Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольника

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В XXI веке мультфильмы – одна из самых доступных, любимая детьми и поистине массовая наглядная форма получения информация для детей разного возраста. Мультипликационные фильмы тесно связаны с литературой для детей, с книгами, которые зачастую наполнены замечательными иллюстрациями и фотографиями. Под влиянием целенаправленного обучения после просмотра мультфильмов у детей повышается заинтересованность к героям, создается положительный эмоциональный настрой на творчество. Исходя из этого, можно предположить, что мультипликационные фильмы – это современное наглядное средство обучения, которое способствует развитию умственных способностей детей, а также стимулирует их к творческой деятельности.

В наше время внимание ученых и практиков обращается на поиски инновационных педагогических систем воспитания и развития ребенка уже с дошкольного детства, большое внимание уделяется разработке новых методик развития фантазии, воображения, раскрытию творческого потенциала личности, таким средством воспитания и обучения дошкольников становится мультипликация. Посредством мультфильма дети могут приобщаться к социокультурным нормам общества, осознавать такие важные понятия, как мораль и нравственность, хорошие поступки, сочувствие и сопереживание.

Развитие личности ребенка всегда связано с теми идеалами и ценностями, которые демонстрируют ему взрослые. Рассказывая сказки об отважных богатырях, читая книги о великих подвигах наших предков, создавая образы романтического героизма, мы помогаем детям сформировать их внутреннее представление о настоящем человеке: смелом, добром, честном, волевом. Но если раньше эти задачи решали книги и истории, которые устно передавались от поколения к поколению, то сегодня эту функцию выполняет кинематограф. Что такое мультфильм для ребенка? Какие же они – современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они учат? Можно и стоит ли смотреть все мультфильмы без ограничения? Все ли дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации? По данным социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок – дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. По данным ЮНЕСКО, дети 3–6 лет смотрят мультфильмы в среднем 3–4 часа в день, что составляет 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми; время, затраченное на игры.

Тема нашего исследования является актуальной и важной: в данной работе мы хотим разобраться, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и зарубежного производства на здоровье, настроение и сознание детей; узнать, какие мультфильмы принесут им пользу, а какие нет.

В ряде трудов изучено влияние мультфильмов на нравственное поведение детей (О.В. Куниченко) [20]; на формирование зрительной культуры в процессе просмотра мультипликационных фильмов (Е.А. Тупичкина [33], Н.В. Олейник [29]), в ряде статей обращается внимание на развитие лексикограмматических средств языка и связного высказывания (А.А. Гуськова) [12]. Мультипликация влияет на развитие изобразительного творчества у старших дошкольников (на это указывает Ж.В. Мацкевич [25] и др. исследователи).

Цель исследования: анализ влияния мультфильмов на детей и последствия этого влияния.

Гипотеза исследования: мультфильмы зарубежного и отечественного производства не всегда положительно влияют на здоровье, психику и сознание детей дошкольного возраста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- выяснить роль мультипликационных фильмов в воспитании детей;

- сравнить, чему учат отечественные и зарубежные мультфильмы; сравнить популярность российских и зарубежных мультипликационных фильмов;

- провести анкетирование дошкольников (5–7 лет) и их родителей с целью выявить наиболее предпочитаемые мультфильмы и любимых героев и;

- проанализировать результаты исследований; ответить на вопрос, являются ли современные мультфильмы средством воспитания или служат технологии манипулирования в воспитании детей.

Объект исследования: воспитанники старших и подготовительных групп детского сада (5–7 лет), их родители.

Предмет исследования: влияние мультфильмов российского и иностранного производства на детей.

Методологические основы работы: исследования отечественных ученых И. Медведевой [26], Е. Глушковой [13], В. Абраменковой [1], А. Богатыревой [7], А. Лалетиной [24] и др.

Методы, используемые при исследовании:

1. Изучение научной литературы и публикаций в интернете.

2. Эмпирические: наблюдение, опросы (интервью, анкетирование).

3. Просмотр мультфильмов.

4. Анкетирование дошкольников и их родителей.

5. Анализ полученных результатов.

Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям и учителям.

База исследования: МБОУ детский сад № 16 с. Мариинское Ульчского муниципального района Хабаровского края.

Структурно работа состоит из введения, трех глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Мультфильмы в век информационных технологий и их влияние на здоровье детей

Мультипликация (от лат. multiplication – умножение) или анимация (от лат. «anima» – душа, одушевление) – искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране рисованных, живописных или объемно-кукольных образов [32].

Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа–среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем–то вроде игрушки. Для детей в дошкольном возрасте одним из средств воспитания являются мультфильмы. Многие ученые считают, что мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Это подчеркивают А.Ф. Бурухина [8], Е.А. Гаваза [8], А.Ф. Лалетина [24]. Анализ ряда психолого–педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова [9], Г.Н. Козак [23], С.М. Эйзенштейн [36], М.И. Яновский [38]), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн [28], И.П. Иванов [16]) позволяют утверждать: мультфильм – это один из уникальнейших инструментов воздействия на ребенка благодаря своим характеристикам.

По прогнозам других ученых, манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным психологов — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

В исследовании Е.О. Смирновой и соавторов сравниваются особенности восприятия детьми 5-6 лет двух мультфильмов – соответствующего возрасту детей (мультфильм «Варежка») и не соответствующего (мультфильм «Бен 10») [31]. Проведенные эксперименты были направлены на выявление особенностей понимания детьми мультфильма, идентификации с героями, а также возможность творческого развития сюжета. Результаты исследования показали, что мультфильм, который соответствует возрасту ребенка, способствует адекватному пониманию его содержания. После просмотра такого мультфильма ребенок не только узнает и сопереживает героям, но и способен самостоятельно развить историю, вложить в нее собственное уникальное содержание. Адекватный возрасту мультфильм стимулирует субъектную идентификацию с его героем, таким образом, усиливается самоощущение ребенка, что в свою очередь способствует развитию его сознания и самосознания.

Так, переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.

Однозначного ответа у науки на вопрос: чего больше от мультипликационных фильмов: вреда или пользы? – сегодня нет. Большинство психологов утверждает, что далеко не все мультфильмы полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, оказывают негативное влияние на развитие и психику ребенка. Как уже говорилось ранее, они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства. В чем это проявляется? Раньше мультфильмы были короткими, длились по 10–15 минут. Это тот период времени, в котором маленькие дети могут удерживать концентрацию своего внимания и воспринимать информацию. Дальше наступает переутомление.

В возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов. Ученые подтверждают факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов мультиндустрии. Малыши полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание только на мультфильме, при этом даже не двигаются. В будущем у таких деток появятся проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже с лишним весом. В развитии такие дети могут отставать от сверстников.

Для тех детей, которым уже есть три года нужно выделять определенное время для просмотра мультфильмов и ежедневно придерживаться его. При этом не стоит отводить время непосредственно перед сном: после просмотра мультфильма психика ребенка возбуждается и могут возникать проблемы со сном и с засыпанием. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии. Громкое звуковое сопровождение, резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность.

В современных мультфильмах освещается много новых социальных тенденций, которых раньше не было. Одна из них – трансляция нестандартных примеров полоролевого поведения. Многие современные мультфильмы показывают мужественных женщин, которые носят мужскую одежду, проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу, и наоборот. В дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен может оказывать негативное влияние на поведение ребенка.

Еще одна немаловажная проблема – это употребление жаргонных, нецензурных выражений. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультфильмах порой проскакивают такие выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультипликация показывает, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться [35].

Оказывается, что просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования российских ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша.

Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что просмотр телевизионных передач отвлекает родителей от общения с их детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.

Д. Гербнер и Л. Гросс приписывали мультипликационным фильмам, как и в общем телевидению, уникальную способность изменять фундаментальные представления о природе социальной реальности [14]. Оно обладает этим свойством благодаря тому, что не только отражает status quo, но и многократно преувеличивает существующие тенденции, телевизионные образы кажутся реальными.

Альберт Бандура высказал идею, что телевидение способно соперничать с родителями и учителями в качестве источника ролевых моделей для подражания. Исследования показали, что средства массовой информации важны в гендерно-ролевой социализации, а анализ информации, поступающей к нам по телевизионным каналам, продемонстрировал, что телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин [10]. Замечено, что у детей, которые проводят много времени перед телевизором, хуже развито воображение. Готовые истории мультфильмов не поощряют малыша фантазировать. При этом, если телевизор выключить, такие дети просто не могут придумать, чем им заняться. Так возникает мультипликационная зависимость.

Все чаще встречается «мультипликационное опустошение», когда после длительного просмотра в поведении ребѐнка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса. Опасным явлением становится мультипликационная агрессия, когда после просмотра мультфильма резко увеличивается количество эпизодов агрессивного поведения детей.

Все эти симптомы являются следствием пренебрежительного отношения родителей к возрастным особенностям детей и отсутствие возрастной психологической экспертизы мультипликационных фильмов.

Постоянно меняющиеся картинки на экране телевизора настолько притягивают малыша, что ему становится неинтересным и скучным то, что происходит вокруг него в реальной жизни. Поток информации, идущий с экрана, во много раз превышает возможность ребенка воспринимать его и самостоятельно перерабатывать. Он выхватывает то одно, то другое и не может установить связь между изображением и услышанным текстом, из–за чего его мозг начинает мыслить отрывочно.

Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что раннее приобщение малыша к просмотру телевизионных передач отрицательно влияет на развитие ребенка, значительно понижает его любознательность и делает его пассивным. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее осознавать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве. Специалистами был выявлен безопасный минимум просмотра мультфильмов для дошкольников, он не должен превышать 20–30 минут в день, при этом его лучше разбить на 2–3 сеанса.

1.2 Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей

Рассматривая мультфильмы как культурное явление, можно сказать, что все они, имеют свои особенности и характеристики, формирующиеся в зависимости от менталитета.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Главными из этих добродетелей считаются благоразумие, доброжелательность, мужество, честь, справедливость, честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Углубление понятия поведение в психологии привело к его пониманию не просто ответной реакции организма на стимул, а сложного взаимодействия человека с окружающей действительностью.

Согласно Л.С. Выготскому, сознание, как внутренне незримый, невидимый для человека феномен находит своѐ реальное объективное воплощение в поведении, а само поведение опосредуется культурными орудиями и знаками. Ученый подчеркивает, что моральное поведение, как и любое другое, зарождается на основе природных, инстинктивных реакций и формируется под влиянием социальной среды [5]. Вслед за Выготским в своем исследовании мы считаем, что в своей основе поведение имеет природные предпосылки, но носит социально обусловленный характер. То есть в поведении имеют место быть инстинктивные желания и влечения, спонтанные проявления, носящие непроизвольный и малоосознанный характер. Все это определяет столь широчайший диапазон поведения человека, начиная от реакций, следования инстинктивным влечениям и потребностям, заканчивая осознанными, произвольными действиями и поступками.

Согласно Б.С. Братусю, вхождение психологии в этику предполагает наличие общего предмета, принадлежащего как к области психологии, так и к области этики [6]. Подобным предметом, согласно автору, выступает отношение человека к другому. Основываясь на этом положении, мы предполагаем, что поведение человека отражает его отношение к окружающей действительности, предметному миру, другим людям.

Направленность поведения человека на других людей в своих трудах подчеркивала Е.В. Шорохова [35]. Деятельность выступает как субъект-объектное взаимодействие человека с внешним миром, в то время как поведение выступает как субъект-субъектное взаимодействие с социальной средой.

Подтверждение этой мысли мы находим в трудах С.Л. Рубинштейна, который раскрывает понятие поведение через его «единицу измерения» - поступки. По определению ученого поступок представляет собой «… не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали» [30]. На основании вышеизложенного, отметим, что основу поведения составляет отношение к другому.

Могут ли влиять мультфильмы на нравственность детей?

А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина лучшими мультфильмами для нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста считают маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий моральный смысл [2]. Причем многие мультипликационные фильмы не просто показывают положительных персонажей, но и закладывают программу воспитания в себе нравственных качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро ближним. Многие мультфильмы учат ребенка любить труд, помогать родителям, друзьям, ведь тот, кто трудится, всегда живет в достатке и уважении окружающих. При отборе мультфильма обращается особое внимание на содержание, соответствующее возрасту детей, простое и понятное для восприятия, с героями, говорящими на красивом литературном языке – то есть с высоким уровнем речевой культуры, явно, характеризуемыми поступками, которые можно использовать в качестве понятного примера или антипримера.

Необходимо помнить о том, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста главный герой мультипликационного фильма – безусловно, положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как хорошего, положительного, и еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Потому все поступки, которые совершает любимый герой, ребенок воспринимает как должное – то есть как эталонно–нравственное.

Существенный вклад в изучение данной проблемы внесла О.В. Куниченко, которая изучает специфику влияния мультфильмов на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста, что позволило ей выделить шесть ситуаций, оптимально помогающих детям понимать и воспринимать нравственные эталоны, заложенные в мультипликации [21]:

- первая ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания, происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия нравственных понятий;

- вторая ситуация выделения нравственного содержания мультипликационного фильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев;

- третья ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение морального переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям;

– четвертая ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о затрагивающих детские чувства нравственных проблемах;

– пятая ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах персонажей мультфильма, аналогичные и созвучные событиям из собственного нравственного опыта;

– шестая ситуация переноса нравственных установок мультфильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте (развитие эмпатии), совместным с ним поиском морально приемлемого выхода из затруднительного положения.

Как видим из всего сказанного, мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей, в том числе дошкольного и младшего школьного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения.

Следует помнить, что в период формирования личности и развития нравственных качеств и привычек ребенок дошкольного и младшего школьного возраста впитывает все, как губка, поэтому необходимо постараться окружать ребенка добрыми, веселыми, нравственно развивающими мультфильмами, знакомящими детей с нравственными понятиями и моральными нормами в разных их проявлениях.

При этом задача педагогов заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку на каждом возрастном этапе, научиться осознавать свои нравственные впечатления, развить у него критическое отношение к увиденному. А это, в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе использования мультипликационных фильмов как эффективного средства нравственного воспитания, формирования у них нравственного сознания как необходимого условия дальнейшего становления их личности.

Как мы отмечали ранее, любая информация, которую несет мультфильм, окажет влияние на малыша, отразится на его речи, поведении, настроении, а в конечном итоге, понимании и восприятии окружающего мира. Таким образом, из всего перечисленного выше, мы поняли главное, что герои мультфильмов играют огромную роль в воспитании детей. Любимый персонаж для ребенка – главный авторитет (после родителей), своего рода пример для подражания, и как следствие мощное средство для воспитания!

Любимые герои показывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Они будоражат воображение ребенка, учат его сопереживать другим, учат справедливости. Мораль «хороших» мультфильмов такова, что даже плохой персонаж стал таким только потому, что с ним никто не дружил, никто его не любил.

Итак, говоря о воспитательной роли мультфильмов, можно подвести некоторые итоги:

1. В мультипликации ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие мультфильмы дают программу воспитания качеств настоящего человека. Они заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло.

2. В мультфильмах показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь ее. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. В них же показано, что если хорошо относиться к природе, то она угощает героев мультфильма вкусными фруктами, овощами и т.п.

3. Герои мультипликации учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.

4. Именно мультфильмы ненавязчиво и интересно расскажут о здоровом образе жизни, его пользе, познакомят с различными видами спорта, организуют ребенка на активную жизнь и отвлекут от хулиганства и бесполезного времяпровождения.

5. «Правильные» мультфильмы способствуют развитию мышления, речи, памяти, логики и внимания.

2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

2.1 Смысловое наполнение современных мультфильмов

Сюжеты многих современных мультфильмов, как российских, так и иностранных, часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд над преступником, любовно - эротическую составляющую.

Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке–3» смерть короля–жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка бьет льва. Король в «Шрек–2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек–3»). В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты–2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма.

Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Например, Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя? Мультфильм «Черепашки-ниндзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.).

Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками» («Мадагаскар») »валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек? » («Сезон охоты– 2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты–2»).

Но, кроме этого, в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты–2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

В современных мультфильмах иностранного производства наблюдается переизбыток агрессии и насилия. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийств. Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Кроме того, плохие поступки героев остаются безнаказанными. Нет четкости между добром и злом. Даже положительные герои могут совершать плохие поступки ради благих целей.

Кроме того, мультфильмы способствуют неверному формированию образа матери и материнства. Женщины наделены мужскими чертами внешности и характера и наоборот: мужчины показаны женоподобными, либо бесполыми.

Современные мультфильмы, как отечественные, так и зарубежные - это коммерческий продукт, созданный без учета нюансов развития детской психологии, но при учете нюансов, позволяющих сделать ребенка потребителем мультфильма. Поэтому образы главных героев и сюжеты могут давать детям нежелательные установки и представления, все - лишь для того, чтобы вытянуть у людей деньги [8].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы подошли к пониманию того, что большинство современных мультфильмов содержат, чаще всего, антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания. Современные мультфильмы не отличаются строгой моралью.

2.2 Смысловое наполнение советских мультфильмов

Чтобы быть объективными в своих суждениях и выводах, мы проанализировали наполнение советской мультипликации. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Основная особенность советских мультипликационных фильмов заключается в том, что они построены на сюжете взаимодействия личности и коллектива, личности и общества.

В каждой стране, конечно, существуют свои эталоны культуры поведения, в соответствии с которыми строится воспитание детей в период взросления. Мультфильмы в той или иной степени отражают формы поведения, которые дети перенимают. Они учатся тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели.

Многие советские мультфильмы дают примеры воспитания качеств настоящего Человека. Они побуждают ребѐнка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В советских мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить встать на добрый путь.

В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач были отобраны соответствующие мультфильмы, представленные в Приложении А.

В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя, поэтому способствует речевому развитию. Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Советские мультфильмы более понятны дошкольнику и младшему школьнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности; способствуют развитию мышления.

Таким образом, мы пришли к выводу: советские мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который следует целенаправленно использовать для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Далее рассмотрим плюсы и минусы воздействия мультфильмов на детей.

Итак, пришло время еще раз оценить положительные и отрицательные стороны мультипликации. Мы пришли к пониманию, что ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов как из кубиков он строит свою модель мира - свое мировоззрение.

Мы изучили принципиальные отличия советских, российских и зарубежных мультфильмов по 6 критериям: цвет, герои мультфильмов, сюжеты, речь героев, музыка, проблема добра и зла. В ходе исследования мы выяснили, что современная мультипликация, независимо от страны происхождения, красочная, действия происходят очень быстро, а советская мультипликация не яркая, содержание спокойное.

Психологами подсчитано, что в современных мультфильмах за 20 минут сменяются 165 эпизодов, 70 тем, 30 видов деятельности, один эпизод в среднем длится 3–4 секунды. Ни один взрослый не сможет представить ребенку за 20 минут 165 предметов и 30 действий. Этой возможностью обладает только телевидение. Кроме того, на протяжении фильма детям предоставлено 40–50 музыкальных тем для прослушивания. Все это привлекает современных детей к просмотру мультсериалов. Результаты исследования по сравнению мультфильмов представлены в Приложении Б..

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, какие плюсы и минусы для развития ребенка мы увидели от просмотра различных мультипликационных фильмов:

Плюсы:

1. Ребенок получает много новой информации. В мультфильмах действительно содержится просто огромное количество всевозможных интересных и познавательных вещей. Просматривая мультфильмы, дети побывают в фантастических местах, познакомятся с волшебными созданиями и узнают многое об окружающем мире.

2. Минуты тишины для родителей (дети дошкольного возраста, первоклассники). Если ребенок слишком активный, то просмотр интересного мультфильма может унять его хотя бы на полчаса–час. За это время родители могут отдохнуть в тишине и посвятить немного времени себе.

3. Начало знакомства с культурой. Именно с мультфильмов начинается развитие культурного человека, который ценит и любит хорошее кино.

Минусы:

1. Вредное влияние на здоровье: долгое сидение перед телевизором или компьютером может привести к определенным проблемам –портится зрение, слух, нарушается осанка.

2. Пассивное восприятие информации. Мультфильмы проигрывают по сравнению с книгами, потому что при просмотре ребенок не прилагает усилий, чтобы воспринять информацию, все происходит пассивно. В итоге это приводит к отсутствию фантазии, абстрактного мышления и т.д.

Результаты данного исследования показали, что просмотр российских и западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым.

Советские мультфильмы – умные, мудрые. Они учат малышей добру и справедливости, но для современных детей они являются скучными.

3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

3.1 Организация исследования

С целью изучения влияния мультипликации на развитие детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в МБОУ детский сад № 16 с. Мариинское Ульчского муниципального района Хабаровского края. Объектом исследования являлась 30 детей старшего дошкольного (5–7 лет) и их родители.

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Подготовительный этап (сентябрь 2019 года). Данный этап включал определение цели и задач, предмета и объекта, гипотезы исследования. В этот период нами был проведен анализ и обобщение данных научно–методической литературы по проблеме исследования. Также осуществлялось определение базы исследования, подбор, разработка и адаптация диагностического материала.

2. Основной этап (октябрь 2019 года - февраль 2020 года). На данном этапе было проведено исследование посредством методов наблюдения и анкетирования. Отсмотрено более 100 мультипликационных фильмов, из них 62% зарубежных и 38% российских и советских.

3. Заключительный этап (март 2020 года): были обработаны результаты исследования, сделаны выводы.

Нами был проведено исследование, целью которого являлась первичная диагностика уровня развития восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста на материале сюжетов отечественных и американских мультфильмов. В начале исследования нам было интересно узнать, какие же все-таки мультфильмы предпочитают нынешние воспитанники детских садов, а также как относятся к подбору мультфильмов современные родители. С целью изучения данного вопроса мы разработали 2 анкеты: для детей (Приложение В) и родителей (Приложение Г).

Для просмотра и анализа мы не выбирали специально какие-либо мультфильмы: нам их назвали сами дети и родители, участвующие в исследовании (Приложение Д).

3.2 Интерпретация результатов исследования

Первым открытием, удивившим нас, стал тот факт, что не все дети любят мультфильмы. Любят – 71 % опрошенных, категорически не любят их – 6%, не очень любят– 23% респондентов. Только одна девочка ответила, что она просто ненавидит мультфильмы.

На вопрос «Как часто ты смотришь мультфильмы?» маленькие респонденты ответили: каждый день – 41 %, это те дети, которые подвержены риску в состоянии здоровья и психологической зависимости, также гиперактивности и снижению всех психических функций, иногда – 29 %, только по выходным смотрят 13 %, очень редко – 17%.

Следующий вопрос звучал так: Когда ты предпочитаешь смотреть мультфильмы? Ответы были следующими: предпочитают смотреть утром – 51 %, в обед – 36 %, наибольшие показатели: вечером – 50 %, целый день – 20 % (Диаграмма 3.3). Целый день могли смотреть мультфильмы 20% или 5–я часть от участвующих в опросе. Это достаточно большой показатель, который также негативно влияет на развитие и здоровье детей.

Сравним данные показатели детей с ответами родителей: на вопрос: Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы? – родители ответили так: каждый день – 42%; когда захочет сам, нет определенного времени и дня – 54%; только в выходные – 4%.

Отвечая на вопрос «Сколько времени в режиме дня отводите на просмотр мультфильмов?», родители ответили следующим образом: только 12% родителей ограничивают время просмотра мультфильмов детьми. Некоторые родители смотрят мультфильмы вместе с детьми – 39%. Обсуждают с детьми просмотренные мультфильмы постоянно – 29% родителей; 62% родителей – от случая к случаю; 10% родителей – никогда не обсуждают. Дети, которые бесконтрольно смотрят мультфильмы, с которыми родители не обсуждают их, попадают в группу риска, о чем мы рассказывали ранее. На вопрос: Какие мультфильмы ты смотришь: или зарубежные (иностранные)? мы получили следующие результаты: российские мультфильмы – 26%, иностранные – 10%, разные – 64%. При этом стоит отметить, что ответы родителей и детей несколько отличаются (Приложение Е). Например, родители считают, что ребенок любит смотреть мультфильм «Маша и медведь», а ребенок отвечает, что предпочитает «Винкс».

Радует, что среди большого количества мультфильмов единично встречаются мультфильмы советского производства, такие, как «Паровозик из Ромашково», «Домовенок Кузя», «Тайна третьей планеты».

В данных, с которыми мы познакомились, предпочтение в просмотре отдано иностранным мультсериалам, в нашем исследовании первые места у российских мультфильмов. Изучая вопрос о том, где предпочитают смотреть мультипликационные фильмы наши респонденты, мы узнали, что больше всего это происходит дома, выбирают телевизор – 77%, на компьютере, планшете, телефоне – 39 %, в кинотеатре – 22 %. Выбирая любимые мультфильмы, дети руководствуются внешними признаками: яркостью, быстрой сменой сюжета, активностью главных героев. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали «Черепашек–ниндзя», «Трансформеры» и «Щенячий Патруль». Из этого следует, что мальчики предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями. Девочки выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев фей из мультфильма «Винкс», объясняя это тем, что, они красивые, веселые и добрые, спасают мир. Среди мальчиков и девочек были названы наиболее популярные мультипликационные сериалы: «Фиксики», «Смешарики», «Лунтик» (Данные представлены в Приложении Ж).

Если ребенку интересны какие–то мультфильмы, он может смотреть их бесконечно. Объясняя, почему они смотрят именно их (несколько вариантов выбора), дети дали такие ответы: интересные – 60%, смешные – 41 %, красивые 24%, хорошие – 19 %, учат добру/добрые – 35%.

Мультфильмы заставляют смеяться, что запускает выработку гормонов удовольствия, именно поэтому, на уровне физиологии, хочется смотреть еще и еще! Чтобы смотреть мультфильмы, не требуется никаких усилий. Если сюжет захватывающий, то это также интересно ребенку.

На вопрос: Про кого или про что ты любишь смотреть мультфильмы?-получили такие результаты: наибольшее предпочтение – 44% отдано мультфильмам про людей, 36% опрошенных детей смотрят мультфильмы про зверей и птиц. То есть, то, что детям близко и понятно, про машины, трансформеров, роботов – 30%, про инопланетных существ – 23%, взрослые мультфильмы – 29%, не определились со своими интересами и смотрят всѐ подряд 25% опрошенных.

На вопрос «На кого из героев ты хочешь быть похож? » были получены следующие ответы:

- Ни на кого, хочу быть самим собой – 11%;

- Леди Баг – 17% (Красивая, умная, добрая, справедливая, смелая, отважная);

- Черепашки-ниндзя – 15% (Крутые, классные, умеют драться (сражаться);

- Оптимус Прайм–трансформер – 14% (Отважный, смелый, ловкий, супермен);

- Феи Винкс (Флора, Блум, 26Муза) – 10% (Красивые, смелые, отважные, защищают добро);

- Три богатыря – 10% (Смелые, спасают мир, борются со злом, добрые);

- Лунтик – 10% (Смешной, добрый);

- Человек–паук – 9% (Смелый, супермен, борется со злом, умеет летать и прыгать);

- Фиксики – 9% (Умные, много знают и умеют).

Дети, выбирая любимых героев, хотят быть наделенными дополнительными силами, чтобы спасть мир, что в некоторой степени говорит об отвлеченности малышей от реального мира. Чаще всего игрушки – герои мультфильмов имеются у детей дошкольного возраста и первоклассников. К 3–4 классу игрушки переезжают «жить» к младшим братьям и сестрам.

Как показал опрос, результаты которого представлены в таблице 6, больше всего игрушечных Лунтиков живет в семьях наших респондентов, второе место занимает Маша из мультфильма «Маша и медведь» Приложение З. Игра – это очень ответственный труд, обучающий и развивающий мышление ребенка. Игрушки всегда были и будут необходимы нашим детям, они развивают их, воспитывают, заставляют думать и осмыслить окружающий мир. Игрушки в виде персонажей мультипликационных героев являются наиболее продаваемой продукцией во всем мире. Наблюдения за игрой детей после просмотров мультфильмов в течение недели показали, что малыши часто обращаются к мультипликационной тематике. Большинство из них (78 %) в своих играх, после просмотра мультфильма, демонстрировали следующее:

– повторение жестов и движений персонажей;

–эмоциональное восприятие действий героев (дети реагировали на смех, слезы, улыбку, т.е. типичные действия, наблюдаемые в течение жизни);

– по окончанию мультфильма, многие дети продолжали повторять фразы–насмешки над персонажем;

– говорили от имени героя (подражая голосом и манерами);

– переодевались в него (человек–паук, робот, Золушка);

– обозначали роль изменением прически (длинные волосы заплетали как у Рапунцель);

– брали атрибуты мультипликационных ролей (щит, меч, каску, шляпу).

Подражая любимым героям мультфильмов, дети воспроизводят игры, в которые играют эти персонажи – 47% опрошенных детей, 53% не играют в такие игры. Родители же считают, что 35% их детей подражают героям мультипликационных фильмов. 32% уверены, что дети не подражают героям. 32% родителей не замечают и не наблюдают за процессом игры своих детей.

Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть, что в целом родители знают и понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют этот процесс. Все дети, участвовавшие в исследовании, демонстрировали частое и активное использование кукол-персонажей мультфильмов в своих сюжетных играх. Мы можем констатировать, что просмотр мультфильма оказывает существенное влияние на содержание игр дошкольников и младших школьников, а также на выбор игрушек. Все дети берут роли персонажей, используют сюжеты, ролевую речь от имени героев, игрушки–персонажи для игры. По результатам анкетирования детей был получен перечень мультфильмов и их героев, которым они отдали предпочтения (Приложение И).

Лидирующие позиции в игре наших респондентов занимает Леди Баг, которой подражают как девочки, так и мальчики. Она обладает суперсилой, которой каждый из детей также хотел быть наделен. Лунтику хотели бы подражать потому, что он добрый. На серьезный вопрос: Каких героев мультфильмов ты любишь больше: добрых или злых? Почему? – получили такие результаты: добрые – 67%, злые – 13%, разные – 13% и не ответили на вопрос – 7% опрошенных. Родители, отвечая на вопрос: Какие герои нравятся вашему ребенку? – 52% – убеждены, что нравятся только положительные герои; 1% – отрицательные; 34% отметили, что разные герои нравятся их детям. На наш взгляд, важно обсудить с ребенком, почему ему нравится отрицательный герой. Может быть, малыш сам попал в такую ситуацию, как у любимого персонажа? Может быть, он так же не может завести друзей или испытывает сложности в общении? Один из вопросов анкеты звучал следующим образом: «Обсуждаешь ты просмотренные мультфильмы с кем–либо?». Ответы респондентов: только с мамой – 14%, только с папой – 5%, только с бабушкой – 4%, только с сестрой/братом – 11%, только с друзьями – 16%, со всеми близкими – 23%, большая часть опрошенных (28%) ни с кем не обсуждают. 28% ребятишек не обсуждают просмотренные фильмы ни с кем, а это почти третья часть опрошенных. Реже всех обсуждают их с папой (5%), со всеми близкими – 23%. Из анкет родителей мы узнали, что 10% родителей никогда не обсуждают просмотренные мультфильмы со своими детьми, 62% от случая к случаю и только 29% постоянно это делают. То есть взрослые занимают пассивную позицию в данном процессе, не оказывают существенного влияния на отбор и просмотр мультфильмов. После просмотра мультипликационных фильмов настроение у детей в основном разное –42%: и веселое, и грустное; 39% опрошенных после просмотра пребывают в веселом настроении; 16% –не замечают, какое оно; грустное – у 4% ответивших на вопросы. Рекомендации для родителей – Приложение К. Результаты исследования показали, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. В ходе эксперимента с детьми проводились беседы. Задавались вопросы: Маша положительный или отрицательный герой? Чему учит тот или иной мультфильм? Как зовут главных героев? и др. Дети 5–7 лет затрудняются точно ответить на поставленные вопросы. Вместе с тем, в ходе исследований подтверждена главная теория – детям нужно дозировано показывать мультфильмы и обязательно обсуждать, как и почему происходят действия в них, чтобы они выстраивали логические цепочки, а не обращали внимание только на внешние факторы. 89% респондентов – родителей в детстве с удовольствием смотрели мультфильмы. Любимым своим мультфильмом 56% считают советский мультфильм «Ну, погоди!», 21% называет в числе любимых мультфильмы про Простоквашино, 11% – «Винни Пуха». И все же родители склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Данные тенденции обусловлены недооценкой ими потенциальных возможностей мультфильма.

Поэтому указывая, какие положительные качества могут развивать мультфильмы, 11 % опрошенных родителей не ответили на вопрос. Те родители, кто ответил на данный вопрос, считают, что мультфильмы развивают у ребенка доброту и участие – 60%. 23% опрошенных считают, что хорошие мультфильмы способствуют развитию нравственного начала в детях: воспитывают культуру поведения, уважение к старшим, учат различать добро и зло, хорошее и плохое. 19% родителей уверены, что правильно подобранные мультфильмы, способствуют развитию познавательного интереса и любознательности. 87% родителей считают, что мультипликационные фильмы необходимы для всестороннего развития ребенка. Вместе с тем, родители считают, что если не контролировать просмотр мультфильмов, то они принесут вред и будут способствовать развитию отрицательных качеств ребенка, таких, как: агрессия, жестокость, насилие, грубость и гнев–24%; привьют плохие манеры и неверные поведенческие навыки–14%. От влияния «плохих» мультфильмов ограждают своих детей всего 8% родителей, регламентируя время просмотра и репертуар мультфильмов. Подбирая мультфильмы (мультсериалы) для своих детей, 58% родителей руководствуются смыслом, который заложен в том или ином мультфильме. 12% обращают внимание на зрелищность, 11% на популярность просматриваемого фильма. Как выяснилось из анкет, 23% родителей совершенно не задумываются над тем, что и как смотрит их ребенок.

Вывод. Таким образом, из ответов родителей и детей, мы узнали, что не всегда просмотр мультфильмов идет под контролем родителей и не всегда мультфильмы соответствуют возрасту детей, не соблюдаются нормы и время просмотра, а это создает проблемы в воспитании и вредит развитию и здоровью детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель исследования заключалась в анализе влияния мультфильмов на детей и последствия этого влияния.

Для достижения цели решены следующие задачи:

- выяснена роль мультипликационных фильмов в воспитании детей;

- проведено сравнение, чему учат отечественные и зарубежные мультфильмы; сравнение популярности российских и зарубежных мультипликационных фильмов;

- проведено анкетирование дошкольников (5–7 лет) с целью выявить наиболее предпочитаемые мультфильмы и любимых героев и их родителей;

- проанализированы результаты исследования; дан ответ на вопрос, являются ли современные мультфильмы средством воспитания или служат технологии манипулирования в воспитании детей.

В ходе исследования доказано, что мультфильмы как иностранного, так и российского производства, оказывают различное воздействие на здоровье, психику, сознание, на эмоциональное и нравственное состояние детей. Это зависит от возраста, времени просмотра, качества мультипликационного фильма. Мы выяснили, что дети, принявшие участие в исследовании, предпочитают смотреть как зарубежные, так и российские мультфильмы.

Также подтвержден тот факт, что мультипликация является мощным средством формирования личности ребенка. При ее воздействии наблюдаются как эффект социального научения, так и запоминание образцов поведения, ценностей, развитие познавательных процессов.

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что нельзя однозначно ответить на вопрос о манипулировании. Мы не изучили скрытые (глубинные) проблемы этого процесса и его последствия. Мы убеждены, что будущее каждого человека многовариантно, и сценарий, по которому будет идти жизнь, пишется до 7 лет и зависит в первую очередь, от мировоззрения ребенка, которое формируется в том числе, посредством мультфильмов.

Чтобы избежать негативного влияния мультфильмов на психику детей, важно выполнять следующие рекомендации специалистов:

1. Во–первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше трех лет.

2. Во–вторых, при выборе мультфильма родителям надо быть осторожнее, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов.

3. В–третьих, для нормального развития ребенка мультфильмы должны содержать следующую информацию: доброе, заботливое отношение к окружающему миру: животным, растениям, людям; четкое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения.

4. В–четвертых, никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. На ребенка нужно находить время, пусть его будет не так и много.

Если этого не происходит, не стоит удивляться тому, что дети стали шутить не очень к месту, смеяться истерически и начали бить, щипать остальных людей, подражая героем мультипликации, которых они обожают.

Считаем также, что гипотеза исследования о том, что мультфильмы зарубежного и отечественного производства не всегда положительно влияют на здоровье, психику и сознание детей дошкольного возраста, подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. М. : Восп. шк. 2016. 220 с.

2 Алешина И. Н. Об особенностях восприятия дошкольниками российских мультфильмов. / И. Н. Алешина, А.А. Андреева, Ю.Н. Тычинина // ВестникКРСУ. 2013. № 3. С. 14-16.

3 Баркан А. Ю. Плохие привычки хороших детей. М. : Издательство: Дрофа Плюс, 2017. 320 с.

4 Берн Ш. Гендерная психология. СПб. : Питер, 2016. 320 с.

5 Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Просвещение, 1987. 250 с.

6 Братусь Б. С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). - М. : Знание, 1985. 64 с.

7 Богатырева А. Понимание слов детьми трех-пяти лет. М. : Знание, 2018. 250 с. 

8 Бурухина А. Ф. Мультфильм в образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина, Е.А. Гаваза // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2018. № 10. С. 60-71.

9 Баженова Л. М. Мультфильм как произведение искусства. М. : Педагог, 2018. 360 с. 

10 Бондура А. Теория социального научения. М. : Знание, 2016. 405 с.

11 Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 761–764.

12 Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду. Работа по лексическим темам с детьми 5-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2017. 176 с.

13 Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. М. : Норма, 1989. 199 с.

14 Гербнер Д. Модель коммуникации. М. : Знание, 2015. 260 с.

15 Ермизина Е. В. Мультфильмы – дети: от контента к пониманию // Мир психологии. 2019. № 1. С. 25-28.

16 Иванов И.П. Методологические предпосылки концептуальных идей «Педагогики общей заботы». М. : Педагог, 2015. 450 с. 

17 Как смотреть мультфильмы и фильмы с ребёнком [Электронный ресурс] // Электронный журнал. 2018. № 1. http://faq-life.ru/kak-smotret-multfilmy-i-filmy-srebyonkom.html.

18 Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. М. : Изд. центр «Академия», 2016. 416 с.

19 Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 3. С. 36-38.

20 Куниченко О. В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5–7 лет // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 5. С. 33-36.

21 Куниченко О. В. Система работы педагога по нравственному воспитанию старших дошкольников на основе мультфильмов. М. : Перспектива, 2018. 360 с.

22 Коломинский Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1988. 190 с.

23 Козак Т. Н. Детская психология. М. : Норма, 2016. 220 с.

24 Лалетина А. Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс до и после. 2018. № 8. С. 82–87.

25 Мацкевич Ж. В. Искусство мультипликации и детское изобразительное. М. : Норма, 207. 415 с.

26 Медведева И. Дошкольники и мультфильмы. М. : Эврика, 2015. 264 с.

27 Назарова, Д. В. Творческая личность «за кадром»: трансформация и самореализация // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 391-392.

28 Норштейн Ю. Б. Для чего пишутся сказки? М. : Знание, 2016. 230 с.

29 Олейник Н. В. Практикум по психологии. М. : Эрудит, 2018. 330 с.

30 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер Ком, 1999. 720 с.

31 Смирнова Е. О. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 27–36.

32 Суворова Н. В. Мультипликация как способ влияния на формирование социокультурной идентичности ребенка // Молодой ученый. 2014. № 8. С. 740–742.

33 Тупичкина Е. А. Мультфильм: друг или враг?»: Решаем вместе с детьми и родителями / Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник // Детский сад от А до Я. 2012. № 5. С. 89 – 97.

34 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Портал актов РФ. URL: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf .

35 Шорохова Е. В. Проблемы психологии личности. М. : Норма, 2016. 400 с.

36 Эйзенштейн С. М. Психологические вопросы искусства. М. : Смысл, 2016. 335 с.

37 Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. М. : Издательство «Институт практической психологии. 1997. 142 с.

38 Яновский М. И. Самонаблюдение как метод психологии. М. : Норма, 2015. 266 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Советские мультфильмы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сравнительные критерии мультфильмов

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета для детей 5–7 лет

Мальчик_______/ Девочка________

На те вопросы, после которых проведены линеечки, нужно ответить письменно. Если тебе будет непонятно, как ответить, подними руку и спроси у учителя.

Надеемся, что тебе будет интересно отвечать на эти вопросы.

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

А) Да.

Б) Нет.

Г) Не очень.

2. Как часто ты смотришь мультфильмы?

А) каждый день; б) иногда; в) только по выходным; г) очень редко.

3. Когда ты предпочитаешь смотреть мультфильмы?

А) утром; Б) в обед. В) вечером

4. Какие мультфильмы ты смотришь: российские или зарубежные (иностранные)?

А) российские б) иностранные.

Г) разные.

5. Где ты обычно смотришь мультфильмы?

А) дома по телевизору; б) на компьютере (планшете); в) в кинотеатре.

6. Назови 3 любимых мультфильма:

7. Почему ты смотришь именно их?

А) интересные; б) смешные; в) красивые (красочные); г) хорошие; д) учат добру; добрые;

8. Про кого или про что ты любишь смотреть мультфильмы?

А) про зверей и растения; б) про людей; в) про машины и трансформеры; г) про инопланетных существ; д) взрослые мультфильмы. е) нет особых пристрастий (всякие).

9. Кто из героев мультфильмов твой кумир? (На кого хочешь быть похожим?)

10. Почему ты хочешь быть на него похожим?

11. Есть ли у тебя игрушки–герои мультфильмов? Назови их.

12. Даешь ли ты имена с любимых героев мультфильмов своим игрушкам?

А) ДА

б) НЕТ

13. Играешь ли ты в игры с мультяшными героями или подражаешь им? Кому именно?

14. Каких героев мультфильмов ты любишь больше: добрых или злых? Почему?

15. Играешь ли ты в игры, в которые играют твои любимые герои?

А) да; б) нет; в) иногда.

16. Обсуждаешь ты просмотренные мультфильмы со взрослыми?

А) только с мамой; б) только с папой; в) только с бабушкой и дедушкой; г) только с сестрой (братом); д) только с друзьями; е) со всеми близкими.

Ж) ни с кем не обсуждаю.

17. Когда ты смотришь мультфильмы, твое настроение чаще всего бывает: а) весѐлым; б) грустным; в) разным; г) не замечал, какое оно у меня;

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Анкета для родителей «Роль мультфильмов в жизни моего ребенка»

Уважаемые родители! Нам интересно узнать Ваше мнение о влиянии мультфильмов на развитие ребенка. Просим ответить на следующие вопросы.

Укажите Ваш пол: _________

Укажите, кто у вас: мальчик (М) или девочка (Д)________________

1. Считаете ли Вы, что мультфильмы необходимы для развития ребенка? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

2. Развитию, каких положительных качеств вашего ребенка способствует просмотр мультфильмов?

3. Развитию, каких отрицательных качеств вашего ребенка способствует просмотр мультфильмов?

4. Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы? а) каждый день; б) только в выходные; в) когда захочет сам, нет определѐнного времени и дня; г) смотрит 1 раз в неделю; д) не смотрит вообще.

5. Сколько времени в режиме дня отводите на просмотр мультфильмов? а) не более 20 мин. в день; б) не более 20 минут в неделю; в) 1 час в день; г) более 2–х часов в день; д) 1 час в неделю; е) сколько захочет и когда захочет.

6. Какими факторами Вы руководствуетесь при выборе мультфильма а) смысловой нагрузкой, б) зрелищностью, в) популярностью, г) не задумываюсь над этим вопросом.

7. Смотрите ли Вы мультфильмы вместе с ребенком? а) Да; б) Нет; в) Иногда.

8. Обсуждаете ли Вы с детьми просмотренные мультфильмы (сюжет, поступки героев)? а) постоянно; б) от случая к случаю; в) никогда.

9. Какие мультфильмы предпочитает смотреть ваш ребенок? а) зарубежные; б) отечественные (российские, советские).

10. Укажите названия любимых мультфильмов вашего ребенка:

11. Подражает ли ваш ребенок героям мультфильмов? а) да; б) нет; в) не замечал; г) не наблюдаю за этим процессом.

12. Какие герои нравятся вашему ребенку? а) отрицательные; б) положительные; г) разные; д) грустные; е) весѐлые; ж) жадные; з) добрые; и) умные; к) глупые; л) находчивые; м) предприимчивые.

13. Есть ли дома игрушки из мультфильмов? Назовите их:

14.Назовите любимые мультфильмы вашего детства:

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Мультфильмы для исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Анализ результатов анкетирования

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Основные предпочтения

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Результаты исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Мультфильмы, которым отданы предпочтения

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Рекомендации для родителей

Родителям при выборе мультфильма в первую очередь нужно понять, для чего он хочет показывать ребенку мультфильм.

Они должны определить задачу, которую может выполнять мультфильм. Задачи могут быть разные, например:

– научить ребенка взаимопомощи;

– научить ребенка не быть жадным;

– научить ребенка быть отзывчивым в помощи;

– показать, что хорошо, а что плохо; – показать ребенку добро и зло и т.д.

Родители должны обращать внимание также на то, есть ли в мультфильме сцены жестокости, сцены сексуального характера и лексические особенности.

Родители должны соблюдать следующие правила отбора мультфильмов:

1. До 3–х лет мультфильмы и телевизор смотреть категорически не рекомендуется.

2. Выбирать, что смотреть и сколько должны родители. Не более 30 мин. в день должны длиться просмотры для детей от 3 до 6 лет, не более 1 часа в день для детей 7–10 лет.

3. Только полезные мультфильмы нужно смотреть в дошкольном и младшем школьном возрасте.

4. Критерии отбора полезных мультфильмов:

– соотношение возрасту;

– этический критерий;

– эстетический критерий;

– технический критерий;

– содержательный критерий.