Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы: «Цветопередача и сущность картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем» »

Объект исследования: описание репродукции картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»

Предмет исследования работы: цветопередача и сущность картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»

Выбор информации из сайтов о литературы и электронной библиотеке .

При выборе курсовой работы ,мне понравилась картина Виктора Борисова-Мусатова «Водоем». Своей нежностью и романтичном мативом .

Проанализировав картину Виктора Борисова-Мусатова «Водоем» ,я 8(отметила для себя детальную работу над каждым элементом одежды . Уточненные колористические подборки и общий цвет картины который поет понять многое о место нахождение девушек . Для себя это я взяла на заметку .

    1. Краткий анализ творчества Виктора Борисова-Мусатова

контексте эпохи.

Виктор Борисов- Мусатов родился в 1870 году в Саратове. В три года мальчик сильно ушиб спину, и у него начал расти горб.

«Он мог бы стать стройным и сильным, как и другие. Он знал это и, однако, никогда не жаловался, не злился на жизнь, обошедшуюся с ним чересчур жестоко», — писал о ребенке литератор Александр Федоров.

Преодолевать жизненные трудности Мусатову всегда помогала и поддерживала живопись молодого художника . Позднее он писал: «Когда меня пугает жизнь — я отдыхаю в искусстве». В будущем это будет видно в его ярких картинах которые наполнены светлыми цветами .В 1884 году Виктора Мусатова отдали в Саратовское реальное училище. Точные науки талантливому мальчику плохо давались, но по рисованию,искусству и во всех сферах всегда были отличные оценки. Художники-педагоги Василий Коновалов и Федор Васильев отмечали талантливые способности юного ученика и советовали ему отправиться в Москву. В 1890 году Виктор Мусатов был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше не очень нравилось в Москве: все, чему учили местные преподаватели, он мог узнать и так в Саратове. Поэтому через год он перевелся в Петербургскую академию художеств. При поступлении юный начинающий живописец представился Борисовым-Мусатовым: вторая фамилия была производной от имени деда — Бориса Мусатова. С тех пор он так и подписывал свои картины. Кроме занятий в Академии он посещал частную мастерскую художника Павла Чистякова, где совершенствовал технику рисунка. В 1893 году из-за переменчивого климата у Борисова-Мусатова усугубилась болезнь позвоночника — ему пришлось вернуться обратно в Москву. Через год на XVII Московской ученической выставке он представил несколько своих полотен. Одно из них, «Майские цветы», купила великая княгиня Елизавета Федоровна. На полученные средства живописец отправился на Кавказ и в Крым, где написал цикл натурных этюдов. После южного путешествия в 1895 году Борисов-Мусатов уехал в Париж, где поступил в мастерскую Фернана Кормона. Здесь молодой художник провел три зимы, он учился классическим приемам рисования и правильной технике. В музеях и галереях Парижа он изучал произведения искусства маститых художников.

Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке — в самый

Прекрасный жизненный период художника: критики отмечали ,что его картины пользовались успехом(по моему мнению из-за колористического выбора),и девушка в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розово-фиолетовом платье) художник изобразил на картине. Но при этом Борисов-Мусатов не пытался написать их портреты, а лишь передать образы двух молодых девушек. (Что именно усложняет при рисование копии картины ,так как художник рисовал больше то ,что он видит ,а не реальные черты девушек). Если поговорить о стилистике то можно заметить как другие работы художника, имеют разный стиль покраска, видно как большими масками, при этом небрежные линии выдают красивую и интересно смотрящию картину . Так же у каждой картины есть приятные пастельные цвета и практически о каждой картине можно сказать ,что она нарисована в вечернее время или передать теплоту летних дней . (Это первое что приходит в голову при анализе его работ).

Стиль прорисовка работ у Борисова-Мусатова в одной картине разный . То тонкие прорисовки детали, то как раньше было озвучено большие уверенные движения рукой . Из-за чего картины разнообразны и по своему интересны .

Увлекшись импрессионизмом еще в раннем броском периоде Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности. Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов , писателей и т.д. . Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам. Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.

В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.

Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы. Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира. Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.

Вывод по 1 главе : Картины художника Виктора Борисова-Мусатова интересны и крайне восприимчиво сейчас . Его желания достигнуть идеала в природе и человека ,в начале его творческого пути ,мешало . В картинах были потеряны люди на фоне природы ,но в зрелом возрасте картины (по моему мнению )стали смотрибельнее . Стиль художника мне приятен тем ,что он похож на мой и мы делаем одинаковые ошибки в колористической гамме . Так же использует мягкие тени и много деталей из-за которых на картину охото долго смотреть .

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1. Общий колорит.

Рис.2.1. Картина Борисова-Мусатова в геометрической схеме.

У картины размер 27,2 x 27,5 см, это примерно приближает формат картины к квадрату . В геометрической схеме картины основными фигурами для более удобного восприятия это треугольник 2 девушек и платье и 3 прямоугольника. Низ платья девушки в синем (жены) ,берег и сам водоем ,край водоема с зеленью .

Основные композиционные занимает водоем и то что его окружает (природа) от чего картина лёгкая и наполнена воздушный пространством .

Если рассматривать картину в целом, то первый взгляд падает на девушек, и то которая в ярком платье (относительно от цветовой гаммы картины ),после чего наш взгляд может упасть на зеркальный водоем ,где отражается якобы задний фон лес .

В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний фон. Фигуры в картине гармонируют друг друга: водоем, выходящий за пределы полотна, имеет овальную форму, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь. (из-за этого картина привлекает своей нестандартностью и некой своеобразной новинкой ). В отличии от всего вокруг, спокойного и утонченного, она вся в извилистых складках, которые добавляют динамики картине, как небольшая рябь делает живее водный пейзаж. Вообще, отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной глади деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой. Картина не создаётся ощущение дистанции между зрителем и картиной. Наоборот кажется, что смотрящий на неё человек находится в её пространстве и сидит рядом с прекрасными дамами.

Пространственных плана по моему мнению 2 . Это яркие элементы как 2 девушки и нежный задний фон . О котором я уже высказала свое мнение выше .

Рисунок 2.2 Композиция картины

Композиция (изобразительное искусство) — в отличие от рисунка, цвета, линии, объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой.

Функциoнирование по созданию худoжественного произведения имеется , в первую очередь , функционирование над образом. В соответствии с образом разрабатывается компoзиция.

Композиция в живoписи вырaжает определенную идею,цель, она oпределяется поставленной зaдaчей, харaктером и целью всего произведения. Кoмпозиция в живописи имеется конкретное рaсположение изобразительных элементов на кaртине, кoторое позволяет с максимальной полнотой и силой выразить замысел. Чтoбы привлeчь внимание зрителя и взволновать его, художник старается подобрать очень выразительные средства изображения.

В любой кaртине художник стремится сформировать композицию так, чтобы изображенные объекты находились в очень выразительной форме. Все излишнее в картине отбрасывается, на холсте остается лишь только то, что поистине нужно и представляет сoбой основным объектом в произведении искусства. Ощущeние восторга от самого произведения вызывается внутренним оглавлением изoбражаемого, выраженным всем образным строем картины. Композиционное решение в изобразительном искусстве сопряжено с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени и т. д. Действуют все элементы композиционного построения, самые всевозможные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, точка зрения в композиции, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции и, в итоге, значение цвета в композиции. Все это имеет огромнейшее значение на создание композиции изображения. Различают немного композиционных приемов, данных как – цeнтр, он бывает двух типoв, смысловой и композиционный; использование золотого сечения; ритм; статика и динамика; симметрия и асимметрия. Кроме композиционных приемов действуют и другие законы композиции имеется закон целостности; закон жизненности; закон контрастов; закон подчиненности; закон влияния; закон новизны. В равной степени с данным различают типы кoмпозиции: фронтальная или плоская, одним словом, это витраж, фреска или картина; объемная имеется скульптура или архитектура; глубинно-пространственная, одним словом, пространство, формированное из пространства, предметов и расстояний между ними, к примеру архитектурный ансамбль. И в завершении хотелось бы сказать о типах В первую очередь, это членение на слои. Во вторую очередь, членение на планы . В третью очередь, это создание пространства цветом. В четвертую очередь, интерьерное создание пространства. Здесь основным представляет собой то, что художник вводит интерьер в картину, данным и решается проблема композиции. В пятую очередь, пластическое создание пространства. Здесь осуществляется создание пространства только фигурaми, что впоследствии имеет немного разновидностей: фигуры в картине движутся на зрителя; фигуры в картине движутся к зрителю или от него. В шестую очередь, композиция с выраженным композиционным центром, или прочими словами, композиция с использованием симметрии, что само за себя говорит о том, что в картине все предельно геометрично, характерны прямые линии, а сама композиция напоминает зеркальное отражение одной из половин холста. Таким образом, художник стремится выполнить все правила и ядра композиции в живописи, именно поэтому художники осуществляют столь захватывающие полотна, которые становятся достоянием истории всего художественного мира.

Своеобразное построение композиции - исключение линии горизонта из картины - важный прием.

Рисунок 2.3. Символика в картине

В творчестве Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия, разные люди и разные мечты. Прошлое явилось на полотнах художника плодом его собственной фантазии, особой формой его своеобразной мечты. Он создавал мир красоты и поэзии, считая, что именно они могут сделать человека счастливым.

Борисова-Мусатова и воспринимали как "живописца прошлого", в его картинах прежде всего видели меланхолию и тоску о былом. О любви художника к миру грез и мечтаний писали, что она "горит, как лампада перед святыней, тихо и ровно". Некоторые даже утверждали, что, когда смотришь на полотна Борисова-Мусатова, "начинаешь верить в мир потусторонних существ с их призрачной радостью и призрачной, примиренной печалью".

Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.

Для самого Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка - поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы

В Зубриловке Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений. За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью "Водоем" был уже написан.

Фрагмент картины (рис. 2.3)

Скорее всего символикой этой картины является конечно, парка и две тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема - одного из глубочайших символов романтической эпохи. В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени. Вода создавала эффект зыбкого отражения, она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице. Эфемерность идущей по воде ряби была намеком на краткое появление на полотнах многих художников-романтиков героини - как бы насельницы из иного мира, существа из небытия.

Рисунок 2.4. Основные цвета картины

Основные цвета картины светлые , аккуратные и нет резких переходов . Даже темные оттенки тени зелени не используются чёрные краски ,максимум изумрудный или темно-зеленый . Большую часть картины занимает желтый или желтая-охра , так же для тени этих цветом используется разбавленный коричневый цвет и где-то светло зеленый . Основные цвета картины- это

Охра ,темно зеленый ,салатовый ,йогуртный или нежно фиолетовый оттенок и грязный голубой (возможно смешанный с золотым и зеленным).

Так же в этой картине присутствуют дополнительные цвета . Например как ультрамарин или лак синий(это хорошо видно в низу картины где нет отражений леса в воде ), слегка заметные коричневые цвета деревьев и яркие желтые элементы цветов или же отражение солнца .

Основные цвета картины (рис. 2.4)

Рисунок 2.5 Тональная организация

В чём же заключается особенность тональной организации данной картины. Слово «тон» у каждого художника используется в качестве света, чтобы понять, как художник использовал законы тона света и тени и что бы нам самим разобраться в тональной организации картины, мы можем представить картину «водоем» в ахроматическом виде.

Если представить в черно-белом соотношении, то количество чёрного существенно преобладает. Если рассматривать в процентах по 100 бальной шкале, то 85% это только чёрный и лишь 15% белого. Чёрным цветом показаны платье девушки в синем платье ,отражение деревьев и также прически девушек ,и камень который окружает . А белым показан облака кружева на верх платья и светлые участки от бликов. При такой обработке можно заметить много деталей ,таких как листва и что находится на ее концах и окружает рельеф . Так же как на камнях и верхний рельеф камней .

Картина «Весна. Последний снег» в чёрно-белом вариант (рис.2.5)

Если же рассматривать данную картину в оттенков серого, то взяв за основу 100 процентную систему, где 30% белого, 40% чёрного, светлосерого занимает около 15% и тёмно-серый 15%. Как мне кажется ,может даже и права ,что светло-серый и темно-серый в этой картине равны ,но в такой обработке мы видим ,что картина и правда светлая . Белый цвет прям бьет в глаза особенно если смотреть на кружева девушек , а мягкий переход от светлого -темного серого замораживает. Добавив серый цвет картина не теряет тот интерес и нежность ,но та мы можем рассмотреть черты девушек . Мягкий и тоже время строгий взгляд девушки которой стоит и этот милый наивный взгляд жены Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов  .

Картина «Водоем » в сером варианте (рис. 2.5)

Вывод по главе 2:

Если подводить итоги ,то перед нами светлая картина ,в которой балансирует резкие темные цвета и так же нежные светлые оттенки . Возможно именно этим картина до сих пор привлекает к себе внимание . Колористические решение по мне еще спорный, так как нижний фон сочетается с кожей девушек , но так же это придает ту самую изюминку автора. Как раньше было сказано про стилистику рисования и цветовом решение могу сидеть вывод еще один . Виктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов  подарил миру романтические ,воздушные композиции и картины , который внес символическое искусства на новый уровень .

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

При написание картины моей первой курсовой работы я очень переживала и долго не могла собраться мыслями ,но некий опыт и знаний материалов и построение компазиции помогли собраться силами . Для работы я использовала такие материалы как : гуашью «Extra-Fine мастер класс» и нескольким видами кисточками такими, как Белка:1,Пони:1,3, Синтетика 4 (плоская и тонкая)14,18. Так же для скетч и дав понять где нужна тень и построение я использовала маркеры Touchnew оттенки :GG3,75,GG5,BG3,144. Графически материалы как карандаши : HB и B2. Бумага формата А1 ,А2,А4

Чтобы полностью воссоздать точную копию картины Виктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов  исходным размером её 177 на 216 см я составила пропорцию. После решения данной пропорции размер моей картины составил 60 на 83 . Но пропроция просчитана не верно. Это стало понятно уже после переноса наброска. Во время работы пропорции меняются и каждый раз исправляе чего картину я уже рисовал и 2 раза .

Когда я начала рисовать работу то сделала сетку 10 на 15 ,что мне очень помогло при переноса пропорций с большого формата на маленький . Начала моего наброски это был сам водоем ,после вся природа которая окружает ,после чего я старалась анатомическим перенести девушек и правильно расставить между ними расстояние. Потом я выделила внимание на детали картины . Маленькие цветочки ,листья и мелких камней . После нанесения наброска ключей все яркие линии от карандаша .

Первый покрас начался с того ,что тонально смешивала краску кожи и всех теней для работы ,но это было сложно так как в работе больше привлекал охра-желтый цвет . Я сделала ошибку и не начала рисовать с фона ,а сразу с девушек . Прорисовка кожу ,платье и волосы , после чего фон . Кожу рисовала детально старалась прописывать тени с нежным переходом ,платье девушек рисовал и привывестыми линиями . Добавляя с каждой линии яркие или темные цвета . Волосы старалась прописывать темными цветами и аккуратными светлыми оттенками .

После прорисование девушек я начала рисовать нижний часть фона . В нижнем левом углу камни и в правом растительность , этот не заняло долгое время и я сразу перешла рисовать водоем добавляя белые и синие оттенки . Дав фону высохнуть начала красить верхние камни и кусты . Для прорисовки кустов использовала чркие и темные цвета ,даже добавляла желтые цвета и коричневые для теней . Для камня использовала синий-черный-белый и для бликов голубой . Самое сложное было нарисовать тени на воде от деревьев . Сложно было повторить силуэт .

После всего добавляли по мелочи. Где-то тень ,где-то свет или прорисовка растений.

Вывод по главе 3:

Проводить копирование картины было одно из сложных заданий ,но очень интересным . Я вычислили для себя ошибки и обратила внимание на нежные цвета картины . Думаю это мне поможет для рисования будущих картин .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение могу сказать, что анализ картины, это очень трудоёмкая и трудоемкая работа которая требует но но времени . Но очень интересная и познавательная для меня, так как входе работы можно узнать и понять, как делаются те или иные детали. К примеру, копирование картин известным нам художников, техники дает нам дополнительный урок . Блaгодаря всему тому, что я сделала, я научилась различать техники и стили различных художников . Так же научилась понимать манеру владение кистей и аккуратность и неповторимые линии художника . Это целая история !В одной картине !

Для меня это важный первый опыт и теперь я смогу более тонкие чувствовать краски и стараться держать кисть крепче . Для этого нужна только практика как показывает истории художника которого я изучала .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/293-vodoem-viktor-elpidiforovich-borisov-musatov.html.

https://olga-dubova.ru/tvorchestvo/borisov-musatov-viktor-prizraki-opisanie-kartiny-analiz-sochinenie,.html

http://www.li.ru/interface/pda/?jid=6318384&pid=448909454&redirected=1&page=0&backurl=/users/6318384/post448909454/

Приложение :