Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Типы и особенности творческого мышления

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в настоящее время изменения в социально- экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативностью, самостоятельностью, конкурентоспособностью, мобильностью.

Нынешний информационный век вызывает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения.

Основы всего перечисленного закладываются еще в детстве, и наши дети (как и все мы)должны быть готовы к жизни в быстроменяющихся условиях, уметь эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, иначе говоря, проявлять творческий подход.

Творчество –это исследование. Человек исследует, а это значит,

Что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать–значит учиться самостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в науке совершаются важные открытия, в искусстве создаются подлинные шедевры. Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Активизация творческого мышления, это событие или действие которое влечёт за собой активизацию мыслительной деятельности и ускоряет мыслительный процесс.

Для повышения продуктивности мыслительной деятельности можно использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, а также снижение излишней критичности при оценке результата, - все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Наряду с понятием "творческое мышление" вводится термин "креативность".

Креативность –творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от

Традиционных или принятых схем мышления. В учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

Цель исследования : Выявить особенности творческого мышления

Объект исследования: люди творческих профессий

Предмет исследования: творческое мышление

Задачи исследования:

· Анализ литературы

· Раскрыть сущность понятий по данной теме

· Подбор стимульного материала

· Выявить особенности креативности мышления творческих специальностей

· Выявить нестандартные решение проблем в различных ситуациях

· Обработка, анализ и интерпретация результатов

1

ГЛАВА 1. СПОСОБЫ АКТИВАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1.1.Изучение творческого мышления

Наш мир очень стремительно меняется и обычный подход к жизни, его еще называют консервативным, сейчас не подойдет. Все больше ситуаций требует стремительности и нестандартности в их разрешении. Огромное число работодателей ищут молодых людей, у которых сформировано творческое мышление.

Творческое мышление - мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учиться самостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Наряду с понятием «творчество» вводится термин «креативность».

Креативность –творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Творческое мышление – это сложный психических процесс, который невозможен без образного мышления, воображения, памяти, речи и т.д.

Все эти психические процессы развиваются в раннем детстве.

Образное мышление - это процесс познания, при котором сознание человека

формирует мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. 

Как же развить образное мышление?

Вот некоторые упражнения, которые могут в этом помочь:

—    Посмотрите на любой выбранный предмет. Рассматривайте его в течение

некоторого времени. Закрыв глаза, визуализируйте его в подробностях. Откройте глаза, проверьте, насколько полно и точно всё представили и что «недоглядели».

—    Вспомните, как выглядит вещь, которую Вы вчера надевали (обували).

Подробно опишите её, постарайтесь не упустить ни одной детали.

—    Представьте какое-нибудь животное (рыбу, птицу, насекомое) и

подумайте над тем, какую пользу или вред оно может принести. Вся работа должна происходить мысленно. Нужно «видеть» животное и ясно представлять всё, что с ним ассоциируется. Например, собака. Увидьте, как она встречает, как радостно машет хвостом, лижет руки, смотрит в глаза, играет с ребёнком, защищает Вас во дворе от обидчиков… Все события должны происходить, как в киноленте. Дайте волю фантазии. Это упражнение можно выполнять разными способами: используя несвязанные ассоциации или как фильм с последовательно развивающимся сюжетом с логическим продолжением.

Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Развитие воображения.

Из наблюдений К.Штерн

Очень любимая Гюнтером игра в классики. На полу чертят план с занумерованными клетками; затем нужно бросить в одну из клеток камешек и, прыгая на одной ножке, выбить его из клетки, не коснувшись при этом ногою черты. Гюнтер играет иногда в эту игру в комнате, без всяких приспособлений. Он воображает чертеж на полу, воображает бросание камешка, радуется, что попал в "100" (очевидно, чертеж очень ярко рисуется перед его внутренним зрением), осторожно прыгает, чтобы не задеть черты, и т.д.

С другой стороны, игра может происходить без видимых действий, целиком в плане представления.

Из дневника В.С.Мухиной

Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа.

- Что ты делаешь? Ты заболел?

- Нет. Я играю.

- Как же ты играешь?

- Яна них смотрю и думаю, что с ними происходит.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и в сочинении ребенком сказок, стишков. Здесь так же, как в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их штрихи на бумаге.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Развитие памяти.

Самый известный способ развития памяти – это заучивание материала. Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома — выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации.

Все эти психические процессы развиваются еще в раннем детстве.

В мире очень много вещей, которые нам кажутся вполне обычными и невзрачными, но еще недавно о них никто не знал, но все о них мечтали, читали, представляли – то есть воображали, использовали образное мышление. Благодаря этому мы имеем самолеты, так как люди всегда хотели летать; у нас есть телефоны, так как люди всегда хотели общаться на расстоянии.

Подводя итоги изучения творческого мышления, могу сказать, что это очень сложных процесс, включающий в себя множественные психические процессы, развивая которые, наше творческое мышление становится более глубокое и фундаментальное.

1.2. Типы и особенности творческого мышления

В психологии творческое мышление разделяется на 3 типа: конкретно — образное, конкретно-действенное и словесно – логическое. 

Конкретно-действенное мышление
Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Особенности творческого мышления

Необходимо отметить, что черты творческого мышления могут быть присущими любым из выше перечисленных типов. Наиболее общим для их развития отмечают умение создавать абстракции, собирать все образы в один общий. В абстракциях предмет отражает все многовариантные применения. Действительность в них раскрывается во всех возможных смыслах.

Психологи задаются вопросом: «Каковы же особенности творческого мышления?» И выделяют следующие признаки:

  1. Оригинальность, стремление создать что-нибудь новое, ранее не существовавшее. Созданная вещь или идея должны быть уникальны. Как правило, творческий ум не принимает «чужих» решений, он везде ищет что-то свое, отличное от остальных.
  2. Семантическая гибкость. Попытка применить к объекту другую точку зрения. Рассмотреть объект со всех сторон, учитывая все его значения и принципы. Выявить его потенциал, который до сих пор был скрытым.
  3. Образная гибкость. Адаптивность восприятия. Умение изменить видение объекта. Увидеть стороны, которые могут сделать его применение уникальным.
  4. Спонтанная гибкость. Способность переключатся с одной мысли на другую. Генерировать разную информацию. Спонтанно придумывать идеи в разных ситуациях, не связанных с ними.

Анализируя типы и особенности творческого мышления, можно смело сказать, что любой человек им владеет.
В детстве творческое мышление проявляется играх, в рисунках, в интонации речи, в лепке и т.д. В более старшем возрасте дети начинают писать стихи – это все проявление творческого мышления. Несмотря на это, не каждого человека мы можем назвать творческой личностью.

Творческой личностью мы можем назвать человека, который сделал что-либо гениальное. Например, сделал великое научное открытие, написал стихотворение, которое очень высоко оценено большинством людей, также человека, у которого на все свой неординарных взгляд и нестандартное решение ситуации.

1.3. Методы активации творческого мышления

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира.

Творческое мышление —мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Активация — возбуждение или усиление активности, переход из состояния покоя в деятельное состояние.

Совмещая все эти определения, делаем вывод, что активация творческого

мышления – это возбуждение нестандартного мышления, приводящее к новым открытиям.

Очень важно пробуждение поисковой активности при усвоении изобразительных знаний и умений, и навыков, в работе с натуры, по представлению, в тематическом рисовании, иллюстрации, выполнении декоративно-прикладных работ.

Можно выделить два вида методов помогающих активизировать творческое мышление:

Инструментальные методы: (рациональные и иррациональные) мозговой штурм, синектика, рабочие листы, морфологический анализ, АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), майевтика и др.

Личностные методы:групповая динамика, трансцендентальная медитация, методика формирования целостности и веры в себя и др.

· «Мозговой штурм» - метод брейнсторминг или мозговая атака. Разработан в США еще в 1938 году Алексом Осборном как метод решения сложных технических изобретательских задач на промышленных предприятиях. Известны различные модификации этого метода (например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?» и «Брейн ринг»). Основной принцип: творческий процесс разделен на два этапа: этап генерации идей, «генераторы»; и этап экспертизы идей, «эксперты». Суть МШ – критика правилами проведения штурма запрещена, хаотическое генерирование идей.

· Синектика(с греч. Syn - вместе).Метод предложен в конце 50 годов XX столетия У. Гордоном. Основной принцип: сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, т.е. изменить сложившийся взгляд на вещи.

Синекторы должны владеть следующими приемами:

1. личностная аналогия (уподобление), при которой надо отождествить себя с изучаемым объектом, процессом, прибором и т.п. и представить возможные варианты своего действия и аналогичной ситуации;

2. прямая аналогия – поиск сходных процессов, явлений из совершенно других сфер;

3. символическая аналогия или применение литературных образов для формулировки задачи;

4. фантастическая аналогия – предлагает решение, не соотносимое с законами природы. Метод синектики помогает сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня на другой, устранять стереотип мышления.

Возможность направлять поиск аналогий и тем самым развивать ассоциативное мышление Гордон видит в метафоре.

· Метод морфологического анализа(от греч. Форма + …логия),его автор - Ф. Цвики (швейцарский астроном), 1942 год. Термин «морфология» ввел Иоганн Гёте в 1796. Предполагает использование совершенно другого принципа. Комбинирование, как возможность систематизировать процесс перебора вариантов – суть метода «морфологический анализ».

Цели метода:

-решение сравнительно простых задач;

- анализ систем (из чего состоит, как реализована каждая часть…);

- развитие управляемого воображения и фантазии;

Сущность метода:

1. Точно и четко формируется проблема.

2. В исследуемой системе выделяют важные и характерные для нее признаки. Это могут быть части, свойства, режимы, словом те параметры системы, от которых зависит решение проблемы.

3. По каждому признаку составляют списки различных вариантов исполнения этих признаков. Для большей наглядности признаки варианты их исполнения располагают в форме таблицы.

4. В определенном порядке, исключающем пропуски, перебирают все возможные сочетания вариантов исполнения признаков и одновременно производится оценка всех вариантов исполнения и выбор наилучшего решения.

· Метод рабочие листы(автор С. Парнз). Представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу. Этот метод организует и упорядочивает процесс мышления, разбивая его на определенные этапы, помогает сформулировать вопросы и осуществить поиск недостающей информации.

· АРИЗ(алгоритм решения изобретательских задач). Комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий.

· ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, что обеспечивает ее целенаправленность – разработаны в конце 40-х годов инженер-изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер (Г. Альтов).

· Метод фокальных объектов –метод наделения обычных предметов совершенно необычными свойствами. Делается это в четыре шага.

Первый шаг: выбирается какой-нибудь предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать ему совершенно необычные свойства.

Например: для детей это может быть игрушка, кукла, мячик, тетрадь, учебник, классный журнал, животное, растение или человек. Это будет так называемый фокальный объект.

Второй шаг: выбирается несколько случайных объектов. Например: электрическая лампочка, воздушный шарик,

Третий шаг: для этих объектов составляется перечень их характерных свойств, функций и признаков.

Например: электрическая лампочка – светится, теплая, прозрачная, перегорает, включается в электросеть…

Воздушный шарик – летает, надувается, не тонет, отскакивает…

Телевизор – показывает, говорит, поет, имеет ручки для управления…

Четвертый шаг: сформулированные свойства переносятся на фокальный объект.

· Метод «звуковая клякса», метод ассоциаций.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Как бы перекидываются мостики между решаемой задачей и сходными признаками ил свойствами другого объекта. Этим другим объектом может быть что угодно: системы из живой и неживой природы, сказочные герои, любое воспоминание, образ или символ, даже запах, или звук.

Если аналогия – это сходство, анализ – расчленение, то ассоциация – это связывание каких-либо свойств, качеств.

Виды ассоциаций:

по смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление благодаря их временному или пространственному совпадению. Например: улей – пчелы, медведь – зима – берлога, зима – мороз – снег…

по сходству, подобию, т.е. похожее по какому-то признаку: форме, цвету, восприятию.. Например: мяч – арбуз, лимон – лимонад, снег – вата.

по контрасту, т.е. противоположное по любым свойствам. Например: добро – зло, гора – равнина, искры – снежинки.

· Метод майевтика(от греч. повивальное искусство) впервые появился в диалогах Сократа более 2000 лет тому назад, использовался для развития в собеседнике знаний с помощью наводящих вопросов, искусно заданных философом. В основе этого метода лежит искусство диалога, диалектических споров, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и находить истину. По мнению Сократа, диалогическое общение, названное им майевтикой, помогает заново родиться человеку как личности в результате познания и понимания себя.

Типы вопросов:

1. Осведомительные. Цель – получение новой информации. Что это? Зачем это?

2. Контрольные - на проверку знаний своих и чужих. Эти вопросы побуждают вспоминать. Частными случаями контрольных вопросов являются – экзаменационные и тестовые вопросы.

3. Наводящие на решение проблемы вопросы, помогающие найти сильную идею или понять ситуацию. Их еще можно назвать «сократовскими».

4. Проблемные или развивающие вопросы, побуждающие думать и понимать. Их можно назвать – творческими, проблемными (Зачем? Почему? Найди ошибку).

5. Критикующие. Их цель – оценить и выявить недостатки. Не путать с «критиканством». Всё новое нуждается в честной, умной, строгой и доброжелательной критике, то есть в выявлении недостатков.

6. Провокационные. Их цель либо нанести вред, либо воспитать «чувство самурая» - настороженность, мгновенная готовность противостоять нападению, подвоху, обману и предательству.

7. Оскорбительные.

8. Вопросы на самоопределение, их еще называют на рефлексию. Цель этих вопросов – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ (Что я хочу? Чего мне надо? Это я делаю для себя или для детей?)

9. Мудрые вопросы.

10. Глупые вопросы

11. Отсекающие вопросы. Это сильные вопросы. Например – при игре в данетку детей просят за 10 вопросов угадать, какой сказочный герой задуман. Вопрос: «это Буратино?» - слабый, а вопросы: «Это живое? Это рукотворное?» - сильные, отсекающие.

12. Олимпиадные вопрос. Вопросы повышенной сложности. Проверяют готов ли ребенок к серьезной умственной работе.

Таким образом, использование данных методов может привести к потрясающим результатам.

1.4. Методы диагностики творческих способностей

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения.

Б. М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Они - продукт общественно - исторической практики человека, результат взаимодействия его биологических и психических особенностей. Это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это деятельность.

Способность - это определённая совокупность знаний, это возможность, предпосылка деятельности, успешности её выполнения; способность - есть свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции.

Креативность –– творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. [10]

Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем при примерно одном и том же развитии общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые - к музыке, третьи - к техническому конструированию, четвертые - к спорту.

Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонним развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко). [25]

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Так, ведущими в литературных способностях, являются особенности творческого воображения и мышления, яркие наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка. В математических - умение обобщать, гибкость процессов мышления, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. В педагогических - педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний. В художественных - особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, которые проявляются в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества личности, которые обеспечивают преобразование замысла в действительность.

Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются способности к музыке, математике.

Выделяют следующие уровни способностей:

  1. Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
  2. Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна. [20]

Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности.

Обратимся к понятию "творчество", "творческий". Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Анализ справочной педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что "творчество" на сегодняшний день определяется достаточно многообразно. Краткий педагогический словарь определяет "Творчество – как деятельность человека, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, предполагаемое у личности наличие способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью".

В наибольшем количестве случаев мы встречаем определение понятия творчества, как деятельности. Например, в большой советской энциклопедии говорится: "Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное, новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности".

А. Я. Пономарев отмечает: "Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".

В философском словаре определение также подчеркивает, что результат творчества есть новый продукт: "Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов".

В статье "творчество", вошедшей в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым: "Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил".

Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: "Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение".

Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: "Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности".

Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности.

Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: "Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества". [4]

И. П. Волков утверждает: "Единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творчество индивидуально, художественно проявляется хотя бы в минимальном отсутствии образца".

Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, "которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке".

Таким образом, творческие способности – это способности к творчеству как деятельности. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.

Анализируя все приведенные выше материалы о способностях, творческих способностях, творчестве, можно сказать, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Более значимы не результаты детского творчества, а формирование способностей.

Стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а во-вторых, как отмечает американский педагог Х. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому ученым приходится «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.

Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку. Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.

Творцом, так же, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.

Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:

1 Этап - чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).

2 Этап - интуиция, творческое воображение, вдохновение.

3 Этап - самокритичность, упорство в доведении дела до конца и пр.

Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а также с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.

Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

Таким образом, творческие способности- творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики.

Исследую природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность, как пишет Хуторской А. В., является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эврестическую образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит процесс познания, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная (познавательная). Для того, чтобы креативные и когнитивные процессы имели общую структурную основу и выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе таких способностей, как целеполагание, целеустремленность, планируемость, нормозаданность, самоопределение, рефлексия и др.

Таким образом, ученик взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности: 1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём; 2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения; 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания.

При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности:

1) Когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира; 2) Креативные качества, обеспечивающие условия создания учеником творческого продукта деятельности;
3) методологические качества. Каждой группе личностных качеств соответствуют определенные способности, с помощью которых происходит самореализация ученика. Четкое определение минимального набора эврестических качеств ученика позволит целенаправленно конструировать учебные программы, выбирать оптимальные педагогические технологии, отбирать тот учебный материал, который поможет организовать создание учениками творческой образовательной продукции.

Педагогическое сопровождение учащихся может осуществляться в двух вариантах:

— общегрупповое;

— индивидуально-личностное.

В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Предлагаемая ими модель развития креативности личности, включает в себя следующие составляющие.

Креативная среда, предполагающая наличие таких условий, как:

а) обучение с опорой на развитие дивергентности мышления;

б) педагогическое сопровождение;

в) педагогическая поддержка.

4. Креативная личность, базовыми критериями которой являются:

а) мотивационный компонент;

б) интеллектуальный компонент;

в) эмоциональный компонент;

г) коммуникативный компонент.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

В связи с этим, выделяют следующие способы стимулирования творческих способностей:

1. обеспечение благоприятной атмосферы;

2. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

3. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

4. поощрение высказывания оригинальных идей;

5. обеспечение возможностей для практики;

6. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

7. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Творческими можно назвать любые идеи, теории, изделия, если они отличаются: новизной и уникальностью; полезностью или ценностью; изяществом (если вносится простота там, где была сложность) и другими качествами.

Для того, чтобы появилась новая творческая идея, её выделяют из большого числа менее значительных идей. Можно применить и уже названный метод ассоциации или связи между отдельными идеями, когда одно представление возникает на основе другого. Чем больше идей, тем выше вероятность формирования действительно творческой идеи.

Немало новых идей можно получить с помощью мозгового штурма – одного из методов получения новых идей путем обсуждения их группой специалистов смежных специальностей (лучше слабо связанных между собой). Применяется этот испытанный метод при решении общих, масштабных задач.

Основные правила поведения во время мозгового штурма:

•   любая критика очередного предложения (плюс или минус) не допускается;

•   требуется много предложений, каждая идея хороша, как и любая другая;

•   свобода высказывания идей;

•   обсуждение идей только после окончания их выдвижения;

•   ранжирование идей по степени их важности;

•   принятие «отсроченного решения».

Неплохие результаты может дать метод инверсии, который заключается в новом подходе к решению какой-либо известной задачи. Метод требует отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы посмотреть на нее с новых или с измененных позиций.

Можно идти путём аналогий, то есть заимствовать решения из другой области знаний. Хорошим примером этого метода является заимствование некоторых принципов современной типографии и тиражирование печатных изделий для технологий и производства интегральных схем.

Метод эмпатии тоже может быть использован в продуцировании новых идей. Достаточно отождествить себя с другой личностью, например с каким-то великим ученым, и попробовать мыслить «как он».

Фантазия - способность к творческому воображению, желательно, чтобы новые идеи не противоречили законам природы и развития общества, но иногда бывает полезно хотя бы мысленно выйти за рамки этих законов. 

Инверсия, аналогия, эмпатия и фантазия пригодны для индивидуальной работы исследователя. Они предшествуют более ответственным этапам, таким как моделирование процессов или явлений, разработка методов исследования, накопление экспериментальных данных, математическая обработка материала, проверка гипотез, выдвигаемых по ходу исследовательской работы. Завершается процесс оценкой полученных результатов, их обобщением и сообщением о них научному сообществу. Конечно, положительное подтверждение выдвинутой вами гипотезы весьма приятно, но не следует забывать, что отрицательный результат в науке не менее ценен, чем положительный, и никогда не следует добиваться подтверждения своей гипотезы «во что бы то ни стало». Не раз ложные выводы дорого обходились и самим экспериментаторам и тем, кто решил воспользоваться их «открытием».

Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся(возможные элементы)

Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникаль­ности каждой человеческой индивиду­альности - это и есть творческий акт.

Таким образом, творческие прояв­ления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя».

Учитель должен пользоваться со­временными педагогическими разви­вающими технологиями, ориентиро­ванными на развитие способности учащегося быть субъектом образо­вательной деятельности как процесса своего развития в целом: и теле­сного, и эмоционального, и интеллек­туального, и личностного, и духовно-нравственного.

2. Принцип «принятия другого».

Согласно данному принципу учи­тель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, име­ющую право быть личностью со свои­ми, уже сложившимися особенностя­ми. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может стро­иться по логике объект-субъектного взаимодействия.

3. Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и плас­тической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

  1. Необходимо обеспечить независи­мость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
  2. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то при­вычное.
  3. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.
  4. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и де­ятельности детей.

6. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные воз­можности ученика.

Таким образом, на основании проведенного краткого анализа образовательного процесса выявлены следующие внешние педагогические условия, необходимые для проявления и развития творческих способностей:

  • Наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса; творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка.
  • Раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей и их максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения на основе личностно - деятельностного подхода.
  • Наличие образцов творческого поведения.
  • Мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны учителя.
  • Гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» (разные методы этой системы) для оперативного получения информации об уровне усвоения учебного материала (ЗУН).
  • Высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей.
  • Комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей учащихся.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗЕЙ КРЕАТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

2.1. Подбор и описание стимульного материала

С целью проверки выдвинутых теоретических предположений, а также для решения поставленных практических задач, было проанализировано эмпирическое исследование связей креативных способностей творческих и технических специальностей.

Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

Также данное исследование является корреляционным, т.к. направлено на изучение связи между зависимой и независимой переменными.

Зависимая переменная: Уровень творческих способностей.

В качестве независимой переменной в данном случае выступает специальность испытуемого. На специальность студентов, мы воздействовать не можем, а можем лишь учесть ее как критерий при формировании групп испытуемых. Это означает, что данное исследование является также квазиэкспериментальным.

В качестве внешних переменных можно выделить такие факторы, как личные особенности испытуемого, его эмоциональное и физическое состояние во время эксперимента, а также его мотивацию и условия тестирования.

Таким образом гипотеза исследования звучит следующим образом: Уровень креативности у студентов гуманитарных специальностей выше, чем у студентов технических специальностей.

Под гуманитарными профессиями понимается социальные, творческие специальности для которых характерно хорошее воображение, такие профессии как - дизайнер, учитель, психолог и т.д.

А к техническим можно ответить так, что это профессия, связанная с созданием, применением, а также обслуживанием каких-либо механизмов или конструкций. Под созданием, может пониматься и проектирование, а также научная деятельность и изыскания, необходимые для получения соответствующих знаний. К техническим профессиям, можно отнести - радиотехник, инженер, архитектор и т.д.

Исследование было проведено 25 марта 2011 года. Контроль внешних переменных таких, как мотивации и условия тестирования испытуемых, осуществлялся за счет создания константных условий (тестирование испытуемых обеих групп проходило в один день, в групповой форме, одновременно).

В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления и Опросник личностных творческих характеристик. САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, государственным и местным программам развития творческих способностей. В настоящее время САР доступен для измерения творческого потенциала всех детей. Креативные тесты Вильямса, несомненно, могут быть использованы и для оценки творческих способностей взрослых людей.

Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Испытуемым предлагается дорисовать картинки в квадратах и придумать для каждой картинки название. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Испытуемым дается инструкция, после чего они начинают работу над тестом. Более подробно инструкция и стимульный материал представлены в приложении А.

В результате мы получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

· Беглость (Б);

· Гибкость (Г);

· Оригинальность (О);

· Разработанность (Р);

· Название (Н).

1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных испытуемым, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — место (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи.

2 балла — рисуют только внутри.

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам. Максимальный балл – 36.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам. Максимальный балл – 36.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название не дано.

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения.

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок. Максимальный балл – 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Тест творческих характеристик личности − это опросник, состоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя испытуемые. Материал методики представляет из себя лист с вопросами и таблицу ответов, в которой испытуемый должен выбрать наиболее подходящий по его мнению пункт – «в основном верно (ДА)», «отчасти верно (может быть)», «в основном неверно (НЕТ)», или «не могу решить (не знаю)». Более подробно инструкция и материал представлены в приложении.

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется шаблон. Отметки на шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся на не отмеченных клетках, получают один 1 балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус один (— 1) балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

Если все ответы совпадают с отметками шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю».

Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все выше вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

2.2. Описание выборки

В исследовании участвовала выборка студентов ТТИ ЮФУ, состоящая из тридцати человек. Для того, чтобы сформировать под выборки разной профессиональной направленности, был взят внешний, формальный ее признак – специальность. Таким образом, в исследовании участвовало 15 студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям и 15 студентов, обучающихся по техническим специальностям. Такие переменные, как половой признак и возраст испытуемых, не учитывались.

Испытуемые принимали участие в исследовании только в добровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.

2.3 Этапы эмпирического исследования

Данное исследование включало в себя следующие этапы:

1. Тестирование испытуемых с помощью теста дивергентного мышления;

2. Тестирование испытуемых с помощью теста творческих характеристик личности;

3. Подсчет сырых баллов;

4. Выявление распределения уровней творческих способностей для каждой из подвыборок;

5. Выявление различий в результатах между подвыборками по уровню творческих способностей с помощью статистического критерия;

6. Интерпретация полученных данных.

2.4. ИТОГИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.

Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.

Проведенное тестирование и интерпретация результатов подтвердили выдвинутую гипотезу, выявились значимые различия между подвыборками. Мнение о том, что студенты гуманитарных специальностей обладают большим уровнем творческих способностей, нежели студенты технических специальностей, подтвердилось эмпирическими данными.

Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в начале главы 2 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.

Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.

Во-вторых, были опрошены студенты ТТИ ЮФУ. Результаты могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.

В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты.

Также было выявлено, что студенты обоих подвыборок в той или иной степени склонны к завышению своих результатов.

Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа была посвящена исследованию методов творческого мышления студентов. Ее целью было изучение связей креативности студентов гуманитарных и технических специальностей.

Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:

1. Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.

2. В обществе принято мнение, что люди типа «Человек-Человек» или «Человек-художественный образ» более способны к творчеству. Можно предположить, что гуманитарная среда обучения дает больше возможностей к проявлению себя как творческой личности.

3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, в основном распространялись на людей школьного возраста, а по вопросу творческих способностей студентов не было получено четких данных.

К эмпирическим результатам работы относится следующее:

1. Для данной выборки преобладает невысокий уровень творческих способностей (ниже среднего);

2. Проанализированные результаты подтвердили гипотезу о том, что уровень творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей выше уровня творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей.

В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – действительно ли у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше? В этом заключается его практическая значимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы. Методические рекомендации. Ленинград, 2004.
  2. Веретенникова Л. К.Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология/ Журнал,выпуск № 1 / 2010.
  3. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография,-СПб., 2005.
  4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002.
  5. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ.-СПб.:СПбГУПМ,2001.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2005.
  7. Обучение и развитие/Под ред.Л.В. Занкова.–М.: Просвещение, 1975.
  8. Яицкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе /О.Ю. Яицкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы// междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2012.
  9. Творчество : от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Рос. акад. наук, Ин-т психологии; Под ред. Д. В.Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 736 с.; ил.
  10. Материалы конференции молодых ученых памяти К. Дункера-М.:РГГУ, 2008. -142 с. 92-99 с.Абисалова Е.А. Изменчиость показателей креативности в зависимости.
  11. Интуиция в системе когнетивной деятельности: автореферат дис. ...кандидата философских наук : 09.00.01 / Багдасарян Лусине Шагенова; Нальчик, 2010. -25 с.
  12. Ильин Е. П. «Психология творчества, креативности, одаренности» Издательство "Питер", 2012
  13. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983. — 336 с.
  14. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд. Институт психологии РАН, 1997
  15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  16. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.
  17. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
  18. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-хт. Т. 1, 2-е изд: Пер. сфранц.-М.:Мир 1996.-496с., ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкции и стимульный материал методик

Тест дивергентного мышления

Здравствуйте!

Инициалы _______________________________________

Группа _______________

Этот тест поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков.

Вам предлагается 12 квадратов. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работайте в квадратах по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины.

Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными.

После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.

Спасибо за участие в исследовании!

Тест творческих характеристик личности

Здравствуйте!

Инициалы _______________________________________

Группа _______________

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «X» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «X» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно пометить знаком «X» в колонке «В основном неверно». Те утверждения, относительно которых вы не можете придти к решению, нужно пометить знаком «X» в колонке «Не могу решить».

Вопросы:

1. Если я не знаю правильного ответа, то я пытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается мне с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь я стану известным артистом, музыкантом или поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы, или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед классом.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и учителя делали все как обычно и не менялись.

35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел.

№ В основном верно (ДА) Отчасти верно (может быть) В основном неверно (НЕТ) Не могу решить (не знаю) № В основном верно (ДА) Отчасти верно (может быть) В основном неверно (НЕТ) Не могу решить (не знаю)

1 26

2 27

3 28

4 29

5 30

6 31

7 32

8 33

9 34

10 35

11 36

12 37

13 38

14 39

15 40

16 41

17 42

18 43

19 44

20 45

21 46

22 47

23 48

24 49

25 50