Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Тенденции возникновения государства

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. Тема «Основные теории происхождения государства» является отличной темой для исследования в современное время.

Новые материалы, открытый доступ к литературным ресурсам позволяют в полном объеме и всесторонне исследовать взгляды мыслителей, ученых, юристов и ученых на возникновение такого феномена как государство. Также необходимо осмыслить все концепции происхождения государства, чтобы понимать проблемы современности.

Объектом исследования являются теории происхождения государства.

Предметом исследования служит исследование основных теорий происхождения государства.

Целями данной курсовой работы являются следующие:

- исследовать переход от первообщинного общества к государству;

- доказать, что возникновение государства не является отдельным явлением, а зависит от многих факторов;

- доказать, что государство не является обособленным от общества явлением;

- показать, что государство является венцом развития общества.

На основании выбранных целей курсовой работы, на разрешение поставлены следующие задачи:

- выяснить причины и предпосылки возникновения государства;

- исследовать основные теории возникновения государства.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы такие методы, как общефилософские, общенаучные, специально юридические методы, методы сравнительного правоведения, метод формирования юридической логики, метод правовой статистики, метод юридического моделирования.

Во время выполнения курсовой работы использовались труды таких авторов, как: Аверьянов В.Б., Цветков В.В., Зайчук А. В., Заяц А. П., Журавский В. С., Копыленко А. Л., Онищенко Н. М. Котюк И., Котюк Ю. Скакун О.Ф., Тимченко С.М., Калюжный Г. А., Пархоменко Н. М., Легуша С. М. Цвик М.В., Гумплович Л., Каутский К., Бутейко А. и Спенсер Г.

Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

1. Общие тенденции возникновения государства

С развитием общества в нем состоялись существенные изменения, которые обусловили значительные изменения в организации общественной жизни. В частности, происходил количественный прирост людей, что приводило к усложнению взаимоотношений между ними.

Кроме того, так называемое первое общественное разделение труда и роста его производительности обусловили деление общества на социальные группы и имущественное расслоение людей, что еще больше осложнило отношения между ними, обострило противоречия в их интересах и породило "войну всех против всех", а потому и обусловило необходимость решения этих противоречий. А поскольку существующие неофициальные способы организации общественных отношений оказались непригодными для решения проблем, стоящих перед обществом в новых условиях, то, таким образом, появилась потребность в более эффективном социальном институте, который бы взял на себя функции руководства обществом и решения противоречий, в нем возникающих. Таким институтом впоследствии и стало государство.[1, с.320]

Именно поэтому основными причинами возникновения государства, как правило, признают необходимость: совершенствования управления обществом и поддержания общественного порядка; подавления сопротивления эксплуатируемых масс; защиты территории и ведения войн; организации крупных общественных работ.

Следует отметить, что государство - это не единственное средство упорядочения общественных отношений. Ими также являются семья, религия и церковь, политические партии, общественные организации. О важности этих социальных институтов свидетельствует то, что некоторые из них длительное время эффективно конкурировали с государством. Например, в эпоху Средневековья конкуренцию государству создавали религиозные организации. А в советский период такая общественная организация, как Коммунистическая партия подчинила себе государство, и все общественное важные решения фактически принимались ее Центральным комитетом или на ее съездах, а государство в лице Верховной Рады или ее Президиума лишь впоследствии придавала этим решениям формально-юридический статус.

Но, несмотря на временные успехи этих социальных институтов в противостоянии с государством, оно, все же, оказалась более эффективным и влиятельным среди них. [1, с.320]

Возникновение государства и права, как закономерный этап развития первобытного общества, характеризовал переход от естественного к гражданскому состоянию общества, его становлению и прогрессу.

Возникновение государства и права - это сложный и длительный процесс, который происходит под влиянием ряда причин. [2, с.400]

1. Экономические - три этапа разделения труда (от земледелия отделяется скотоводство, от скотоводства и земледелия - ремесло: развивается обмен и мелкая торговля, возникает частная собственность).

2. Политические - возникновение групп с противоположными интересами (богатые и бедные), а также потребность в сильной власти, способной урегулировать общественные отношения.

3. Социальные - возникновение семьи и упорядочение взаимоотношений между людьми.

4. Психологические - склонность психики человека к повиновению кому-либо, распределение сознания на права и обязанности.

5. Культурные - духовное развитие общества, появление религии, письма и тому подобное

Учитывая названные причины и исторические обстоятельства, выделяют следующие формы возникновения государства и права:

1) афинская - чистая, классическая форма возникновения государства и права поскольку они возникают вследствие названных выше причин;

2) римская - возникновение государства и права ускорялось в результате борьбы плебеев (пришлое население Рима бесправное) и патрициев (коренное население - римляне, в частности, аристократия, знать);

3) германская - государство и право возникают в результате завоевания больших территорий как необходимых средств удержания и осуществления власти..

На сегодняшний день существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих возникновение государства. [3, с.67]

1) Теологическая теория (от греч theos - бог, logos - учение) - учение о боге. Основными представителями этой теории были: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Ейве, Кост - Флоре.

Провозглашение происхождения государства от Бога обосновывает его вечность и незыблемость, оправдывает наиболее реакционные государства, подчеркивает мысль о том, что любое посягательство на государство обречено на неудачу, поскольку власть вложена в руки правителя Бога и призвана защищать благо всех. Эта теория получила широкую поддержку в период средневековья, когда церковь была доминирующей во всех сферах общественной жизни.

2) Патриархальная теория происхождения государства (Платон, Аристотель, Фильмер) представляет его продуктом естественного развития, результатом постепенного разрастания семьи. В основе возникновения государства представители этой теории видят естественное влечение людей к взаимному общению. Для этого они объединяются в семьи, несколько семей составляют род (поселок), а из поселков образуется государство.

Государственная власть является продолжением родительской власти в семье, власти домохозяина. Государство - это высшая форма политического общения людей. Так же как и теологическая, патриархальная теория была направлена на обоснование неограниченной власти царя, но истоки его она видела в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. [3, с.67]

3) В XVII - XVIII веках формируется договорная теория происхождения государства (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Руссо, X. Гольбах, А. Радищев и др.). Государству предшествует «естественное состояние» людей («естественное состояние» представляют как царство неограниченной личной свободы, всеобщего благоденствия или «войны всех против всех»). Каждый человек имел естественные, неотъемлемые права, но в процессе развития человечества права одних людей вступают в противоречие с правами других и порядок в обществе нарушается, возникает насилие. Поэтому люди договорились установить над собой институт - государство, которое отвечало бы за соблюдение порядка, всеобщие интересы и требованиям которым они бы подчинялись.

Государство возникает в результате заключения людьми соглашения между собой о сознательном самоограничении своей свободы в пользу общих интересов, совместного сосуществования. Общественный договор - это согласие людей на объединение, образование государства, он имеет конститутивный характер, оформляет установление государственно-организованного общества. В договорной теории различают первичный договор (договор - объединения) и вторичный договор (договор – подчинения народа и государственных органов правителям)..

Таким образом, государство родилось в результате разумной воли народа.

Имеется в виду не формальное подписание письменного договора, а состояние общества, когда люди сознательно и добровольно объединились в государство путем молчаливого признания единого объединяющего всех центра. Договорная теория имела демократическое содержание; сторонники этой теории использовали ее для обоснования идеи народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев), конституционной монархии (Дж. Локк), естественно-правовой концепции прав человека и гражданина, права народов на насильственное изменение государственного устройства, который нарушает естественные права. Основные положения договорной теории получили закрепление в Декларации независимости США и конституциях ряда западных стран. [4, с.70]

4) В конце XIX века для объяснения причин возникновения государства была выдвинута теория насилия, в рамках которой различают теорию внутреннего насилия (Е. Дюринг): собственность, классы и государство возникли в результате насилия одной части общества над другой. Сторонники теории внешнего насилия (К. Каутский, Л. Гумилович) выделяли среди важнейших факторов государства войны и территориальные завоевания. Главная причина возникновения государства - завоевания, насилие, порабощение одних племен другими.

Для закрепления власти победителя над завоеванными народами, для насилия над ними и образуется государство.. Насилие рассматривается как глобальное, а не локальное явление, которое не только порождает правящих и тех, которыми правят, но и имеет социально-экономические последствия. [5, с.200]

5) Марксистское понимание природы государства (классовая теория) было изложено Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 года). В ней отстаивался тезис, согласно которому государство возникло из-за того, что первобытнообщинный строй был взорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы, то есть обосновывалась идея о классовой природе государства, о борьбе классов между собой как главной причине ее возникновения, движущей силе ее существования.

Государство возникло из необходимости сдерживать подавленный класс; оно сделалось орудием экономически господствующего класса, который при помощи государства стал еще и политически доминирующим в обществе.

6) Технократическая теория. Государство и право возникают как необходимый результат общения человека с техникой.

Общим для представителей технико-экономических теорий происхождения государства с убеждением в том, что разложение первобытного общества было связано, прежде всего, с возникновением производственных (вместо уборочных) видов хозяйствования и их развитием.

Автор теории "неолитической революции" Г.В. Чайлд считал, что именно переход к земледелию и животноводству автоматически привел к росту производства, привел к увеличению населения, углублению специализации труда, социальному и имущественному неравенству и, в конце концов, образованию государства.

7) Согласно «гидравлической» («ирригационной») теории К. Виттфогеля предпосылкой ранней государственности был переход к ирригационному земледелию. Его внедрение не только способствовало росту объема сельскохозяйственной продукции, но и создавало необходимые организационные условия разветвленного государственного аппарата. Виттфогель связывал деспотические формы государств азиатского способа производства со строительством ирригационных сооружений, для чего необходимо было жесткое централизованное управление и подчинение. Деспотизм он называл «гидравлической» цивилизацией. Эта теория имеет локальный характер: объясняет возникновение государства в регионах с жарким климатом и не объясняет особенности процесса создания государства в других регионах.

8) Автор органической теории происхождения государства Г. Спенсер (XIX век) сравнивал общество с биологическим организмом.

В развитии общества просматриваются общие закономерности, присущие всем живым организмам (рост и усложнение функций организма, взаимосвязь их отдельных частей, их дифференциация).

Объединение людей (племена, союзы племен, империи, города-государства) Спенсер называет «агрегатами», которые меняются под влиянием социально-классового расслоения общества, специализации труда, образования органов политической власти.

В государстве все ее части выполняют определенные функции: правительство - функции мозга; низшие классы реализуют внутренние функции, занимаются земледелием, скотоводством, обеспечивают жизнедеятельность общества; существует специальная распределительная система - торговля, транспорт, средства связи; господствующие классы отвечают за внешние функции (обеспечение обороны). Государство возникает в результате наступательных и оборонительных войн одних обществ против других. [6, с.90]

Сначала обязанностью государства становится защита общества от внешних и внутренних врагов. Затем основную свою задачу власть начинает видеть в обеспечении благополучия всего общества.

9) Космическая теория. Государство и право завезены к нам другими цивилизациями.

10) Учение о государстве Г.-В.-Ф. Гегеля. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух"). В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в том, что он выводит общую волю по воле отдельных личностей, в то время, как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимо в своей основе от признания воли отдельных лиц.

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. [6, с.90]

Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мнению Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство является высшей формой реализации морали. Оно не служит чьим-то интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, выше всех других целей.

Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный университет как основание государства и идею, демократии, вытекающую из него. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он сам хочет.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном итоге, на идею и цели буржуазно-демократической революции. По сути, гегелевская формула «Все действительное разумно" оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о ней. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняя ему человека.

11) Психологическая теория. Один из ее основателей профессор Л.И. Петражицкий (1867-1931) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указания которого выполнять в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Л. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Психологической теории придерживались также ученые как Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрэзер (конец XIX - начало XX века), Российские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский. [6, с.90]

12) Расовая теория. Одним из представителей расовой антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816 - 1882). Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы, рожденных править, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в под шефстве у «высших». Эту идею активно пропагандировал Адольф Гитлер во время своего правления, считая «высшей» расой немцев - арийцев, а «низшей» евреев и славян.

13) XX век дал жизнь ряду научных концепций современного государства, что обусловлено политическими процессами, которые происходили в нем. Так, специфический путь развития государственности ряда стран Азии и Африки (государственная власть здесь была узурпирована партийной верхушкой) породил научную концепцию так называемой переходной государственности. Переходная государственность не вписывается в рамки марксистско-ленинской формационной типологии (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая). Не подпадает она и под критерий цивилизационного подхода. Согласно данной концепции переходной есть государственность, возникающая в ходе национально - освободительной борьбы независимых народов и опирающаяся на разнотипные производственные отношения. [7, с.90]

В дальнейшем, по мере преобладающего развития господствующей формы собственности, подобные государства должны присоединиться к историческому типу государства - капиталистическому или социалистическому. Переходные государства были во все исторические периоды.

14) Концепция государства «всеобщего благоденствия» (Дж. Мюрдаль, Дж. Стреч и др.) выдвинута в середине ХХ века в отношении развитых капиталистических государств. Эта теория является противовесом, антиподом концепции государства «ночного сторожа», которая отстаивала невмешательства государства в экономическую сферу, в отношения работника и предпринимателя, в социальные вопросы.

Эта концепция является одним из вариантов теории социального государства.

15) Теория элит. Сущность этой теории заключается в борьбе господствующего меньшинства, которое управляет государством, и подчиненного большинства, к которому принадлежит все остальное население. Представители Г. Москва и В. Парето.

16) Теория «глобализации» возникла на рубеже XX и XXI веков. Родоначальник Р. Робертсон. Эта теория идет дальше теории «конвергенции», поскольку утверждает не только об увеличении государств, но и о стирании государственных границ в результате унификации всех сфер жизнедеятельности различных обществ мира.

При этом эталоном для всех государств мира является западный мир, его ценности, рыночная экономика, технологический прогресс.

17) Государства социально - демократической ориентации. Это переходный тип государства, который существует в период перехода от буржуазного типа к социальной демократии; это организация политической власти большинства населения, обеспечивает необходимый консенсус всех его частей и переход к созданию условий, необходимых для полного и беспрепятственного осуществления основных прав человека и прав нации и прогресса общества на принципах социальной демократии.

2. Характеристика основных теорий происхождения государства

Стремление понять природу государства и права, осознать их место и значение в жизни человека и общества заставляло исследователей выяснять причины и условия возникновения этих институтов.

В юридической науке существует много различных теорий, по-разному объясняющих возникновение государства и права. Разнообразие учений о государстве и праве обусловлены, с одной стороны, различными историческими условиями, в которых они формировались, а с другой - влиянием на содержание теорий субъективного фактора (взглядов мыслителей на возникновение государства и права). [8, с.140]

В современной литературе по теории государства и права существуют два основных подхода к выяснению этой проблемы. Одни ученые (М. Марченко) рассматривают теории происхождения государства и права вместе, другие ученые (А. Скакун), более углубленно выясняют особенности государственных и правовых явлений.

Подробнее рассмотрим традиционные теории происхождения государства и права.

Основными представителями теологической теории - учения о Боге были: Фома Аквинский, Аврелий Августин, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост - Флоре.

Одним из ее представителей был Фома Аквинский (1225 - 1274). Его учение построено на иерархии форм: от Бога - чистого разума - к духовному и материальному миру. «Правитель в государстве - писал он, - занимает такое место, как и Бог во Вселенной».

Указанная теория достаточно многоаспектная, что, безусловно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования разных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

У древних народов политико-правовая мысль развивает представление о том, что земные проблемы являются частью общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы общественного и государственного строя, земной жизни людей, их взаимоотношений между собой, прав и обязанностей.

Как отмечалось, основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога. Это придавало ей безусловную святость. [8, с.140]

В законах Хаммурапи записано «Бог Мардух создал черноголовых и поставил меня, Хаммурапи, править черноголовыми».

Так, по древнекитайским мифам о происхождении и характере земной власти, именно персона правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) имеет единственную связь с высшими сферами. Вся власть символизирует человека правителя в виде внутренней силы, а другие должностные лица и государственный аппарат в целом являются лишь проводниками высшей власти.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги как источник власти правителя продолжают оставаться вершителями земных и других дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, Боги выступают также как первоначальные непосредственные правители и законодатели основанных ими обществ и государств.

А вот каких мнений на этот счет придерживались древние евреи. По их версии, единый, истинный Бог является покровителем всего еврейского народа, его царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Законы еврейского народа получены от Бога (законодательство Моисея).

Законы, правосудие, справедливость по-египетски олицетворяет богиня Маат (МА-АД). Судьи носили ее изображение и считали себя ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил поведения - основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, решений судей) - означало, что все они соответствуют или должны соответствовать Маат - естественно-божественному порядку справедливости.

Подобное понимание находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (древнекитайской мифологии), дикие (у древних греков). В каждом из этих источников говорится о правде-справедливости, которая в дальнейших естественно – правовых концепциях правопонимания определяется как естественное (или естественно-божественное) право.

Г.Ф. Шершеневич, рассуждая о причинах множественности теорий возникновения государства и права, отметил, что для отдельных ученых «не столь важно, какое было в действительности государство, а важно, как найти такое происхождение, которое было бы в состоянии оправдать ранее созданный вывод».

Основные постулаты историко – материалистической теории изложены в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Сущность ее заключается в том, что государство возникает как результат развития и упадка первобытного строя, развития способа производства, что и определяет социальные изменения в обществе.

Теория включает в себя два подхода: а) подход советской науки, связанный с возникновением классов и классовых антагонизмов (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов); б) подход, связанный с усложнением структуры общества и общественных отношений, возникновением "общих дел" и необходимости совершенствования управления обществом (Л. Морган). Как считают ученые, именно эта теория имеет научное обоснование, и оба подхода в равной степени имели место при возникновении государства и права. [8, с.140]

Представителем органической теории является английский социолог Г. Спенсер. На основе сходства, существующего между явлениями органического и общественной жизни, сторонники органического взгляда предприняли попытку биологизации общества, государства и права, переноса законов развития животных на общественные явления. Точно так же, как организм животного состоит из ячеек, государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер.

По его мнению, государство возникает одновременно с возникновением людей и совершенно так же, как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть представляет собой средство для достижения человеческих целей.

Несмотря на действительно существующие сходства между органическим и общественной жизнью, эта теория не может быть признана научной. Российский правовед Е.Н. Трубецкой отмечал, что животная клетка, с которой социологи любят сравнивать человека, сама по себе не представляет самостоятельного целого, может быть членом только одного организма, выполняет одну строго определенную функцию, тогда как человек может отделиться от общества (например, с помощью эмиграции, изменения подданства), быть членом нескольких социальных организмов и выполнять одновременно или поочередно множество самых разнообразных функций (например, быть одновременно профессором и адвокатом, быть сначала студентом, а потом уже - адвокатом, прокурором, судьей и т.п.) Биологические законы необходимо учитывать при изучении общества, государства и права, но их нельзя абсолютизировать.

Органической теории происхождения государства придерживались также швейцарский юрист И.Блунчли (1808 - 1881) и французский социолог Р.Вормс (1869 - 1926). Представители психологической теории (Цицерон, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Дж.Ф. Мейт-ленд-Джонс) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознанием своей массовой зависимости от власти, биопсихологическими, сексуальными инстинктами, деятельностью той или иной «сильной личности». [8, с.140]

Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ - не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было способом, а соединение многих людей, связанных между собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого единения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.

Выдающийся российский государствовед Н.М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью в «психологическом единении людей», «коллективном сознании», в необходимости разграничения интересов. Государство возникает, по мнению Н.М. Коркунова, в результате осознания своей массовой зависимости от власти. Из существовавшей ранее патриархальной орды, руководитель которой был убит своими разъяренными сыновьями, которыми руководили биопсихические инстинкты («Эдипов комплекс»), возникает государство подавления (предмет такого подавления в будущем - агрессивные наклонности человека).

Э. Дюркгейм в противовес индивидуально-психологической теории развил взгляд на человека, как, прежде всего, общественное, а не биопсихологическое существо. Общество реализуется как продукт коллективного, а не индивидуального сознания людей, в котором формируется идея общественной солидарности. Для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

З. Фрейд - основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии, выводил необходимость создания государства от психики человека.

Один из основных представителей психологической школы права Л.И. Петражицкий допускал, что в основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека.

Основатель влиятельного психоаналитического направления в западной социологии и учения о государстве и праве Фрейд исходил из того, что для подавления агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

Современный западный политолог Дж.Ф. Мейтленд-Джонс полагает, что независимые государства в Африке возникли вследствие волевой деятельности той или иной «сильной личности».

Говоря о научности рассматриваемой теории, следует согласиться с Г.Ф. Шершеневичем, который отмечал, что свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействий людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. Те или иные свойства психики человека, безусловно, влияют на возникновение, развитие и функционирование государства и права, но они не являются решающими в вопросе происхождения государства и права. [9, с.60]

Одними из приверженцев теория насилия были: Л.Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Согласно этой теории государство всегда образуется в результате насилия. Л.Гумплович в 1910 году выпустил книгу на русском языке под названием «Общее учение о государстве», в которой писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не с помощью акта насилия, а как-то иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». [9, с.60]

К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории», изданной в 1931 году, писал: «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания».

Рассмотренная теория подтверждается конкретными историческими фактами. Так, германские племена завоевали часть римской империи, и вследствие этого возникло немецкое государство. В то же время эту теорию нельзя считать универсальной. Далеко не все государства возникли в результате акта насилия.

Кроме того, на любом этапе развития общества акт насилия приводил к возникновению государства. Победа одной первоначальной группы над другой не приводила и не могла привести в тот период времени к возникновению государства.

Для этого должны были сформироваться соответствующие условия.

Таким образом, согласно этой концепции, государство - это организация господства одного племени над другим, возникшая путем насилия. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства.

В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, в "живое орудие". Но сторонники теории насилия не могут объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляется частная собственность, классы и государство.

Известно, что насилие только влияет на процесс образования государства (древние германцы), но без соответствующих экономических факторов оно не может быть причиной их возникновения. [10, с.90]

Эпикур и некоторые другие философы-софисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага.

Однако более глубокая и детальная разработка этой теории относится к XVIII веку. Основными ее представителями являются англичане - Т. Гоббс и Д. Локк, голландцы - Г. Гроций и Б. Спиноза, французы - Ж.Ж. Руссо и Дидро, русские - А.Н. Радищев и П.И. Пестель.

Данная теория основывается на двух постулатах. Первый заключается в том, что до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния. Этот факт признается всеми представителями теории, однако само естественное состояние трактуется ими по-разному. Гоббс полагал, что люди находились в состоянии «войны всех против всех» и, для того, чтобы не уничтожить друг друга, договорились и образовали государство. Руссо, напротив, допускал, что до образования государства люди жили хорошо, но для того, чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали государство, а часть своих прав передали монарху. [11, с.80]

Второй постулат заключается в том, что государство возникает в результате заключения общественного договора. Вместе с тем представители этой теории не рассматривают наличие общественного договора как необходимый для возникновения государства исторический факт. Последний выступает как логическая предпосылка, без которой невозможно объяснить отличие государства от первобытного общества. Однако практически все дореволюционные и большинство современных теоретиков права договорную теорию происхождения государства и права не считают научной.

Известный русский ученый, юрист Н.М. Коркунов в лекциях по общей теории права в 1894 году писал, что эта теория в чистом ее виде является теперь уже полностью опровергнутой, потому что она оказалась прямо противоречащей и историческим, и психологическим данным. Но вместе с тем необходимо признать и то, что данная теория имеет большое теоретическое и практическое значение применительно к возможности людей влиять на становление государственно-правовых институтов. Признание естественных прав человека и гражданина, народного суверенитета, постепенное подчинение государственного человеческим идеалам свидетельствуют о ее научно-практической ценности.

Заключение

Подводя итог проделанной работы необходимо сделать вывод:

Особенностью рассмотренных теорий является то, что их представители ставили перед собой задачу создать универсальную теорию происхождения государства и права, способную объяснить причины и процесс возникновения любого государства. История свидетельствует о том, что подобные попытки бесперспективны. Различные государства возникали в силу самых разных причин, и унифицировать их в рамках одной универсальной теории невозможно. Однако это отнюдь не означает, что нельзя выделить наиболее общие закономерности их возникновения.

1. Возникновение государства представляет собой довольно длительный исторический процесс, который нельзя рассматривать как мгновенный акт: вчера не было, а сегодня уже есть. Даже если исходить из фактически подтвержденной теории насилия, то следует иметь в виду, что: во-первых, акту насилия предшествует длительный период, в недрах которого зарождаются основы государства; во-вторых, сам факт акта насилия является лишь условным моментом возникновения государства, поскольку, в-третьих, его становление в таком социальном институте, как само государство, охватывает достаточно длительный исторический период.

2. Государство возникает относительно объективно. Объективно потому, что не возникнуть оно просто не может. История не предъявляет ни одного факта, где на определенном этапе развития общества последнему не понадобился такой орган управления, как государство. Государство есть продукт общества, а, следовательно, результат и сознательной деятельности людей.

3. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникающие внутри общества или между обществом и природой противоречия не могут быть примером в рамках к государственной организации жизнедеятельности людей. Это могут быть и противоречия между антагонистическими классами, и война всех против всех, и завоевания одного племени другим, и потребность обеспечить реализацию запрета инцеста, и жизненная необходимость организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений, и т.д. Наука может открыть новые факты, которые сыграли решающую роль в возникновении того или иного государства, но в любом случае они будут заключаться в рассматриваемой закономерности, поскольку государство является универсальной организацией для разрешения возникающих противоречий.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником.

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, следует обратить внимание на особенности возникновения современных государств. Дело в том, что были и есть нации, которые компактно живут на своей исторической территории, но в результате конкретных исторических причин находились или находятся в составе многонациональных государств. Отсюда относительно самостоятельным фактором образования новых государств стало осуществление такими нациями (народами) их права на политическое самоопределение. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй, распада федераций, суверенизации подобных государству образований.

Список использованных источников

научная и обзорная литература

1. Акмалова А.А. Политология: учебное пособие: по дисциплине "Политология" для студентов высших учебных заведений / под ред. В. М. Капицына, В. К. Мокшина, С. Г. Новгородцево. Москва: Дашков и К, 2016.- 320с.

2. Буренко В.И. Политология: учебник по дисциплине "Политология" для студентов высших учебных заведений / под ред. В. И. Буренко, Москва: КноРус, 2017.- 400с.

3. Бастрыкин А.И. Актуальные проблемы теории государства и прав: Учебное пособие. М: Юнити-Дана, 2014. - 67с.

4. Борисов Г.А., Е.Е. Тонков, рец.: Н.В. Витрук, Е.Д. Проценко: Теория государства и права. - Белгород: НИУ БелГУ, 2016.- 70с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.:Норма. - 2016. -200с.

6. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2015.- 90с.

7. Муратова, С. А. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юриспруденция, 2016. - 90с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2014.-140с.

9. Радько Т.Н. общей редакцией Лизикиной И.И. Хрестоматия по теории государства и права-2-е изд-М:Проспект 2014.- 60с.

10. Рассолов М.М., Малахов В.П., Иванов А.А. Актуальные проблемы теории государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2015.- 90с.

11. Скурко Е.В. Очерки теории права / ЕВ Скурко - (Теория и история государства и права), Юрлитинформ, 2016.- 80с.

12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России, М.: Проспект, 2017.- 140с.

13. Шагиева Р.В. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М: Норма - Инфра-М, 2014. - 130с.