Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Цветопередача и сущность картины Клода Моне «Стог сена».

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: выбранной мною темы заключается в изучении и анализе цветопередачи, а также сущности картины «Стог сена» французского

живописца Клода Адольфа Моне. В настоящее время художникам и людям, которые связаны с арт-искусством очень важно знать и учитывать понятие цвета, поэтому эта тема была актуальна и остается актуальной на данный момент. Анализ цветопередачи раскрывает художникам и людям, связанных с арт-искусством, много возможностей в передаче какого-либо

смысла, а также повлиять на психологию человека. Это обосновано тем, что цвет

— это очень сильный «прием», который тесно связан с эмоциями и рефлексами человека. Помимо всего, цвет также может влиять на подсознание смотрящего. Анализ цветопередачи картины даст возможность больше погрузится в изучение и считывании цвета как такового. Таким образом, актуальность анализа заключается в том, чтобы научить человека использовать цвет.

Актуальность, поставленной в работе проблемы, позволяет определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель работы; — проанализировать цветопередачу картины «Стог сена».

Задачи работы;

Изучить биографию художника, чтобы лучше погрузиться в его мышление.

  • Изучить историю создания картины «Стог сена».
  • Провести анализ цвета в картине «Стог сена».
  • Поэтапно воссоздать свое видение картины.

Объект исследования; — картина «Стог сена».

Предмет исследования; — Цвет.

Практическая значимость работы; обуславливается актуальными задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса в учреждениях средне-специального и высшего образования и необходимостью формирования навыков цветоведения студентов творческих факультетов. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями для активизации учебной деятельности на уроках живописи и цветоведения.

Для решения данных задач использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, синтез, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных, представленных в психолого-педагогической литературе; анализ педагогического опыта.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. ЖИЗНЬ МОНЕ

Родился Оскар Клод Моне 14 ноября 1840 года в Париже. Он был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины. Клод был пятилетним мальчишкой, когда родители сменили место жительства. Семья поселилась в Нормандии, в небольшом городке Гавр. Школу Клод не любил, он вообще мало признавал дисциплину. Больше всего на свете ему нравилось рисовать, хотя отец надеялся, что он продолжит семейное дело и тоже будет бакалейщиком. Рисовать Моне начал рано, в основном это были карикатуры на друзей и учителей. Он даже пробовал продавать свои шедевры, и дело пошло. В витрине салона, где торговали художественными принадлежностями, красовались его рисунки, их мог купить любой желающий за 20 франков. Родители почти не давали ему денег на карманные расходы, и только благодаря своим карикатурам, мальчик сумел скопить 2000 франков.

В этом же салоне состоялось знакомство Моне и художника Эжена Будена, который похвалил парня, отметил, что у него, несомненно, есть талант. Именно он настоял на том, чтобы Клод продолжал рисовать, только переходил к чему-то более серьезному, например, к пейзажам. Отец Клода не собирался принимать выбор сына, но на помощь пришла родная тетя, которая заботилась о парне после смерти мамы.

Моне начал заниматься с Буденом, и вскоре нашел свое настоящее призвание – пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек бывает на выставках и в галереях. Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках и был командирован в Алжир.

Моне должен был служить семь лет, но спустя два года заболел тифом. После выздоровления ему нужно было опять вернуться в строй, но тут снова в его судьбу вмешалась тетя, заплатила кому нужно три тысячи франков, чтобы ее племянника полностью освободили от службы. Набравшийся сил после болезни, Клод становится студентом университета. Он выбрал факультет искусств, но очень быстро разочаровался в учебе. Моне был противником такого подхода к живописи, который царил в вузе.

РАННИЕ ГОДЫ ХУДОЖНИКА

Моне по-прежнему хотел учиться, поэтому вскоре пришел в студию Шарля Глейра. Именно там он впервые встретил Альфреда Сислея, Огюста Ренуара, Фредерика Базиля. Потом среди его знакомых появляются Сезанн и Писарро. Они были практически одногодками, с аналогичными взглядами на мир искусства и живописи. Из них и получился тот костяк, вокруг которого объединились импрессионисты. Первая известность пришла к художнику в 1866-м, после того, как в салоне  появился портрет Камиллы Донсье. В 1865-1866 годах Моне трудится над полотном «Завтрак на траве». Точно такое же название дал своей картине Эдуард Мане, только его полотно было раза в 4 меньше, чем у Клода. Композиция этого полотна очень незамысловата – полянка рядом с лесом, на которой расположились нарядные мужчины и женщины.

При взгляде на работу Клода, создавалось впечатление, будто с нее веет свежим ветерком, воздух движется, шевеля листочки на деревьях. Это впечатление создавали фактурные мазки. В выставке картина Моне не участвовала, он просто не успел ее дописать. В то время художник испытывал финансовые трудности, поэтому просто продал картину, рассчитался с долгами и хотя бы на время забыл, что такое чувство голода. Вместо этого полотна на выставку отправилась «Дама в зеленом». Чтобы создать свой следующий двухметровый шедевр, Моне постоянно находился на пленэре. Чтобы добиться нужного освещения, ему пришлось рыть целую траншею, в котором холст можно было то поднимать вверх, то опускать вниз. Клод часами ждал нужное освещение, и, дождавшись, хватался за кисть. Эта работа на выставку тоже не попала, жюри ее просто отклонило.

СТАНОВЛЕНИЕ КАК ХУДОЖНИКА

Именно в то время и началось зарождение импрессионизма, направления, которое полностью изменило представление о живописи. Представители этого направления старались прочувствовать сиюминутность момента и запечатлеть его на холсте. Моне стал одним из основоположников импрессионизма и самым ярким его представителем. Так как он привык работать на пленэре, он умел видеть это сиюминутное состояние природы и окружающих его вещей и очень тонко передать его в своих картинах.

В 1869 году Моне и Ренуар уехали в Бужевиль, где собирались поработать на пленэре. Клод пишет свои картины в совершенно новой манере, он перестает смешивать оттенки и наносит на холст крупные мазки разных цветов. Его картины характеризует использование чистого света, мастер открывает новую технику и особенности передачи света и тени. Так зародился и начал развиваться импрессионизм, абсолютно новое направление в живописи.

Когда грянула франко-прусская война, Моне уехал в Англию. Он не хотел снова попасть под призыв, к тому же не считал себя поклонником наполеоновской политики. Скорее наоборот, он ее абсолютно не принимал. В Англии Клод встретил продавца картин Поля Дюрана-Рюэля, с которым подружился, и который стал основным покупателем его картин, созданных  в те годы.

Поднакопив немного денег, художник смог обзавестись собственным домиком в Аржантее, где жил спокойно и даже счастливо вплоть до 1878-го. Те годы стали очень продуктивными, Моне много пишет, его картины становятся все более одухотворенными. Именно в тот период появилось известное полотно художника – «Впечатление. Восход солнца». Картина участвовала в выставке 1974 года в Париже.

Достаточно часто Клод создает серийные композиции, на которых изображены Лондон, Стог, Руанский собор. В технике импрессионизма он представляет разную освещенность, погоду, даже время суток. Каждое состояние имеет свою тональность, передает даже настроение художника. Чтобы описать его картины, слов мало, их нужно просто хоть раз увидеть и прочувствовать.

1.4 ЖИВЕРНИ

Благодаря продаже картин, Моне удалось накопить немного денег. Теперь его финансовыми делами занимается бизнесмен Эрнест Гошеде. Но вскоре он обанкротился, и две семьи вынуждены объединиться, чтобы как-то выйти из затруднительного положения. Они поселяются в деревне Ветей, и вскоре художник хоронит жену, а потом и старшего сына. В 1883-м Клод снова сменил место жительства, теперь он с семьей живет в деревне Живерни, которая раскинулась прямо на берегу Сены. Его полотна начали хорошо продаваться, что помогло подкопить приличное состояние. Большую часть денег художник вкладывает в свой

сад. Моне расширял свой сад целых 43 года. Ему доставляло удовольствие не только возиться с растениями и потом пожинать плоды своего труда. Сад стал тем местом, где он черпал творческое вдохновение, особенно в предсмертный период своей биографии. Он выходил с мольбертом в сад и рисовал, рисовал, рисовал.

ХУДОЖНИК НАЗЫВАЛ СЕБЯ РАБОМ СВОЕГО ДЕЛА, ОН ХОТЕЛ ПОСТИЧЬ СОВЕРШЕНСТВО И НАУЧИТЬСЯ ПЕРЕДАВАТЬ НА ПОЛОТНО ОКРУЖАЮЩЕЕ ЕГО ВЕЛИКОЛЕПИЕ.

В то время Моне начинает работать в новой технике, которая заключается в одновременном написании нескольких полотен. Художник стремится передать всю переменчивость освещения. Он мог трудиться над одним холстом полчаса, потом приняться за другой, чтобы успеть ухватить сиюминутность момента. Примером служит серия полотен, где изображен мыс Антиб. Клод смог передать утреннее, полуденное, летнее, весеннее и осеннее освещение.

1.5 ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первый раз художник женился на Камилле Донсье, которая позировала ему для картины «Дама в зеленом», и еще многих других полотен. В этом браке родились два сына Моне, причем с интервалом в одиннадцать лет. После того, как его любимая супруга умерла, в личной жизни Клода появляется Алиса Гошеде. Однако эти отношения сразу носили неофициальный характер. Влюбленные узаконили их только тогда, когда умер муж Алисы – Эрнест. Алиса умерла в 1911-м, а в 1914 году художника постигла еще одна утрата, умер его первенец Жан. Клода Моне считают одним из трех живописцев, картины которых продаются по баснословным ценам. В среднем одна картина художника «тянет» почти на восемь миллионов долларов. Самым дорогим произведением Моне считаются «Водяные лилии», картина, которую он создал в 1905 году. Ее стоимость – 43 миллиона долларов. Полотна великого мастера есть почти во всех мировых музеях. Наследие художника принадлежит Великобритании, России, США.

1.6 СМЕРТЬ

Несмотря на все беды, лишения, нищету, Моне прожил достаточно долго. Ему два раза делали операцию на глазах, удаляли катаракту. Именно эти операции спровоцировали нарушение цветовосприятия художника. Теперь ультрафиолет ему кажется лиловым или голубым. Это в полной мере отразилось на его работах, которые он писал в послеоперационный период. Лучше всего это проявляется в полотне «Водяные лилии». Моне практически постоянно находится в саду, нанося на полотно красоту потрясающего водяного мира и растений. Последние работы мастера посвящены изображению самых разных прудов и кувшинок. Сердце художника перестало биться 5 декабря 1926 года. Он умер в той же деревне Живерни, в возрасте 86 лет. К тому времени на свете уже не было многих людей, которыми он дорожил. Причиной смерти стала онкология – доктора диагностировали у Моне рак легких. Перед смертью Клод настаивал, чтобы его похороны были немноголюдными. Так и случилось, провести художника в последний путь пришло 50 человек. Местом упокоения гения импрессионизма стало церковное кладбище.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Рисунок 1 «Стог сена Клод Моне. 1886.

Стог сена в Живерни» - одна из наиболее известных картин из серии, посвящённой стогам. Яркая колористика работы придаёт сюжету некую абстрактность и набросочность. Стог сена со смещённой вершиной выдвинут на передний план, но как бы ни пытался автор акцентировать внимание на этот элемент, взгляд зрителя неизменно устремляется на цветущее поле. Рука мастера не только выписала поле в ярких тонах, но и придала ему движение – цветы колышутся на ветру, создавая неровную рябь на поверхности.

Ещё один любопытный фрагмент – задний план, как будто поддёрнутой, дымкой на горизонте виднеются просторы с участками деревьев. Крыши уютных разномастных домиков довершают деревенскую пастораль.


В 1888 году Моне создаст серию из 25 работ, посвященных этому виду. Причем, окружающий пейзаж на полотнах будет становиться все более условным, деление на композиционные планы практически исчезнет, а стог сена обретет самостоятельную роль, будто сосредоточив в себе такой концептуальный центр бытия. Главная же роль во всех картинах отдана цвету, стремящемуся передать весь спектр изменчивого света. В течение дня художник работал над несколькими холстами, передающими разное состояние освещения: утреннее, дневное и вечернее - в этом была оригинальность метода живописца, положенного в основы серии. О том, как художник работал над серией «Стога сена», мы узнаем из письма Моне от 7 октября 1890 года, адресованного Гюставу Жеффруа: «Я корплю с усердием, я пристрастился к серии различных эффектов (со стогами), но в этот период солнце садится так быстро, что я не могу поспеть за ним… Я становлюсь медлительным в работе, что приводит меня в отчаяние, и чем дальше, тем больше я вижу, что нужно ного трудиться, чтобы суметь передать то, что я ищу: мгновенность…

Цветовой анализ картины

Диаграмма 1 «Основные цвета»

Диаграмма 2 «Дополнительные цвета»

Рисунок 2 «цветовой анализ»

Цвета в картине:

Смелые эксперименты со светом — вот основное выразительное средство, используемое Клодом Моне в своих произведениях. Изменчивость теней и игра света всегда привлекала художника, который пытался поймать и запечатлеть эту красоту на своих картинах. Клод Моне является автором множества однотипных пейзажей, но написанных в разное время суток, в разную погоду, в разное время года.

В 1885 году в местечке Живерни он пишет картину, которую называет «Стог сена в Живерни». Там Клод Моне пишет и много других замечательных картин, принесших ему известность и признание.

На картине перед глазами зрителя предстает обычная будничная сельская картина французской глубинки. На первый взгляд на картине не изображено ничего особенного и трудно понять, что здесь привлекло художника и почему это полотно считается одной из лучших работ великого французского импрессиониста.

Горизонтально картину можно разделить на несколько планов: темно-зелёная затененная трава на переднем плане является как бы обрамлением, смысловым ограничением полотна. На этом же плане изображен главный герой картины, который приковывает взгляд зрителя — большой, неровный стог сена. Его нарочитая неидеальность только усиливает реализм изображения.

Второй план картины «Стог сена в Живерни» представляет яркая область, залитая солнечным светом, трава из темно-зелёной становится ярко-салатовой, с жёлтым отливом. Художник чётко изобразил границу света и тени. Расположил он её немного под углом, что добавляет в изображение немного динамики.

Третий план картины — это ряд деревьев, которые настолько прозрачны и невесомы, что таким же становится весь пейзаж, изображенный кистью Клода Моне.

ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК

Первым этапом практической работы в курсовой - создание линейного рисунка. Целью данного задания, выполнить построение композиции в линии, точное понимание построения и расположение предметов в пространстве, точная передача формы и объёма предмета.

Линейным рисунок может показать не только объём и форму предметов, но и его расположение и расстояние от других объектов в композиции.

Для начала карандашный набросок, для того чтобы показать какие объекты на переднем плане, а какие на заднем плане.

РИСУНОК В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ»

Вторым этапом практической работы в курсовой - создание рисунка в технике

«Гризайль».

Данная техника даёт понимание как между собой контрастируют по тону и нюансах. В изображении где используется только два цвета, а именно чёрно- белом , гораздо проще увидеть какие предметы ярче , а какие темнее.

ЖИВОПИСТНЫЙ РИСУНОК

Третьим заключительным этапом практической части курсовой - работа в технике живопись.

С помощью оригинала картины Клода Моне удалось сохранить оригинальные цвета и оттенки.

В данной картине присутствуют оттенки бледно-розовые, тёмно-зелёные, бирюзовые, оранжево-красные, жёлто-зелёные.

Была проделана большая работа, где точно подобраны тональные оттенки, выстроить соотношение света и тени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я полностью проанализировал свою работу, используя информацию, полученную при изучении биографии Клода Моне. Исследование жизни художника позволило лучше понять настроение картины, которую необходимо было проанализировать и создать ее максимально приближенную копию. Осуществление главной задачи курсовой работы, то есть написание картины в трёх вариантах:

  1. Линейный рисунок
  2. Рисунок в технике «гризайли»
  3. И живописный рисунок

Для этого потребовало не только высокой концентрации, но и понимания авторского стиля. Это показывает, что несмотря на наличие общих стилей и направлений в искусстве каждый художник имеет собственный почерк, и для точного репродуцирования картины необходимо углубиться в особенности его видения своих произведений и мировоззрения в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

https://biographe.ru/znamenitosti/klod-mone/

https://www.liveinternet.ru/users/5124893/post375178677

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 3. Линейный рисунок

Рисунок 4. Рисунок в технике «гризайль»

Рисунок 5. Живописный рисунок