.П. Гришеевой; по детской патопсихологии Э. Мыш, Д. Вольфа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психологическая характеристика старшего дошкольника

Исследования психологических особенностей дошкольного возраста составляют широкую область психологии развития. Уже во второй половине XIX-начале XX вв. в отечественной и зарубежной психологии большое количество работ посвящено изучению различных аспектов психологии дошкольного детства (Дж. Селлы, Э. Мейман, А. Бине, Сент-Холл, К.Д. Ушинский, А.П. Нечаева, Е.Н. Водовозова и др.), обсуждаются особенности и значение дошкольного возраста, различия в течении психических процессов у детей и взрослых; необходимость целенаправленной подготовки детей к систематическому обучению; роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школе; задачи дошкольных учреждений по подготовке детей к школе; содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях для обеспечения полноценного развития и подготовки к школьному образованию.

Идея целостности психического развития ребенка и тесной взаимосвязи психических функций на различных уровнях уже в этот период была выражена в работах К.Д. Ушинского, Дж. Селлы, Э. Меймана, А. Бине и др. Следует отметить, что выделение отдельных психических функций для исследовательских целей имеет искусственный характер и не отражает целостность индивидуального развития ребенка.

В русской психологии К. Д. Ушинский поднял вопрос о специфике психического развития дошкольника и необходимости целенаправленной подготовки детей к систематическому воспитанию.

В его работах в полной мере отражены практически все основные проблемы, касающиеся готовности детей к систематическому обучению на разных этапах обучения.

На вопрос о времени начала обучения K.D. Ушинский отвечает: «Лучше начинать учиться чуть позже, чем чуть раньше, хотя в некоторых отношениях это имеет свои плохие стороны». Наиболее важным, по мнению К.Д. Ушинского, в подготовительный период к образованию - обеспечить условия для полноценного физического и психического развития ребенка. К. Д. Ушинский разработал теорию детской игры, показал ее важность для духовного развития ребенка. Разрабатывая содержание и методики базового образования, К.Д. Ушинский последовательно реализует идею о том, что в процессе обучения должны учитываться индивидуальные особенности учащихся, возрастные возможности усвоения учебных материалов, как в начале, так и в процессе обучения.

Теоретические основы изучения психологических особенностей детей дошкольного возраста, на которых определены основные направления исследований в этой области в ХХ веке. были выявлены в работах Л.С. Выготского, который ставит общую проблему психического развития ребенка в контексте биологических и социальных, естественно-исторических, природно-культурных взаимосвязей. Культурное развитие ребенка, по мнению Л.С. Выготского - это общественное развитие, основным механизмом и условием которого является образование.

Выявление механизмов, лежащих в основе обучения, Л.С. Выготский формулирует положение о «зоне ближайшего развития», которая определяет достижения ребенка в непосредственном сотрудничестве и под влиянием взрослого, в отличие от всех «зрелых» функций, которые предоставляют ребенку самостоятельное решение для данной проблемы, Л.С. Выготский обозначил его как «реальный уровень развития».

Большой вклад в изучение психологических особенностей дошкольников внесли работы Дж. Брунера, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, З.М. Истомина А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова, СЛ. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.

Характеристика психической сферы и отдельных когнитивных процессов, развитие мотивационной сферы детально изучены; формирование самосознания дошкольника, общение и методы социального взаимодействия, специфика игры, виды графической деятельности и другие виды детской деятельности, механизмы формирования деятельности начальной школы - дошкольное воспитание, формирование готовности к началу обучения, изучение особенностей детей с психическими расстройствами и физическим развитием.

Ребенок - дошкольник характеризуется динамичным развитием. В дошкольные годы произошли значительные изменения в различных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности (игры, конструирование, рисование). Активно развивается внимание, память, мышление и воображение. Ребенок расширяет круг своих представлений о мире, учится контролировать себя, регулировать свое поведение и развивать новые социальные отношения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая мотивная структура; возникают новые социальные потребности. Возникает потребность в уважении и признании взрослого, желание сделать для других важные «взрослые» дела; необходимость признания сверстников (старшие дошкольники активно интересуются коллективными формами деятельности, желая быть первыми в игре и других видах деятельности); необходимость действовать в соответствии с установленными правилами и этическими стандартами. В этом возрасте появляется новый тип (косвенной) мотивации - основа произвольного поведения, ребенок принимает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в определенных ситуациях он может уже ограничить его непосредственные желания и действовать иначе, чем он хочет в данный момент, а как «необходимо». На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других, он вырабатывает внутреннюю социальную позицию и стремление к новой социальной роли, соответствующей его потребностям. Ребенок начинает реализовывать и обобщать свой опыт, возникает устойчивая самооценка и формируется соответствующий подход к успеху и неудаче в действии.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы действия и поведения, происходит процесс активного развития и формирования познавательной деятельности. Ребенок пытается выяснить, как устроены объекты, для чего они используются, пытается установить связь между объектами и явлениями реальности.

К концу дошкольного возраста интеллектуальные исследования явно предпочтительнее практических. Непоследовательные, конкретные, малоосознаваемые впечатления от окружающей реальности становятся все яснее, яснее и обобщеннее, проявляется целостное восприятие и понимание реальности, появляются зачатки мировоззрения.

За это время происходят значительные изменения в структуре и содержании детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через период расцвета сюжетно - ролевых игр, ребенок начинает осваивать более сложные виды деятельности, которые требуют нового (произвольного) уровня регулирования, основанного на осознании целей и задач деятельности и способах достигать их, умение контролировать свои действия и оценивать их результаты (труд и обучение). Принятие учебного задания уже доступно старшему дошкольнику, он понимает, что выполняет то или иное действие, чтобы научиться правильно его выполнять.

Ребенок от 6 до 7 лет может использовать усвоенный образ действий в новых условиях, сравнить результат с образцом, увидеть различия.

Продуктивные действия, такие как изобразительная деятельность и конструирование, имеют большое значение для развития ребенка. Они требуют получения определенного продукта, способствуют развитию способности анализировать объективные свойства реальности, создавать и реализовывать собственные идеи.

Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном возрасте, и уровень такого развития является наиболее важной характеристикой общего прогресса ребенка на каждой стадии возраста.

Дошкольный возраст - это возраст, который в первую очередь характеризуется развитием игры. Важность игры для развития образовательной деятельности и обучения в школе была раскрыта в работах Л.И. Божович, С.Г. Якобсона, Т.Н. Дороновой, Н.В. Ниегодцевой и др. В детской психологии анализируются различные виды игр: манипулятивные, режиссерские, сюжетно - ролевые, игры по правилам, дидактические.

Центральное место среди них занимает сюжетно - ролевая игра. Именно в такой игре происходят самые значительные изменения в психике ребенка. Эти изменения имеют непреходящее значение и готовят ребенка к новой высшей стадии развития. Сюжетно - ролевая игра объединяет и раскрывает наиболее важные аспекты развития ребенка.

Впервые в игре появляется самый важный навык - действовать с точки зрения идей. В игре ребенок, выступающий с одним предметом, вместо этого представляет другой.

В игре развивается воображение и мышление ребенка, он планирует реализовать план, творчески импровизирует во время игры. Л. С. Выготский писал, что «детская игра - это не просто воспоминание о том, что он пережил, а творческая обработка пережитых им переживаний, объединение их и построение из них новой реальности, которая удовлетворяет потребности и побуждения ребенка».

Групповой характер сюжетно – ролевой игры развивает способность координировать свои действия с другими. Ребенок должен уметь общаться, устанавливать конкретные отношения со сверстниками. В игре ребенок учится контролировать себя, свое поведение в целом и индивидуальные действия. Принимая ту или иную роль, ребенок изучает нормы поведения, необходимые для этой роли, развивает умение ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений.

Таким образом, с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем развития ребенка, а с другой стороны, игра раскрывает важнейшие характеристики психического и социального развития ребенка.

Одной из основных характеристик развития ребенка является двигательная сфера. Уровень овладения двигательными навыками важен для общего развития ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие тонко скоординированных действий является основой для овладения навыками письма в школе. Неловкость движения, нарушение координации движений могут служить показателями нарушений психического развития. Освоение определенных действий и движений, соответствие двигательных навыков некоторым минимальным возрастным стандартам является необходимой характеристикой возраста.

Психическое развитие является наиболее информативным и комплексным показателем развития ребенка. В широком смысле психическое развитие относится к развитию основных когнитивных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания и речи. Операционная сторона когнитивных процессов характеризует действия и преобразования, которые ребенок способен выполнять с помощью информации, которую он получает. Контентная сторона - это знание реальности, которую ребенок имеет и может оперировать в процессе решения различных проблем.

На протяжении всего дошкольного возраста память ребенка претерпевает количественные (что позволяет ему сохранять все больший объем информации) и качественные изменения. Качественные изменения характеризуются появлением посредничества и произвола. Это выражается в том, что ребенок не просто запоминает то, что ему нравится, но принимает на себя задачу запоминания и использует специальные методы для сохранения необходимой информации.

Подобные показатели определяют развитие внимания. Помимо повышения внимания, таких как стабильность, объем, переключение, увеличивается, главное, его произвол, способность ребенка сосредоточиться все больше и больше. Если младший дошкольник обращает внимание только на то, что является для него самым живым и новым, дошкольники могут сосредоточиться на решении различных задач.

Одним из основных новообразований в дошкольном возрасте является воображение. Основными показателями развития воображения являются его символический характер, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью изображений, создание плана и его реализация.

Развитое воображение, его культурная форма, прежде всего, характеризуются продуктивностью. Это не фрагментарное воображение, которое часто встречается у детей, а решение творческой проблемы. Такой задачей может быть создание игрового сюжета, рисования замысла иликонструкции. Образы воображения характеризуются символизмом и замещением. Ребенок использует некоторые объекты, чтобы раскрыть наиболее важные аспекты других объектов и явлений.

Следует отметить, что существуют некоторые общие черты воображения, которые проявляются во всех видах детской деятельности и являются основными характеристиками этого процесса. Они включают в себя мобильность образов воображения, способность уйти от решения шаблона, создать новое, оригинальное произведение, придумать варианты одной и той же темы, начиная от индивидуальных признаков действительности в сочетании с направлением воображения решить конкретную творческую проблему.

Наряду с аналогичными характеристиками в дошкольном возрасте, есть еще одна очень важная особенность - подчинение своего воображения определенному плану, следование заранее определенному плану, естественное внесение в него некоторых исправлений. Дети начинают создавать готовые, наполненные различными деталями работы.

В развитии речи можно выделить различные компоненты и показатели. Это типы речи (монологическая, диалогическая, устная, письменная) и степень их развития и общения, овладение различными средствами речи; овладение фонетикой (слух и произношение звука), лексикой (богатство словаря), грамматикой (правильная речь).

Важным показателем развития ребенка является его овладение разнообразными знаниями и развитие его идей для окружающей среды. В работах В.Д. Шадрикова на теоретическом и экспериментальном уровнях доказала, что знания и навыки содержатся в структуре когнитивных способностей как операционных механизмов. Поэтому приобретение знаний и навыков является основой для развития навыков учащихся.

Знания в дошкольном периоде постепенно углубляются и расширяются, они обобщаются. Ребенок развивает представления о себе и различных сферах реальности: природе, продуктах человеческой культуры, межличностных отношениях. Ребенок также осваивает методы получения этих знаний. Ребенок развивает способность слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать ему вопросы, самостоятельно экспериментируя с реальностью. Уровень мастерства в таких отношениях в сочетании с информацией, в которой доминируют дети, характеризует содержательную сторону их умственного развития.

Эти изменения в сознании детей приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок готов взять на себя новую социальную роль ученика, освоение новых (образовательных) видов деятельности и обобщенную систему знаний, которая формирует основу науки. Другими словами, это формирует психологическую готовность к систематическому обучению в школе.

В дошкольном детстве ребенок имеет сексуальную идентификацию. Он осознает свой пол и начинает вести себя в соответствии с ролями, как мужчина и женщина. Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от обиды и боли, а девочки - аккуратные, деловитые в жизни и мягкие или кокетливо-капризные в общении. В процессе развития ребенку начинают присваиваться поведенческие формы, интересы и ценности его пола.

Развивается эмоционально волевая сфера. Что касается эмоциональной сферы, следует отметить, что дошкольникам обычно не хватает сильных эмоциональных состояний, а их эмоциональность более "спокойная". Однако это не означает, что дети становятся флегматиками, структура эмоциональных процессов только изменяется, их состав увеличивается (вегетативные, двигательные реакции, когнитивные процессы - воображение, образное мышление, сложные формы восприятия). При этом эмоциональные проявления раннего детства сохраняются, но эмоции интеллектуализированы и «умны».

Эмоциональное развитие дошкольника, пожалуй, наиболее благоприятно для детского коллектива. Во время совместной деятельности у ребенка развивается эмоциональное отношение к людям, возникает эмпатия (сочувствие).

В дошкольном возрасте мотивационная сфера также меняется. Основным механизмом личности, который формируется в настоящее время, является подчинение мотивов. Ребенок может принять решение в ситуации выбора, когда раньше ему было трудно. Самый сильный мотив - это награда и поощрение, наименее сильный - наказание, а самый слабый - обещание. В этом возрасте требовать от ребенка обещание (например, «Обещаешь ли ты больше не драться?», «Обещаешь ли ты больше не трогать это?» и т. д.) не имеет смысла.

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать этические нормы, у него есть этический опыт. Изначально он может оценивать только действия других людей: других детей или литературных героев, но он не может оценить свои собственные действия. Затем в среднем дошкольном возрасте ребенок, оценивая действия литературного героя, может обосновать свою оценку исходя из взаимоотношений персонажей в произведении. И ко второй половине дошкольного возраста он уже может оценить свое поведение и пытается действовать по моральным стандартам, которым он научился. На психологическое развитие каждого ребенка существенное влияние оказывают индивидуальные и неодинаковые биологические и социальные факторы у разных детей. Биологические факторы развития, в первую очередь, включают генотип, социальные факторы - родительский стиль, семейную среду, характеристики дошкольных групп, культурную среду и т. д. Поэтому необходимо учитывать в отдельных случаях, что стандарт психологического развития сильно отличается во всех аспектах. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а затем - под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и непосредственного живого общения ребенка с окружающими. В разных возрастах личностного развития число социальных учреждений, участвующих в воспитании ребенка как личности, различается по своей образовательной ценности. В дошкольных учреждениях влияние общения увеличивает влияние общения со сверстниками, другими взрослыми и доступа к доступным СМИ.

Следует подчеркнуть, что эти изменения в психике ребенка, важные для дальнейшего развития, происходят не в одиночку, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

1.2 Факторы развития личности дошкольника

Дети дошкольного возраста охватывают период 3-7 лет. На данный момент ребенок отсоединен от взрослого, что приводит к изменению социальной ситуации. Впервые ребенок покидает мир семьи и входит в мир взрослых с определенными правами и принципами. Круг общения расширяется: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что также важно для его развития.

Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, являются социальные отношения, существующие в мире взрослых. Идеальная форма, по мнению Л.С. Выготского является той частью объективной реальности (выше уровня, на которой находится ребенок), с которой он вступает в прямое взаимодействие; это та область, в которую пытается войти ребенок. В дошкольном возрасте взрослый мир становится такой формой.

По мнению Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в роли носителя социальных функций в системе социальных отношений (взрослый - папа, врач, водитель и т. д.). Эльконин видел противоречие этой ситуации социального развития в том, что ребенок является членом общества, он не может жить вне общества, его главная потребность - жить вместе с окружающими его людьми, но он не может этого понять, поскольку жизнь ребенка опосредована, а не прямой связью с миром.

Ребенок еще не может полноценно участвовать в жизни взрослых, но он может выражать свои потребности через игру, потому что только благодаря ей они могут моделировать мир взрослых, входить в него и играть все роли и модели поведения, которые его интересуют. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра является формой деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные значения человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и реализуются позже. Это делается путем замены одних объектов другими, а реальные действия сокращаются. В дошкольном возрасте индикативная деятельность развивается очень интенсивно. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практическом), сенсорно-визуальном и психическом.

На развитие личности дошкольника влияет множество факторов.

Влияние семьи, особенно в первые годы жизни ребенка, намного перевешивает другие образовательные влияния. Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором в образовании. Парадокс, однако, заключается в том, что эта изначально позитивная гамма чувств для развития ребенка может стать как позитивным, так и негативным фактором в образовании. Мера чувств здесь важна. Ребенок, не получивший родительской любви, вырастает враждебным, озлобленным, бездушным к переживаниям других людей, наглым, лишенным жизни в коллективе сверстников, а иногда и замкнутым, беспокойным, слишком застенчивым. Выросший в атмосфере чрезмерной любви, привязанности, почтения и благоговения, маленький человек рано развивает черты эгоизма и эгоистичности, баловства, порчи, высокомерия, лицемерия. Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора в образовании. Положительное влияние на личность ребенка оказывает то, что никто, кроме ближайших к нему в семье - мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, лучше не относится к ребенку, не любит и не очень заботится о нем. Если в семье нет правильной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, насилия и часто основных страстей, эмоционально негативных проявлений по отношению к самому ребенку, развитие ребенка в таких семьях часто затрудняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Дошкольники поглощают больше информации, чем когда-либо прежде в вашей дальнейшей жизни, поэтому вы не можете пропустить первые семь лет жизни ребенка. На развитие личности дошкольника обязательно влияют родители, причем не только когда они присматривают, хвалят или ругают его, но также каждую секунду, когда ребенок наблюдает за его поведением. Дети дошкольного возраста поглощают больше информации, чем когда-либо прежде, в своей дальнейшей жизни, поэтому нужно не пропустить эти первые семь лет жизни ребенка.

Ребенок наследует следующие характеристики от своих родителей:

- анатомо-физиологическое строение биологического вида «человек разумный» (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.);

- безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, защитное, ориентировочный и т. д.);

- физические особенности (телосложение, черты лица, волосы, кожа, глаза и т. д.);

- функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и т. д.);

- аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, психические заболевания и т. д.);

- характеристики нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их баланс и подвижность);

- задатки.

Материальными носителями наследства являются гены (генотип). Однако этот унаследованный багаж необходим, это состояние, потенциальная возможность, предпосылка для дальнейшего развития человека.

Общество играет важную роль в развитии личности каждого человека, потому что, если мы живем среди общества, мы также становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы и правила, соглашаемся с мнениями других людей или навязываем наши собственные. В течение этого периода жизни влияние общества на развитие ребенка становится более разносторонним, так как ребенок узнает о правилах и отношениях общества. Играя, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, устанавливает определенные моральные нормы. Те, кто был дома в течение 6 лет до школы вместо детского сада, не имеют такого богатого социального опыта, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка. Окружающий мир можно разделить на природную (географическую) и социальную среду. Понятие природной среды включает в себя: ресурсный климат, ландшафт и т. д. Социальную среду, окружающую ребенка, можно разделить на макросреду и микросреду. Макросреда относится к обществу в целом, социальной системе: социально-экономическим, политическим, морально-правовым условиям жизни. Термин «микросреда» относится к непосредственному окружению человека. Соду можно отнести к материальным и жилищным условиям ребенка, дошкольному учреждению, в котором они выросли, и людям, которые находятся в непосредственном контакте с ребенком дошкольного возраста. Макросреда напрямую не влияет на человека. Этот эффект в основном реализуется микросредой. Социальная среда выступает определяющим фактором развития личности. Только «живя в обществе» человек может быть сформирован как личность.

В дошкольном возрасте ребенок проходит три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция, и поведение ребенка зависит от того, насколько эффективно каждая фаза переходит в другую. Но в большинстве случаев кризисов избежать невозможно - они случаются, когда ребенок идет в детский сад, когда он встречает новых людей, когда ему приходится слушать воспитателя.

Однако родители просто обязаны помочь своему ребенку справиться со всем: на этапе адаптации, поговорить о правилах поведения в обществе, на этапе индивидуализации, помочь ребенку раскрыть себя другим, показать, как он может выделиться среди других. Если родители не участвуют в развитии личности дошкольника, сами крошки методом проб и ошибок находят для себя единственно возможное (по их мнению), но не всегда правильный путь.

Также одним из факторов, влияющих на развитие дошкольников, являются мультики. Дети проводят много времени за их просмотром, а родители не всегда имеют представление о содержании ярких и веселых мультфильмов. В последние годы на телевидении появилось большое количество мультфильмов, отечественных и зарубежных, в основном американских. Большое количество иностранных мультфильмов на отечественном телевидении наводит на мысль о влиянии на формирование психики молодого поколения. Новые технологии мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.) вызывают много вопросов. Если старые куклы и карикатуры были естественными, как с точки зрения метода производства, так и восприятия, и не наносили вреда нестабильной психике ребенка, современные мультфильмы часто не несут доброты и приличия. В результате исследования было выявлено, что некоторые мультфильмы были специальными проектами, направленными на разрушение семьи, пропаганду извращений, наркомании и т. д., так в «Шреке» есть обезображивание женщины, садизм и пропаганда извращений, японские мультфильмы признаны самым опасным оружием для разрушения сексуальной идентичности ребенка, поощрения жестокости и извращений. Сериал «Симпсоны» расценивается как преднамеренное уничтожение семейных ценностей, «Гриффины» - как насмешка над семьей. В «Южном парке» - насмешки над родителями и учителями и легализация наркотиков.

Осваивая современную анимацию с ребенком, мы формируем развитую и социально адаптированную личность. Интерес детей к мультфильмам огромен, нужно лишь направить его в полезное русло, запреты и наказания не приведут ни к чему другому, кроме агрессивной ответной реакции; следовательно, не следует наказывать ребенка запретом, а в качестве стимула разрешать смотреть «столько, сколько хочешь». Телевидение должно стать равным партнером для ребенка, способным очень тонко реагировать на все его потребности.

    1. Теле - продукция как фактор развития личности дошкольников

Телевидение уже давно стало частью нашей жизни, и даже при: самом дозированном просмотре многие дошкольники становятся его заложниками. Телевидение и видеопродукция являются частью их мира, и знания в мультфильмах и фильмах для них так же важны, как и для взрослых в литературе или искусстве. Осталось только выяснить, как дети воспринимают картину на разных этапах развития и, в соответствии с этим, из неизбежных просмотров получают максимальную выгоду.

0 - 6 месяцев. Чем младше ребенок, тем больше времени мама проводит с ним у телевизора. И если его влияние на новорожденного до сих пор не до конца понято, то для матери это служит своего рода «разделителем», возможностью защитить себя от полного поглощения, заботясь о ребенке, особенно если никто не помогает ей. Впервые за неделю приглушенный звук телевизора только убаюкивает ребенка, но уже через 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а через два месяца реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и тактильным восприятием устанавливается очень рано. Но взаимосвязь между слуховым восприятием и зрительным восприятием и его влиянием на развитие младенцев изучена недостаточно. Исследователи показали детям в возрасте 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук перекрывался синхронно, а во втором - нет. И детей гораздо больше интересовал «правильный» мультфильм. На вопрос о том, как движущиеся изображения влияют на ребенка, нельзя ответить однозначно. Конечно, на этой стадии развития сенсорное восприятие полностью зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за дошкольником.

Нельзя использовать телевизор в качестве фоновой музыки в детской комнате. Нельзя смотреть свое любимое телешоу, если даете ребенку грудь или бутылочку, в то время как ребенок привлекает все внимание взрослого без остатка.

От 6 до 18 месяцев. В этом возрасте ребенку трудно долго концентрировать внимание на чем-то одном. Тем не менее он оптимально использует эти моменты. С шести месяцев ребенок может научиться пользоваться игрушкой, которую видел по телевизору в руках незнакомца день назад. Эта удивительная способность подражать появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле смотреть телевизор - это определенный опыт. Однако, прежде чем ребенок начнет говорить, просмотр телевизора означает, что он слышит и видит то, что недоступно для понимания. Неадаптированный сюжет совершенно бессмыслен для него. Цвет, движение, картинка привлекают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра вообще: не то, что планировал режиссер. Не обманывайте себя: наблюдая за непостижимым сюжетом, дошкольник все равно переживает его эмоционально. Было бы ошибкой предполагать, что это не влияет на ребенка.

Наиболее подходящими являются представления о ребенке, который еще не освоил навыки речи, короткие программы, разработанные специально для детей младшего возраста. Что касается мультфильмов Диснея, их сюжет и словарный запас все еще очень сложны для детей этого возраста.

18 месяцев - 3 года. Нужно стараться не оставлять дошкольника наедине с включенным телевизором. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или возникнут ошибочные представления о мире, потому что в этом возрасте у детей еще нет интеллектуальных и эмоциональных средств, чтобы объяснить, что происходит на экране. Ребенок, который смотрит мультфильм, переполнен эмоциями и чувствами, но ему очень не хватает слов, чтобы выразить их. Единственный выход для родителей - озвучить то, что они интуитивно чувствуют. Например, «Узнаешь? Эта птица летит за львёнком: она хорошая, она ему поможет. Ребенок подражает, показывает пальцем, повторяет слова и запоминает их. Только с повторением и комментариями родителей полученный опыт и его контекст запоминаются и имеют смысл.

В идеале необходимые объяснения должны предоставляться непосредственно во время просмотра, что принесет больше пользы. Однако вернуться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, даже лучше, чем оставить его без комментариев. Ошибочно думать, что 2-3-летний мальчик все понимает только потому, что узнает тот или иной персонаж. Называя его имя, он не всегда знает, что он делает и почему.

От 3 до 6 лет. Только в 3-4 годам ребенок понимает разницу между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм не соответствует действительности, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, которые будут питать его мечты, его фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети до сих пор не полностью повторяют цепочку событий: то, что они видят, иногда путают с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он есть, и признает свое отличие от других, что означает, что он может притворяться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятием. Он изображает доктора, который делает укол, строгого отца, которого нужно слушаться. Дети любят отождествлять себя с одним из героев, чаще всего с теми, чей опыт наиболее близок к ним. Для ребенка важно «поверить» в эмоции, с которыми он еще не сталкивался в реальной жизни. Современные дети все больше и больше отождествляются с вымышленными персонажами и все реже с реальными людьми. Их воображение больше захвачено миром телевизионных историй. Возникает вопрос: насколько им удастся адаптироваться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их отношения с друзьями и межличностные отношения в целом.

Необходимо ограничить покупку игрушек и предметов с символикой определенного мультфильма. Чтобы ребенок интересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и посещать выставки, покупать оригинальные игрушки. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими образами, которые могут негативно повлиять на психику. Чтобы защитить ребенка, их необходимо расшифровать, объяснив намерения и хитрости их создателей и научив ребенка не верить всему, что показывают по телевизору. Тогда он не будет путать концепцию реальности с самой реальностью.

Мультфильмы оказывают огромное влияние на развитие личности детей, поэтому, согласно результатам многочисленных исследований, дети имеют:

1. Развитие восприятия. Как уже упоминалось, в дошкольном, неполном и младшем школьном возрасте работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и тактильного канала. При просмотре мультфильмов, программ, презентаций, фильмов оба канала совершенно неактивны. Это означает, что восприятие не может полностью развиваться.

2. Накопление перцептивного опыта. В будущем ребенок будет опираться на прошлые переживания восприятия, создания зрительных образов (представлений) и графически (рисунков) в мозге. Поскольку «из-за» просмотра телевизора не хватает основных параметров темы, накопленный опыт не может быть использован для поддержки создания собственных образов, ребенок копирует увиденное. Это очень хорошо видно на детских рисунках - если их попросят нарисовать героев мультфильмов, они постараются точно передать копию.

3. Развитие мозга. Основное развитие структур мозга завершается через 6-7 лет. Шестилетний ребенок достигает 2/3 размера мозга взрослого человека, но имеет в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг шестилетнего ребенка может создавать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивные», т. е. усиленные различными видами активной деятельности, нервные связи исчезают через 10–11 лет. В нервных клетках головного мозга образуется фермент, который разрушает все недостаточно миелиновые нервные связи («Миелин» - это жироподобный изолятор, который увеличивает скорость распространения нервного импульса). При просмотре одного из самых «развивающих» фильмов или программ дошкольник не может устанавливать новые связи, потому что:

1) основные типы восприятия не работают;

2) зрительное восприятие пассивно;

3) информация не требует обработки, но сразу же ассимилируется (по крайней мере, из-за агрессивной атаки с быстрым изменением кадра);

4) мозг не успевает установить связи между объектами, «захватывает» их фрагментарно;

5) при повторном просмотре одного и того же изображения, новая информация не поступает, только полученный шаблон усиливается.

4. Обработка информации в мозге. Как уже упоминалось, мозг не может полностью развиваться, если основная информация извлекается из тактильных и кинестетических каналов. Эти импульсы влияют на построение зрительных и слуховых образов. Следует учесть что, неоднократно исследуя реальный объект, ребенок обнаруживает все больше и больше его свойств, и мозг создает новую необходимую связь каждый раз, когда уровень понимания время от времени увеличивается, процесс восприятия активен и влияет на умственную деятельность.

Смотря мультфильмы, дошкольник не может осознанно воспринимать то, что видит по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны «простаивают», умственные операции не развиваются. Кроме того, за короткий промежуток времени мозг собирает определенное количество визуальной информации, что нереально для обычного просмотра. Он посылает сигналы перегрузки в нервную систему, и она пытается «оправдать» организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Экстремальные проявления нервной системы, вызывают перегрузку мозга: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

5. Пассивное времяпрепровождение, привычка «входить в другую реальность». Дети привыкают к пассивным действиям, которые могут вызвать желание более опасных развлечений в отдаленном будущем. Научив ребенка веселиться, ничего не делать или испытывать яркие чувства в пассивном положении, родители могут спровоцировать его обратиться к психотропным препаратам в более старшем возрасте.

6. Детство - очень короткий, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые (А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, Л. К. Семенова, Д. Н. Крылов и др.) получили большой объем данных, свидетельствующих о том, что дошкольные годы - это период интенсивного физического и духовного развития человеческих способностей.

7. Сенсорные эталоны. Дошкольное детство - это период накопления сенсорных норм в мозге. Усваивая ложно нарисованные картинки, ребенок теряет возможность строить хорошие идеи на реальности. В конце дошкольного периода тренинг для «первого взгляда на мировоззрение детей» (Д. Эльконин) заканчивается. Но из карикатурных и нарисованных персонажей не может быть сформировано видение мира.

8. Чередование активной деятельности и понимания впечатлений. Ребенку необходимо получать впечатления, но в равной степени необходимо обрабатывать их с осторожностью. Чем лучше способность обрабатывать впечатления, тем больше количество связей, установленных между ними, тем выше интеллектуальная активность. Чаще всего родители боятся, что ребенку «мало» предоставлено впечатлений. Но необходимо понимать и помнить, что качество информации важнее для мозга, а не ее количество. Поверхностное восприятие (множество предметов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют как наречь, так и на мышление.

9. За проступки героев мультфильмов никто не наказывается. Никто не наказывает персонажа, который нарушает общепринятые правила. В результате у детей дошкольного возраста фиксируется идея допустимости таких форм поведения, встряхиваются стандарты хороших и плохих поступков, приемлемого и неприемлемого поведения.

10. Зомбирование детей мультфильмами. Ребенок не может оторваться от мультфильма самостоятельно, без убеждения. Смотрит любимые мультфильмы несколько раз в день.

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ

Проблема «детей и телевидения» касается всех: родителей, педагогов и врачей. Сегодня почти для всех детей телевидение стало своего рода игрушкой или книгой. Телевизионная экспозиция формирует душу и разум ребенка, воспитывает его вкусы и мировоззрения. Внутренний мир только формируется, и все, что они получают от взрослых, играет важную роль: игры, сказки, совместные действия, включая телевизионные программы. Они не только способ проводить время, но и средство обучения. Для дошкольников мультфильмы являются основным образовательным инструментом.

Слово «мультфильм» имеет разные значения, основанные на различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультики, известны как карикатуристы. Первоначальный смысл в искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок на произведение искусства, как картина. Современное значение относится к юмористическим иллюстрациям в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может относиться к юмористическому рисунку художественной или публицистической публикации в газетах и ​​журналах.

Многие родители рано или поздно думают о том, как мультики влияют на их детей. Большинство американских фабричных продуктов не безвредны, и многие находят, что есть большая разница между старыми отечественными и зарубежными мультиками (от американских до японских). По словам детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим отличием скрываются глубокие различия в образе мира. При выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем выбирать книгу, потому что визуальные образы влияют на ребенка гораздо сильнее. Если речь идет о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что отражают нормальную картину мира для ребенка. В основном это православие, потому что зло в этом образе мира не вечно, а вечно - добро. И в этом привлекательном образе мира есть негативный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И получается, что он такой подлый только потому, что никто не дружил с ним, никто не любил его, никто не сочувствовал ему. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой характер представлен в юмористической форме, которая уравновешивает его негативную сущность. Такой образ мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому эти мультфильмы полезны для нездоровых детей или детей, ослабленных какой-то психической травмой. Для детей с проблемами общения (сейчас их много) они дают правильные модели поведения: как дружить, как быть хорошим другом, как помогать другим.

Лучшие отечественные мультфильмы - это маленькие притчи, в которых глубокий и духовный смысл скрыт в забавной маленькой истории. Также во многих мультфильмах непросто показать «позитивных» кукол и животных, но также предлагают программы по воспитанию качеств реального человека. Например, старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975). Сюжет узнаваем: у воспитанного медведя Спиридона есть внук Ивашка, который больше всего на свете любит играть и делать то, что хочет. Животные жалуются, дед беспокоится и, наконец, решает провести педагогический эксперимент: он позволяет внуку озорничать, но в то же время заполняет мешок камнями после всех добрых дел. Сначала с большим трудом он находит полезное применение своим медвежьим силам, затем видит вокруг себя все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время становится полным. Пришла долгожданная свобода, но в другие дни был также найден ряд насущных проблем, так что время для проказы больше не наступало.

Существует хорошо известный духовный закон: «Когда в тебе нет любви и милости, делай дело милосердия и постепенно воспитывай свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключались в том, что дедушка потом позволил своему внуку озорничать. Он рисковал, но духовный закон работал. Конечно, мы не должны помнить о тех добрых делах, которые мы совершаем (не «ставьте камень» себе в зачет). Но если сердце не воспитано, нужно с чего-то начать.

Оказывается, «подсчет своих камней» становится привычкой и чертой характера, называемой тщеславием. Чтобы объяснить это ребенку, если он действительно пытается сделать что-то хорошее, но надеется только на похвалу, можно использовать мультфильм «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Речь идет также о воспитании сердца, о том, как маленький гном по имени Вася учится делать добро в каждом из многочисленных эпизодов, помогая сказочным героям: Красной Шапочке, семеро козлятам, трем поросятам и другим. В этом мультфильме есть замечательный образ «спасателя». В сказке, которая рассказывает вечно, лиса постоянно несет петуха - золотого гребешка по темным лесам и другому сказочному пейзажу, а друг петуха - кот спасает его. У кота много достоинств. Когда гном Вася прибежал позвать его на помощь, но на этот раз кот отказался спасать петуха от лисы.

Этот мультфильм хорош не только потому, что у него есть положительный Вася, который побеждает волка, но и потому, что Вася самый маленький. Поэтому, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.

В мультфильмах, как и в жизни, самые хорошие и отзывчивые чаще всего не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Об этом рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»).

Злой крокодил и африканская девочка живут в Африке со своими друзьями, щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. Гиппопотам претендует на звание большого друга. Но злой крокодил устал от всей этой дружбы. Он решил съесть девочку. Не очень крупные друзья спасали ее все время, но бегемот в один критический момент испугался и сбежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все, кто ей помог, - маленькие, но большие друзья. И он такой большой и у нее проблемы.

Рассмотрим этот пример, враг сам попадает в беду - крокодил. Крокодил - довольно распространенный мультипликационный персонаж. Еще одну фигуру крокодила можно увидеть в мультфильме «Птичка Тари» (режиссер Г. Сокольский, «Союзмультфильм»). Как и ожидалось, этот крокодил был страшным: ужасный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. И он никогда никому не говорил ни слова, поэтому все боятся и не любят его.

Но хуже всего было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда зубы крокодила болели, он сильно страдал. Джунгли счастливы, животные счастливы. Но птичка Тари летит к крокодилу и дает первый урок. Но крокодил не чистил зубы, потому что его лапы были короткими. Так что крокодил был очень зол. В конце концов, это стоило того, чтобы храбрая и добрая птичка Тари чистила зубы крокодилу, и впервые в жизни он сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари пошла на большой риск. А для ребенка это еще один важный момент в познании мира: оказывается, в жизни есть вещи, которые важнее, чем их безопасность и даже жизнь. И мультфильм может сказать это, не пугая (и, следовательно, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердца к таким героям веселой и доброй сказки.

Телевидение ориентировано на детей, маленьких и подрастающих. Для того, чтобы привлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультики, он как будто отключен от всего, что его окружает. Он не реагирует на нормальный звук речи, и после просмотра мультфильмов или телепередач у маленького ребенка просыпается не детская агрессия, а иногда и страхи.

Американский мультфильм, только кажется очень безобидным произведением. Часто это также кажется очень глупым и грубым ремеслом, но оно не несет никакой особой смысловой и, особенно, идеологической нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах совершенно другая картина мира. Мир, на фоне которого происходят мультипликационные события, безнадежно злой. И только зерна добра в виде черепашек ниндзя пытаются бороться со злом. А зло, как правило, физически уничтожается, что совершенно не знакомо с тем, как мы действуем в сказках, где они пытались бороться со злом другими способами: они пытались победить или убедить его. Некоторые родители (не до конца осознающие все) просто запрещают своим детям смотреть на них. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учат добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Они не запрещают это, потому что они не чувствовали коррумпированное влияние этих продуктов, а потому, что они даже не смотрели их. Они не смотрят эти фильмы, потому что они привыкли к советской системе - «не показывать плохое детям по телевизору». Этой ошибкой подвержены не только люди старшего поколения, но и молодые люди: те, кто уже знает и хорошо прочувствовал порочность современных средств массовой информации. Чтобы понять их, необходимо сосредоточить внимание таких людей на предвзятом взгляде на то, что смотрит их ребенок (особенно когда они обращают внимание на некоторые особенно характерные детали таких мультфильмов).

Ребенок воспринимает почти всю информацию в виде образов, из которых затем строится его модель мира. Одним из самых важных образов является образ женщины. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а мальчик подсознательно создает идеал женщины, которую будет искать. И критерием является не столько внешний вид, сколько поведение мультгероинь. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и др.), просмотрев множество лент западного кино, пришли к выводу, что поведение большинства мультгероинь разработано таким образом, что при систематическом просмотре желание продолжить род в будущем исчезает. Образ женщины, ранее благословленный романтикой и тайной, окрашен реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно традиционные русские качества женщин, которые восхваляют старые добрые советские сказки, такие как целомудрие, застенчивость, самоотверженность, скромность и материнство как таковые, высмеиваются ранее.

То, что американские мультфильмы делают с нашими детьми, коротко: интеллектуальная коррупция.

Как достигается этот эффект? Средства очень просты. Все начинается с простого. Это цвет персонажа и цветовое оформление. Взять, к примеру, «Школу Волшебниц – Винкс», в которой несколько девочек постоянно превращаются в фей. Цвет этих персонажей имеет яркие, ядовитые цвета, а момент трансформации сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране (в этот момент ребенок настолько погружен в картинку, что не реагирует на призывы взрослого). Эта техника использует способность детской психики реагировать на все яркие вещи. В этот момент внимание ребенка на 100% приковано к персонажу, который «ведет» ребенка за собой, не давая ему остановиться и задуматься. Лица главных героинь, после внимательного просмотра нескольких мультфильмов и небольшого анализа, покажутся нам одинаковыми. Одно и то же лицо с частым мерцанием на экране формирует у ребенка определенный эстетический стереотип. Поэтому девочки будут стремиться выглядеть как героиня американского мультфильма, а мальчики будут искать себе пару, ориентируясь на то же самое. В западных мультфильмах романтические герои имеют признаки гнева, злобы и жестокости. Можно ли представить себе русскую царевну-лягушку, которая сражается как мужчина, или главная героиня «Аленького цветочка», которая злится или проклинает? Но принцесса "Шрека" дерется и делает это со вкусом, удовольствием и заразительно. Поющая Фиона своим голосом убивает птицу и жарит завтрак из ее яиц. Это не просто красивая сцена убийства, это девальвация (обесценивание) жизни. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского восприятия мира. Главная героиня наших сказок не может быть коварной и жестокой, она не может убить животное. И почему наши героини из лягушек превращаются в принцесс, а в «Шреке» из принцесс в трольшу.

Также можно четко проследить отсутствие уважения, цинизма, а иногда и жестокости среди персонажей некоторых мультфильмов по отношению к их семье, родителям, братьям и сестрам. Во многих мультфильмах они наделены главным, позитивным характером. И незаметно эти пороки поглощены сознанием детей, поскольку позитивным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою невиновность. Унисекс молодежи - в чем и состоит продолжение мультфильма унисекс. И часто мультгероиня не только наделена мужскими качествами, но и ведет себя как супермен. Это особенно заметно в фантастических мультфильмах.

Дети любят смотреть мультфильмы, но не все, что им нравится, полезно для них. Когда ребенку нравится нож и начинает небрежно с ним играть - его забирают родители, но родители не всегда думают о том, что вызывает у него моральные качества. В детстве заложены основы, характеристики и приоритеты, которые ребенок будет использовать на протяжении всей своей жизни. Многие взрослые не воспитаны должным образом, и это воспитание дается детям. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но обычно они погружены в свои проблемы. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультики. Но взрослые должны различать, что хорошо для детей, а что нет.

Теперь подробнее рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, знаменитый мультфильм «Том и Джерри» (реж. В. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гонится за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные способы уничтожения бедного мышонка. Тем временем мышонок тоже пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка ребенок поступит так же, как эти два забавных и милых героя. Поскольку у родителей была возможность посмотреть веселый мультфильм, в этом нет ничего плохого. Это означает, что можно ударить и пошутить над более слабым.

И такие на первый взгляд мультфильмы, как «Аладдин», «Шрек», в которых, похоже, не должно быть подвоха со стороны производителей. Если присмотритесь, увидите, что образ женщины отображается ярко. Если в наших хороших советских мультфильмах пол женщины скрыт, ее женские атрибуты в основном выражаются внутренними качествами, духовностью, то героини западных мультфильмов физиологичны, имеют формы хорошо развитых женщин, все, что нравится взрослым очень ярко выражено. У них нет целомудрия. Но манеры персонажей копируются детьми.

В наших мультфильмах самый большой эротизм - это сомкнутые руки, только поцелуи указаны, это конфиденциально, в то время как западные герои открыто заигрывают друг с другом, можно прикоснуться к женщине так, как нравится, безцеремонно, грубо. Например, как в известном мультфильме, Шрек носит свою подругу на плече, заигрывает с ней. Подсознание фиксирует такие моменты, и позже, во взрослой жизни, мальчик может считать такое поведение по отношению к женщине нормой. С точки зрения психологов (М.В. Башова, М. Аромаштам), эротизм, взрослые стереотипы поведения в детских мультфильмах не могут быть показаны. Он формирует сексуальное влечение у ребенка с опережением графика, к которому ребенок еще не готов эмоционально и физически. До того, как ребенок впервые заинтересуется противоположным полом, ему нужна сказка, загадка. Только благодаря романтике и робости перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромной, целомудренной девочкой, способной привлечь настоящих мужчин. Застенчивость и стеснительность детей являются одним из условий создания крепкой семьи в будущем и продолжения рода в будущем.

В западных мультфильмах образ прекрасной матери с поистине женскими качествами редко вдохновляет ее по-своему, вдохновляя девочку подражать ей. Современные западные мультфильмы с изображениями женщин-матерей способны на подсознательном уровне препятствовать любому желанию девочек в будущем иметь детей.

Возьмем американский мультфильм «Вуди и его друзья» (реж. У. Лэнс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультфильма часто можно выделить сюжет: есть определенный человек, который занят каким-то очень важным делом для него. Как правило, он занимается чем-то весьма полезным, если не публично, то лично для себя (что-то строит для себя, что-то выращивает и т. д.). И есть праздный гордый дятел Вуди, всегда весело проводящий время. В результате этого действия выясняется, что трудолюбивый работник, который каким-то образом предотвратил всплеск своего развлечения, терпит сокрушительное поражение, и дятел выглядит как своего рода храбрый герой, изобретательный и разоблачающий всех его "врагов" как некомпетентные неудачники.

Вполне естественно, что если ребенок возьмет пример с этого «героя», его поведение неизбежно вступит в противоречие с законом. Другими словами, этот мультфильм напрямую воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это совпадение и прокол создателей, но если учесть, что такое поведение можно найти в подавляющем большинстве этих мультфильмов, и, глядя на социально-психологическую модель, которая лежит в основе каждого американского мультфильма, этот контент естественно воспринимается.

Эти мультфильмы показывают нормальное поведение человека, пытающегося удовлетворить свои сугубо личные стремления. Как правило, стремление к единоличному лидерству и превосходству над другими. Если превосходство находится на переднем плане, то социальное принятие такого превосходства находится на заднем плане.

Отсюда и частое появление в качестве героического поведения - совершенно антисоциальное поведение персонажей. После анализа некоторых особенно популярных американских мультфильмов. Во всем есть что-то, что содержит искренне антисоциальный контент, но преподносится как совершенно нормальное и приемлемое. По словам зарубежного психолога X. Би, демонстрация такого поведения в мультфильмах приводит к «сублимации антисоциальных тенденций личности».

Это мультипроизводство откровенно учит конкурентному поведению - достигать превосходства над другими и превосходства любым способом и в любой форме.

Герои мультфильмов получают смертельные удары по голове различными предметами, но они всегда продолжают вести себя как совершенно здоровые. В связи с этим случаи убийства животных маленькими детьми стали очень частыми в Америке. Эти дети изо всех сил бьют своих питомцев молотками и другими тяжелыми предметами, а затем задаются вопросом, почему их любимые питомцы после такого обращения не ведут себя как герои мультфильмов.

В американских мультфильмах, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представлено как «героическое развлечение». Например, сериал «Черный плащ». Но чаще всего в этих мультфильмах описывается не все, а творческая деятельность. Все в этих мультфильмах веселятся. Веселятся разными способами и методами. Это даже случается, чтобы убить кого-то. В этих западных мультфильмах никогда не бывает коллектива. Все отношения между героями мультфильмов, как правило, конкурентны. Изредка как-то необязательно - дружелюбно. Эти мультфильмы всегда показывают поведение и образ жизни заядлого индивидуалиста, живущего во враждебной социальной среде.

В сюжетно - ролевых играх дошкольники часто подражают своим любимым персонажам. В процессе подражания и идентификации они ассимилируют социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентации, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого исполняет ребенок, ставя себя на его место.

Но игра персонажей будет стереотипной, ребенок будет копировать жесты, поведение персонажа, и в игре не будет ни креативности, ни развития, а сам ребенок будет подвергаться риску копирования биомеханических структур. Из-за традиционного подражания, неправильного мышления, развивается образ, что способствует конфликту с родителями.

Есть много критериев для сравнения влияния старых советских мультфильмов с американскими. Речь идет о межсексуальных отношениях и множестве изображений, персонажей и сюжетов. Можно много спорить и обсуждать эту тему. Но факт остается фактом. Есть несколько мультфильмов, которые, несмотря на длительный период производства, очень популярны среди современного поколения. Это «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Кот Леопольд», «Простоквашино», «Чебурашка», «Бременские музыканты», «Приключения Незнайки» и многие другие. Кроме того, некоторые мультфильмы Диснея также полезны, если родители общаются с ребенком во время просмотра, объясняя, что хорошо, а что плохо. Сейчас немногие родители могут признать, что они не видели все выпуски «Маши и Медведя». Ребенок наблюдает за реакцией родителей и принимает все как должное. Влияние мультфильмов на ребенка вдвое сильнее, если этот эффект ранее проявлялся у взрослых. Ребенок уверен: если мама и папа проводят больше времени у телевизора и у компьютера, а не за книгой, значит, так и надо. Поэтому родители удивляются, что невозможно ребенка усадить за книгу. И что удивительного, если не наблюдал дома такую картину, как читающие мама или папа?

Негативное влияние мультфильмов на детей можно смягчить или полностью устранить, если вы проводите больше времени с ребенком на прогулке, читаете с ним книги, задаете вопросы, считаете различные предметы, ухаживаете за домашними животными, рисуете, учите стихи, посещаете Зоопарк и разрешаете играть во дворе со сверстниками и не превращаете его в домашнее растение, способное воспринимать только виртуальный мир.

Поэтому дошкольное детство - это не только очень динамичный период развития внимания, мышления, памяти, восприятия, речи, но и период накопления сенсорных стандартов в мозге. Усваивая фальшивые, нарисованные образы, ребенок теряет возможность строить правильные представления о реальности. Необходимо регулировать частоту того, как дети дошкольного возраста смотрят различные западные и отечественные мультфильмы, поскольку они являются важными факторами развития личности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны, они яркие, эффектные, творческие, простые, сдержанные и доступные для детей. Они формируют свои основные идеи добра и зла, эталоны хорошего и плохого поведения. По сравнению со своими любимыми героями дошкольники имеют возможность учиться воспринимать себя позитивно, справляться со своими страхами и трудностями и уважать других. События, происходящие в мультфильме, позволяют обучать детей: повышать его осознанность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

С другой стороны, иностранные мультфильмы, в основном американские, сейчас особенно популярны. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, существует большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этой разницей скрываются глубокие различия в картине мира. Советские мультфильмы отражают правильную картину мира для ребенка. В основном это православие, потому что зло в этом образе мира не вечно, а вечно - добро. И в этом привлекательном образе мира есть негативный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В иностранных мультфильмах мир, на фоне которого происходят мультипликационные события, безнадежно мрачен. А зло, как правило, физически уничтожается. Но именно в детстве формируются основные качества личности, которые ребенок затем использует в жизни.

Целью данного исследования было выявить влияние мультфильмов на личность дошкольников.

В ходе исследования были получены результаты, которые показали, что не все мультфильмы безвредны для психики дошкольников.

Используемые мультфильмы: русские - «Котенок по имени Гав», «Кот Леопольд», «Винни-Пух», «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики», «Птичка Тари», «Самый большой друг». Выбор этих мультфильмов обусловлен тем, что в них нет сцен насилия, аморального поведения, а также формируются моральные ценности.

Выбор иностранных мультфильмов был более сложным. В ходе исследования была дана психологическая характеристика дошкольника, изучено восприятие телевизионной продукции детьми на разных этапах развития; анализируется психологическое содержание отечественных и зарубежных мультфильмов и их влияние на психику ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - № 6. – 89 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2007.- 155 с.

3. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в началь ной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.- 125 с.

4. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. - М.: Чистые пруды. - 2007. – 32 с.

5. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2008. – 416 с.

6. Безруких М.М.: Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Академия, 2008.- 260 с.

7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.- М.: Академия, 2008. – 192 с.

8. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2007. – 768 с.

9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж, 2008.- 558 с.

10. Божович Л.И.: Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009.- 340 с.

11. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 2008. – 1445 с.

12. Борьба идей на мировом: сборник. -М.: Знание, 2008. – 144 с.

13. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. - М.: Просвещение, - 2006. – 144 с.

14. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2008. – 624 с.

Приложение А

Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на развитие личности ребёнка дошкольного возраста».

Трудно представить жизнь современных дошкольников без просмотра мультфильмов, ребенка заинтересовывают яркие краски, и он может смотреть часами телевизор. Даже самый активный непоседа способен подолгу сидеть перед экраном телевизора, просматривая любимые мультфильмы, и родителей это устраивает, потому что пока ребёнок спокойно сидит, мама может заняться своими делами.

Безусловно, мультфильмы могут нести в себе и вред, и пользу для малыша. Но что именно он в итоге получит от просматривания таких видеороликов, почти целиком зависит от родителей, особенно когда речь идет о самых маленьких телезрителях.

  1. Нельзя говорить, что мультики вредны. Они могут оказывать мощное положительное влияние на ребенка. При правильно организованном режиме и осознанно подобранном репертуаре мультфильмы способны стать мощным элементом воспитания и развития малыша: В первую очередь это просто интересно и занимательно, и хороший добрый мультфильм может стать неплохим способом проведения досуга малыша.
  2. Далеко не всегда родители уделяют достаточно времени общению с малышом, и он нередко черпает новые слова и сразу же пытается понять их значение из мультиков. Даже детки постарше частенько узнают из мультфильмов новые и неизвестные некоторым взрослым (не то, чтобы детям) термины и факты. 
  3. Разнообразные герои, занимательные сюжеты и места их происшествий расширяют кругозор и знания ребенка. Из мультфильмов он может узнать много нового и интересного, что пригодится ему не только в школе, но и в личной жизни.
  4. Мультфильмы могут стать способом коммуникации с другими детьми, ведь им всегда будет что обсудить, если вкусы детей совпадут.
  5. Просматривая мультики, ребенок невольно становится виртуальным соучастником описываемых событий, примеряет на себя разные социальные роли, дает оценку главным героям и их поступкам.
  6. Мультфильмы заставляют думать, искать следственно-причинные связи, делать логические выводы и даже фантазировать, додумывать.
  7. Можно даже сказать, что малыш получает определенный жизненный опыт из мультиков: он узнает, что дорогу можно переходить только в безопасных специальных местах, что играть с огнем нельзя, что обижать других — некрасиво, а помогать взрослым и заботиться о слабых — хорошо и благородно. 

Порой телесеанс способен успокоить, угомонить разбушевавшегося ребенка, переключить его внимание, отвлечь.

Мы плавно перешли к тому, что мультфильмы могут быть не только полезными. Вероятный вред можно условно разделить на физиологический и эмоционально-психический.

Что касается физического здоровья ребенка, то на первый план выходит нагрузка на глаза и позвоночник. Если ребенок смотрит телевизор очень долго, очень близко, и особенно если качество изображения при этом плохое, то не просто сильно устают глаза, но также портится зрение. Есть мнение, что детям до 3 лет лучше смотреть черно-белое видео, которое не так сильно напрягает глаз. Нужно следить за громкостью звука, чтобы она не превышала нормы. Между прочим, иногда в детских передачах и мультфильмах звучат прямые призывы сделать звук погромче или сесть поближе к экрану: все это должны контролировать родители, а страшим детям можно объяснить, чего делать ни в коем случае не следует.

Неудобные, нефизиологические позы могут приводить к искривлению позвоночника, нарушению плечевых суставов и прочим заболеваниям. Головные боли, усталость, повышенная раздражительность и возбудимость тоже могут быть следствием длительных просмотров мультиков. Помимо этого, ребенок черпает из них не только хорошие воспитательные качества, но и плохие: агрессию, ненависть, зависть, корыстолюбие, ощущение безнаказанности и прочие. 

Психологи говорят, что некоторые мультфильмы способны не только нарушить или замедлить, но даже остановить детское развитие. И это касается в равной степени как содержания, таки графики/анимации. Зрительные образы воздействуют очень сильно.

Самое главное это - содержание просмотренных мультфильмов. Перед тем как мама хочет показать ребёнку мультфильм, она должна ознакомиться с содержанием, исключить сцен насилия, порнографии, убийства и т. д. Ребёнок должен смотреть мультфильмы, в которых есть смысл, в которых добро побеждает зло. Среди современных мультфильмов встречаются хорошие. Просто надо уметь отделять и показывать только нужное для вашего ребёнка. Родителям необходимо помочь отделить малыша от картинки, потом что он может принять происходящее в мультфильме реальностью и не различать грани. Вам необходимо объяснить, что всё, что ты видишь на экране -это сказка.

Для того что бы мультфильм стал полезным для вашего ребёнка по ходу просмотра его надо комментировать(подсказать ребёнку хороший поступок совершил герой или нет и т. д., включать специально разработанные обучающие фильмы (учим счёт, азбуку и т. д.).

Задавайте вопросы ребёнку после просмотра фильма (Кого ты видел на экране? Это хороший мультфильм? И т. д.) это позволит вашему малышу тренировать память.

Можно предложить ребёнку после просмотра нарисовать или слепить любимого героя это отвлечёт его от дальнейшего просмотра.

Многие мамы задаются вопросом, какие мультики включить ребенку. Выбрать очень непросто, поэтому они обращаются за советами к более опытным родителям. Но здесь практически все зависит именно от вашего малыша: его интересов, мировоззрения, а также обязательно — от возраста. Что нравится и подходит одним деткам, то может оказаться недопустимым для других. Вы должны выбрать любимые детские видео вместе.

В любом случае от живого общения родителей с ребёнком, его развитие будет успешнее и правильнее.

Любите своих детей и уделяйте как можно больше им своего времени и они обязательно осветят взаимной любовью