Теоретические основания развития творческих способностей̆ младшего школьника
Содержание:
Введение
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного воспитания является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Актуальность исследования проблемы творческого развития личности в учебно-воспитательной деятельности обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей учащихся младших классов до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.
В результате теоретических и экспериментальных исследований проблемы творчества и творческих способностей в психологической науке (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; А.В. Брушлинский, 1996; Л.С. Выготский, 1985; В.Н. Дружинин, 1997, 2000; М.А. Холодная, 1997) была доказана значимость развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения.
Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. В связи с этим оправдано внимание, которое педагогическая наука уделяет проблеме развития творческого потенциала ребенка .
Цель данной работы – выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
В связи с поставленной целью, были определены следующие задачи:
-
-
- На основе психолого-педагогического анализа определить сущность, критерии и показатели творческих способностей.
- Определить благоприятные условия для развития креативных и творческих способностей у младших школьников.
- Определить основные педагогические средства развития творческих способностей.
-
Объектом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников в процессе обучения.
Для решения поставленных задач, в работе использовались следующие методы: теоретический, логический, психологический и педагогический анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования; анализ публикаций и материалов в средствах массовой информации;
Выпускная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается сущность, структура и функции творческих способностей в психолого-педагогическом анализе. Также рассматриваются особенности развития творческих способностей у младших школьников.
Во второй главе рассматриваются пути и способы развития творческих способностей у младших школьников, а также рассказывается, как организовать урок творчества в начальной школе.
Раздел 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе
1.1 Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".
Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента:
1. "Операциональный" — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность.
2. "Ядро" — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
Таким образом, рассмотрение способностей как функциональных систем можно рассматривать "ядром", в качестве которого выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а периферия также представлена отлаженной системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности.
Существуют различные классификации способностей. В первую очередь необходимо различать природные или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.
У чело века, кроме биолог ически обусловленных, ес ть способности, обеспеч ивающие его жиз нь и разв итие в социа льной среде. Эт о общие и специальные выс шие интеллектуальные способ ности, основанные н а пользовании реч ью и логи кой, теоретические и практические, учеб ные и творч еские, предметные и межличностные. [7.с.39]
Общие способ ности включают т е, которыми опреде ляются успехи чело века в сам ых различных вид ах деятельности. К ним, напр имер, относятся умств енные способности, тонк ость и точн ость ручных движ ений, развитая пам ять, совершенная ре чь и ря д других.
Специа льные способности опред еляют успехи чело века в специфи ческих видах деятел ьности, для осущест вления которых необх одимы задатки особ ого рода и их разв итие. К так им способностям мож но отнести музыка льные, математические, лингвист ические, технические, литера турные, художественно-творч еские, спортивные и ряд дру гих. Наличие у человека общ их способностей н е исключает разв ития специальных и наоборот. Нере дко общие и специальные способ ности сосуществуют, взаи мно дополняя и обогащая др уг друга.
Теорети ческие и практи ческие способности отлич аются тем, чт о первые предопр еделяют склонность чело века к абстр актно-теоретичес ким размышлениям, а вторые – к конкретным, практи ческим действиям. Так ие способности, в отличие о т общих и специальных, напр отив, чаще н е сочетаются др уг с дру гом, вместе встре чаясь только у одаренных, разност оронне талантливых люд ей.
Учебные и творческие способ ности отличаются др уг от дру га тем, чт о первые опред еляют успешность обуч ения и воспи тания, усвоения челов еком знаний, уме ний, навыков, формир ования качеств личности, в то вре мя как вто рые – создание предм етов материальной и духовной куль туры, производство нов ых идей, откр ытий и изобре тений, словом-индивид уальное творчество в различных обла стях человеческой деятел ьности. [1.с.56]
Способ ности к обще нию, взаимодействию с людьми, а также предм етно-деятельностные, ил и предметн о-познавательные, способ ности – в наибо льшей степени социа льно обусловлены. В качестве прим еров способностей перв ого вида мож но привести ре чь человека ка к средство обще ния (речь в ее коммуник ативной функции), способ ности межличностного воспр иятия и оцени вания людей, способ ности социально-психолог ической адаптации к различным ситуа циям, способности вход ить в конт акт с разли чными людьми, распол агать их к себе, оказы вать на ни х влияние и т.п.
Творческие способ ности, наряду с интеллектом, явля ются важным предм етом изучения, та к как в наше вре мя все боль шее значение ста ло придаваться необход имости развития име нно этих способ ностей.
Творчество — деятел ьность, результатом кото рой является созд ание новых матери альных и духо вных ценностей. Буд учи по сво ей сущности культ урно-историческим явле нием, творчество име ет психологический асп ект: личностный и процессуальный. Он о предполагает нали чие у личн ости способностей, моти вов, знаний и умений, благо даря которым созда ется продукт, отлича ющийся новизной, оригинал ьностью, уникальностью. Изуч ение этих свой ств личности выяв ило важную ро ль воображения, инту иции, неосознаваемых компон ентов умственной актив ности, а так же потребности личн ости в самоакту ализации, в раскр ытии и расши рении свои х созидательных возмож ностей.
Очень час то в обыде нном сознании творч еские способности отождест вляются со способн остями к разли чным видам художес твенной деятельности, с умением крас иво рисовать, сочи нять стихи. Педагог ическое определение творч еских способностей опред еляет их ка к способности к созданию оригина льного продукта, изде лия, в проц ессе работы на д которыми самосто ятельно применены усвое нные задания, уме ния, навыки, проявл яются хотя б ы в минима льном отступлении о т образца индивиду альность, художество.
Богоявл енская Д.Б. выделяет следу ющие показатели дл я определения творч еских способностей:
- бегл ость мысли (колич ество идей);
- гибк ость мысли (способ ность переключаться с одной ид еи на дру гую);
- оригинальность (способ ность производить ид еи);
- любознательность;
- фантаст ичность.
Творческие способ ности представляют соб ой сплав мно гих качеств. И вопрос о компонентах творче ского потенциала оста ется до си х пор откр ытым. Многие психо логи связывают способ ности к творч еской деятельности, пре жде всего с особенностями мышл ения. Известный амери канский псих олог Дж. Гилф орд , занимавшийся пробл емами человеческого интел лекта установил, чт о творческим лично стям свойственно та к называемое диверг ентное мышление. Лю ди, обладающие так им типом мышл ения, при реше нии какой-ли бо проблемы н е концентрируют вс е свои уси лия на нахож дение единственно правил ьного решения, а начинают иск ать решения п о всем возмо жным направлениям с тем, что бы рассмотреть ка к можно бол ьше вариантов.[12.с.46] Такие лю ди склонны образо вывать новые комби нации из элеме нтов, которые больши нство людей зна ют и испол ьзуют только опреде ленным образом, ил и формировать свя зи между дву мя элементами, н е имеющими н а первый взг ляд ничего общ его.
Дивергентный спо соб мышления леж ит в осн ове творческого мышл ения, которое характер изуется следующими основ ными особенностями:
-
-
- Быст рота — способность высказ ывать максимальное колич ество идей.
- Гибк ость — способность высказ ывать широкое многоо бразие идей.
- Оригина льность — способность совершен ствовать свой «прод укт» или прида вать ему законч енный вид.
-
Изв естный отечест венный исследователь проб лемы творчества А.Н. Лу к , опираясь н а биографии выдаю щихся ученых, изобрет ателей, художников и музыкантов выде ляет следующие творч еские способности:
-
-
- Способ ность видеть проб лему там, гд е её н е видят дру гие.
- Способность сворач ивать мыслительные опер ации, заменяя неско лько понятий одн им и испол ьзуя всё бол ее ёмкие в информационном отнош ении символы.
- Способ ность применить нав ыки, приобретённые пр и решении одн ой задачи к решению дру гой.
- Способность воспри нимать действительность цели ком, не дро бя её н а части.
- Способ ность легко ассоции ровать отдалённые поня тия.
- Способность пам яти выдавать нуж ную информацию в нужную мин уту.
- Гибкость мышл ения.
- Способность выби рать одну и з альтернатив реше ния проблемы д о её пров ерки.
- Способность вклю чать вновь воспри нятые сведения в уже имеющ иеся системы зна ний.
- Способность вид еть вещи так ими, какие он и есть, выде лить наблюдаемое и з того, чт о привносится интерпр етацией.
- Лёгкость генерир ования идей.
- Творч еское воображение.
- Способ ность доработки дета лей, к совершенс твованию первоначального замы сла.
-
Ученые и педагоги, занима ющиеся разработкой прог рамм и мето дик творческо го воспитания н а базе ТР ИЗ (теория реше ния изобретательских зад ач) и АР ИЗ (алгоритм реше ния изобретательских зад ач) считают, чт о один и з компонентов творче ского потенциала чело века составляют следу ющие способности:
-
-
- Способ ность рисковать.
- Диверг ентное мышление.
- Гибк ость в мышл ении и дейст виях.
- Скорость мышл ения.
- Способность высказ ывать оригинальные ид еи и изобр етать новые.
- Бога тое воображение.
- Воспр иятие неоднозначности вещ ей и явле ний.
- Высокие эстети ческие ценности.
- Разв итая интуиция.
-
Так им образом, в обобщенном ви де определение творч еских способностей мож но представить следу ющим образом. Творч еские способности — эт о индивидуальные особен ности качества чело века, которые опред еляют успешность выпол нения им творч еской деятельности разли чного рода.
1.2 Особен ности развития личн ости младшего школь ника, влияющие н а процесс разв ития творческих способ ностей
Анализ психо лого-педагогической литер атуры показал, чт о в млад шем школьном возр асте в разв итии личности просматр иваются некоторые особен ности детей данн ого возраста, кото рые влияют н а развитие творч еских способностей.
Начал ьный период школ ьной жизни зани мает возрастной диап азон от 6-7 д о 10-11 лет (1-4 кла ссы). В млад шем школьном возр асте дети распол агают значительными резер вами развития. И х выявление и эффективное использ ование – одна и з главных зад ач возрастной и педагогической психо логии. С поступ лением ребенка в школу по д влиянием обуч ения начинается перест ройка всех ег о сознательных проце ссов, приобретение им и качеств, свойст венных взрослым люд ям, поскольку де ти включаются в новые дл я них ви ды деятельности и систему межличн остных отношений. Общ ими характеристиками вс ех познавательных проце ссов ребенка стано вятся их произво льность, продуктивность и устойчивость.
Дл я того, что бы умело исполь зовать имеющиеся у ребенка резе рвы, необходимо ка к можно быст рее адаптировать дет ей к раб оте в шко ле и до ма, научить и х учиться, бы ть внимательным, усидч ивым. К поступ лению в шко лу у ребе нка должен бы ть достаточно раз вит самоконтроль, труд овые умения и навыки, уме ние общаться с людьми, роле вое поведение. [3.с.41]
В млад шем школьном возр асте закрепляются и развиваются дал ее те осно вные человеческие характе ристики познавательных проце ссов (внимание, воспр иятие, память, вообра жение, мышление и речь), необход имость которых связ ана с поступ лением в шко лу. Из «натура льных» (по Л.С. Выгот скому) эти проц ессы к кон цу младшего школь ного возраста дол жны стать «культу рными», то ес ть превратиться в высшие психич еские функции, про извольные и опосредствованные.
В начальный пер иод учебной раб оты с дет ьми следует, пре жде всего, опира ться на т е стороны познава тельных процессов, кото рые у ни х наиболее разв иты, не забы вая, конечно, о необходимости паралле льного совершенствования остал ьных.
Внимание дет ей к моме нту поступления в школу дол жно стать произв ольным, обладающим нуж ным объемом, устойчи востью, распределением, переключ аемостью. Поскольку трудн ости, с кото рыми на прак тике сталкиваются де ти в нач але обучения в школе, связ аны именно с недостаточностью разв ития внимания, о его совершенс твовании необходимо забот иться в пер вую очередь, гот овя дошкольника к обучению. Вним ание в млад шем школьном возр асте становится произв ольным, но ещ е довольно дол го, особенно в начальных клас сах, сильным и конкурирующим с произвольным оста ется непроизвольное вним ание у дет ей. Объем и устойчивость, переключ аемость и концен трация произвольного вним ания к трет ьему классу шко лы у дет ей почти так ие же, ка к и у взрослого чело века. Младшие школь ники могут перех одить с одн ого вида деятел ьности к друг ому без осо бых затруднений и внутренних уси лий.
У ребе нка может домини ровать один и з типов воспр иятия окружающей действит ельности: практический, обра зный или логич еский.
Развитость воспр иятия проявляется в его избирате льности, осмысленности, предме тности и высо ком уровне сформиро ванности перцептивных дейс твий. Память у детей млад шего школьного возр аста является доста точно хорошей. Пам ять постепенно стано вится произвольной, осваив ается мнемотехника. С 6 до14 ле т у ни х активно развив ается механическая пам ять на несвяз анные логические един ицы информации. Че м старше стано вится младший школ ьник, тем бол ьше у не го преимуществ запоми нания осмысленного матер иала над бессмыс ленным.[10.с.45]
Ещ е большее знач ение, чем пам ять, для обучае мости детей име ет мышление. Пр и поступлении в школу он о должно бы ть развито и представлено в о всех тр ех основных фор мах: наглядно-действ енной, наглядно-обра зной и слов есно-логической. Одн ако на прак тике мы нере дко сталкиваемся с ситуацией, ког да, обладая способ ностью хорошо реш ать задачи в наглядно-действ енном плане, ребе нок с боль шим трудом справл яется с ни ми, когда эт и задачи предст авлены в обра зной тем бол ее словесно-логич еской форме. Быв ает и наоб орот: ребенок сно сно может вес ти рассуждения, обла дать богатым вообра жением, образной памя тью, но н е в состо янии успешно реш ать практические зад ачи из-з а недостаточной разви тости двигательных уме ний и навы ков.
За пер вые три-чет ыре года уче ния в шко ле прогресс в умственном разв итии детей быв ает довольно заме тным. От доминир ования наглядно-действ енного и элемент арного образа мышл ения, от допонят ийного уровня разв ития и бедн ого логикой размыш ления школьник подним ается до слов есно-логического мышл ения на уро вне конкретных поня тий. Начало это го возраста связ ано, если пользо ваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием доопераци онального мышления, а конец – с преобладание операцио нального мышления в понятиях. В этом ж е возрасте доста точно хорошо раскры ваются общие и специальные способ ности детей, поз воляющих суд ить об и х одаренности .
Млад ший школьный возр аст содержит в себе значит ельный потенциал умстве нного развития дет ей. Комплексное разв итие детского интел лекта в млад шем школьном возр асте идет в нескольких разли чных направлениях:
-
-
-
- Усво ение и акти вное использование ре чи как сред ства мышления.
- Соеди нение и взаимообо гащающее влияние др уг на дру га всех вид ов мышления: нагл ядно-действенного, нагл ядно-образного и словесно-логиче ского.
- Выделение, обособ ление и относи тельно независимое разв итие в интеллек туальном процессе дв ух фаз:
-
- подготов ительной фазы (реше ние задачи: осущест вляется анализ е е условий и вырабатывается пл ан).
- исполнительной фа зы – этим пл ан реализуется практи чески.
-
У первокла ссников и второкла ссников доминирует нагл ядно-действенное и наглядно-обра зное мышление, в то вре мя как учен ики третьих и четвертых клас сов в боль шей степени опира ются на слов есно-логическое и образное мышл ение, причем одина ково успешно реш ают задачи в о всех тр ех планах: практи ческом, образном и словесно-логич еском (вербальном).[5.с.29]
Углубленная и продуктивная умств енная работа треб ует от дет ей усидчивости, сдержи вания эмоций и регуляции естест венной двигательной актив ности, сосредоточения и поддержания вним ания. Многие и з детей быс тро утомляются, уст ают. Особую трудн ость для дет ей 6-7 летнего возр аста, начинающих обуча ться в шко ле, представляет саморег уляция поведения. И м не хват ает силы во ли для то го, чтобы посто янно удерживать се бя в опреде ленном состоянии, управ лять собой.
Д о семилетнего возр аста у дет ей можно обнар ужить лишь репроду ктивные образы-предста вления об извес тных объектах и м событиях, н е воспринимаемых в данный мом ент времени, при чем эти обр азы в осно вном статичные. Продук тивные образы-предста вления результата нов ой комбинации некот орых элементов появл яются у дет ей в проц ессе специальных творч еских заданий.
Осно вные виды деятел ьности, которыми боль шей частью зан ят ребенок данн ого возраста в школе и дома: уче ние, общение, иг ра и тр уд. Таким обра зом, кажд ый из четы рех видов деятел ьности, характерных дл я ребенка млад шего школьного возр аста: учение, обще ние, игра и труд – выпол няет специфические функ ции в ег о развитии и в разв итии его творч еских способностей.
Раз дел 2. Практическая деятел ьность учителя начал ьной школы п о развитию творч еских способностей школь ников
2.1 Пути и способы разв ития творческих способ ностей младших школь ников в уче бно-воспитательном проц ессе
Перед учит елем начальных клас сов встаёт зад ача развития ребё нка, его творч еских способностей, воспи тания творческой личн ости в цел ом. Развитие творч еских способностей – важне йшая задача начал ьного образования, ве дь этот проц есс пронизывает вс е этапы разв ития личности ребё нка, пробуждает иници ативу и самостоят ельность принимаемых реше ний, привычку к свободному самовыр ажению, уверенность в себе.[8.с.35]
Исследуя прир оду творчества, уче ные предложили назы вать способность, соответс твующую творческой деятел ьности, креативностью. Креат ивность, ка к пишет Хутор ской А.В., является осно вной, но н е единственной способ ностью, обеспечивающей эврести ческую образовательную деятел ьность. Поскольку в результате творч ества у учен ика непременно проис ходит процесс позн ания, то вме сте с креат ивной деятельностью осущест вляется и когнит ивная (познавательная). Дл я того, что бы креативные и когнитивные проц ессы имели общ ую структурную осн ову и выраж ались в общеобразо вательных результатах учен ика, необходима организа ционная деятельность, осущест вляемая на ба зе таких способ ностей, как целепол агание, целеустремленность, планиру емость, самоопределение, рефле ксия и д р.
Таким обра зом, ученик взаимоде йствует с внеш ними образовательными облас тями с помо щью трех осно вных видов деятел ьности:
1) познание (осво ение) объектов окружа ющего мира и имеющихся зна ний о нё м;
2) создание учен иком личностного прод укта образования ка к эквивалента собств енного образовательного прира щения;
3) самоорганизация преды дущих видов деятел ьности — познания и созидания.
Пр и осуществлении эт их видов образова тельной деятельности проявл яются соответствующие и м качества личн ости:
1) когнит ивные качества, необхо димые в проц ессе познания учен иком внешнего ми ра;
2) креати вные качества, обеспеч ивающие условия созд ания учеником творче ского продукта деятел ьности;
3) методологические каче ства.
Каждой гру ппе личностных каче ств соответствуют опреде ленные способности, с помощью кото рых происходит самореа лизация ученика. Чет кое определение минима льного набора эврести ческих качеств учен ика позволит целенапр авленно конструировать учеб ные программы, выби рать оптимальные педагог ические технологии, отби рать тот учеб ный материал, кото рый поможет органи зовать создание дет ьми творческой образова тельной продукции.
Ка к говорят И.В. Леви цкая и С.К. Тур чак обновление соврем енной системы образо вания, связанное с гуманизацией уче бно-воспитательного проц есса, обуславливает необход имость педагогических усло вий, обеспечивающих разв итие творческих способ ностей каждого ребе нка. Особое знач ение в свя зи с эт им приобретает органи зация педагогического сопрово ждения, направленного н а создание креат ивной среды образова тельного процесса учреж дения. Она выстраи вается вокруг интер есов ребенка и выполняет функ цию адаптации шко лы к индивид уальным особенностям и субъективным потреб ностям учеников.
Педагог ическое сопровождение учащ ихся может осущест вляться в дв ух вариантах:
- об ще-групповое;
- индивид уально-личностное.
В первом слу чае создание креат ивной среды обеспеч ивается сотрудничеством педа гога и учащ ихся, диалогическими форм ами работы, использ ованием заданий, предпол агающих творческую актив ность учеников. Вто рой подход предпо лагает создание усло вий для индивиду ального развития ребе нка за сч ет предоставления ем у свободы в принятии самостоя тельных решений, творч ества, выбора содер жания и спос обов учения и поведения.
Развитие творч еских способносте й в млад шем школьном возр асте протекает наиб олее результативно пр и определённых усло виях:
1.Создаются ситу ации выбора, проц есс обучения вклю чает задания, кото рые выполн яются с учё том воображения.
2. Органи зуется сотворчество в детском колле ктиве с цел ого проявления и развития творч еских способностей кажд ого.
3. Используются техно логии разв ития творческого мышл ения.
4. Производится системат ическое отслеживание резуль татов диагностики.
У каждого ребё нка есть разн ого рода даров ания. Разумеется, дал еко не у всех дет ей, есть уме ние сочинять, вообр ажать, придумывать. И тем н е менее тала нты каждого чело века можно разви вать. Для и х развития необх одимы стимулы.
В связи с этим, выде ляют следующие спос обы стимулирования творч еских способностей:
- обеспе чение благоприятной атмос феры;
- доброжелательность с о стороны учит еля, его отк аз от крит ики в адр ес ребёнка;
- обога щение окружающей ребё нка среды сам ыми разнообразными нов ыми для не го предметами и стимулами с целью разв ития его любознат ельности;
- поощрение высказ ывания оригинальных ид ей;
- обеспечение возмож ностей для прак тики;
- использование личн ого примера творче ского подхода к решению проб лем;
- предоставление дет ям возможности акти вно задавать вопр осы.
По ста тье И.В. Левицкой и С.К. Турчака педагог ическую деятельность, направ ленную на созд ание креативной сре ды, отличает ря д признаков:
-
-
- внимат ельное отношение к необычным вопр осам;
- уважительное отнош ение к необы чным идеям;
- демонс трация ценности детс ких идей;
- предост авление детям боль шей самостоятельности
- созд ание свободной, неприну жденной учебной обста новки.
-
Та к как дан ные авторы счит ают, что глав ной составляющей уче бно-воспитательного проц есса для успеш ного развития креати вности школьника явля ется педагогическое сопрово ждение, то мож но сказать о том, чт о в проц ессе педагогического сопрово ждения учитель помо гает ребенку почувст вовать собственную самостоят ельность, поддерживает в каждом школь нике уверенность в себе и ощущение лично стной значимости.[7.с.32] Для это го педагогу необх одимо понимать и признавать необход имость и уникал ьность ребенка, предст авлять его индивид уальный психологический порт рет, знать возра стные особенности, домини рующие мотивы, опреде ляющие поведение учен ика, его отнош ение к обуч ению и взаимод ействию со взрос лыми и сверст никами, устанавливать соотве тствие между образова тельной программой и задачами социа льно-личностного разв ития на дан ном этапе жиз ни ребенка.
Наибо льший эффект в развитии творч еских способностей млад шего школьника мож ет оказать:
- ежедн евное включение в учебный проц есс творческих зада ний и упраж нений;
- реализация кружк овых или факульт ативных занятий п о специально разрабо танной программе;
- вовле чение учащихся в творческое взаимод ействие прикладного харак тера со сверст никами и взрос лыми за сч ет подключения сем ьи учащихся;
- дидакти ческие и сюже тно – ролевые иг ры на уро ках и в о внеурочное вре мя;
- экскурсии, наблю дения;
- творческие масте рские;
- тренинги, прово димые психологом образова тельного учреждения.
Важн ость развития творч ества младшего школь ника, его способ ностей при реше нии любой учеб ной задачи прояв лять инициативу, выду мку, самостоятельность дл я всех явля ется сейчас очеви дным. Соотнося проц есс творчества и обучения, очев идно, надо вес ти разговор о создании так их условий, кото рые содействовали б ы возникновению и развитию у всех обуча емых качеств и склонностей, обы чно выделяемые ка к характерные чер ты творческой личн ости. Поэтому эффективность раб оты школы опреде ляется тем, в какой ме ре учебно-воспита тельный процесс обеспе чивает развитие творч еских способностей учащ ихся, готовит и х к жиз ни в обще стве.
2.2 Методы и приём ы технологии развития творч еских способностей
Од на из о сновных зад ач современной шко лы – помочь учащ имся в пол ной мере проя вить свои способ ности, развить иници ативу, самостоятельность, творч еский потенциал. Успе шная реализация эт ой задачи в о многом зави сит от использ ования методов и приёмо в активизации творч еской деятельности учащ ихся. Они оче нь разнообразны и имеют широ кое применение в учебном проц ессе.[6.с.26]
Мет оды обучения – эт о совокупность прие мов и подх одов, отражающих фор му взаимодействия учащ ихся и учит еля в проц ессе обучения. В современном поним ании обучения проц есс обучения рассматр ивается как проц есс взаимодействия меж ду учителем и учениками (ур ок) с цел ью приобщения учащ ихся к опреде ленным знаниям, навы кам, умениям и ценностям. Существует тр и формы взаимод ействия учителей и учащихся.
Пасси вный метод – эт о форма взаимод ействия учащихся и учителя, в которой учит ель является осно вным действующим лиц ом и управл яющим ходом уро ка, а учащ иеся выступают в роли пасси вных слушателей, подчин енных директивам учит еля. Связь учит еля с учащи мися в пасси вных уроках осущест вляется посредством опро сов, самостоятельных, контро льных работ, тес тов и т. д.
Акти вный метод – эт о форма взаимод ействия учащихся и учителя, пр и которой учит ель и учащ иеся взаимодействуют др уг с дру гом в хо де урока и учащиеся зде сь не пасси вные слушатели, а активные участ ники урока.
Интерак тивный метод – озна чает взаимодействовать, наход ится в реж име беседы, диал ога с ке м-либо. Мес то учителя в интерактивных уро ках сводится к направлению деятел ьности учащихся н а достижение цел ей урока. Учит ель также разраба тывает план уро ка (обычно, эт о интерактивные упраж нения и зада ния, в хо де выполнения кото рых ученик изуч ает материал). Следова тельно, основными составл яющими интерактивных уро ков являются интерак тивные упражнения и задания, кото рые выполняются учащи мися. Важное отли чие интерактивных упраж нений и зада ний от обыч ных в то м, что выпо лняя их, учащ иеся не тол ько и н е столько закре пляют уже изуче нный материал, скол ько изучают нов ый. [9.с.31]
Дл я развития творч еских способностей испол ьзуются практи ческие, наглядные и словесные мет оды.
К практи ческим методам относ ятся упражнения, иг ры, моделирование.
Упраж нения – многократное повто рение ребенком практи ческих и умств енных заданных дейс твий. Упражнения подразд еляются на констру ктивные, подражательно- исполнит ельские, творческие.
Упраж нения на разв итие мышления:
- наз ови общим сло вом;
- найди лиш ний предмет;
- подбери противоп оложные понятия;
- поставь в нужной последова тельности.
Упражнения н а развитие пам яти:
- запом ните картинки (сло ва) и назо вите их;
- зрите льный диктант;
- работа с текстом: прочи тать и отве тить на вопр осы;
- запоминание сл ов, чисел, да т.
Упражнения н а развитие вним ания:
- най ди спрятанные слова;
- «Д а» и « не т» не гово рите;
- что измен илось; найди отли чие.
Игровой мет од предполагает использ ование различных компон ентов игровой деятел ьности в сочет ании с друг ими приемами.
1. Каж дая игра предст авляет собой наб ор задач.
2. Зад ачи дают ребе нку в раз ной форме, и таким обра зом знакомит ег о с разн ыми способами пере дачи информации.
3. Зад ачи расположены прим ерно в поря дке возрастания сложн ости.
4. Постепенно е возрастание трудн ости задач – способ ствует развитию творч еских способностей.
Моделир ование – это проц есс создан ия моделей и их использ ования.
К нагля дным методам относ ится наблюдение - рассмат ривание рисунков, кар тин, просмотр диафи льмов.
Словесными мето дами являются: расс каз, беседа, чте ние, пересказ.
Дл я реализации разв ития творческих способ ностей применяются так ие методические при ёмы, как поста новка творческих зад ач; решение развив ающих задач; реше ние проблем творче ского характера; выпол нение комплексных зада ний; использование нагля дных пособий; обращ ение к жизне нному опыту учащ ихся; постановка во просов и поиск отве тов на уро ках.
Также мож но использовать и такие методи ческие прием ы:
- мозго вой штурм;
- ключевые терм ины;
- перепут анные логические цепо чки;
- разби вка на клас теры;
- механ изм ЗУХ (зн аю, узнал, хо чу узнать);
- прием «Поме тки на пол ях»;
- составление синквейна;
- мет од контрольных вопр осов.
Данные ме тоды и приём ы обучения позво ляют формировать у учащихся творч еские способности, а значит разви вать личность, индивиду альность каждого учен ика, которая востре буется обществом в их буду щей деятельности.
Так им образом, у детей необх одимо формировать положит ельную мотивацию к учению, предпол агающую проявление воле вых усилий в процессе овлад ения знаниями, чт о и явля ется развит ием творческих способ ностей школьников.[4.с.28]
2.3 Развитие творч еских способностей млад ших школьников в процессе выпол нения творческих зада ний
Любую деятел ьность, в то м числе и творческую, мож но представить в виде выпол нения определенных зада ний. И.Э. Унт, опред еляет творческие зада ния как «…зада ния, требующие о т учащихся творч еской деятельности, в которых уче ник должен са м найти спо соб решения, приме нить знания в новых усло виях, создать неч то субъективно (ино гда и объек тивно) новое». Эффекти вность развития творч еских способностей в о многом зави сит от то го материала, н а основе кото рого составлено зада ние. Анализ учеб ных пособий начал ьной школы пока зал, что сод ержащиеся в них творч еские задания- эт о в осно вном сочинения, излож ения, рисунки, поде лки и т.п. Час ть заданий напра влена на разв итие интуиции уча щихся, нахож дение нескольких вариа нтов ответов. Предло женные задания предпо лагают использование в творческой деятел ьности младших школь ников преимущественно мето дов, основанных н а интуитивных проце дурах (таких ка к метод пере бора вариантов, морфолог ический анализ, анал огия и д р.). Активно исполь зуются моделирование, ресур сный подход, некот орые приемы фантази рования. Однако прогр аммы не предусма тривают целенаправленное разв итие творческих способ ностей учащихся с помощью дан ных методов.
Меж ду тем, дл я эффективного разв ития креативных способ ностей школьников приме нение эвристических мето дов должно сочет аться с примен ением алгоритмических мето дов творчества.
Н а основе анал иза литературы (Г.С. Альтш уллер, В.А. Бухвалов, А.А. Ги н, М.А. Данилов, А.М. Матю шкин и д р.) можно выде лить следующие требо вания к творч еским заданиям:
- откры тость (содержание пробл емной ситуации ил и противоречия);
- соотве тствие условия выбра нным методам творч ества;
- возможность раз ных способов реше ния;
- учет актуал ьного уровня разв ития;
- учет возра стных особенностей учащ ихся.
Учитывая эт и требования, мож но составить сист ему творческих зада ний, под кото рой понимается упорядо ченное множество взаимосв язанных творческих зада ний, сконструированных н а основе иерарх ически выстроенных мето дов творчества, ориентир ованную на позн ание, создание, преобра зование и использ ование в нов ом качестве объе ктов, ситуаций, явле ний и направ ленных на разв итие творческих способ ностей младших школь ников в учеб ном процессе. Сист ема творческих зада ний включает целе вой, содержательный, деятель ностный и результ ативный компоненты. [11.с.46]
Системообразующий фак тор – личность учаще гося: его способ ности, потребности, мот ивы, цели и другие индивид уально-психологические особен ности, субъективно-творч еский опыт. Осо бое внимание уделя ется творческой деятел ьности самого учен ика. Под содерж анием творческой деят ельности поним аются две ег о формы – внеш няя и внутр енняя. Внешнее содер жание образования характер изуется образовательной сре дой, внутреннее - явля ется достоянием сам ой личности, созда ется на осн ове личного опы та ученика в результате ег о деятельности.
Пр и отборе содер жания для сист емы творческих зад аний учитыв ается два факт ора:
- творческая деятел ьность младших школь ников осуществляется, в основном, н а уж е решенных общес твом проблемах;
- творч еские возможности содер жания учебных предм етов начальной шко лы.
Содержание предст авлено тематическими груп пами задач, направл енными на позн ание, создание, преобра зование, использование в новом каче стве объектов, ситу аций, явлений. Каж дая из выдел енных групп явля ется одной и з составляющих творч еской деятельности учащ ихся, имеет св ою цель, содер жание, предполагает использ ование определенных мето дов, выполняет опреде ленные функции. Так им образом, каж дая группа зад ач является необхо димым условием дл я накопления учен иком субъективного творче ского опыта.
Творч еские задания дифферен цируются по так им параметрам, ка к:
- сложность содерж ащихся в ни х проблемных ситу аций,
- сложность мыслит ельных операций, необхо димых для и х решения;
- фор мы представления против оречий (явные, скры тые).
Выбираемые учит елем методы творч ества при выпол нении заданий характе ризуют соответствующие уро вни развития творче ского мышления, творче ского воображения. [2.с.37]
Таким обра зом, переход н а новый уров ень развития креат ивных способностей млад ших школьников проис ходит в проц ессе накопления каж дым учащимся опы та творческой деятел ьности.
2.4 Организация уро ков творчества в начальной шко ле
Творческий ур ок – это многог ранный кристалл, в котором отраж ается вся сист ема обучения учит еля. В пл ан урока вхо дят структурные элем енты учебной прогр аммы: смысл, це ли, задачи, фундамен тальные образовательные объе кты и проб лемы, виды деятел ьности учеников, предпол агаемые результаты, фор мы рефлексии и оценки резуль татов.
Рассмотрим эта пы и особен ности составления пла на урока, ориентир ованного на творч ескую деятельность учен иков:
1. Планирование сер ии занятий п о одной те ме или п о типу зад ач. Учитель продум ывает сразу неско лько уроков, осущес твляет их приме рную разбивку п о целям, тем ам, доминирующим вид ам деятельности, предпол агаемым результатам. Формули руются главные образова тельные результаты учен иков, которые выде лены в общ ей программе заня тий по пред мету и реал ьны для дости жения.
2. Актуализация творче ского потенциала учащ ихся в созн ании учителя. Припом инание особенностей учен иков того кла сса, в кото ром будет провод иться урок.
3. Знако мство с учебн иками, пособиями, книг ами и ины ми материалами п о теме уро ка. Выработка собств енного отношения к проблематике те мы.
4. Разработка одн ого или неско льких вариантов струк туры урока.
5. Опреде ление главного смы сла урока, соотне сение его с главными цел ями по пред мету. Смысл творче ского урока в создании учени ками индивидуальных образова тельных продуктов в изучаемой обла сти.
6. Соотнесение творч еских образовательных резуль татов учеников с о стандартными. Отб ор такого предлаг аемого детям матер иала, которое обесп ечит «рождение» им и своего содер жания. К возмо жным творческим проду ктам учеников зара нее подбираются культ урно-исторические анал оги.
7. Написание консп екта урока.
Дл я развития творче ского мышления и творческого вообра жения учащихся начал ьных классов учит елю необходимо предл агать следующие зада ния:
1. классифицировать объе кты, ситуации, явле ния по разли чным основаниям;
2. устанав ливать причинно-следст венные связи;
3. вид еть взаимосвязи и выявлять нов ые связи меж ду системами;
4. рассмат ривать систему в развитии;
5. дел ать предположения прогно зного характера;
6. выде лять противоположные приз наки объекта;
7. выяв лять и формир овать противоречия;
8. разде лять противоречивые свой ства объектов в пространстве и во врем ени;
9. представлять простран ственные объекты.
Творч еские задания дифферен цируются по так им параметрам, ка к
- сложность содерж ащихся в ни х проблемных ситу аций, сложность мыслит ельных операций, необхо димых для и х решения;
- фор мы представлени я противоречий (явн ые, скрытые).
В связи с этим выдел яются три уро вня сложности содер жания системы творч еских заданий.
Зада ния III (начального) уро вня сложности предъяв ляются учащимся
перв ого и втор ого класса. В качестве объе кта на эт ом уровне высту пает конкретный пред мет, явление ил и ресурс чело века. Творческие зада ния этого уро вня содержат пробл емный вопрос ил и проблемную ситу ацию, предполагают приме нение метода пере бора вариантов ил и эвристических мето дов творчества и предназначены дл я развития творч еской интуиции и пространственного продукт ивного воображения. [13.с.45]
Задания II уро вня сложности наход ятся на ступе ньку ниже и направлены н а развитие осн ов системного мышл ения, продуктивного вообра жения, преимущественно алгоритм ических методов творч ества.
Задания I (высш его, высокого, продви нутого) уровня сложности – это откр ытые задачи и з различных обла стей знания, содер жащие скрытые против оречия. Задания так ого типа предла гаются учащимся трет ьего и четве ртого года обуч ения. Они напра влены на разв итие основ диалекти ческого мышления, управл яемого воображения, осозна нного применения алгоритм ических и эвристи ческих методов творч ества.
Выбираемые учащи мися методы творч ества при выпол нении заданий характе ризуют соответствующие уро вни развития творче ского мышления, творче ского воображения. Так им образом, пере ход на нов ый уровень разв ития креативных способ ностей младших школь ников происходит в процессе накоп ления каждым учащ имся творческой деятел ьности.
III уровень предпо лагает выполнение зада ний на осн ове перебора вариа нтов и накопл енного творческого опы та в дошко льном возрасте и эвристических мето дов. Используются так ие методы творч ества:
- метод фокал ьных объектов,
- морфолог ический анализ,
- мет од контрольных вопр осов,
- отдельные типо вые приемы фантази рования.
II уровень предпо лагает выполнение творч еских заданий н а основе эвристи ческих методов и элементов ТР ИЗ, таких ка к:
- метод мален ьких человечков,
- мет оды преодоления психолог ической инерции,
- систе мный оператор,
- ресур сный подход,
- зак оны развития сис тем.
I уровень – предпо лагает выполнение творч еских заданий н а основе мыслит ельных инструментов ТР ИЗ:
1) адаптированный алго ритм решения изобрета тельских задач,
2) при емы разрешения против оречия в простр анстве и в о времени,
3) типо вые приемы разре шения противоречия.
Исх одя из это го, можно опред елить основные направ ления в разв итии творческих способ ностей детей:
- разв итие воображения;
- разв итие качеств мышл ения, которые форми руют креативность.
Заключение
Важность творче ского развития млад шего школьника, ег о способностей пр и решении люб ой учебной зад ачи проявлять иници ативу, выдумку, самостоят ельность для вс ех является сей час очевидным. Соот нося процесс творч ества и обуч ения надо вес ти разговор о создании так их условий, кото рые содействовали б ы возникновению и развитию у всех обуча емых качеств и склонностей, обы чно выделяемые ка к характерные чер ты креативной и творческой личн ости. Эффективность раб оты школы опреде ляется тем, в какой ме ре учебно-воспита тельный процесс обеспе чивает развитие творч еских способностей учащ ихся, готовит и х к жиз ни в обще стве.
В связи с первой, постав ленной задачей, бы ли выявлены следу ющие результаты. Творч еские способности — эт о индивидуальные особен ности качества чело века, которые опред еляют успешность выпол нения им творч еской деятельности разли чного рода. В их осн ове лежат психолог ические процессы мышл ения и вообра жения, следовательно, основ ными направлениями разв ития творческих способ ностей ребенка явля ются развитие продукт ивного творческого вообра жения и разв итие качеств мышл ения, которые форми руют креативность. Необх одимо использовать вс е возможности дл я развития креат ивных и творч еских способностей ребе нка, потому, чт о с тече нием времени эт и возможности необр атимо утрачиваются.
В связ и со вто рой поставленной зада чей, было выяв лено, что сущес твуют различные спос обы развития творч еских способностей у детей, н о успешное разв итие творческих способ ностей возможно ли шь при созд ании определенных, благопр иятных для это го, условий:
-
-
- обеспе чение благоприятной атмос феры;
- доброжелательность с о стороны учит еля, его отк аз от крит ики в адр ес ребёнка;
- обога щение окружающей ребё нка среды сам ыми разнообразными нов ыми для не го предметами и стимулами с целью разв ития его любознат ельности;
- поощрение высказ ывания оригинальных ид ей;
- обеспечение возмож ностей для прак тики;
- использование личн ого примера творче ского подхода к решению проб лем;
- предоставление дет ям возможности акти вно задавать вопр осы.
-
Но, след ует отметить, чт о создание благопр иятных условий недост аточно для воспи тания и обуч ения ребенка с высокоразвитыми творче скими способностями. Необх одима целенаправленная раб ота по разв итию творческого потен циала детей.
В связи с третьей постав ленной задачей, бы ли определенны педагог ические средства разв ития творческих способ ностей. Одним и з важны х средств разв ития творческих способ ностей учащихся след ует считать совершенс твование деятельности педаг огов:
- нормативно-прав овое регулирование практи ческой деятельности педаг огов;
- совершенствование мето дики разви тия творческих способ ностей;
- взаимодействие и координация педагоги ческого коллектива с психологической служ бой школы.
Так им образом, проведение подо бных мероприятий способ ствует повышению уро вня профессионализма и квалификации педаг огов, обобщению и распространению опы та учителей шко лы по разв итию творческих способ ностей, созданию усло вий успешного приме нения современных педагог ических технологий.
Уни версальные творч еские способности – эт о индивидуальные особен ности, качества чело века, которые опред еляют успешность выпол нения их творч еской деятельности разли чного рода.
Успе шное развитие творч еских способностей возм ожно лишь пр и создании опреде ленных условий, благоприя тствующих их формир ованию. Такими услов иями являются:
1. Ра нне е физическое и интеллектуальное разв итие детей.
2. Созд ание обстановки, опреде ляющей развитие ребе нка.
3. Самостоятельное реше ние ребенком зад ач, требующих максима льного напряжения, ког да ребенок добир ается до «пото лка» своих возмож ностей.
4. Предоставление ребе нку свободу в выборе деятел ьности, чередовании де л, продолжительности заня тий одним дел ом и т.д.
5. Умн ая доброжелательная пом ощь взрослых.
6. Комфо ртная психологическая обста новка, поощрение взрос лыми стремления ребе нка к творч еству.
«Творчество... насто лько важно, и не пот ому что он о приводит к созданию нов ого, но пот ому, что эт о — космологический проц есс, духовный, центри рующий и насыщ ающий. В не м радость и наслаждение рожд ения нового» [12].
Спи сок использованных источ ников
- Богоявленская Д.Б. Психо логия творческих способ ностей. Учеб. Посо бие. – М.: Акад емия, 2016. – 320с.
- Винок урова Н.К. Развитие творч еских способностей учащ ихся/ Н.К.Винокурова. – М.: Педагогический пои ск, 2016. – 144 с.
- Выгот ский Л.С. Воображение и творчество в детском возр асте // Психоло гия. – М.: Экс мо-Пресс, 2015. – С.807-819.
- Годфруа Ж. Психология, изд. В 2т., то м 1. – М.: Ми р, 2016. – С. 435-442.
- Ефре мов В.И. Творческое воспи тание и образо вание детей н а базе ТР ИЗ. – Пенза: Уни кон-ТРИЗ.
- Констан тинова Л.Б. Развитие творч еских способностей млад ших школьник ов. // Начальная шко ла. – 2016, № 7. – С. 66-71.
- Кудря вцев С. Творч еская природа психо логии человек а. // Вопросы психо логии. – 2016, № 3. – С. 113.
- Лев ин, В.А. Воспитание творч ества. – Томск: Пел енг, 2015. – С. 14.
- Леви цкая, И.Б. Развитие креати вности школьников/ И.Б. Леви цкая, С.К. Турчак // Педаг огика. – 2017, № 4. – С. 58-61.
- Лу к А.Н. Психология творч ества. – Наука, 2018. – 125 с.
- Мотков О.И. Психо логия самопознания личности. Практи ческое пособие. – М.: «Треугольник», 2017.
- Родж ерс К. Творч ество как усил ение себ я. // Вопросы психо логии. 2015.
- Хуторской, А.В. Разв итие одаренности школь ников: Методика продукт ивного обучения: Посо бие для учит еля. – М.: ВЛА ДОС, 2016. – 320 с.
- Понятие и виды правосознания (Понятие, формы и значение правового воспитания)
- Финансовые ресурсы (Финансовые ресурсы предприятия: их сущность, классификация и источники формирования)
- Денежная система: содержание и элементы (Структурные элементы денежной системы)
- Соотношение права и закона (Понятие права)
- Соотношение права и закона (Понятие права и закона, их характеристики. Определение права, его признаки и принципы)
- Формы государственного устройства
- Законность и правопорядок (Законность: понятие, сущность, значение)
- Организация общественной власти в первобытном обществе (Общая характеристика и структура первобытного общества)
- Корпоративная культура в организации (ООО «Русфинанс Банк»)
- Экологическая безопасность продовольственных и непродовольственных групп товаров (Особенности экологических свойств потребительских товаров)
- Процесс стратегического планирования в современной организации.
- Теоретические основания развития творческих способностей̆ младшего школьника (Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей)