Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Современные проблемы физического воспитания и пути их решения (Эволюция взглядов на роль физического воспитания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Критика существующей теории и практики физического воспитания в нашей стране и за рубежом носит перманентный характер. С одной стороны, можно было бы остановиться на констатации того факта, что вся образовательная сфера уже не одно десятилетие находится в кризисном состоянии (многие сущностные проблемы были обозначены еще в последней трети XIX в.).

С другой стороны, ситуация в области физического воспитания является ярким симптомом болезненного неблагополучия нынешнего массового образования, и этот симптом в силу своей яркости и отчетливости позволяет распознать общую проблему в ее основаниях. Если внимательно посмотреть на то, что является объектом критики и содержанием предлагаемых способов реформирования физического воспитания, то диапазон идей здесь необычайно широк: от попыток бесконечно совершенствовать определения понятий «физическое воспитание», «физическая культура» и т. п., далее через пересмотр гносеологических, онтологических и методологических подходов к данным явлениям, и, наконец, к внедрению в школьное физическое воспитание различных телесных практик: от нынешней формы ВФСК ГТО до «суперновых» западных или, наоборот, экзотических восточных.

При этом исключительно редко обращаются к проблеме самого предиката «физическое(ая)» в означенных явлениях; также редко можно обнаружить попытки понимания задач физического воспитания в контексте общепедагогических целей.

Объект исследования - физическое воспитание и принципы его реализации.

Предмет исследования – методы реализации системы физического воспитания.

Цель курсовой работы состоит в выявлении проблемы физического воспитания и рассмотрении условий ее решения.

Достижение поставленной цели определяет необходимость решения нижеперечисленных задач:

  • Рассмотреть эволюцию воззрений на развитие физического воспитания;
  • Проанализировать условия реализации условий физического воспитания;
  • Оценить перспективы физического воспитания в РФ.
  1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Эволюция взглядов на роль физического воспитания

Критический взгляд на предлагаемые подходы реформирования физического воспитания. Непроясненность гносеологических и методологических оснований является серьезной проблемой многих работ по физическому воспитанию. За тридцать лет ситуация в нашей стране изменилась от жесткого следования марксистско-ленинской идеологии к эклектичной неразборчивости.

Стало некой нормой, например, в диссертационных исследованиях перечислять десятки теорий, концепций, идей и результатов экспериментов, которые автор сделал основанием своего исследования. При этом внутри этого списка зачастую могут находиться взаимоисключающие теории. В этой двойственности просматриваются две культуры мысли, которые, в свою очередь, обнаруживают себя в двух моделях образования, до сих пор господствующих в педагогическом пространстве. Одна культура – культура мышления, взращенная немецкими философами с их высочайшей дисциплиной ума, доведением до совершенства понятийного аппарата, глубиной рассматриваемых проблем.

Когда это все наложилось на знаменитый школьный регламент прусского короля Фридриха II, то привело к кристаллизации так называемой «прусской модели образования», предполагающей тотальный контроль со стороны государства. Только на немецкой почве мог возникнуть симбиоз одухотворенной культуры мышления с жесткой государственной регламентацией. Как известно, даже Г.В.Ф. Гегель, обнаруживший главную цель разума в действительности свободы, считал, что индивидуум приобретает ценность только в качестве члена государства.

Не имея возвышенности духа Г.В.Ф. Гегеля, И.Г. Фихте, И.В. Гёте и других немецких мыслителей, прусская модель образования стала образцом не высоты человеческого духа, а государственного бюрократического надзора за всеми проявлениями дошкольной, школьной и вузовской жизни. Богатая и подвижная жизнь мышления редуцировала до мыслительных штампов и стереотипов. Закономерно, что в этой модели понятие «образовательный стандарт» содержательно происходит от военного «штандарта» и единообразия прусской армии.

Своеобразным антиподом прусской модели стала «англо-американская модель образования», и чем ближе мы ее берем к нынешним временам, тем больше она по своему менталитету дрейфует, усиливаясь, от Англии к США. Данная модель исходит из приоритета экономических принципов и образа мыслей, построенных на экономической и прагматической целесообразности. Господство экспериментального метода над теоретическим привело к нынешней ситуации в гуманитарных науках в США, которая характеризуется полным пренебрежением к вопросам гносеологических и методологических оснований тех или иных педагогических «инноваций» (чаще и симптоматичнее – психолого-педагогических), порождением огромного количества новых терминов, не удовлетворяющих не только принципу научной корректности, но даже здравому смыслу, и при этом хорошо продающихся.

Напомним некоторые из них: «суперинтеллект», «эмоциональный интеллект», «STEM- и STEAM-образование», «бэбийога» и проч. Еще одна ментальная привычка – возводить некое частное открытие во всеобъемлющую педагогическую теорию, которая требует немедленного и повсеместного осуществления. На практике такая эклектичность мышления порождает явление, обозначаемое одним словом – хаос, который все чаще «накрывает», как волны кризиса, экономические процессы.

Закономерно, что здесь идея «образовательный стандарт» содержательно происходит от процедуры стандартизации в производственной сфере. К сожалению, в работах специалистов по физическому воспитанию в подавляющем большинстве случаев можно встретить примеры как редукционизма, так и эклектизма. Приведу лишь три типичных примера теорий и концепций специалистов по физическому воспитанию, заявленных на то, чтобы определять пути развития физкультурного образования.

Так А.А. Передельский предлагает «метанаучный подход к философии спорта», в котором оказываются собранными: «философско-экономическое учение К. Маркса» с его материалистической диалектикой и производственно-экономическим базисом, детерминистически влияющим на обслуживающую функцию идеологической надстройки; методология естествознания; китайские мистические культы (лежащие в основе «философии единоборств») [9].

С одной стороны, последовательный материализм вообще не может рассматривать понятие «дух» и предикат «духовное» в качестве научных, или хотя бы имеющих отношение к только материально понимаемой действительности. Если духа нет, тогда и понятие «дух» – это «ни о чем». Закономерно, что такое негативное и бессодержательное понятие не может быть позитивным как в выстраивании теоретической концепции в педагогике, так и в формировании конкретной практики воспитания и образования детей. С другой стороны, внесение в современную жизнь древних восточных практик, не подразумевавших в древности сущностных характеристик человека настоящего времени – пробужденное сознание, яркая манифестация индивидуального начала, стремление строить социальные отношения не на основе традиций, а на основе самостоятельного мышления и собственного выбора – есть не просто безобидный теоретический анахронизм, а реальный опыт немалого количества людей, погружающихся в атавистические переживания глубокого прошлого. Такое вневременное понимание духовного и механический перенос древних восточных практик в современную действительность указывает на то, что радетели подобного внедрения игнорируют законы эволюции человеческого сознания.

Совсем неудивительно и закономерно, что из такого «метанаучного подхода к философии», а по сути эклектичного подхода, у А.А. Передельского рождаются идеи «интеграционной профильной физкультурно-спортивной педагогики (?!)». Эклектизм на фоне требований к диссертациям иметь научную новизну, приводит к продуцированию научно некорректных и просто несуразных формулировок как тех, что приведены выше, так и множества других, встречающихся в «физкультурно-спортивной» литературе: «олимпийское отношение студентов к спорту», «антропные образовательные технологии (онтодидактика)», «физическая культура личности» и проч. Не менее проблематичными, с педагогической точки зрения, выглядят работы Л.И. Лубышевой и В.К. Бальсевича, к тому же претендующие на то, чтобы определять «вектор развития школьного физического воспитания».

Этим вектором является спортизация системы физкультурного образования. В их статьях и монографиях можно встретить следующие пассажи: «С позиций здоровьеформирования процесс спортизации физического воспитания в образовании может рассматриваться как новая методология исследований в сфере образования …

Под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры обучающихся» [5]. Или: «Конверсия высоких спортивных технологий (?!) как методологический принцип спортизированного физического воспитания и “спорта для всех”», или «… мы предлагаем ученым отдать приоритет в методологии современной спортивной науки кинезиологическому подходу. В его основу нами положена философская категория кинестезы как духовного истока телесной физической активности, как части всемирного, космического порядка. Кинестеза в нашем понимании означает восприятие в сознании человека самого факта движения» [6].

Редукционизм здесь обнаруживается дважды. Во-первых, на теоретическом уровне. Частная научная дисциплина – кинезиология – выставляется как методологическая основа образования человека. Следуя этому стремлению, мы принуждаемся исходить из того, что все в человеке исчерпывается знанием законов движения (некой кинестезы как «духовного истока телесной физической активности»). Во-вторых, на практическом уровне, когда узкоспециализированная деятельность, каким является любой вид спорта, претендует на охват всего спектра человеческих проявлений.

Появляется множество «педагогик» и «образований», претендующих на то, чтобы решать общепедагогические цели своей узконаправленной деятельностью: «спортивная педагогика», «спортивная культура», «олимпийское образование», «спартианское образование» и т. п. Помимо зауженности спорт сущностно несет в себе такие характеристики, которые приводят к следующему выводу: принципы и практика спорта антипедагогичны. Здесь и далее я понимаю под спортом тот вид социальной активности, который характеризуется конкуренцией и направленностью на показ максимально возможного результата. Во многих странах вообще нет понятий «физическая культура» и «физическое воспитание», а то, что мы привычно называем «уроками физической культуры», например, в школьном обиходе Германии называется просто «спорт».

В совершенно ином по своему менталитету мусульманском Иране дети в школе также не «занимаются физической культурой», а выбирают какой-то один из видов западного спорта и специализируются в нем (параллельно сетуя на забвение народных игр) [7]. Спорт, являющийся разновидностью господствующего сейчас способа экономической жизни на Западе, органично ей принадлежа, совершенно неорганичен, когда его помещают в образовательное пространство. То есть туда, где приоритетны задачи духовного становления человеческого существа. Когда, например, в человеческом организме принципы деятельности одной системы вдруг начинают определять деятельность другой, то это приводит только к болезни. Принципы и практика спорта закономерно ведут к потере здоровья, но никак не к «здоровьесбережению».

Удивительно, с каким упорством здесь игнорируется знание самих «спортивных наук», в частности спортивной физиологии и медицины. Когда специалист по нормальной физиологии видит физиологические показатели спортсменов во время тренировки, то для него ясно, что при таких показателях обычный здоровый человек должен умереть. И все современные спортивные технологии направлены на то, чтобы спортсменов вводить в такие сверхпороговые, запредельные состояния (т.е. за порог жизни и смерти). Поэтому, по меньшей мере, странной видится идея «конверсии высоких спортивных технологий», направленных на интенсивное расходование жизненных сил спортсменов, в физическое воспитание детей в школе, где те же авторы ставят гигиеническую задачу «здоровьеформирования».

Наконец, третий пример связан с противоположным подходом, где, наоборот, вполне обоснованно критически относятся к практике западного спорта и внесению ее в образовательное пространство. Так, правильно обозначая проблемные места спорта, А.А. Кыласов вводит понятие «этноспорт» [3], что, на мой взгляд, являет крайне неудачный симбиоз отжившего (отживающего) традиционного и вырождающегося (по словам самого автора) современного явления. Возрождение старых форм телесно-двигательной активности малых народов, рассматриваемое в качестве альтернативы спорту и Олимпийским играм, также имеет мало отношения к решению задач построения современного образования, как и идея «спортизации». Радетели множественных «этнопедагогик» игнорируют реальность эволюции человеческого сознания.

Таким образом, предлагаемые подходы реформирования физического воспитания принципиально не могут привести к положительным результатам, так как в своих гносеологических и методологических основах содержат существенные изъяны. Целостный взгляд на человека в педагогике на основе беспредпосылочной теории познания. К концу XIX – началу XX вв. ключевые педагогические принципы уже были достаточно хорошо проработаны и научно обоснованы. Нужно констатировать, что эти замечательные теоретические принципы так и не нашли своего полного и конкретного воплощения в образовательной практике.

Радикальная конкретность в педагогике – это индивидуальность каждого ребенка во всей ее уникальности и неповторимости. При этом еще одной правдой нашего мира является то, что каждая индивидуальность здесь осуществляет себя как человеческое (духовное) существо, как одушевленное существо (что в своих низших проявлениях роднит нас с животными), как живое существо (что указывает на нашу связь с растениями), как физически-минеральная реальность (что в другом радикальном выражении есть труп нашего тела). Это означает, что действительно современный педагог, действительно современное образование должно опираться на такую теорию познания и такую методологию, которые бы давали возможность во всей конкретике воспитания и образования удерживать баланс между проявлением индивидуального начала в человеке и тем типическим, что ему также присуще. Так еще более ста лет назад К.Д. Ушинский в своем ключевом труде «Человек как предмет воспитания», являющемся своего рода попыткой осуществления «педагогической антропологии», утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [10].

Во всех отношениях – это значит в его духовных, душевных и телесных проявлениях и взаимосвязях (антропология К.Д. Ушинского и была этой попыткой описать троичность человека современным научным языком с позиции задач его воспитания). Такой взгляд на человека предполагает соответствующую методологию, осуществленную вплоть до методики воспитания и образования. Она, например, вопервых, приведет к исключению всякой шаблонности в работе педагога. О проблеме «педагогических трафареток» замечательно писал В.В. Розанов [8], а П.Ф. Лесгафт многократно критически высказывался о шаблонах в самых разных своих статьях: «… шаблон – это нечто мертвое, школа же, дети – это самое живое, что только есть в жизни, а потому, подводя всех под один уровень, мы не только не поддерживаем их жизненных проявлений, но, напротив, понижаем их, и взамен жизни получаем смерть.

Ставя своею целью не наблюдение за данными детьми, а только стремление подвести всех их к известному шаблону, мы только забываем их. Вводя преподавание всевозможных методик, мы забываем, что каждый преподаватель должен, прежде всего, помнить, что “метод – это я”, метод – собственная голова учителя, и, только принимая в расчет природу ребенка, понимая его и наблюдая за ним, мы можем дать ему действительно серьезное образование» [4]. Поэтому, дабы не забыть ребенка, во-вторых, осуществление требования «метод – это я» предполагает возвышение деятельности педагога до уровня искусства. О трех уровнях воспитателей – воспитатель-ремесленник, воспитательученый, воспитатель-художник – писал В. В. Розанов; педагогика как искусство является практическим выводом из теории познания и методологии Р. Штайнера [15]. Р. Штайнер в конце XIX в. представил и обосновал ту беспредпосылочную теорию познания, которая позволяет, сохраняя все требования и достижения современного естествознания, создать методологию научного исследования духовно-душевной составляющей человеческого существа [15].

Следовательно, создана возможность преодоления и редукционизма, и эклектизма. Методология естествознания научно корректно описывает физически-телесную составляющую человека. Методология И.В. Гёте («феноменологический подход», или так называемый «гётеанизм», который он обосновал в своем методологическим эссе «Опыт как посредник между объектом и субъектом» [2]) делает это по отношению к живому телу (жизненным процессам).

Методология Р. Штайнера, соответственно – к духовно-душевным процессам, а в случае телесной реальности – к проодушевленному и проодухотворенному телу. Такая антропология, где как по отношению к каждой составляющей человеческого существа, так и по отношению к конкретным взаимосвязям между ними, имеет корректный и адекватный способ познания, подводит к созданию действительно современной педагогики, в которой задачи пробуждения человеческой индивидуальности, культивирования бодрствующего сознания и самостоятельного мышления выступают не в качестве благих намерений, а реальной педагогической практикой.

Соответственно, это позволяет избежать идей, подобных идеи «спортизации», и решить проблему предиката «физический(ая)». Исторически с конца XVIII в. легко прослеживается параллельность и сопряженность формирования материалистического мировоззрения и применение предиката «физический(ая)» к понятиям «культура», «воспитание» и «образование». «Физическое», поставленное не в свое место, оказало редуцирующее воздействие на культурные явления, к которым оно было отнесено. Видится вполне закономерным, что за последние 30–40 лет о телесности и теле ребенка в сфере образования основательно забыли).

При этом в философии и социологии, наоборот, наблюдается пробуждение активного интереса к проблеме тела и телесности человека. Сейчас становится очевидной задача сознательного внесения в образовательное пространство на теоретическом и практическом уровнях понятия «телесное воспитание», позволяющего подходить к пониманию телесного созревания ребенка во всей полноте его человеческих проявлений, что даст возможность озаботиться качеством этого созревания не только на уроках «физической культуры», но и на уроках родного языка, математики, истории, физики, на которых тело и телесность детей не остается в коридоре за дверью, а является проработанным и окультуренным инструментом, помогающим ребенку учиться, или становится главным препятствием на пути ученичества.

Представленный в трудах Р. Штайнера и развитый дальше его последователями целостный (то есть познанный в конкретных взаимосвязях духовного, душевного и телесного) и при этом конкретно-практический подход приводит в той области, которую традиционно и неоправданно обозначают «физическим воспитанием» («физкультурным образованием»), к необходимости, во-первых, принципиального отказа от предиката «физический(ая)» и идеи «спортизации» (то есть уподоблению педагогической деятельности спортивной).

Понятие «телесного воспитания» адекватнее выражает задачи культивирования телесной стороны целостного человеческого существа, человеческой телесности. Во-вторых, к необходимости выстраивания всей практики телесного воспитания человека только в контексте общеобразовательных целей и задач. Этим преодолевается ограниченность как узкоспециализированных подходов специалистов по физическому воспитанию и спорту, так и ограниченность сильного крена в сторону «психологизации» образования, когда акцентированный взгляд на психическую (душевную) составляющую человека отбрасывает на периферию все то, что относится и к духовным, и к телесным аспектам.

1.2. Роль физического воспитания для развития личности

Роль физической культуры в формировании личностных качеств человека в связи с ее гуманистическими функциями, социальной сущностью и возможностями развития основ духовности усиливается. Так, при выполнении разнообразных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, создает высокий эмоциональный фон. Это, в свою очередь, способствует развитию склонности к взаимопомощи, сопереживанию, взаимной ответственности за достижение общих целей. А на фоне серьезных социально-экономических преобразований, общественных потрясений в обществе и изменения социальной структуры все вышесказанное очень возрастает.

Сегодня, когда на лицо ситуация идеологического вакуума, лишь частично его могут заполнить средства физической культуры, которые определяют достижение физического совершенства, здоровый образ жизни, развитие ряда человеческих достоинств, органически связанных с общечеловеческими ценностями, понятиями общей культуры и духовности. Общеизвестен факт, что воздействие физической культуры на индивида осуществляется в единстве его биологических и социальных сторон. Человек развивается как социально-биологическое существо, но именно социальная сторона должна играть важную корригирующую роль, так как ей присущи определенные управляющие функции.

Агрессивность, которая развивается в спорте, должна в значительной мере ограничиваться в процессе усвоения спортивной этики, эстетических чувств, правовых норм [4, с. 38]. В процессе физического воспитания осуществляется формирование навыков, умений и знаний эффективного и целенаправленного применения средств физической культуры, то есть как раз и осуществляется воспитание личности человека.

Процесс физического воспитания является деятельной стороной физической культуры, посредством которой ценности физической культуры превращаются в личное достояние человека. Это отражается в повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном развитии и, как следствие, в улучшении здоровья. Целью физического воспитания является физическая культура личности. Данная цель служит отражением принципа преемственности звеньев системы непрерывного образования.

Помимо этого в ней выражается мысль о перспективной работе с учащимися, которая направлена на жизненное культурное самоопределение субъектов личной полноценной жизни. Именно физическая культура личности как продукт развития этой культуры в индивиде, как часть его общей культуры является этой интегративной целью.

В физической культуре личности имеются все структурные элементы его общей культуры, такие, как уровень культурного развития как личности, способы достижения данного уровня, различная деятельность, в которой проявляется достигнутый культурный уровень. Определить сущность физической культуры личности впервые попытались в начале двадцатых годов прошлого столетия.

Определение физической культуры личности в то время было следующее: «осознанное отношение человека к физическому состоянию и развитию своего организма» [4, с. 164].

Исследователь В.К. Бальсевич, изучая проблему физической активности человека, высказывает мнение о том, что существуют две основные группы ценностей в физической культуре: личная и общественная [7, с. 64].

Общественная группа ценностей включает в себя:

  • общий уровень знаний о средствах и методах физического совершенствования и развития личности;
  • опыт физического подготовки и физического воспитания молодежи, который накоплен социумом;
  • общий научно-технологический потенциал физической культуры, составляющий ее интеллектуальную основу, которая включает в себя достаточно большой комплекс специальных знаний о физической активности человека, о методах, правилах и условиях их реализации при воспитании индивида;
  • уровень престижности физической культуры и структура факторов, которые определяют ее распространенность в обществе общественное мнение; - опыт организации физической активности;
  • уровень активности общества в сфере физической культуры, то есть деятельность общественных и государственных институтов, организационная, политическая, образовательная, пропагандистская и воспитательная деятельность, а также производственная и финансово-экономическая деятельность.

Физическую культуру личности В.К. Бальсевич определяет теми же группами факторов, о которых говорилось относительно физической культуры общества. На первое место исследователь ставит уровень, полноту, глубину, основательность знаний о правилах и сути физической подготовки, методах организации физической активности, о средствах и путях физического совершенствования, о законах функционирования своего организма в процессе физической активности и так далее.

Все вышеуказанное в совокупности определяется как уровень физкультурной образованности. Другой комплекс ценности физической культуры личности определяется единством его личных физических двигательных достижений, то есть его физических качеств, двигательных навыков и умений, работоспособности и другое. Также уровень физической культуры личности определяется направленность и структурой мотиваций физической активности человека, в основе которой лежит физкультурная образованность [6, с. 64].

Рассмотрим позицию В.И. Столярова, который утверждает, что физическая культура - относительно самостоятельная сфера культуры. С нашей точки зрения, важным представляется утверждение В.И. Столярова и том, что физическую культуру личности не стоит приравнивать к физическому развитию человека, поскольку она включает в себя не каждое физическое качество человека, а только являющееся результатом социализации.

Трудно не согласиться и с тем, что если физическое воспитание является исключительно процессом формирования физических возможностей и обучения движениям, то оно теряет наиболее важную свою функцию, то есть не может способствовать передаче культуры, а замыкается только на непосредственных образах освоения природных сил человека [1, с. 114]. В настоящее время нужно создать такие условия, чтобы у человека появилась потребность быть личностью в целом и в области физической культуры в частности.

Такое изменение представлений о цели и задачах физической культуры стало поводом для перестройки, переориентации системы физического воспитания в научно обоснованную, действенную и полезную в социальном и личностном плане государственную систему воспитания физической культуры.

Физическая культура личности – это воплощение в человеке результатов применения духовных и материальных ценностей, которые относятся к физической культуре в ее широком смысле, то есть в усвоении личностью необходимых навыков, знаний и умений, а также соответствующих психических свойств, достигнутых на основе использования средств физического воспитания, физической рекреации, спортивной тренировки. Другими словами, речь идет о формировании личностных качеств в самом широком их диапазоне.

В ходе этого процесса происходит укрепление и расширение некоторых ощутимо значимых мотивов и потребностей, которые являются показателем социального лица человека - носителя сознания с проявлением правовых, нравственных, эстетических чувств и эмоций [3, с. 162]. Духовный компонент физической культуры личности - это совокупность знаний в сфере всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии биологического и социального в реализации ценностей физической культуры, наличия убеждений, где ценятся идеалы спортивного мастерства или физического совершенствования, а также представлений о способах их достижения без нарушений спортивной этики.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: физическая культура личности – это часть культуры, которая усвоена человеком, органическое единство потребности в спортивных или физических занятиях, необходимых для удовлетворения умений, знаний, навыков, активной спортивной или физкультурной деятельности. Данное единство направлено на физическое и духовное совершенствование, профессионально-прикладную физическую подготовку, повышение умственной и физической работоспособности, укрепление здоровья, психофизическую реабилитацию и рекреацию в процессе деятельности [5, с. 89].

Физическая культура как напрямую, так и косвенно охватывает качества, свойства, и ориентации личности, позволяющие этой самой личности развиваться гармонично, в соответствии с общественной культурой, достигать гармонии творческого действия и знаний, общения и чувств, духовного и физического, а также решать противоречия между производством и природой, отдыхом и трудом, духовным и физическим. Если личность достигает эту гармонии, то она становится социально устойчива, продуктивно включается в труд и жизнь, ощущает психологический комфорт.

Феномен физической культуры личности дает нам возможность понимать ее в качестве интегрального качества личности, в качестве предпосылки и условия эффективной учебной и профессиональной деятельности, а также в качестве цели личностного самосовершенствования и саморазвития.

Физическая культура личности в качестве деятельностной категории - это интегрированный результат гуманитарного образования. Она проявляется в трех ведущих направлениях: - Физическая культура определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», которая детерминирована ее духовным и социальным опытом, а также обеспечивает ее движение к творческому самосовершенствованию, «самостроительству».

Физическая культура - основа инициативного, самодеятельного самовыражения человека, а также основа проявления творчества в применении средств физкультуры, которые направлены на процесс и предмет своего труда.

Физическая культура является отражением творчества личности, которое направлено «на других», т.е. на общественные отношения, возникающие в процессе физкультурноспортивной, профессиональной и общественной деятельности. Для того чтобы воспитать личность человека посредством физической культуры, необходимо решить ряд задач, а первую очередь, мы говорим о социально-культурных и социально-психологических задачах.

Социально-культурные задачи включают в себя морально-нравственные, познавательные, ценностно-смысловые. Они, с одной стороны, предстают перед личностью в вербализованной форме, а с другой стороны, имеются в общественной практике в виде определенных ценностей и форм. Посредством их решения происходит адаптация к социальным отношениям и ролям, поскольку учащийся овладевает нормами, знаниями и умениями, которые как раз и необходимы для выполнения социальных ролей школьника, студента, гражданина, труженика, семьянина.

При решении социально-психологических задач происходит развитие самосознания личности, ее самоактуализация и самоутверждение, самоопределение в реальной жизни и деятельности, а также на перспективу. Помимо этого, обретается чувство индивидуальности и идентичности, и проявляются коммуникативные способности в микросоциуме.

В ходе физического воспитания учителя имеют возможность помочь личности с их решением в том случае, если они обеспечат условия для развития рефлексии человека и его самостоятельного регулирования, стимулируют и обеспечивают условия для адекватного самопознания, социально приемлемых и личностно значимых способов самоутверждения и самореализации. В ситуации, если в образовательно-воспитательном процессе какая-либо группа задач не будет решена, то это либо будет являться причиной задержки культурного развития личности, либо же сделает это развитие неоконченным, незавершенным, либо же будет являться причиной искажения личности. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что решение вышеназванных задач приводит к воспитанию личности человека.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РФ

2.1. Особенности физического воспитания детей и молодежи в современном педагогическом пространстве

Здоровье представляет большую ценность для всех, но в настоящее время значительное ухудшение здоровья молодых людей и молодежи стало предметом общественного внимания, что было вызвано следующими факторами: чрезмерная нагрузка, введение новых предметов в течение более короткой школьной недели, увеличение образовательной информации и резкое снижение физическая активность Воспитание здорового гражданина является сложной государственной задачей.

Воспитание здорового ребенка - одна из главных задач каждой семьи. Здоровье молодого человека напрямую зависит от условий обучения, питания, физической активности, правильного изменения нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Поэтому дополнительное образование детей и молодежи в современном социально-педагогическом сознании приобретает роль одного из ведущих средств личного, духовного и физического воспитания. В настоящее время наблюдается возрождение массового спорта. Особое внимание уделяется безопасным для здоровья технологиям. Введение в школьную программу обучения ОБЖ также направлено на то, чтобы помочь детям и подросткам приобрести знания в области средств к существованию и здравоохранения.

Дополнительные образовательные программы предназначены для улучшения физической формы и развития навыков самозащиты. В соответствии с социально-экономическими характеристиками современного общества, его дальнейшего развития и исходя из характера общего среднего образования, целью физического воспитания молодого поколения является содействие формированию гармоничной, всесторонне развитой личности. Основной способ достижения этой цели - для каждого человека овладеть основами личной физической культуры, понимаемой как единство знаний, потребностей и мотивов, оптимального здоровья, физического развития, всестороннего развития двигательных навыков (координационных и условных), умения выполнять соответствующие физические, физические и физические упражнения, оздоровительные и спортивные мероприятия.

Принципы физического воспитания должны основываться на идеях развития, личностных и деятельностных подходов, оптимизации и интенсификации образовательного процесса, основанных на использовании современных психологических, педагогических и физиологических теорий, образование, воспитание и развитие личности.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого ученика и учителя. Он построен в соответствии с имеющимся опытом и уровнем успеваемости учащихся, интересами и склонностями.

Реализация принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможна на основе кооперативной педагогики - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в которой они связаны с взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, с общим желанием проанализировать ход и результаты этой деятельности. Суть физического воспитания, основанного на подходе к занятиям, заключается в том, что этот подход ориентирует молодежь не только на усвоение уже подготовленных знаний и навыков, но и на овладение спортивными и развлекательными мероприятиями особым образом, на развитие познавательные силы и творческий потенциал. Это отклонение от вербальных методов и форм передачи предварительно упакованной информации, от пассивности учащихся в классе к активному усвоению знаний, навыков и умений, реализованных в различных видах физической и спортивной деятельности.

Важнейшим условием перестройки педагогического процесса в физическом воспитании является четкое понимание цели совместной деятельности ученика и учителя, ее перевода на принципы демократизации и гуманизации. В соответствии с этими принципами произойдет переориентация образовательного процесса от воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных навыков к формированию у детей, подростков и молодежи осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании навыков для здоровый образ жизни.

Для этого образовательный процесс должен быть в основном насыщен информацией из областей личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методов физического воспитания, которые составляют точки зрения ученые о социально-биологической сущности, о роли и возможностях физической культуры в развитии человека.

2.2. Вклад физического воспитания в уровень физической активности молодежи

Физическое воспитание обычно определяется как значительный вклад в помощь молодым людям в достижении их ежедневного объема физической активности. Важная роль, которую физическое воспитание играет в поддержании физической активности, способствующей укреплению здоровья, продемонстрирована в целевых показателях здоровья населения. Они включают в себя три связанные с физическим воспитанием цели, две из которых связаны с увеличением числа школ, в которых проводятся ежедневные занятия физическим воспитанием

Третья цель состоит в том, чтобы увеличить число обучающихся, которые занимаются физической активностью в течение не менее 50% времени от урока. Однако данные исследований свидетельствуют о том, что этот критерий является несколько амбициозным и, как следствие, редко достигается во время регулярных уроков физкультуры.

Акцент обучения во время физкультуры может быть в полной мере сосредоточен на двигательном, когнитивном, социальном, духовном, культурном или нравственном развитии. Эти аспекты могут помочь развивать поведенческие и личностные навыки школьников, чтобы они могли быть участниками физической активности на протяжении все жизни. Однако, чтобы достичь этого, эти аспекты должны быть поставлены в рамках учебной программы, которая обеспечивает разнообразные виды физической активности [1]. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что командные виды спорта преобладают в российских учебных программах по физкультуре.

Особое внимание было уделено различиям между группами по полу и навыкам. Основное внимание в процессе обучения уделяется четырем различным аспектам знаний, навыков и понимания, которые связаны со следующими процессами [3]:

– приобретение навыков;

– применение навыков;

– оценка производительности;

– знание и понимание состояния здоровья.

Школьники посещали два еженедельных урока физкультуры в смешанных группах. Девочек и мальчиков обучали соответственно мужчины и женщины-специалисты по физической культуре.

В течение 12-недельного периода было проведено наблюдение за проведением шестидесяти шести уроков, охватывающих различные групповые и индивидуальные мероприятия. Для того чтобы обеспечить статистически значимые сравнения между различными видами деятельности, школьники были классифицированы как участники деятельности, которые имеют схожие характеристики. Это были командные игры (например, футбол и волейбол) и индивидуальные игры (например, бадминтон, теннис и настольный теннис), двигательные мероприятия (например, танцы и гимнастика) и плавание.

Цель состояла в том, чтобы контролировать равное число учащихся во время уроков в каждой из четырех обозначенных категорий деятельности по физкультуре. Однако ограничения в расписании и отсутствие учащихся означают, что подлинное равенство невозможно, и поэтому число мальчиков и девочек, охваченных различными видами деятельности, является неравным.

Школьники с высокими показателями обучения были более активны, чем школьники со средними и низкими способностями, которые принимали участие в аналогичных объемах деятельности. Эти тенденции были очевидны у мальчиков и девочек. Мальчики занимались на 39,4% времени урока по сравнению с девочками – 29,1%. Кроме того выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у школьников старшего возраста начинает усиливаться. (28% – делают зарядку, 63% – иногда делают зарядку, спортом занимаются 19%, иногда – 47%).

Скорее всего, это связано с тем, что во всех СМИ регулярно идет пропаганда здорового образа жизни, открываются в больших количествах различные фитнес-клубы и спортзалы, спорткомплексы. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Больше половины опрошенных, пытаются использовать выходные дни, для активного отдыха и занятий спортом. В ходе проведённого тестирования были выявлены следующие факты: физиологические показатели представителей 9 класса (94,3%) находятся в нормальном состоянии, т.е. физиологические процессы протекают без отклонений.

Лишь 5,7% от 100% испытуемых по медицинским показаниям имеют ограничения в занятиях физкультурой. Двигательные качества (87,6%) остаются на должном уровне. Особое значение нужно уделить образу жизни старшеклассников (73,3%). Несмотря на это, увеличение количества учебных занятий по физкультуре в школах было бы позитивным шагом, позволяющим субъекту физической активности достичь своих целей, связанных со здоровьем [3].

Наряду со своей преподавательской ролью учителя могут поощрять внешкольную физическую активность, помогать учащимся становиться самостоятельными участниками и информировать их о мероприятиях данной области в обществе («Зеленый марафон»). Кроме того, они могут оказывать прямое воздействие, содействуя расширению возможностей для физической активности в школьном контексте. Это исследование измерило уровень активности студентов во время «классических» уроков физкультуры. Данные исследования были поперечными и собирались в течение относительно короткого периода времени.

Отслеживание уровня активности студентов в течение ряда занятий физкультурой, возможно, позволило более точно определить, как физическая активность варьируется в разных аспектах учебной программы. Во время физического воспитания школьники принимали участие примерно на одну треть от рекомендуемой 1-часовой цели. На основе этих данных в сочетании с еженедельной частотой занятий физкультурой становится ясно, что физкультура может лишь дополнять ежедневный объем физической активности молодых людей. Для повышения уровня физического воспитания необходимо признать деятельность по укреплению здоровья в качестве важного элемента уроков.

2.3. Условия развития физического воспитания

Задачей общества является приоритетное развитие положительного человеческого капитала и максимальное снижение отрицательного и пассивного человеческого капитала. Система физического воспитания призвана способствовать решению данной проблемы. Государственные вложения в развитие данной системы полностью окупаются и приносят дополнительный доход обществу. Этот доход непосредственно связан, как со спортом высших достижений, так и с массовой физической культурой. В настоящее время нередко преувеличивают экономическую эффективность спорта высших достижений, поскольку здесь прибыль выступает наиболее наглядно. Международные соревнования, матчи, встречи, олимпиады приносят значительный доход государству, прежде всего, за счет зрелищности и рекламы. Однако в плане здорового образа жизни спортсмены высшего уровня не столько укрепляют свое здоровье, сколько калечат его. Кроме того, в соответствие с рыночными механизмами в профессиональном спорте преобладает жесткая конкуренция и потребительское отношение к человеку. Тем самым, спорт высших достижений обладает определенным негативным воздействием на формирование человеческого капитала. По-другому обстоит дело с массовой физической культурой и спортом.

В данном случае обществом ставится цель всеобщего физического оздоровления. Здесь нет зрелищности и рекламы, зато есть ежедневная кропотливая работа по оздоровлению нации. Это, в конечном счете, приносит основной доход государству, поскольку здоровый человек оказывается экономически выгодным с самых различных точек зрения: он способен к напряженному труду, меньше болеет, избегает вредных привычек, чаще создает семью и дает более здоровое потомство. Экономические вложения в массовую физическую культуру закладывают мощный фундамент для дальнейшего поступательного развития общества. Данные вложения обладают свойством кумулятивности, поскольку в течение многих лет способны приносить отдачу. Вместе с тем, в современных российских условиях имеется целый ряд проблем, требующих своего решения. Многие специалисты отмечают неэффективное использование человеческого капитала в России.

Так, И.Л. Любимов выделяет следующие причины слабого влияния человеческого капитала на экономический рост в России: недостаточно точное измерение человеческого капитала; ограниченный спрос на человеческий капитал; ошибки образовательной политики; влияние комплиментарных факторов на спрос на человеческий капитал; противодействие человеческому капиталу со стороны групп специальных интересов или его концентрация в секторах, слабо влияющих на экономический рост [3, с. 5].

Действительно, если государство строит новые стадионы, то на первый взгляд, это можно только приветствовать. Однако каково влияние этих стадионов на развитие массовой физической культуры. Крайне незначительное. Основная функция данных стадионов – проведение зрелищных мероприятий, а не привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом. Огромные деньги, потраченные на такое строительство, не имеют прямого отношения к развитию – 149 – человеческого капитала средствами физического воспитания. Было бы лучше, если государство, направило часть этих средств на финансирование бесплатных спортивных секций, которых становится все меньше. Занятия физической культурой и спортом приобретают все более дорогостоящий характер, что несовместимо с идеей массовости.

Посещение тренажерных залов является своеобразной модой, показателем престижного образа жизни и демонстративного потребления. Такие занятия, как правило, носят не систематический характер и не способствуют подлинному укреплению здоровья. Или взять проблемы физкультурного образования. Кое-что делается для пропаганды здорового образа жизни, однако, этого явно недостаточно. Учителя физической культуры в школе перегружены различной методической и организационной работой, что мешает им полноценно проводить уроки. Бесплатные школьные спортивные секции практически не работают. Преобладает показная пропагандистская шумиха о здоровом образе жизни. То же самое относится и к физическому воспитанию в высшей школе.

Занятия по физической культуре, несмотря на увеличение количества учебных часов, в большинстве вузов проводятся формально. Платный характер физкультурных и спортивных услуг резко снижает возможности населения, особенно молодежи, активно и систематически заниматься физической культурой и спортом. Альтернативой в данном случае становятся компьютерные развлечения и мобильный интернет. В силу своей доступности они действительно приобрели массовый характер и ничего общего не имеют со здоровым образом жизни. Напротив, они наносят существенный вред здоровью молодежи, поскольку вызывают зависимость и приучают к сидячему образу жизни.

Основными направлениями молодежной политики, которые позволяют осуществлять регулирование развития и совершенствования физической культуры и спорта, являются следующие:

1. Выполнение финансирования мероприятий в сфере физической культуры и спорта;

2. Формирование необходимых условий для содержания физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, которые находятся в собственности муниципального образования;

3. Установление и поддержание международных связей физкультурно-спортивных организаций;

4. Формирование условий для развития физической культуры и спорта в сельской местности (как особая проблема);

5. Финансирование негосударственные физкультурно-спортивные организации;

6. Создание поощрение и предоставление льгот спортсменам, работникам, налогоплательщикам, которые инвестируют в развитие физической культуры и спорта. Принципом органов муниципального управления в управлении развитием физической культуры и спорта выступает формирования условий для полноценного функционирования местных физкультурно-спортивных организаций [2].

При этом основной целью выступает ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций в основном на развитие массовой физической культуры и спорта. На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т. д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения) регулирует деятельность учреждений и организаций:

1. Спортивных клубов, коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организаций− независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;

2. Детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детско-юношеских спортивно-технических школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва;

3. Образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;

4. Муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно- технических сооружений (бассейнов, спортивных залов, кортов, велотреков).

Молодежная политика направлена на организацию физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, дает возможность привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом для того, чтобы формировать здоровый образ жизни, выполнять мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы [1].

Развитие физической культуры и спорта по месту жительства и в местах массового отдыха может осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития физической культуры и спорта. Во многих субъектах РФ приняты законы о физической культуре и спорте, в которых установлена компетенция органов местного самоуправления в этой сфере. Органы местного самоуправления обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; осуществляют строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов жилых микрорайонов и контролируют планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на территории объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения в соответствии с установленными нормами.

Подводя итог, следует отметить определяющую роль физического воспитания в процессе формирования человеческого капитала. В условиях информационного общества человеческий капитал является самой важной формой капитала, от которой напрямую зависит развитие и статус страны. Следует возрождать массовый характер физического воспитания, а для этого необходимы существенные материальные затраты государства для создания бесплатных условий для ведения здорового образа жизни большинства людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе проблема поддержания, сохранения и укрепления здоровья детей становится первостепенной. На бытовом уровне понятие ―здоровье‖ обозначает отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровьем является ―состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Педагоги страны продолжают дискутировать по организации школьной физической культуре, отстаивающих разные, порой противоречивые точки зрения. Однако, следует заметить, что в советской и российской системе физического воспитания существовал единый порядок организации учебного процесса, основывающийся на традиционных методах физического развития. Сегодня же, можно наблюдать активное применение в практике «модных» видов спорта и направлений. Все эти новшества вызывают опасения у специалистов, которые считают, что со временем физическая культура как предмет и национальная культура, может потеряться.

Исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что положительный результат в развитии школьного физического воспитания невозможен в сравнительно короткий срок, но при опытном подходе, возможен в ближайшем будущем, при возможности устранения выявленных факторов и недочетов. В противном случае, есть риск потери мотивационной составляющей у детей и подростков. Это и необходимость в постоянном движении, обучении новым видам двигательной активности, стремлении познавать мир в активной форме физических нагрузок. Очевидно, что нынешнее состояние физического развития и подготовки – оставляет желать лучшего, а так называемая «активная работа» чиновников в последующем может привести к непоправим результатам, на устранение и налаживание которых, уйдут года работы

Список использованной литературы

  • Веланская Е.А., Конеева Е.В., Астафьев B.C. Феномен физической культуры личности // Термины и понятия в сфере физической культуры: материалы I международного конгресса (20-22 декабря 2016 г.). - СПб, 2016. – С. 114-115.
  • Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. – М.: Изд-во АН ССР, 1957. – 555 с.
  • Егоров А.Г., Пегов В.А. Телесность как основание педагогической системы // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 10. – С.5–7.
  • Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: Курс лекций. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. — 192 с.
  • Зотин В.В., Яцковская Л.Н. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации у студентов к здоровому образу жизни//сб.ст.всеросс.науч.практ.конф."Теория и практика физической культуры". - Казань,2011. - С.125-127
  • Зотин В.В.,Мельничук А.А. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении//сб.тр.международной науч.практ.конф."Современные проблемы физической культуры и спорта:ретроспектива,реальность и будущее". - Курган,2014. - С.45-47
  • Кыласов А. Этноспорт. Конец эпохи вырождения. – М.: Территория будущего, 2013. – 144 с.
  • Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 томах. – М.: Физическая культура и спорт, 1951–1956.
  • Лубышева Л.И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 2–1. – С.44–54.
  • Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 5. – С.3–5. 7. Митра Рухи Дехкорди Традиционная педагогическая система физического воспитания иранцев // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 4 (26). – С.127–130.
  • Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: Учебник. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 303 с.
  • Морозова Е.В. Физическая культура как составная часть общей культуры личности // Вестник Удмуртского университета. - 2013. - №10. – С. 161-167.
  • Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с. 9. Столяров В.И., Передельский А.А., Башаева М.М. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта. – М.: Советский спорт, 2015. – 464 с.
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. – М., 1948–1952.
  • Штайнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. – Ер.: Ной, 1993. – 224 с.
  • Черешнева А.Ю., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Липовцев С.П. Физическая культура как составная часть общей культуры человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 2). - C. 88-89.
  • Чернышева И.В., Шлемова М.В., Егорычева Е.В., Мусина С.В. Роль физической культуры в воспитании всесторонне развитой личности // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 12: межвуз. сб. науч. ст. - Волгоград: ВолгГТУ, 2014. - № 15 (142). - C. 63-65.