Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Теории происхождения права (Современное состояние проблемы – специализация и синергизм)

Содержание:

Введение

Происхождение права является значимой проблемой, которая требует тщательного рассмотрения и изучения по причине необходимости выработки единой воли лиц, согласования воли участников общества путем правоотношений [29]. Изучение возникновения и прогресса правовых отношений, а также обзорная характеристика существующих теорий права позволяет понять источники права, структуру взаимоотношений между агентами, что является полезным в современной практике.

С самого начала истории цивилизации право является неотъемлемой частью общественной жизни человека. Выбранная тема курсовой работы – теории происхождения права является актуальной по причине ее фундаментальности. На правовых концепциях и принципах, созданных многими учеными и философами в прошлом, базируется современная юридическая наука [42]. Перечисленные в данной работе теории происхождения права нельзя назвать абсолютно универсальными и полностью верными. По этой причине, я считаю необходимым изучить данную тему, что даст возможность взглянуть на современное право с разных точек зрения и позволит лучше понять актуальные вопросы общественных правовых взаимоотношений.

Целью данной курсовой работы является изучение существующих теорий происхождения права.

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели курсовой работы, заключались в следующем:

1. Провести поиск научной литературы по темам: права, теории происхождения права; изучить основные теории и концепции происхождения права, сложившиеся на протяжении развития юридической науки;

2. Составить аналитический обзор найденной информации, найти преимущества и недостатки теорий происхождения права;

3. Сделать выводы по проблематике возникновения права и переходе от известных теорий к современным взглядам.

Структура настоящей курсовой работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.

Объектом исследования является право, а предметом исследования – исторический процесс возникновения права и особенности теорий происхождения права. При проведении исследования в рамках курсовой работы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы – анализа и синтеза, логический, системно-структурный.

Базой для написания работы послужили учебные пособия по теории государства и права, философии, научные статьи российских и зарубежных авторов. При написании работы были использованы труды философов Античности, Средневековья, Новейшего времени и известных юристов-правоведов: Ф. Аквинского, Аристотеля, Ж. Маритена, И. Канта, Кленнера, Тибо и Савиньи, Густава Гуго, Остина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Джерома Холла, А.В. Полякова, С.А. Муромцева, Е. Эрлих, Жени, Р. Паунд, Б.К. Малиновского, Т.В. Кашаниной, А.Б. Венгерова.

1 Понятие права

1.1 Понятие права

Понятие права является весьма сложным и многогранным. Право является не только важнейшем юридическим понятием, а также является фундаментом, на котором базируются отношения между людьми и стабильная жизнь общества. Основополагающей проблемой теории государства и права является проблема сущности и социальной природы права.

В юриспруденции понятие «право» подразделяется на два определения. Во-первых, термин «право» используется для обозначения системы правил и формальных юридических норм, принятых обществом. На данный момент, понимаемое таким образом, право имеет много вариаций: международное право, корпоративное право, гражданское право, конституционное право и т. д. Данный вид права известен в юриспруденции как «объективное право» [40].

Во-вторых, понятие «право» имеет значение принадлежности власти, воли, возможности использования какого-либо блага какому-то конкретному лицу или группе лиц. Например, право на защиту, право требования определенного поведения от должностного лица, право на здоровую окружающую среду. Такой подвид права известен в юриспруденции как «субъективное право» [17].

Признаки права и общественные нормы были сформированы еще до изобретения письменности, в так называемое доисторическое время. При этом нормы права были представлены обрядами, обычаями и другими религиозными традициями. При этом до сих пор ведутся споры о том, считается ли данный период развития человечества отправной точкой происхождения права [30].

Еще во времена Древнего Востока и Античности люди стали задумываться причинах и путях возникновения (генезисе) права. По мере эволюции знаний человечества возникали самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Большое количество существующих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями формирования общества на раннем этапе развития, различиями права в странах в которых жили их авторы, разнообразием идеологий и философских взглядов, доминирующих на момент составления теории.

Таким образом, проблема возникновения права представляется актуальной для теоретического исследования в рамках данной курсовой работы. Во второй главе курсовой работы будут рассмотрены существующие ранее и на данный момент концепции генезиса права, которые рассматривают появление права и государства в качестве совмещенного явления, так и в качестве специфической проблемы.

2 Основные теории происхождения права

2.1 Теологическая теория

Теологическая (богословская) теория происхождения права является самой ранней теорий, пытающейся объяснить происхождение права и государства. Теория признает вечность законов, порядок жизни определяется идеалами справедливости и добра, характерными для конкретной религии. А также определяет главенствующую роль Бога в регуляции жизни общества путем создания институтов права и власти. В статье [37] автор рассматривает разнообразие воплощений теологической теории при рассмотрении различных цивилизаций удаленных друг от друга. Отдельные элементы концепций теологической теории характерны для Китая, Индии, цивилизации Шумер, Древнего Египта, а также Европы.

В Древнем Китае не существовало единой религии, однако, китайцы считали, что их окружают духи природных стихий. Они приносили духам жертвы, что являлось элементом почтения и дисциплины – это являлось нормой для всего общества Древнего Китая, что намекает на определение объективного права.

В более позднее время появилась религиозное течение даосизм. Приверженцы даосизма осуждали тиранию и жестокость своих правителей, для них были неприемлемы суровые законы и методы наказания.

Представителями западноевропейской теологической теории являлся итальянский философ и теолог Фома Аквинский, а также Августин Блаженный. Фома Аквинский считал, что Бог управляет обществом во всем его проявлении, что было сформулировано им в учении о двух «градах».

Теологическая теория оказывала свое влияние на общество в Новое и Новейшее время. Так, в XVI–XVII вв., с помощью церкви, которая была неотделима от государства, производилось управление обществом, которое на тот момент времени было практически полностью религиозным. Церковь и абсолютная монархия были практически единым целым.

Среди современных исследований данной теории можно отметить философские работы Ж. Маритена [27], который сформулировал концепцию «первой инициативы Бога» в жизни как отдельного человека, так и общества. Теологическая теория базировалась на вере человечества в Бога. Влияние данной теории до сих пор значительно в некоторых мусульманских странах, а также Ватикане.

Наследие теологизма до сих прослеживается во современной правой культуре. Например, политические лидеры до сих пор дают клятву при проведении инаугурации на священных книгах, а в судебной практике США активно используется присяга свидетелей, приносимая на Библии.

2.2 Теория естественного права

Естественное право является комплексной теорий философии права и юриспруденции. В основе теории лежит доктрина о неотъемлемых естественных правах, которые не могут быть отменены или откорректированы.

В данной теории впервые разделяются понятия «право» и «закон», естественное право представляется идеалом и ориентиром к которому следует стремиться законодателям при разработке законов. В современном обществе перечень естественных прав является спорным из-за влияния теологической концепции. Так, странами членами ООН в 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека [10] в которой перечислены практически все неотъемлемые права человека.

Естественная теория происхождения права зародилась во времена Античности с появления правовой теории Аристотеля [10]. Он считал право мерилом справедливости, регулятором политического диалога. Аристотель различал право естественное и позитивное, о котором будет сказано позднее. Естественные права существуют повсюду и всегда независимо от признания их действующими. Аристотель впервые предложил правовую оценку правления государства – оно должно быть направлено на всеобщее благо. Законы должны соответствовать праву и справедливости, как отмечал Аристотель: «Всякий закон в основе предполагает своего рода право» [14].

В Средневековье под влиянием церкви естественная концепция происхождения права сочеталась с теологической. Так, в работах Фомы Аквинского он ставит Божественный закон в основу естественного права, при этом проводит разделение на закон Божий и закон вечный. Для средневековой доктрины естественного права характерно повиновение в первую очередь Богу, а не человеку. Также в Средневековье были до конца проработаны некоторые элементы естественной теории такие как первобытный договор и народный суверенитет, которые были известны ранее. Так, первобытный договор определял власть народа над властными структурами, то есть давал право контроля [44].

Более подробно происхождение естественного права с точки зрения перехода от взгляда Аристотеля, считавшего что право вечное, к современным взглядам об «исторически меняющемся естественном праве» описано в книге Четвернина [50], в которой естественное право представлено как формальное начало справедливости. При этом также подчеркивается несовершенство права из-за отсутствия безусловной справедливости конкретных правовых норм.

Развитие общества и все больший отказ общества от теологических концепций привел к появлению права на свободу, защиту чести и достоинства, а также права на восстание [3]. Право на восстание было осмыслено и описано создателями Декларации независимости США [13] в 1776 году, которая утверждала право народа на свержение деспотического правительства, после чего встречалось в тексте французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 года [2].

Ближе к XX веку естественная теория происхождения права начала подвергаться критике, а именно критиковалась неизменность правовых норм, то есть самой основы естественной теории. Философы стали предполагать, что право создалось и в момент времени формируется под действием критической оценки существующего права. Таким образом, появились рассуждения о том, что естественное право является гибким, а не неизменным [18].

Следует отметить представленную в книге [50] ссылку на статью немецкого ученого Кленнера [1], который писал, что каталог прав человека «делает человека настолько свободным, насколько поваренная книга сытым». Кленнер на примере Конституции Германии показал недостатки концепции естественного права, а именно на примере существующих ограничении естественных прав человека на политические права и свободы. Так, 18-я статья германской Конституции ограничивает права, которые естественное право считает неотъемлемыми, например: право на свободную печать, тайну переписки, и частную собственность. Данные ограничения направлены против определенных политических движений [25].

Таким образом в XX веке было доказано несовершенство и негибкость концепции естественного права, и необходимость ограничения правовых возможностей по причине злоупотребления естественными правами. Также на примере права на законный суд Кленнер показал, что именем законного суда может твориться беззаконие по сфабрикованным обвинениям, но формальное требование законности будет удовлетворено.

Для разрешения проблемы естественного права был необходим новый взгляд на происхождение права. Был осуществлен переход от «неменяющихся прав» к «исторически меняющемуся гибкому естественному праву».

2.3 Историческая теория

Данная теория возникла в начале XIX века, к ее созданию привел спор немецких юристов Тибо и Савиньи. Их спор о целесообразности введения единого кодекса на территории немецких земель известен в литературе как кодификационный спор (нем. Kodifikationsstreit). Савиньи, являясь основателем исторической школы совместно с Гуго, считал, что право появляется и изменяется в течение длительного исторического процесса посредством национального духа (нем. Volksgeist).

Историческая школа является связующим мостом между естественной историей и появлением юридического позитивизма. Одним из первых юристов, кто оспорил естественную теорию являлся Густав Гуго [26]. Главным отличием и противопоставлением естественному праву является изменчивость правовых норм.

Из данной теории следует, что право возникает из-за потребности общества и отдельных лиц разрешать противоречивые ситуации. Считается, что право само по себе возникло в сознании человека, постепенно эволюционировало и фиксировалось в законах. Представители исторической школы выступают против преобразований с помощью законодательных реформ, они считают, что право эволюционирует само по себе. При этом существует народный дух, который был с народом изначально.

Густав Гуто опровергнул одну из концепций естественного права – общественный договор. Он постулировал в своей книге «Учебник естественного права, или философия положительного права», что власть и право возникло параллельными несвязанными путями и право возникло из потребности разрешения споров [6].

В его научном труде «Являются ли законы единственными источниками юридических истин» [22] он сравнивает право с правилами игры в шахматы, где хоть и редко, но встречаются ситуации, не предусмотренные правилами. Он утверждал, что в основе права находятся исторические общепризнанные обычаи, которые в отличие от некоторых законов, исполняют все.

Критически к исторической теории относился Карл Маркс. Он считал в своей статье «К критике гегелевской философии права. Введение», что она противоречит реальной исторической действительности полной военных интервенций, внешнего влияния и внутренних споров; при этом, по его мнению, народный дух не является реальным [28].

Хочется отдельно отметить, что немецкая историческая теория права посредством академических контактов легла в основу российского права, которое имеет в своей структуре кодексы. Идеологически современное российское право похоже на немецкое, а не на англо-саксонское, возможно именно по этой причине.

2.4 Нормативистская теория

Нормативистская теория происхождения права была создана австрийским юристом Г. Кельзеном, который рассматривал право, как «пирамиду правовых норм» на вершине, которой находится основной закон – Конституция. В основании пирамиды находятся локальные и ситуативные правовые нормы, представленные судебными решениями, договорами, предписаниями; при этом более низкие по статусу нормативные акты должны соответствовать нормам конституции, уточняя ее без противоречия. Конституция, также называемая суверенным законом, существует для придания статуса общеобязательности для низших правовых актов, и для регламентирования действий государственных должностных лиц [7].

Кельзен считает, что юриспруденция — это формально-логическая наука. В нормативистской теории понятие «право» дистанцируется от идей добра и справедливости, которые были характерны для естественной теории. Благодаря такому разделению, современное право является абстрактным [7].

В нормативистской теории считается, что для появления права нет причин - оно появилось само по себе, по Гельзену право возникло вместе с государством и неотделимо от него, оно черпает силу и действенность в самом себе.

У данной теории есть масса достоинств: нормативность, иерархичность, четкость юридических норм, возможность государства влиять на развитие общества. При этом, главенствующая роль государства в развитии общества и принятие основного закона государством является слабым местом концепции в силу возможной неэффективности юридических норм, которые могут быть произвольными и устаревшими [7].

2.5 Позитивистская теория

Позитивистская[1] теория права, основанная немецким юристом Карлом Бергбомом и русским правоведом Габриэлем Шершеневичем, возникла в значительной степени как оппозиционная по отношению к естественно-правовой теории.

Позитивистская теория происхождения права — концепция, базирующаяся на философии юридического позитивизма: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Государство является доминантой в этом конфликте, и оно устанавливает порядок, ему подчиняются граждане. Монополией на создание права обладает государство, оно есть продукт его законотворческой деятельности. Данная позиция может быть выражена формулой: «право есть установление, приказ государства». Государство предшествует праву исторически и логически, право есть функция государства, и потому оно немыслимо без государства и до государства». Эту концепцию, возникшую после заката естественно-правового учения, склонны расценивать как антагонист концепции естественно-правового происхождения права [49].

В зависимости от того, что считают базовым элементом права (норму права, правосознание, правоотношение) различают три основных направления юридического позитивизма [8]:

  • Этатизм[2] (легистский позитивизм) – концепция правового позитивизма, в котором государство и право являются одним целым. Согласно этой теории, государство должно полностью контролировать общество. Право является результатом деятельности нормотворческого процесса государства;
  • Социологическое направление рассматривает правоотношения в качестве базиса права. Представители данного направления считают, что право – это зафиксированный и формализованный порядок реальных общественных отношений. Право – социальное явление;
  • Нормативистское направление которое было рассмотрено ранее отличается от этаизма лишь главенствующей ролью нормы, а не государства.

Основателем юридического позитивизма принято считать английского юриста Остина. Позитивистская теория возникла во время бурного развития капиталистической экономики. В то время основной задачей юристов было создание четкой и ясной системы понятий с целью однозначного толкования правовых норм и разрешения частных правовых случаев [23].

Остин стремился создать теорию права, которая не базировалась на наследии прошлого: этике, справедливости, морали и религии. По мнению Остина, высказанного в 1832 г. работе "Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права», «право в своем наиболее общем и полном значении... буквально... может быть определено как правила, предназначенные для управления поведением одного разумного человека со стороны другого разумного человека, обладающего властью над первым".

Право работает с чистыми нормами и законами, без рассмотрения того, хороши ли они или плохи [34]. Абсолютным и единственным источником права признается государство.

Теория позитивизма обладает массой достоинств и недостатков, представленных в таблице 1, составленной по [34].

Таблица 1

Достоинства и недостатки юридического позитивизма

Достоинства

Недостатки

Верховенство права и наличие последовательной связи между правовыми нормами, что исключает существование противоречивых норм в действующем праве;

Основной задачей юриспруденции является анализ законов, принятых государством, без оценки норм, содержащихся в этих источниках;

Недопустимость отказа в правосудии по причине пробелов в действующем законодательстве;

Приравнивание права к закону приводит к потере параметров, позволяющих отличить правовые нормы от произвола государства;

Требование строгого соблюдения действующих законов;

Существование права не зависит от закона в конкретном случае.

Судья подчиняется закону.

2.6 Классовая теория

Классовая теория, также известная как марксисткая, впервые изложена в работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» написанной на основе конспекта Карла Маркса по книге Моргана «Древнее общество» [46]. Классовая теория рассматривает право, как волю правящего класса, возведенную в закон, как инструмент для подавления угнетенного класса правящим классом. Согласно этой теории, право определяется экономическими условиями жизни общества и возникло с появлением классов.

Марксисты считают, что экономика играет важную роль в развитии общества и права и что на определенном этапе развития общества обычаи (концепция исторического происхождения права) перестают быть основным регулятором отношений между людьми, поскольку они были созданы для единого общества, а не разделённого на классы. Маркс, Энгельс и Ленин считали, что противоречия между классами являются катализаторами социального прогресса. Из чего вытекает, что для развития общества необходимо усилить классовую борьбу, но это явление также несет отрицательный характер, поскольку приводит к истощению ресурсов общества, особенно людских во время борьбы.

В своих ранних трудах Маркс опирается на социальную философию Гегеля. Маркс считает, что право это воля правящего класса, возведенная в закон [41]. Согласно марксистской теории, единственной причиной всех культурных и правовых явлений является способ производства товаров. Несомненно, экономические факторы играют роль в возникновении права, но они не являются единственной причиной права. К возникновению права приводит потребность общества в создании новой системы правовых и социальных норм.

Способ производства товара (нем. Produktionsweise) – определённое путем исторической эволюции дуальное единство производительных сил и соответствующих этому уровню типом производственных отношений. Этот дуализм является основой формационной теории Маркса [45].

Маркс создал свою теорию опираясь на теорию стоимости Адама Смита и Рикардо. Он переопределяет понятия товара и стоимости, а также делает вывод, что товар соотносится с другими товарами на рынке также как люди соотносятся друг с другом. Таким образом, он подводит читателей Капитала к тому, что физический товарный рынок, и стоящий за ним способ производства товара, прочно связан с общественными отношениями и правом.

Согласно Марксу, существуют следующие способы производства товара и соответствующие им общественно-экономические формации, представленные в таблице 2 [41].

Таблица 2

Общественно-экономические формации по Марксу

Способ производства товара

Общественно-экономическая формация

Уровень развития производительных сил крайне низок, орудия труда примитивные, недостаточно развитые и совершенные, труд людей носит коллективный характер, собственность выступает в форме общинной собственности, производство по своему характеру и форме натуральное, господство уравнительного распределения продуктов, отсутствие социального деления общества.

Первобытный строй

Первое в истории классовое общество. Насильственное принуждение к труду производителей — рабов, находившихся в собственности владельцев средств производства — рабовладельцев и использование рабов в их хозяйствах для производства прибавочного продукта.

Рабовладельчество

Базовое средство производства — земля находится в монопольной собственности господствующего класса феодалов практически полностью слившегося с государством, а хозяйство ведётся силами и техническими средствами мелких производителей — крестьян, так или иначе зависимых от собственников земли.

Феодализм

Капитализм базмруется на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства. Господство товарно-денежных отношений и частной собственности на средства производства, наличие развитого общественного разделения труда, рост обобществления производства, превращение рабочей силы в товар, эксплуатация наёмных рабочих капиталистами.

Капитализм

Отсутствие эксплуатации человека человеком. После исчезновения межклассовых противоречий и классовых различий исчезают внутренние причины, порождающие политические функции государства, происходит постепенное отмирание таких функций. Преобразование производственных отношений обусловливает изменение всех других общественных отношений.

Коммунизм

На сегодняшний день приняты следующие трактовки происхождения права по Марксу [41]: право создается самим обществом и право возникает без каких-либо действий государственной власти. В то время, когда право появилось не существовало государств, право возникло при первом товарном обмене между двумя лицами, у которых возникла потребность приобретения товаров друг у друга. При этом были созданы правовые принципы актуальные в настоящее время - принцип равноправия, удовлетворения интересов сторон, свободы воли и эквивалентности.

2.7 Психологическая теория

Психологическая теория была создана российским ученым Л. И. Петражицким по причине его критического отношения к достижениям юриспруденции во времена господства юридического позитивизма. Его определение права является нестандартным по отношению к существовавшим в науке [36]. Право – имеющие атрибутивный характер, этические переживания и эмоции [36].

Право возникает под действием эмоций, так человек имеет склонность приписывать себе и другим лицам права и обязанности, руководствуясь своими внутренними убеждениями и поведением в какой-либо конкретной ситуации. Взаимодействие между людьми, правовыми нормами и институтами происходит бессознательно.

В 1907 году был опубликован двухтомный труд Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» [36], который является крупным вкладом в правовую науку. При исследовании права он руководствуется базой позитивистской теории, при этом его подход альтернативен позитивистам, а именно сторонникам того, что государство и право являются одним целым.

Петражицкий впервые разделил право на официальное и интуитивное. Первое создано государством и является инертным по отношению к общественным и социальным изменениям, в интуитивное свободно меняется под действием трансформаций общества.

Право при его исполнении сопровождается активными и пассивными эмоциями и переживаниями. Пассивные переживания — это чувства страдания или удовольствия, а активные это воля человека. Права предполагают наличие пассивов или обременения, и активов – гарантии исполнения прав. Как говорил Петражицикий: «Наш долг во всех случаях первого рода, представляется связанностью по отношению к другому, он закреплён за нами как его добро, как принадлежащий ему актив (obligatio attributa, acquisita). В случаях второго рода наш долг не заключает в себе связанности по отношению к другим, представляется по отношению к ним свободным, за ними не закреплённым (obligatio libera)». В данном высказывании под понятием «случаи первого рода» подразумевается официальное право, а случаями второго рода считаются нормы нравственности [51].

Официальное или позитивное право является негибким и шаблонным, при этом интуитивное право легко адаптируется к конкретному случаю, и дает базу и побудительный призыв к адаптации официального права. При этом он не рассматривал интуитивное право, как идеал, он считал, что интуитивное право может влиять на интерпретацию норм позитивного права судьями. Не только интуитивное право влияет на позитивное, также имеет место обратный процесс. При взрослении человека на его восприятие мира и воспитание частично влияет официальное право [51].

Психологическая теория права освободила юриспруденцию от догматичности норм. Важным достижением является переосмысление источников права, которыми стали являться не только официальное законодательство, но и авторитетные юридические книги, научные мнения, юридическая экспертиза, односторонние обещания государства, а также прецеденты.

2.8 Теория примирения

Основой теории примирения или коммуникативной теории является утверждение, что право появилось для урегулирования отношений между родами, а не внутри отдельно взятого рода. Суть теории: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты между родами являлись делом обычным, поскольку у каждого рода были свои интересы. Предполагается, что древние рода враждовали друг с другом, что привело сначала к примирению и возникновению правил взаимодействия, которые затем перешли в первую форму закона – мирный договор; отсутствие необходимости урегулирования конфликтов внутри племени объясняется наличием института старейшин. По мере усложнения отношений возникли новые виды правовых договоров, которые привели к появлению права.

Теория примирения была основана на базе четырех известных теорий происхождения права. Она объединила в себе естественную теорию, позитивистскую, социологическую (психологическую) и историческую. Из чего следовало первое название примирительной теории – интегрированная (от лат. integratio — соединение). Американский юрист Гарольд Берман рассматривал теорию права как объединение позитивизма, историзма и естественного права [9].

Впервые интегрированная теория была сформулирована американским юристом Джеромом Холлом, который объединил сильные стороны каждой из концепций понимания права. Так, моральная ценность права взята из естественной теории, появление право путем социальных коммуникаций из психологической теории, а юридические определения и нормы из юридического позитивизма [16].

Жан-Луи Бержель был сторонником интегрированного понимания права. По его мнению, право – продукт эволюции социального порядка и проявлений воли человека, является комплексом внутренней воли и внешнего подчинения. Отдельно взятые теории не могут сформировать полное определение права [16].

Эта теория возникновения права вполне приемлема, поскольку основана на многочисленных исторических фактах: конфликты, войны существовали постоянно, кровная месть имела действительно истребительный характер, а она долгое время существовала как универсальная и единственная санкция за обиду, нанесенную роду.

Ключевым недостатком примирительной теории является отсутствие в ней объяснения регулятивной функции права, теория исходит из примирительной функции, однако эффективнее не допускать конфликты, чем их разрешать [48].

2.9 Коммуникативная теория права

Коммуникативная теория права является современной теорией созданной на основе «интегрального» понимания права. Её создатель профессор СПбГУ А. В. Поляков [5] рассматривает свою теорию как диалог постклассических правовых школ и направлений. Теории, созданные на основе классических концепций, например, на основе естественной он называет «интегративными».

Право, по Полякову, возникло посредством правовой коммуникации, возникшей путем интерпретации обществом правовых текстов. Право, которое находится в содержании текста нормативного акта еще не является правом, оно им становится в случае возникновения соответствующих социальных практик: «Правовая норма находится не в тексте, а в психосоциокультурной действительности, бытийствуя как идеально-материальный феномен», конституируется не одним правовым текстом, а всей совокупностью текстов данной культуры (интертекстом[3])» [38].

Коммуникативная направленность общества, а не государство, является источником права. Возможно существование права без государства, однако обратное невозможно. С появлением государства право стало более системным и формализованы.

Коммуникативная теория имеет под собой прочный фундамент – она основана на прочных исторических и философских началах предыдущих правовых школ. Право рассматривается с разных сторон, а не одностороннее как это принято в юридическом позитивизме [5]. В отличие от концепций позитивистской ориентации, право признается высшей ценностью, причем ценность права выступает одним из критериев «правового». Однако ценности, по замыслу автора, не предоставляются сами по себе, а формируются самим обществом как результат взаимодействия между субъектами [24].

2.10 Либертарная теория права

Либертарно-юридическая[4] теория права и государства создана академиком РАН В. С. Нерсесянцем в 70-90 года XX века. Либертарная теория противопоставляется марксистской теории и была создана в эпоху постмодернизма[5], для которого характерен критический взгляд на идеалы. В теории существует три определения права:

  • Право – формальное равенство. Абстрагирование от различий, признание несущественности различий между объектами. Право ассоциировано с математикой, которая является абстрактной по отношению к цифрам и множествам. Право рассматривается как математика свободы, равенство возможно только между свободными и независимыми лицами [31];
  • Право – формализованная свобода [32]. Право служит источником социальной свободы и ее гарантом. Свобода служит в обличии правовых актов – законов, системы правосудия. Лица являются свободными не только как субъекты права, они также могут участвовать в процессе его создания – законотворчестве [33]. Однако независимость лиц друг от друга не является свободой без их совместного всеобщего подчинения единой норме поведения [32];
  • Право – всеобщая справедливость. Справедливость является одной из составляющих права, она входит в понятие права. Право является единственно справедливым. Базисом для такого рассуждения являются представления Иммануила Канта о том, что справедливость основана на всеобщем праве: «обязанности по долгу и справедливости покоятся на всеобщем законе права, что в мире нет ничего более святого, чем право других людей» [19].

В либертарной теории право и закон различны, при этом автор считает свою теорию независимой от естественного подхода к рассмотрению права, в котором право и закон также независимы. Используя данное разделение, автор утверждает, что не каждый закон является общеобязательным; для признания закона общеобязательным он должен обладать правовым содержанием, а не только являться волей власти.

Происхождение права Нерсесянцем рассматривается аналогично Гегелю, изучению трудов которого он посвятил многие годы. По Гегелю, в основе права и государства лежит «абсолютная идея»: право и государство возникли раздельно. Либертарная теория являлась оппозиционной точкой зрения по отношению к общепринятому в советской науке взгляду на право – марксизму.

2.11 Регулятивная теория происхождения права

Представители регулятивной теории происхождения права считают, что правовые нормы существуют для поддержания единого порядка в государстве. Ключевыми достоинствами данной теории является ее согласованность с ходом исторической эволюции общества, а также наличие в письменных источниках свидетельств существования правовых актов, регулирующих собственность, и порядка заключения договоров, а не только уголовно-правовых норм [42].

Согласно теории, право появилось в момент появления потребности урегулирования вопросов распределения территории и ресурсов. По мере эволюционного развития общественной и экономической жизни человечества появилась необходимость регулирования производства продукции сельского хозяйства [42, 48].

При переходе от аграрного общества к индустриальному продолжилось активное развитие промышленности по причине чего возникла потребность в активном обмене товарами. Следствием чего считается появление регулирования денежной системы и появление системы мер весов; появились новые правила, регулирующие условия труда, мореплавание. Новые правовые нормы появляются по мере необходимости [42, 48].

В регулятивной теории считается, что право способно урегулировать любые разногласия. Однако, это не является истиной, так как существуют такие сферы общества, которые плохо поддаются регулированию, например, право. Теория тесно связана с экономическим прогрессом, который проходил под действием своих собственных законов саморегулирования [42, 48].

2.12 Социологическая теория права

Социологическая теория права была сформулирована в наиболее завершенном виде в XX в. Наиболее яркими представителями данной теории являются юристы: С.А. Муромцев, Е. Эрлих, Жени, Р. Паунд. Данная теория провозглашает, что источником происхождения права являются не законы государства, а жизнь отдельных людей и общества в целом. Основным ее постулатом является следующая фраза: «Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни» [47].

На основе данной концепции построена англо-саксонская правовая система, основным источником которой является прецедент – судебное (административное) решение по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Право, хотя и создается государством, но оно не «творится» им, а закрепляется в процессе юридической и политической практики.

Основные постулаты теории заключаются в следующем [47]:

1) Разделение права и закона, аналогично существующему ранее разделению в естественной теории права. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) Право - юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной теории - теория "живого" права;

3) Судьи являются той частью правовой системы, которая формирует право в процессе юрисдикционной деятельности. Они легитимизируют законы, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

  • она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;
  • фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;
  • хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

  • если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть, как законной, так и противозаконной;
  • в связи с переносом обязанности правотворческой деятельности на судей и администраторов возникает опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Хочется заострить внимание на том, что с точки зрения социологической теории права общество и право рассматриваются как тесно интегрированные и целостные структуры. Сторонники данной теории утверждают, что изучать необходимо не только правовые нормы, установленные государством, но и весь комплекс имеющихся в обществе правовых отношений, а также подчеркивают роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия [47].

2.13 Антропологическая теория права

Антропологическая[6] теория происхождения права — учение, согласно которому право есть система само обязывающих обязательств, рассматриваемых как право на одной стороне и признаваемых как обязанность на другой стороне.

Юридическая антропология использует накопленные знания социальной и биологической антропологии для изучения социальной и правовой среды. В понимании сторонников этой теории, представленных антропологами, никаких внешних сил для появления права не требуется. Оно возникает в силу необходимости людей вступать между собой во взаимоотношения, связывая себя разного рода обязательствами. Подчинение нормам обеспечивается по преимуществу различными наградами и «внутренними санкциями самих социальных отношений» [49].

Существенный вклад в развитие юридической антропологии внесли Ф. Боас, Б. К. Малиновский. Одной из ключевых особенностей антропологического понимания права является ее взгляд на человека; человек является не только субъектом, но и высшей ценностью права - объектом. Если в классических правовых концепциях — естественно-правовой доктрине, юридическом позитивизме, в меньшей степени социологической юриспруденции — субъект права не является центральным методологическим основанием построения концепции права, то в неклассическом правопонимании именно человек признается центром правовой системы [4, 35].

Таким образом, комплексный анализ существующих на сегодняшний день концепций и теорий происхождения права, базирующийся на научных исследованиях, работах философов и юристов прошлых поколений и настоящего времени, позволяет определить 15 самостоятельных концепций происхождения права: теологическую, естественную, историческую, нормативистскую, позитивистскую, классовую, психологическую, примирительную, коммуникативную, либертарную, регулятивную, социологическую, антропологическую. В следующей главе будут рассмотрены современные концепции, объясняющие возникновение права: теория специализации и теория синергетики. Каждая из теорий представляет собой комплексное исследование, основанное на работах целого ряда юристов и философов, использующих общую идею.

3 Современное состояние проблемы – специализация и синергизм

В русском языке, равно как и в других языках, слово «право» имеет разные значения. Даже юридическая наука употребляет это слово в разных смыслах. Поэтому, говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь – естественного или позитивного.

В отечественной теории права и государства принято различать право естественное и право позитивное. Право естественное – это право в так называемом общесоциальном смысле. Это социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Люди, вступая в общественные отношения друг с другом, имеют возможность совершать те или иные действия, имею право вести себя определенным образом в той или иной ситуации. Такое право существует и определено само по себе, естественным путем, в процессе общения людей друг с другом. Они получают общественное признание и закрепляются в определенных правовых нормах поведения [39].

Позитивное право – это право в узком юридическом смысле. Это установленные или санкционированные (разрешенные, утвержденные) государством нормы поведения людей, содержащие различные положения относительно того, как можно или следует себя вести в соответствующей ситуации [39].

Естественное и позитивное право могут быть связаны между собой. Но они не раны друг другу и возникли не в одно время. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Что представляли собой эти нормы, однозначного ответа наука не дает. Однако многие исследователи склоняются к тому, что этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение. Они находились в сознании людей и не имели письменного оформления. Внешне они проявлялись непосредственно в поведении людей, принимая нередко форму обрядов и ритуалов [39].

Рассмотренные ранее теории были актуальны в свое время, а некоторые из них актуальны и сейчас – все они соответствуют уровню развития человеческого общества в определенную эпоху. В современной науке считается доказанным, что формирование права шло по нескольким направлениям. В рамках первого направления предполагается, что право вырастало из обычая. Второе направление формирования права было связанно с деятельностью судебных органов (жрецы, монархи или их представители). И, наконец, третье направление формирования права: деятельность самой государственной власти по созданию нормативных актов [15].

В недавнем прошлом советская юридическая наука исходила из позитивистской трактовки права, понимая его лишь как систему издаваемых государством и охраняемых им норм, письменно закрепленных в нормативных правовых актах. Исходя из такого понимания строилась и юридическая практика, деятельность правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. Еще в советское время данная концепция была подвергнута критике Нерсесянцем в его трудах, посвященных либертарной теорией права.

Также в последнее время юридический позитивизм был подвергнут критике. Многие авторы склоняются к естественно-правовому пониманию права. Эта тенденция имеет отражение и в законодательных актах. Например, в статье 17 Конституции РФ закрепляется, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а статья 55 под правами и свободами понимает не только те, что закреплены в Конституции, но и «общепризнанные права и свободы».

Отмеченные теории продолжают влиять на юридическое мировоззрение общества. Неслучайно эти учения были и остаются востребованы практикой. Каждая из имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И достоинства, и недостатки важно знать и иметь в виду при характеристике теорий. Таким образом, для юриспруденции вопрос о том, что собой представляет право, имеет такое же первостепенное значение, как для философии вопрос о том, что первично [47].

3.1 Теория правовой специализации

Попытка совместить основные подходы к проблеме происхождения права были предприняты создателем теории специализации - Т.В. Кашаниной [21]. Предложенная ею теория является универсальной и одновременно подходящей для всех народов.

Термин «специализация» означает приобретение биологическим или социальным организмом особых черт, которые позволяют ему приспособиться к изменившимся условиям существования. Основой выдвигаемой теории происхождения права является следующий тезис: закон специализации - это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация свойственна миру биологии. Появление в живом организме различных клеток, а затем и различных органов - это результат специализации [20].

Суть теории: попытка ответить на вопрос почему доправовые средства социального регулирования – обычаи, религия, перестали удовлетворять потребностям общества в самоорганизации. Причины появления права сводятся к двум.

Во-первых, семья как производственная и экономическая единица уступила место предпринимательским объединениям, основанным на объединении капиталов отдельных людей, успех же в предпринимательстве определяется не числом, а умением, поэтому стал цениться отдельный человек, с его неповторимыми личностными качествами. Человек объявляется главной ценностью.

Во-вторых, благодаря появлению науки, просвещенности общества вера в бога оказалась подорванной. Фактически обществу был брошен вызов со стороны объективной реальности. Ответом на который стало появление права, со следующими, лишь ему присущими свойствами: право в первую очередь стало на защиту индивидуальных, а не общественных или коллективных интересов; в правоотношениях интересы управомоченного ставятся не на первое место; право приобретает свойства универсальности, оно затрагивает и регулирует и экономические, и политические, и трудовые, и семейные, и другие отношения; оно формально определено, конкретно, а не расплывчато и основным способом защиты прав человека избирает государственное принуждение [20, 21].

Цель правовой специализации состоит в согласовании интересов людей, которые не должны тратить силы и средства на борьбу между собой, а способствовать достижению в обществе мира и стабильности. Это программа-минимум, основанная на признании таких объединяющих ценностей как право на жизнь, здоровье, свободу и т.д., программа-максимум направлена на обеспечение сотрудничества между свободными людьми [20, 21].

3.2 Теория синергизма в праве

Синергетика в дословном переводе с греческого языка обозначает совместную деятельность. Основой синергетики является процесс самоорганизации, участниками которого является большое число разных объектов. Синергетика объясняет образование и самоорганизацию открытых систем далеких от равновесия. Данный метод определённо подходит и правовым системам.

Методы синергетики являются универсальными и применимыми к любым открытым системам [12], что дало основания для проведения исследования права А.Б. Венгеровым. Главным объектом изучения синергетической теории права является само право, как система, подвергающаяся воздействию внешних факторов.

Право – это система обязательных для всех нормативных установок, которые выражаются в законодательстве. Право регулирует общественные отношения, при этом гарантией исполнения является государственное принуждение. Право можно рассматривать в качестве самоорганизующейся системы, поскольку оно возникло в силу объективных причин потребности регулирования. Основными понятиями в синергетической теории права Венгерова являются: случайное, непредсказуемое и вероятностное.

Суть теории синергизма права сводится к нескольким постулатам:

  1. Большинство систем во Вселенной являются открытыми – они обмениваются энергией, веществом, информацией с окружающей средой. Открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность [43];
  2. Все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Флуктуация – случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа частиц, от ее среднего состояния структуры. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуаций может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдерживает и разрушается;
  3. Система становится неустойчивой в точках бифуркации[7]. В этих точках перед системой открывается множество путей развития. В этот переломный момент принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, на уровень диссипативной структуры [43].

Из последнего постулата можно сделать вывод о происхождении права – право возникло спонтанно как результат процесса самоорганизации. Таким образом, случайное воздействие на микроуровне может способствовать упорядочению системы на макроуровне, что ярко выражено в англо-саксонском праве с ее институтом прецедента.

Заключение

В данной курсовой работе рассмотрены и проанализированы 15 классических и современных теорий происхождения права. Каждая из них была актуальна и соответствовала уровню развития цивилизации в свое время, а некоторые до сих пор актуальны и оказывают воздействие на современную правовую науку. Однако, большинство теорий возникновения права не учитывают важный аспект – в разных географических регионах планеты право имеет свои особенности.

Разнообразие теорий происхождения права является следствием отсутствия консенсуса по данному фундаментальному вопросу, каждая отдельно взятая теория отражает только отдельные аспекты возникновения права. Единой теории возникновения права на данный момент не существует. Однако современными философами предпринимаются попытки объяснить происхождение права с использованием новых подходов, например, синергизма.

На данный момент право, является нормативным государственным регулятором сложившихся в обществе отношений, в которые включена юридическая практика и иные формы проявления права. Обращение к истории позволяет нам приблизиться к истокам проблемы возникновения права и понять, что право это не только формальная юридическая норма, а высшая ценность, отражающая справедливость и свободу. Изучение происхождения права также позволяет спрогнозировать ключевые направления дальнейшей эволюции права.

Список использованных источников

  1. Klenner H. Die maixistische Menschenrechts-Konzeption // D R . Bd. 2. S. 729.
  2. La Déclaration des droits de l’homme et du citoyen. — Опубл.: 1789. Источник: Fictional page.svg Тексты важнейших основных законов иностранных государств. — М., 1905. — Ч. 1.
  3. Marsavelski A. The Crime of Terrorism and the Right of Revolution in International Law //Conn. J. Int'l L. – 2012. – Т. 28. – С. 243.
  4. Архипов С. И. Антропологическая теория права //Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. – 2016. – №. 5.
  5. Архипов Сергей Иванович Коммуникативная теория права А. В. Полякова // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. №4.
  6. Баскин Ю. Я. Густав Гуго-современник и оппонент Канта //История политических и правовых учений: сб. статей. – 2000. – С. 182.
  7. В.Г. Беспалько. КУРС: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. 2010
  8. Варламова Н. В. Юридический позитивизм и права человека //Общественные науки и современность. – 2008. – №. 1. – С. 156-166.
  9. Вера и закон: примирение права и религии / Гарольд Дж. Берман; [Пер. с англ. Д. Шабельникова и М. Тименчика]. — М.: Ad Marginem, 1999. — 431 с.
  10. Верховодов Е. В., Сальников В. П., Романовская В. Б. " Естественное право" и" добродетель" в трудах Аристотеля //Юридическая наука: история и современность. – 2015. – №. 8. – С. 201-208.
  11. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: резолюция Генер. Ассамблеи 217A (III) от 10 дек. 1948 г. A/RES/217A (III). — С. 39–43.
  12. Данилов Ю.А. Герман Хакен о синергетике // Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве.- М., 2002. С.23.
  13. Декларация независимости в переводе О. А. Жидкова, изд. Московского Университета. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
  14. Демиденко Г. Г. История учений о праве и государстве: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков: Право, 2008. – 432 с.
  15. Дубовицкая Оксана Николаевна Сущность права в теории правогенеза // Вестник ТГУ. 2011. №10.
  16. Евдеева Н. В. Интегративные теории правопонимания в современной России //Дисс.... к. юрид. наук. Н. Новгород. – 2005.
  17. Загоруйко К. Ф. 2009. 01. 007. Малиновский А. А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). - М. : Юрлитинформ, 2007. - 352 с. - библиогр. : С. 338-351 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2009. №1.).
  18. Кацапова И. А. Философия права П. И. Новгородцева. — М., 2005. — 188 с.
  19. Кант И. Из «лекций по этике» (1780–1782 гг.) // Кант И. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988. С. 306.
  20. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы права. Базовый уровень образования. – Вита-Пресс, 2005.
  21. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина - М.: Юрист 2012. - 366 с
  22. Козлихин И. Ю., Поляков А. В., Тимошина Е. В. История политических и правовых учений. Учебник. – 2015.
  23. Колосов И. В. Юридический позитивизм Джона Остина и утилитаризм Иеремия Бентама: диалектика соотношения //Вопросы российского и международного права. – 2017. – Т. 7. – №. 3A. – С. 51-59.
  24. Коммуникативная концепция права: обсуждение монографии А. В. Полякова: «Общая теория права: Курс лекций» (СПб.: Юридический центр Пресс, 2001)
  25. Ледях И. А. Указ. соч. С. 94–95.
  26. Лысенко О. Л. Густав Гуго//Антология мировой правовой мысли: в 5 т./Нац. обществ.-науч //М.: Мысль. – 1999. – Т. 3. – С. 271-277.
  27. Маритен Ж., Губман Б. Л. Философ в мире. – Высшая Школа, 1994.
  28. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 1955. – Т. 1. – С. 415.
  29. Морозова Л. А. Теория государства и права [Книга]. - Москва : Эксмо, 2010. - 4-е, перераб. доп. : стр. 510.
  30. Назаренко Г. В. Теория государства и права. — М., 2006. — С. 7
  31. Нерсесянц В. С. Право – математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., 1996.
  32. Нерсесянц В. С. Философия права. С. 35
  33. Нерсесянц В. С. Юриспруденция.
  34. Остин Д. Определение области юриспруденции //Антология мировой правовой мысли. М. – 1999. – Т. 3. – С. 829.
  35. Павлов В. И. Проблемы теории государства и права: учеб. пособие //Минск: Академия МВД. – 2017.
  36. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. – СПб.: Лань, 2000. – 608 c.
  37. Петров И. В. Теологическая теория происхождения государства и права и разнообразие ее воплощений //Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – №. 5-1. – С. 128-131.
  38. Поляков А. В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование). С. 9–10
  39. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права: Тема" Понятие, сущность и назначение государства" //Сибирский юридический вестник. – 2001. – №. 3.
  40. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции): Учеб. курс. М., 2003. С. 218–221.
  41. Сидоренко А.И., Ибрагимова Ю.Э. Право, закон и суд в трудах Карла Маркса // Журнал российского права. 2018. №7 (259).
  42. Сырых Владимир Михайлович Теория государства и права: учебник для вузов [Книга]. - Москва : Юстицинформ, 2006. - 5-е : стр. 1398.
  43. Тоффлер О. Наука и изменение (Предисловие к работе Пригожина И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса»).-М.. 1986. С. 17.
  44. Туганаев Кирилл Александрович Теологические интерпретации естественного права: история и современность // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. №5.
  45. Тюкавкин Н.М. Краткий анализ экономической теории К. Маркса и Ф. Энгельса // Вестник СамГУ. 2014. №4 (115).
  46. Ф.. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства: в связи и исследованиями Льюиса Г. Моргана. – Изд. политической литературы, 1970.
  47. Федосеев М. М. Понятие и происхождение права //Политехнический молодежный журнал. – 2017. – №. 7. – С. 18-18.
  48. Чепурнова Н. М., Серёгин А. В. Теория государства и права. Учебное пособие. – 2007.
  49. Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права. Право и закон //М.: Колосс. – 2003.
  50. Четвернин В. А. Современные концепции естественного права. – Наука, 1988.
  51. Чуприн Дмитрий Александрович Психологическая теория права Л. И. Петражицкого в историческом этапе развития науки и в истории правовой мысли // Концепт. 2018.
  1. Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный)

  2. Этатизм (государственничество) (от фр. État — государство)

  3. Интертекст — соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов.

  4. от лат. libertas — свобода

  5. Постмодерни́зм — понятие, отражающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века и начала XXI века.

  6. Антропология (от греч. antropos — человек и logos — слово, учение) — наука о происхождении и эволюции человека.

  7. Точка бифуркации — смена установившегося режима работы системы.