Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Субъекты авторского права

Содержание:

Введение

Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н.э. На ней написано: "Гесхил сделал. Эпиктет расписал". Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое соавторство на произведение искусства. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий...

Но, сколько бы ни менялись конкретные авторско-правовые механизмы под воздействием научно-технического прогресса, все равно концептуальные предпосылки авторского права остаются неизменными, основываясь на необходимости для человечества, с одной стороны, иметь доступ к накопленным знаниям, а с другой - вознаграждать тех, кто эти знания добывает. Именно этой идеей проникнуты положения Всеобщей декларации прав человека (ст. 27):

«Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В нашей стране авторское право зародилось сравнительно поздно, в XIX веке, а после большевистского переворота вообще оказалось под угрозой исчезновения под лозунгом "Искусство принадлежит народу!". Лишь в 1993 г. был принят Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", впитавший лучшие достижения мировой авторско-правовой мысли. Новый этап развития авторского права связан с частью четвертой ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. Многие положения этого нормативного правового акта не имеют аналогов в ранее действовавшем российском законодательстве, а значит, нуждаются в изучении, осмыслении, истолковании.

Новизна и оригинальность предложенного в части четвертой ГК РФ правового регулирования вопросов авторского права и смежных прав в значительной степени затруднили не только их практическое применение, но также обучение будущих правоведов, специализирующихся в области законодательства об интеллектуальной собственности.

В этих условиях тема диплома актуальна.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретической основой для исследования явились работы учен­ных по гражданскому и авторскому праву, изданные в разное время. Ис­пользованы работы таких ученных, как Б.С. Антимоновой, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, М.В. Гордона, В.А. Дозор цева, В.И. Ере­менко, ВТ. Камышева, Я.А. Канторовича, Ю.П. Матвеева, Д.И. Мейера, И.В. Савельевой, А,П. Сергеева, В.И. Серебровского, В. Сласовича, П.В. Суханова, И.П Табашникова, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Е.В. Хали­повой, Г.Ф. Шершеневича и многих других.

Объект исследования: правовые отношения в сфере авторского права.

Предмет исследования: особенности правового регулирования субъектов авторского права.

Цель исследования: изучить особенности правового регулирования субъектов авторского права.

Задачи исследования:

1.Расмотреть понятие субъектов авторского права.

2.Представить общую классификацию субъектов авторского права.

3. Изучить нормативно - правовое регулирование субъектов авторских прав.

4.Проанализировать понятие авторства и соавторства.

Методы исследования: диалектический, исторический, системный, метод анало­гии, кроме того, - метод моделирования и сравнительно-правовой метод ис­следования.

1 Понятие и виды субъектов авторского права по российскому законодательству

1.1. Понятие субъектов авторского права

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми воспринимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в финальном счете от свободы государства.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в тезисе эквивалентны, правда в научной литературе на данный счет делаются определенные оговорки. Во-первых, определенный гражданин как непрерывный субъект права не может быть единовременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не исключительная форма реализации права. Эти отличия, безусловно, нужно иметь в виду.

По истории мы знаем, что вдалеке не все люди в прошлом признавались субъектами права, скажем, невольники, могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве невольник рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Однако, там не был равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полновесными субъектами права. Они были значительно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно отчетливо проводило градацию людей в зависимости от общественного происхождения, званий, сословий и т.д. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В интернациональном пакте о штатских и политических правах (1966 г.) записано: «Всякий человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное расположение закреплено также во Общей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6)[1].

Авторские правоотношения - отношения полагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их преемники, с иной стороны - организации, заинтересованные в их применении (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники либо работодатели и другие лица, приобретающие по закону либо договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обыкновенно относятся издатели газет, журналов и некоторых других комбинированных произведений, производители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Подметим, что субъекты авторского права, в широком понимании, - это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по охране авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в тесном понимании, - это авторы произведений, то есть владельцы личных авторских прав.

Изначально авторские права приобретает автор, он же, по Русскому авторскому праву, является исключительным носителем личных авторских прав.

Больше обширное представление (автор умственной собственности) дозволено обнаружить во Глобальной декларации по умственной собственности от 26 июня 2000 г., термин «автор» обозначает всякое лицо либо группу лиц, действующих самостоятельно либо под эгидой какой-нибудь правительственной либо неправительственной организации с целью приобретения выручки либо по каким-нибудь иным основаниям, ответственных за созидание в всякий области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и итог деятельности некоторых категорий изготовителей, таких как изготовители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, индустриальные примеры и становление географических указаний[2].

Таким образом, автор - это, раньше всего физическое лицо (группа физических лиц полагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность появляется с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Впрочем необходимо рассматривать, что право распоряжаться авторскими трудами узко связно с представлением дееспособности (ст.21 ГК РФ).

Под правоспособностью воспринимается признаваемая государством всеобщая (абстрактная) вероятность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Следует подчеркнуть - не фактическое правообладание, а только постилируемая заблаговременно вероятность либо способность к этому. Правоспособностью в равной мере владеют все граждане без исключения, она появляется в момент их рождения и прекращается со гибелью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных всеобщей правоспособностью. Это главная предпосылка и неотделимый элемент политико-юридического и общественного ранга фигуры. Правоспособность - не натуральное, а социально-правовое качество субъектов, носящее безусловный, многофункциональный нрав. Оно вытекает из интернациональных пактов о правах человека, тезисов гуманизма, воли, честности. Обязанность всякого государства - надлежащим образом гарантировать и охранять это качество.

Основное в правоспособности - не права, а принципиальная вероятность либо способность иметь их. А это дюже значимо, потому как, как мы знаем, в истории вдалеке не все и не неизменно наделялись такой вероятностью (скажем, невольники) либо наделялись лишь отчасти (крепостные).

Впервой представление правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами 19 в. (французский Штатский кодекс 1804 г., немецкое Штатское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовались и английское штатское право. Как видим, рассматриваемый университет обязан своим происхождением штатскому праву, впрочем в дальнейшем он купил больше широкое значение.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а теснее последнее открывает путь к обладанию тем либо другим благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Невозможно на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, помимо как признания быть равноправным членом социума[3].

Таким образом, автор - это, раньше каждого физическое лицо (группа физических лиц полагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность появляется с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Впрочем необходимо рассматривать, что право распоряжаться авторскими трудами узко связно с представлением дееспособности (ст.21 ГК РФ).

Под правоспособностью воспринимается признаваемая государством всеобщая (абстрактная) вероятность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Следует подчеркнуть - не фактическое правообладание, а только постилируемая заблаговременно вероятность либо способность к этому. Правоспособностью в равной мере владеют все граждане без исключения, она появляется в момент их рождения и прекращается со гибелью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных всеобщей правоспособностью. Это главная предпосылка и неотделимый элемент политико-юридического и общественного ранга фигуры. Правоспособность - не обычное, а социально-правовое качество субъектов, носящее безусловный, многофункциональный нрав. Оно вытекает из интернациональных пактов о правах человека, тезисов гуманизма, воли, честности. Обязанность всякого государства - надлежащим образом гарантировать и охранять это качество.

1.2. Общая классификация субъектов авторского права

Субъекты права подразделяются раньше каждого на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся:

а) граждане Русской Федерации;

б) иноземцы;

в) лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды). Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, скажем быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все штатские права. Они несут также соответствующие обязанности. Коллективные субъекты права имеют больше обширную систематизацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство;

2. Государственные органы и учреждения;

3. Социальные объединения;

4. Административно-региональные единицы;

5. Субъекты Российской Федерации;

6. Избирательные округа;

7. Религиозные организации;

8. Индустриальные предприятия;

9. Зарубежные фирмы;

9. Особые субъекты (юридические лица).

По российскому праву, вдалеке не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ.

Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде. Само представление юридического лица имеет значение основным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.

На стороне автора может выступать и «множественный» носитель авторских прав - соавторы. Авторское право на произведение, сделанное совместным творческим трудом 2-х либо больше лиц (соавторство), принадлежит соавторам коллективно самостоятельно от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое либо состоит из частей, всякая из которых имеет независимое значение[4].

Соавторство полагает присутствие соответствующего соглашения между соавторами (письменного либо устного). Неимение такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

Как в действующем праве, так и в теории авторского права выдается как неделимое соавторство, так и делимое. Значительное различие, на наш взор, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как личный субъект авторского права. Скажем, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью либо учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно независимо выступать автором части произведения. Скажем, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но всякий из них писал не по главам, а коллективно создавая текст, непрерывно правя и редактируя[5].

Раньше каждого, нужно подчеркнуть, что авторское право на произведение сделанное соавторами принадлежит последним коллективно. Как мы теснее подчеркивали, всякий из соавторов вправе применять сделанную им часть произведения, имеющую независимое значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на применение произведения в совокупности принадлежит соавторам также коллективно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без довольных к тому оснований запретить применение произведения.

В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве владельца имущественных прав на произведение, то есть выступать владельцем производных прав (пользователями).

В качестве специальных субъектов авторского права дозволено выделить: особые ведомственные органы (в советский период, скажем, - Госкомиздат), комитеты (и организации) по охране авторских прав, объединения издателей и т.д.

Действующим правом предусмотрено создание организаций, руководящих имущественными правами обладателей авторских и смежных прав для обеспечения фактической реализации этих прав в случаях, когда индивидуальное осуществление их затруднено. В Русской Федерации в текущее время существуют несколько организаций, руководящих имущественными правами на коллективной основе. К их числу следует отнести такие, как Российское авторское общество (РАО), Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

Субъектами смежных прав являются исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей раньше каждого выступают актеры: артисты, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы либо искусства, в том числе эстрадные, цирковые либо кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры.

2. Гражданско – правовое регулирование субъектов авторского права

2.1. Понятие авторства и соавторства

По всеобщему правилу, юридические лица не могут признаваться авторами. Из этого всеобщего правила имеются исключения. Первое касается тех итогов интеллектуальной деятельности, которые сделаны за рубежом и охраняются на территории РФ на основе национального права России либо на основе интернациональных договоров (ст. 7 ГК РФ). Во втором случае речь идет о некоторых итогах умственной деятельности, сделанных ранее, до вступления в действие части четвертой ГК РФ. Так, согласно ст. 5 Федерального закона «О вступлении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» права на итоги умственной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день вступления в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса.

В данном случае речь идет о произведениях литературы, науки и искусства, охраняемых авторским правом. В частности, автор произведения либо другой первичный правообладатель определяется в соответствии с правом, действовавшим на момент создания произведения. Таким образом, от того что право об авторском праве советского периода допускало присутствие изначального авторского права у юридических лиц (скажем, у киностудий, которые юридически рассматривались в качестве авторов кинофильмов), то если их охрана не прекратилась на день вступления в действие части четвертой ГК, права таких юридических лиц будут продолжать делать[6].

Авторство - признание определенного лица создателем итога интеллектуальной деятельности. Право авторства - это значимое личное неимущественное право физического лица. Под ним воспринимается право признаваться автором итога интеллектуальной деятельности. Это право охраняется бессрочно. Позже гибели автора охрану его авторства может осуществлять всякое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 ГК. В этом случае речь идет о том, что автор произведения вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134 ГК), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац 2-й пункта 1 статьи 1266 ГК) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно[7].

При отсутствии таких указаний либо в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также позже гибели этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется преемниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

Присвоение чужого авторства (в том числе принуждение к соавторству), а также приписывание авторства на итог умственной деятельности (либо его часть) лицу, которое не имело отношения к его созданию, являются нормальными нарушениями права авторства и влекут ответственность согласно действующему праву.

Речь, в частности, идет и об уголовной ответственности. В качестве примера дозволено привести п. 1 ст. 147 УК, согласно которому принуждение к соавторству, если это деяние причинило огромный урон, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей либо в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо непременными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением воли на срок до 2-х лет. Указанная статья названа «Нарушение изобретательских и патентных прав», следственно речь идет только о соавторстве на изобретения, индустриальные примеры, пригодные модели. Нарушение изобретательских либо патентных прав путем принуждения к соавторству, предусмотренного указанной статьей, может заключаться в оказании воздействия любым методом (в том числе посредством насилия, угроз наступления неблагополучных для потерпевшего последствий) с целью получить его согласие на включение других лиц (не внесших личного творческого взноса в создание указанных в этой статье объектов интеллектуальной собственности) в соавторы готовых либо разрабатываемых изобретения, пригодной модели либо индустриального примера.

Следует подметить, что ранее существовала уголовная ответственность за принуждение к соавторству и при создании произведений литературы, науки либо искусства, впрочем позднее законодатель по малопонятной причине отменил ее. Между тем, сходственное явление существует до сего времени. Так, в отдельных случаях ученые, добившиеся определенной популярности, настаивают на включении себя в качестве соавторов в научные произведения, написанные менее вестимыми коллегами.

Особенность соавторства состоит в том, что итог интеллектуальной деятельности создается путем совместных, а не индивидуальных усилий. При этом соавторы владеют полным комплектом как личных неимущественных (в первую очередь речь идет о праве авторства), так и исключительных (имущественных) прав авторов. При осуществлении прав соавторов, как будет показано ниже, нужно рассматривать то обстоятельство, что осуществляться они могут всяким из соавторов в отдельности[8].

При создании произведений литературы, науки, искусства соавторство нужно отличать от сотрудничества авторов, при котором независимым субъектом авторского права сознается автор определенного произведения, размещенного в такие виды коллективных произведений, как альманах, журнал, энциклопедический словарь и т.д. В итоге сотрудничества авторов также создается цельное произведение - журнал как таковой, словарь как книга и т.п. Впрочем всякий из авторов имеет независимое авторское право на свое произведение и не становится субъектом права на произведения других авторов. Таким образом, коллективное произведение, сделанное в соавторстве, не может быть сделано в итоге простого механического соединения произведений нескольких авторов. В этом случае метаморфоза либо изъятие какой-нибудь части коллективного произведения влечет за собой неосуществимость применения произведения как цельного целого.

Для появления соавторства нужна такая взаимная увязка внутренней формы и оглавления частей коллективного произведения, сделанного в соавторстве, дабы они понимались как цельное произведение. Таким образом, если из учебника по уголовному праву изъять главу, посвященную определенным правонарушениям, то целостность учебника нарушится. В то же время изъятие из книги иллюстраций в большинстве случаев не может повлиять на литературные превосходства опубликованного произведения, от того что текст и иллюстрации к нему не непременно составляют в своей общности цельное произведение.

Вопросы соавторства довольно детально урегулированы действующим правом. Так, раньше каждого, следует указать на ст. 1228 ГК, которая в самом всеобщем виде регулирует вопросы соавторства применительно ко каждому итогам умственной деятельности. Согласно п. 4 указанной статьи права на итог умственной деятельности, сделанный совместным творческим трудом 2-х и больше граждан (соавторство), принадлежат соавторам коллективно[9].

Помимо всеобщих расположений о соавторстве, содержащихся в вышеупомянутой статье, существуют также нормы, регулирующие соавторство применительно к отдельным итогам интеллектуальной деятельности. Так, дозволено указать на ст. 1258 ГК, регулирующую вопросы соавторства при создании произведений литературы, науки либо искусства, ст. 1348 ГК (соавторство при создании изобретений, индустриальных примеров, пригодных моделей), ст. 1411 ГК (соавторы селекционных достижений), ст. 1451 ГК (соавторы топологии интегральной микросхемы).

Соавторство при создании всех этих итогов интеллектуальной деятельности имеет определенные особенности. В то же время дозволено выделить всеобщие знаки соавторства, характерные для всякого итога умственной деятельности.

Происхождение соавторства концепция и судебная практика объединяют с определенными условиями, которые содержатся в нормах действующего права. Главнейшим условием происхождения соавторства является присутствие совместного творческого труда, тот, что позднее обнаружил выражение в определенном творческом итоге.

Прежде всего, необходимо определить, что воспринимается под совместным трудом. Представление объединенный труд не определено ни в ГК РФ, ни в ТК РФ, ни в иных нормативных правовых актах. Традиционно труд воспринимается как понятая, энергозатратная, общепринятая рациональной действие людей, требующая приложения усилий.

Следует прийти к итогу, что объединенный нрав труда дозволено установить через взаимодействие (прямое либо опосредованное) участников коллективного процесса по приобретению достижения либо в трудовых коллективах, либо в границах иных отношений, в том числе гражданско-правовых. При этом следует иметь в виду, что такое взаимодействие допустимо как в форме непосредственной кооперации и общения участников трудового процесса, так и в форме поделенного во времени сотрудничества, когда трудовой процесс организован поэтапно и его участники прямо не контактируют друг с ином[10].

Впрочем в данном случае речь идет не просто о труде, а о творческом совместном труде. Размер творческого взноса соавторов законодательно не регулируется. Отсель следует, что данный размер юридически равнодушен для установления самого факта соавторства. В п. 1 ст. 1228 ГК подчеркивается, что не сознаются авторами итога умственной деятельности граждане, не внесшие личного творческого взноса в создание такого итога, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное либо физическое содействие либо поддержка либо только содействовавшие оформлению прав на такой итог либо его применению, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Таким образом, оказание любого рода технической, организационной либо другой сходственной помощи гражданами при создании итога умственной деятельности либо придания ему объективной формы не сознается творческим трудом и не может служить основанием для признания соавторства.

Это расположение содержится и в нормах, посвященных соавторству, возникающему при создании отдельных видов итогов умственной деятельности, и в судебной практике. Причем в некоторых случаях оно конкретизируется. Так, продолжает сберегать юридическое значение Постановление Пленума Высокого Суда СССР от 15 ноября 1984 г. "О использовании судами права, регулирующего отношения, возникающие в связи с открытиями, изобретениями, рационализаторскими предложениями и индустриальными примерами", содержащее указание о том, что нужным основанием соавторства является участие всякого из лиц, претендующих на соавторство, в создании технического решения, общность знаков которого получила отражение в формуле изобретения.

Появляется вопрос о том, кто же входит в число граждан, которые только оказывают техническое, консультационное, организационное либо физическое содействие либо подмога либо только содействовавшие оформлению прав на такой итог либо его применению, а также осуществлявших контроль за выполнением соответствующих работ[11].

В данную категорию граждан входят лица, оказавшие содействие в оформлении прав на итог умственной деятельности (речь идет, раньше каждого, о гражданах, помогающих в приобретении патента на изобретения, индустриальные примеры, пригодные модели, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем).

Сюда же могут быть отнесены граждане, содействовавшие применению итога умственной деятельности либо осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. В качестве примера дозволено привести начальников предприятий, которые оказали содействие в применении сделанного итога умственной деятельности данным предприятием. Применение этих итогов в производственной деятельности данного предприятия зачастую обусловлено включением начальников предприятия в число соавторов, что дозволено рассматривать как принуждение к соавторству.

Либо же речь идет о лицах, которые контролируют исполнение договора подряда либо договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом в ходе исполнения указанных договоров зачастую создаются итоги умственной деятельности (скажем, изобретения, индустриальные примеры, пригодные модели). Так, при исполнении договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ урегулирование прав сторон на итоги работ включает также согласование группы вопросов, связанных с правами на сделанные (либо использованные) в процессе выполнения разработок охраноспособные элементы - технические, художественно-конструкторские и другие решения. В договоре обязаны быть согласованы данные их охраны (кто подает заявку и получает патенты) и предоставления прав на защищенные итоги[12].

В таких случаях зачастую бывает так, что принятие итога исполненных работ обусловливается включением лиц, от которых зависит принятие этого итога, в число соавторов. От того что от деятельности таких лиц зачастую зависит реализация прав авторов и приобретение ими доходов, то правдивые авторы зачастую соглашаются на это.

Применительно к произведениям литературы, науки и искусства такими лицами являются те, кто собирал фактический материал для произведения, редактировал его и т.д. В качестве авторов либо соавторов также не сознаются лица, организующие работу по созданию произведений, входящих в трудный объект в качестве элемента - продюсеры, издатели, периодических изданий, энциклопедий и т.д.

Допустимы ситуации, когда лицо, претендующее на соавторство, только высказало всеобщую идею либо доктрину создания итога умственной деятельности либо принимало участие в разработке данной идеи либо доктрины, но не принимало непосредственного участия в создании полученного итога умственной деятельности. Такие лица также не могут рассматриваться в качестве соавторов, от того что не принимали участия в творческой деятельности, итогом которой стал определенный объект.

Следует подметить, что вопрос о том, какой труд рассматривается в качестве творческого, не получил однозначной оценки среди адвокатов. В теоретическом плане данный вопрос огромнее каждого обсуждался применительно к созданию произведений литературы, науки и искусства. Скажем, существуют разные точки зрения касательно того, что следует понимать под творческим нравом произведения, охраняемого авторским правом. Разглядим основные из них.

По словам О.С. Иоффе, созидание является интеллектуальной деятельностью, завершающейся изготавливающим актом, в итоге которого возникают новые представления, образы и (либо) формы их воплощения, представляющие собой безупречное отражение объективной реальности. Э.П. Гаврилов определяет созидание как действие человека, порождающую что-то добротно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью[13].

Таким образом, творческий характер произведения по-разному толкуется российскими юристами, однако наиболее распространенным является мнение, по которому творческой признается самостоятельная деятельность, в результате которой создается произведение, отличающееся новизной. Утверждение о том, что новизна является неотъемлемым признаком творческого произведения, не является бесспорным. Действительно, в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет новым, то есть будет содержать оригинальные мысли, идеи, художественные образы, композиции, которые раньше не существовали.

Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы, что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое, и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Так, например, пьеса М. Булгакова "Полоумный Журден" повторяет основные сюжетные линии пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве".

Вместе с тем нельзя, по крайней мере, теоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию).

Кроме того, произведение может быть новым, но не обладать творческим характером, то есть принципиально новыми качественными характеристиками. Так, известное произведение К. Малевича "Черный квадрат", несомненно, обладает новизной, однако вряд ли можно говорить о его творческом характере, поскольку создать подобное произведение может любой человек[14].

Что касается изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности в производственной сфере, то там новизна и творческий характер разграничиваются довольно четко. В частности, наличие творческого характера изобретения содержится в таком признаке изобретения, как изобретательский уровень. При этом существует такой отдельный признак изобретения, как новизна.

Вопрос о творческом или техническом характере творческого участия при создании результата интеллектуальной деятельности может быть решен на основании оценки, данной экспертам с учетом того, о каком именно результате интеллектуальной деятельности идет речь. Так, в результате совместной творческой деятельности создается произведение, характеризующееся единством формы и содержания (например, учебник) либо необходимой связью двух или более форм, обусловленных единым содержанием (например, слова и музыка песни).

Таким образом, труд соавторов может быть однородным (например, авторы учебника) или разнородным (автор текста и автор музыки к песне). При этом специфика создания песни такова, что невозможно одновременно создавать текст песни и музыку к ней. В ряде случаев сначала сочиняют музыку, а потом стихи, в других наоборот музыку пишут на уже имеющийся текст.

На практике иногда возникают споры относительно того, можно ли признавать в качестве соавторов редакторов (особенно научных редакторов) произведений литературы, науки и искусства. Нельзя отрицать необходимость и полезность труда редакторов при создании произведений литературы, науки и искусства (в отдельных случаях этот труд может даже носить творческий характер), однако результаты его труда не находят прямого отражения в произведении. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что выполняется эта работа не в силу соглашения о соавторстве, а в силу должностных обязанностей редактора[15].

Вторым условием соавторства является "совместность" творческого труда.

Следует отметить, что соавторы не обязательно должны находиться вместе, создавая результаты интеллектуальной деятельности, хотя такое происходит довольно часто. Так, известно, что Ильф и Петров создавали свои произведения именно таким образом. Таким образом, можно говорить скорее о совместном творческом результате определенной деятельности, а не о совместном труде, в результате которого был получен этот результат.

При отсутствии совместного творческого труда не возникает соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Так, энциклопедический словарь, журнал, научный сборник представляет собой новые произведения как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц. Речь, в частности, идет о составителях этих сборников произведений.

Таким образом, соавторство возникает и тогда, когда авторы творят отдельно, но предварительно вырабатывают общий план создания результата, определяют, кто конкретно будет выполнять ту или иную часть творческой работы, а затем обсуждают полученный результат[16].

2.2. Проблемы правового регулирования и охраны личных неимущественных и имущественных прав авторов

Российская наука всегда исходила из предпосылки, что авторское право регулирует творческие отношения, а "творчество - это не всякая, а лишь сознательная созидательная деятельность, на которую способен только человек". Тем не менее законодательство советского периода признавало, что первоначально авторское право может возникнуть не только у гражданина, но и у юридического лица. об авторском праве впервые однозначно было заявлено, что автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, и никакой иной субъект.[17]

Действующее законодательство поддерживает эту концепцию (ч. 1 п. 1 ст. 1228, ст. 1257 ГК РФ). В п. 3 Обзора[18] как раз и подчеркивается, что "творцом произведения может быть только физическое лицо". В целом п. 3 посвящен конкретному процессуальному вопросу, поэтому современное понимание субъектов авторского права в нем только намечено. Следует, однако, отметить, что в судебной практике возможность признаваться субъектом авторского права наиболее полно раскрывается именно через вопросы подведомственности.

Авторские права, как и интеллектуальные права в целом, - категория собирательная. Действующее законодательство очень четко говорит о том, что автору произведения принадлежат исключительное право, личные неимущественные и иные права (ст. 1226, 1255 ГК РФ). Вся эта группа прав изначально "связана со статусом автора, творческий труд которого является единственным источником произведений, поступающих в экономический оборот", в то же время особенность правосубъектности в данной сфере состоит в том, что в качестве субъектов авторского права могут одновременно рассматриваться как сам автор, так и иные лица (в том числе юридические), к которым перешло исключительное имущественное право[19]. Кроме того, всеми заинтересованными лицами (следовательно, и юридическими) может осуществляться охрана большинства личных неимущественных (т.е. необоротоспособных) прав после смерти автора (ст. 1267 ГК РФ). Соответственно субъектный состав истцов и ответчиков в спорах, касающихся авторских прав, может быть очень разнообразен.

Следовательно, при определении подведомственности рассматриваемых дел в настоящее время следует руководствоваться п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26 марта 2009 г., в котором однозначно к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены только споры о том, кто является автором результата интеллектуальной деятельности, а подведомственность всех остальных споров определяется исходя из субъектного состава участников спора и из того, связан ли такой спор с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности[20].

В связи с этим следует отметить, что рекомендации, содержащиеся в п. 3 Обзора, являются более детальными. В частности, представляет интерес вывод о том, что спор по иску о взыскании имущественной компенсации за нарушение авторских прав, заявленному индивидуальным предпринимателем, арбитражному суду все равно неподведомствен, поскольку в данном случае истец обращался в суд за защитой прав как автор произведения, т.е. как физическое лицо, и его статус индивидуального предпринимателя значения не имеет.

Следует только отметить, что открытым остается вопрос, может ли индивидуальный предприниматель, являющийся автором произведения, претендовать на рассмотрение своего иска в арбитражном суде, если он позиционирует себя не в качестве автора, а в качестве обладателя принадлежащего ему исключительного права на свое произведение (как отмечено в одном из судебных актов, в данном случае истец является индивидуальным предпринимателем, но это не означает, что одновременно он не является автором произведения или что для приобретения авторских прав он должен был сам с собой заключить авторский договор), - видимо, решающим должно стать определение того, связано ли требование индивидуального предпринимателя с осуществлением им предпринимательской деятельности[21].

При фактическом использовании автором произведения действия нарушителя могут нанести ущерб его предпринимательской деятельности. Например, в случае насыщения нарушителем рынка контрафактной продукцией и, как следствие, снижения спроса на оригинальный товар правообладатель может понести убытки в связи с несостоявшейся из-за действий нарушителя сделкой по распространению экземпляров произведения, в результате вынужденного снижения цен или ограничения тиража продукции, в зависимости от качества и количества контрафактной продукции. Требования автора о возмещении таких убытков (в том числе в виде выплаты компенсации в размере...) вытекают из его предпринимательской деятельности и поэтому подлежат рассмотрению в арбитражном суде»[22].

У юридического лица может появиться только исключительное право на произведение и только в случае перехода этого права от автора - физического лица. Впрочем в соответствии с п. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке вступления в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" признавалось авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в действие указанного Закона. Схожее расположение закреплено в ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О вступлении в действие части четвертой Гражданского кодекса Русской Федерации", причем прямо указывается, что "юридические лица считаются авторами произведений", т.е. сознается присутствие у юридического лица и личных неимущественных авторских прав.

Приведем пример из судебной практики. Дело №5-10/2012 Галичского районного суда Костромской области[23] об административном правонарушении в котором привлечено к административной ответственности по ст. 7,12 ч. 1 КоАП РФ ООО «ТАР» за использование нелицензионной программы IC: предприятие. Бухгалтерия 7.7». В целом, в указанном административном деле юридическое лицо ООО «ТАР» признало свою вину и было оштрафовано на 30000 руб. В данном случае, автором программы считается также юридическое лицо компания ООО «IC».

В п. 7 ст. 1260 ГК РФ за издателем закреплено право использования таких изданий, но исключительным это право не названо. Как отмечается в авторитетном Комментарии, издатель является не автором, а лишь лицом, на которое возлагается обязанность осуществлять соответствующее издание, следовательно, его права производны от прав авторов. А от того что исключительное право на все составные части издания к издателю механически не переходит, то невероятно говорить о наличии у него исключительного права на такое издание в целом[24].

Впрочем, в литературе высказывается мнение, что, несмотря на изменившуюся формулировку, право, указанное в п. 7 ст. 1260 ГК РФ, все равно "носит исключительный характер: издатель энциклопедии и периодического издания имеет право запрещать любому лицу без его разрешения переиздавать или иным образом повторно использовать энциклопедию или газету, журнал (в целом или существенные фрагменты из них)[25]. Таким образом, вопрос о характере и объеме данного права издателя остается спорным.

Уместно в связи с этим вспомнить положения проекта Гражданского уложения Российской империи - видимо, только там, в истории российского законодательства можно найти реальные права издателей энциклопедий, газет и т.п. В ч. 1 ст. 1270 проекта указывалось, что "издатели газет, журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей, календарей, альманахов и других книг, составленных из отдельных статей различных авторов, имеют исключительное право перепечатывать эти издания в той же форме в продолжение пятидесяти лет со времени выхода их в свет". Редакционная комиссия четко отвечала на вопрос, что такое использование издания "в целом": «Исключительное право издателя ограничивается перепечатыванием своего издания в целом составе. Издатель не имеет права издавать отдельно сочинения или статьи, переданные ему автором для напечатания в указанных изданиях»[26]. Редакционная комиссия подчеркивала, что право издателя носит производный характер, в силу уступки ему отдельными сотрудниками права на их статьи, составляющие в совокупности одно целое литературное произведение. Но в ч. 3 ст. 1270 проекта эти права физических лиц все же склонялись на время перед правом издателя: даже если авторы сохраняют право на свои произведения, из которых состоит издание в целом, они "не могут, без согласия издателя, перепечатывать их до истечения шести месяцев со времени напечатания этих сочинений в указанных изданиях". Видимо, только при подобной модели усеченных, но полнокровных прав издателей законодателю имеет смысл выделять их в отдельную категорию.

Возвращаясь к действующему праву, следует обратить внимание еще на одно право издателя, которое было впервые предусмотрено в в абз. 1 п. 7 ст. 1260 ГК РФ: издатель вправе при любом применении энциклопедии, периодических изданий и т.п. указывать свое название либо требовать его указания.

Право это на 1-й взгляд кажется "вымученным", от того что в книгоиздательской практике издатели и так проставляют свои наименования (либо логотипы) на издаваемую продукцию, а при цитировании произведения издательство указывается для идентификации книги. Впрочем если идти "от обратного", т.е. от предположения, что эти права издателя обязаны быть в законе намеренно оговорены, то выясняется, что серьезным нарушением авторского права (видимо, неимущественного) будет неуказание на издательство при цитировании произведения, размещенного в журнале (наименование которого не эквивалентно названию издателя), со всеми вытекающими последствиями вплотную до объявления контрафактными экземплярами правда бы книги, которую читатель держит теперь в руках. Помимо того, какова участь издателей обыкновенных произведений либо альманахов, не упомянутых в п. 1 ст. 1260 ГК РФ. Должен ли издатель при размещении своего названия на обложке книги получить особое согласие на это автора печатаемого произведения (напротив это дозволено будет расценить как нарушение прав автора, скажем права на неприкосновенность произведения).

Однако, данные вопросы обращены к законодателю, а не к судебной практике, рекомендации которой в п. 5 Обзора всецело сберегают свое значение. В завершение следует только подметить, что и само определение издателя по действующему русскому праву в сфере авторского права вызывает некоторые затруднения и может быть раскрыто только через обращение к издательскому лицензионному договору - издателем должно считаться лицо, не легко изготовившее тираж произведения, но и взявшее на себя обязанность по распространению экземпляров за свой счет и на свой ужас и риск.

Истец - юридическое лицо, мастерски занимающееся архитектурной деятельностью, предъявил в суд несколько требований: во-первых, о признании права (исключительных прав на архитектурный план, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта) и, во-вторых, о пресечении действий, нарушающих право (о запрещении ответчику применять техническую документацию, разработанную иной организацией, для реализации плана).

От того что архитектурный план является объектом авторского права, на него существует и исключительное право. Присутствие у истца этого права было признано в связи с тем, что план был признан служебным произведением и исключительное право на него принадлежало истцу как работодателю.

Больше трудным оказался вопрос о юридической природе других специфических прав на произведение архитектуры. Из комплексного обзора следовало, что исключительным правом автора произведения архитектуры является право на фактическую реализацию своего плана, которое, в частности, включает в себя право на участие в реализации плана, во-первых, при разработке документации для строительства и, во-вторых, непринужденно при строительстве здания либо сооружения.

Последние правомочия могли быть реализованы, только если архитектурный проект автора был принят (что подразумевает его разработку по договору с неким заказчиком) и только если иное не было установлено договором (по-видимому, тем же договором на разработку проекта). О праве авторского контроля или надзора Закон[27] об авторском праве не упоминал вообще. Закон "Об архитектурной деятельности в РФ"[28], который в сфере интеллектуальных прав применялся до введения в действие части четвертой ГК РФ, содержал в ст. 17 более четкие нормы: разработка документации для строительства и само строительство объявлялись исчерпывающими правомочиями по реализации архитектурного проекта, а право на реализацию однозначно объявлялось исключительным правом (которое, правда, могло быть осуществлено, только если иное не предусматривалось договором). В ст. 18 Закона "Об архитектурной деятельности в РФ" были названы права на осуществление авторского контроля (только за разработкой документации для строительства) и авторского надзора (только за строительством архитектурного объекта); эти права однозначно обозначались как личные неимущественные.

Таким образом, по точному смыслу тогдашнего права юридическому лицу могло принадлежать исключительное право на реализацию плана (в форме разработки документации для строительства), но не могло принадлежать право на осуществление авторского надзора.

Указано, что требования истца, владеющего исключительными правами, удовлетворены закономерно - вопросы правовой квалификации права авторского надзора не были затронуты, и, вероятно, это не нечаянно. Дело в том, что действующее право не поддержало доктрину, заложенную в Законе "Об архитектурной деятельности в РФ", и отказалось от прямого названия права авторского надзора (равно и права авторского контроля) как личного неимущественного. Все специфические права автора произведения архитектуры раскрыты в ст. 1294 ГК РФ.

По поводу права авторского надзора и авторского контроля в литературе дозволено встретить суждение, что оно является "специальным личным неимущественным" правом, при этом указывается, что на практике при осуществлении этого права авторы-разработчики обыкновенно выступают не в своем личном качестве, а от имени своих работодателей - проектных и иных сходственных организаций. Быть может, больше точной была бы колляция рассматриваемого права как другого (от того что не существует непреодолимых препятствий для его уступки). Что касается права фактической реализации архитектурного плана (т.е. путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного плана), то и в п. 1 ст. 1294, и в подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ это право прямо поименовано как исключительное. Невзирая на это, Э.П. Гаврилов, видимо, не без оснований, заявляет, что по своей сути право на разработку документации для строительства "является имущественным, но принадлежит оно только автору; ни к преемникам, ни к правопреемникам автора это право не переходит[29].

Рассмотрение вопроса о служебных произведениях в том же п. 9 Обзора было вызвано необходимостью пояснить расположения п. 2 ст. 19 Закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", где было указано, что договор между работодателем и автором должен содержать предусмотренные расположения об урегулировании имущественных прав по применению произведения архитектуры, сделанного в порядке выполнения служебных обязанностей либо служебного задания. Складывалось ощущение, что без особых условий в договоре признание за работодателем прав на служебное произведение архитектуры станет немыслимым.

В п. 9 Обзора суд ограничился указанием на то, что авторами архитектурного плана являются работающие в Институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры. Соответственно делался итог о том, что истец как работодатель авторов архитектурного плана владеет исключительными правами на применение служебного произведения.

Данный подход соответствовал расположениям: если произведение сделано в порядке выполнения служебных обязанностей либо служебного задания работодателя, то работодателю принадлежит исключительное право на это произведение, если договором (как водится, трудовым) прямо не предусмотрено иное. Эти же расположения содержатся в ст. 1295 ГК РФ.

Традиционным вопросом, встающим при квалификации произведения в качестве служебного, является вопрос о том, какие обязанности являются служебными для работника. В деле, которое описано в п. 9 Обзора, данный вопрос не представлял трудностей: в служебные обязанности архитекторов, работающих в специализированном Институте экспериментального проектирования, безусловно, входит разработка архитектурных планов. С точки зрения трудового права это будут трудовые обязанности зодчего. Обстановка не изменилась бы, если нужно было подтвердить присутствие служебного задания, от того что «служебным заданием является то определенное задание, которое работодатель поручает исполнить работнику в пределах установленных для него трудовых обязанностей». Никаких упрощенных правил доказывания факта создания служебных произведений п. 9 комментируемого Обзора не устанавливал, что не неизменно осознавалось на практике.

В связи с этим показательно определенное судебное дело, в котором истец делал неправомерную ссылку на данный пункт Обзора: истец, изготавливающий определенную продукцию, посчитал, что сделанная его работниками реклама этой продукции является служебным произведением. Он предполагал, что от того что в трудовых договорах с авторами-работниками не было предусмотрено закрепления за ними исключительного права на создаваемые произведения, это право появилось у самого работодателя. Суд указал, что требуются специальные доказательства того факта, что создание работниками рекламы входит в их трудовые обязанности. В данном случае сходственные доказательства требовались как раз потому, что истец не осуществлял рекламную действие в качестве стержневой и в его штате, видимо, не было особых работников, занимающихся в соответствии с трудовым договором разработкой рекламы.

Заключение

Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Согласно российскому законодательству обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники, иные правопреемники, а также Российское государство в целом. Права на произведение для каждой категории субъектов возникают в связи с различными юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и т. д.
Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений науки, литературы и искусства. Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано произведение. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения, обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным или представляет собой лишь эскиз или набросок. Не влияют на признание лица автором форма, назначение и достоинства созданного им произведения. Для признания лица автором от него не требуется выполнения каких-либо формальностей, чьего-либо согласия или какого-либо соглашения/

Авторами признаются не только творцы оригинальных произведений, но и создатели производных (зависимых) произведений, в частности переводов, переработок, копий произведений изобразительного искусства и т.д. При этом для возникновения авторского права на производное произведение не имеет значения, охраняется ли законом оригинальное произведение. Разумеется, если оригинальное произведение законом охраняется, должно быть получено согласие его автора или иного обладателя прав на произведение для использования созданного на его основе производного произведения. Такое согласие может быть и не дано, однако это будет препятствовать лишь использованию произведения, но не признанию творчески переработавшего произведение лица автором этой переработки.

   Одной из проблем правового регулирования является то обстоятельство, что наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Во всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.

Законодательство РФ в настоящее время движется по пути усиления позиции правообладателя, ужесточения санкций за нарушение исключительных прав. Сфера свободного использования охраняемых произведений (fair use), в свою очередь, постоянно сокращается.

По нашему мнению, задача законодательства заключается в том, чтобы поощрять, а не блокировать новые формы использования охраняемых авторским правом произведений.

Список использованных источников

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 8 ноября 2013 г.)//СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). ст.5496

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2007 г.)//СЗ РФ. 2006. №52 (часть I). ст.5497.

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О коммерческой тайне"// "Российская газета", N 166, 05.08.2004.

Федеральный закон от 17.11.1995 N 169-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"// "Российская газета", N 231, 29.11.1995.

Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от  20 июля 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32. ст. 1242 (утратил силу)

Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения / Под ред. И.М. Тютрюмова. В 2 т. СПб., 1910. Т. I. С. 1133, 1334

  1. Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 2014.

Авторские права на мультимедийный продукт: Монография" / под ред. Котенко Е.С.)М., Проспект, 2013.

Сафин З.Ф., Челышев М.Ю. О методологии цивилистических исследований // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 6. С. 140 - 150.

Маркова М.Г. Основы гражданского права.- СПб., 2012.

Наринян В.М. Авторское прзво и смежные права как инструменты права интеллектуальной собственности: Дис. кан. юрид наук: 12.00.03. - М., 2012. - С. 57.

Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей/Исследовательский центр частного права. - М., 2003. - С. 121.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. - М., 2011. - С. 682.

  1. Чупова М. Авторские права на литературные произведения // СПС "Гарант".
  2. Еременко В.И. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М., 2012. С. 391.
  3. Иоффе О.С. Советской гражданское право: В 3-х т. Л., 1965. Т. 3. С. 5.

Моргунова Е.А. Авторское право. М., 2008. С. 95.

  1. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 94.
  2. Калятин В.О.,Ю Павлова Е.А. Практика рассмотрения коммерческих споров. Комментарии к постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и информационных писем Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, Постановление от 26.03. 2009 «О некоторых вопросах, возникших с введением в действие части четвертой гражданского кодекса РФ».// СПС Консультант плюс.
  3. Дозорцева В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение// Вестник ВАС РФ, 2011, NN 3, 4.

Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) / Под ред. И.К. Пискарева. М.: Городец, 2011 (автор главы - Е.Я. Баскаков) (СПС "КонсультантПлюс")).

  1. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение. С. 150, 151.
  2. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. С. 394 (автор - Е.А. Павлова).

Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Пункт 9 комментария к ст. 1260 ГК РФ (автор - Э.П. Гаврилов).

Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ (постатейный). М., 2009.

Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 4. М., 2008.

Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. Т. 3. М., 2010.

Защита авторских и смежных прав по законодательству России: Науч.-практ. изд. / Под ред. И.В. Савельевой. М., 2012.

Коллективное управление авторскими правами в странах Таможенного союза (Тюнин М.В.) //Адвокат", 2014, N 2.

Компьютерные программы: история правового регулирования и современное положение среди иных объектов авторского права (Юрлов И.А.) //Адвокат", 2013, N 11.

Музыка в заведении общественного питания. Не забываем об авторском праве (Кузнецова В.А.) //"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 3.

Способы защиты и охраны объектов авторского права, размещенных в инфосфере сети Интернет (Галахова А.Е.) //Юридический мир", 2013, N 10.

Рекомендации ICC по интеллектуальной собственности. Обзор актуальных вопросов для предпринимателей и органов власти. Выпуск N 11" //"Международная торговая палата", 2012.

Чао, бамбино". Пародии на объекты авторского права Бычков А. //Финансовая газета", 2014, N 11.

Ситдикова Р.И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом. /науч. ред. М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2013.

Свит Ю.П. Договор авторского заказа // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 5.

Право интеллектуальной собственности: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Близнеца. М., 2010.

Хохлов В.А. Служебные результаты интеллектуальной деятельности // Вестник Федерального арбитражного суда Московского округа. 2010. N 1.

Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 2012.