Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Соотношение права и закона (Понятие права)

Содержание:

Введение

Для осуществления эффективного регулирования общественных отношений, право в качестве характеристики социальной организации должно обладать внешним выражением, то есть иметь форму. Данная форма правовых норм в правовой доктрине называется источником права. И в данном случае правовая доктрина – определенная система норм права, которая действует в данном конкретном обществе.

Мировая практика различает различные виды источника права, к ним относят: обычное право, судебные прецеденты, нормативные правовые акты государственных органов, договоры нормативного содержания, доктрины, общие идеи, нормы, правила.

Самую значимую роль в право регулирующей системе играют законы, которые являются основной и главной формой выражения права. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия "закон", из которых следует, что закон (в упрощенном определении) - это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Актуальность проблемы соотношения права и закона периодически обостряется - особенно в переходные периоды общественного развития, сопровождаемые усилением социальной напряженности, поиском путей социальной эволюции, способным уберечь общество от революционных взрывов.

Основная проблема сводится к тому, что существуют такие нормативные акты и законы, которые исходят от государства и не являются законами право. Большая часть данных законов, ущемляет данные государством права и свободы гражданина, что противоречит принципам общей концепции правового государства.

Цель работы – рассмотрение вопроса взаимодействия права и закона. Для достижения сформулированной цели необходимо решить нижеперечисленные задачи:

- изучить основные понятия закона и права;

- познакомится с существующими теориями право понимания, касающимися соотношения права и закона;

- исследовать и отразить существующие проблемы во взаимодействии закона и права.

Предмет исследования – закон и право.

Объект исследования – понятия право и закон.

При написании данной курсовой работы были использованы следующие методы научного познания: анализ и синтез, индукция, а также формально-юридические методы.

Для написания работы мы познакомились с работами следующих авторов: Нерсесянц В.С, Спиридонова Л.И, Марченко, М. Н., Малько, А. В., Жилин Г и другие.

1. Понятие и сущность права и закона

1.1 Понятие права

Самое простое определение под правом понимает систему, которая регулирует общественные отношения для осуществления правопорядка., о данное определение не позволяет рассмотреть всю многозадачность данного юридического феномена.

В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право) [2, 159].

При формировании политико-правовой культуры и сознания человека основную роль играет право.

Еще более 200 лет назад Кант писал: "Юристы все еще ищут определение права"[4.219]. Слова Канта являются достоверными и в текущей реальности, так как общепризнанная дефиниция права отсутствует по сей день.

Юридическая наука содержит большое количество трактовок данного термина, каждая из которых является обоснованной. Но несмотря на это существует две наиболее часто встречающихся тенденции правопонимания, которые мы и рассмотрим в данной работе. [3.379].

Первая тенденция права гласит, что право есть власть, которой наделен Бог, данная власть является обязательной к подчинению каждого индивида. Данная концепция Божественную воля приравнивает к нормам поведения представленным в утвержденных государством законах. Тем самым можно сделать вывод, что согласно данной теории соблюдение права и творения произвола исходят от Бога и государства, а индивид пассивно относится к праву. В данной концепции право является инструментом, с помощью которого индивидов принуждают к послушанию. Право согласно данной концепции преследует лишь государственные интересы, а именно: законы диктуются властями, право содержит законы, за неисполнение законов индивидуумами власти карают их.

Изложенная выше концепция в современной правовой теории получила название позитивистской концепции права и государства.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые "уравновешивают" друг друга посредством прав и обязанностей: за правом каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не "сверху", а в самом гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, "зона" свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена так: "Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной необходимостью" [4.435].

В представленной дефиниции на первый план выходит гарантийная сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей, защиты их правомерного поведения.

Многие современные исследователи считают, что следующие детали должны обязательно входить в развернутое определение термина право [5.447]:

- нормативность права, общеобязательность, и взаимозаменяемость всех входящих в его состав обязанностей и прав;

- способность права координировать поведение свободных субъектов права;

- естественно-исторический характер происхождения права;

- вмешательство государства в контроль за реализацией права;

Основными признаками права принято считать:

  1. общеобязательность – состоит в том, что норма права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся в сфере действия данной нормы (общий характер), а так же в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер). Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.
  2. нормативность – направленность на урегулирование общественных отношений. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы (рамки) дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.
  3. волевой характер – возведенная в закон воля той социальной группы, которая находится у власти;
  4. системность – не просто совокупность, а именно система норм, характеризующаяся иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.
  5. формальная определенность – состоит в том, что право содержится в определенных формах (нормативно-правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях), а также точность, четкость, емкость, стабильность, чему способствуют, в частности, такие внутренние свойства, как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура (строение) правовых норм и юридическая техника их внешнего оформления.
  6. связь с государством – т.е. принимается и санкционируется государством.

Если рассматривать право в социальном плане, то можно сказать, что оно не является абстрактным, право с данной точки зрения всегда выражает и поддерживает интересы круга людей находящихся у власти. Право всегда является реальным и конкретным.

Под правом понимается система правил и норм поведения в своей совокупности. Право, как и любая иная система, складывается из объединенных между собой элементов, под которыми понимается правила и нормы поведения принятые в конкретном обществе. Элементы системы должны быть едины и не противоречить друг другу, нормы должны быть направлены на выполнение регулярных целей. Данный факт является основным требованием и наиболее значимым признаком действующей правовой системы.

В данном случае право принято определять, как форму выражения свободы. В развернутом виде право представляется как "претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды". Анализ многочисленных, сложившихся в различное время представлений и суждений о праве позволяет выделить следующие, отличающие право как регулятор общественных отношений от других, не правовых, регулятивных средств признаки [6.435].

1. Прежде всего право, это система норм, то есть их совокупность, строго выверенная и упорядоченная система установленных в обществе правил.

2.  Система право обязательно должна быть либо санкционирована государством либо установлена им. В современном мире существует большое множество разнообразных социальных норм права, но санкционируется государством только система включающая правовые нормы. Иные системы развиваются разнообразными негосударственными органами и организациями.

3.  Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права. Вместе с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

4. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым им или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

1.2 Понятие и признаки закона

В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Сейчас в нашей стране взят курс на формирование правового государства, что, несомненно, связано это с повышением роли в государственной и общественной жизни основного юридического источника (формы) российского права – закона. Известно, отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых поэтому подзаконными актами.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон в широком смысле слова - это в наши дни первостепенный, почти единственный источник права в странах романо-германской правовой семьи, к которой исторически относится и Россия. Все эти страны - страны “писанного права”. Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Задача юристов состоит главным образом в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти правильное решение, которое в каждом конкретном случае способствует воле законодателя.

Этимологически (по своему смыслу) слово “закон” в русском языке означает “правило”, “предел”, положенный свободе воли и действия. Иначе говоря, под словом “закон” всегда имеется в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц и организаций.

Следует только к этому добавить, что общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания - поручения правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, декларации. Например, закон о государственном федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы обычного типа общих правил.

Структура закона состоит из следующих основных элементов (частей).

1 Наименование органа, принявшего закон.

2 Название закона.

3 Преамбула закона.

4 Нормативно-правовое содержание закона.

5 Последствия несоблюдения закона.

6 Отмена законом других нормативно-правовых предписаний.

7 Опубликование закона и вступление его в силу.

8 Подпись соответствующего должностного лица [7.515].

Действие закона - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая форма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, ибо явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время.

Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, то есть, вступают в законную силу, с определенного момента, который устанавливается соответствующим нормативным актом: по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона; немедленно после официального принятия и опубликования текста закона; по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона после его опубликования.

Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя. Случаются несовпадения во времени момента принятия закона (придания ему силы) и момента начала его действия. Это обусловлено необходимостью предоставления субъектам, возможности ознакомиться с содержанием нового нормативного акта и определить для себя поведенческие установки по его реализации.

Таким образом, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.

Итак, исходя из данного выше определения закона, можно дать следующие его признаки:

  1. принимаются только органом законодательной власти или народом в ходе референдума. Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств.
  2. обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Оно означает нормативную ориентацию закона и обязательность соответствия его положениям других правовых актов. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Иначе он должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;
  3. никто не вправе отменить закон, кроме органа, его издавшего;
  4. регулирует наиболее важные и основополагающие отношения, обеспечивает упорядоченное развитие экономических, политических и социальных сфер;
  5. содержит нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
  6. принимается в особом процессуальном порядке.
  7. закон, регулируя соответствующие общественные отношения, характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью своих регуляторов и длительностью существования и действия. Закон является актом, содержащим общие правила поведения, которые рассчитаны на неограниченное число случаев. В связи с этим законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.

В окончание рассмотрения перечисленных выше признаков закона следует подчеркнуть, что отмеченные здесь признаки существуют не изолированно друг от друга, а в тесном единстве. Их нельзя разрывать. При этом данные признаки позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл всего законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

Обобщая все вышесказанное, можно выделить наиболее значимые общественные отношения, регулируемые законом:

  • вопросы конституционного характера;
  • порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • порядок создания и деятельности общественных организаций;
  • ключевые вопросы в области экономики;
  • вопросы обороны и безопасности;
  • международные отношения;
  • принятие и изменение бюджета;
  • установление налогов и другие.

Из сказанного, таким образом, следует, что закон есть выражение воли субъекта верховной власти, и что содержанием закона могут быть, как правоотношения, так и другие отношения, не имеющие юридического характера.

2. Соотношение права и закона

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего, необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно: Каков же критерий правовых законов? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие – нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX – начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.

2.1 Позитивистская теория

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.

Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом; Г. В. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная "естественному праву". В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие "субъективное право" как производное от объективного права, установленного, созданного государством.

Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения - догмы права - структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.[8.188]

Таким образом, в позитивистской теории основным типом правопонимания является лигистский, суть которого заключается в отождествлении права и закона (в широком смысле этого слова), отрицание сущностной специфики права как особого социального явления, обладающего самостоятельной социальной ценностью, отсутствие критериев отличия права от произвола, признание в качестве главного признака права его производного от государства принудительного характера, трактовка права как инструмента в руках государства.

Рассматриваемая теория действующая во многих странах, приравнивает все понятия: право, закон и силу власти.

Право - то, что регулирует наши отношение, тот тип поведения, к которому нас учат с самого детства: что хорошо, а что плохо; что по правилам, а что бесчестно и не справедливо. Закон же - это то, по каким правилам мы обязаны жить. Основы закона также прививаются нам с самого рождения: не укради, не ври, не груби и т.п. Так же закон делит людей на разные иерархии в тои или иной области (то есть, существуют управляющие и управляемые, у кого-то есть привилегии выделяющиеся ни чем). Под силой власти можно понимать многое: как физическое, так и моральное влияние на народ.

Но власть бывает разной, - кто-то будет трудиться во благо народа, делать все, чтоб его страна процветала, принимать те законы, которые будут работать в пользу населения. Но в тоже время не нужно забывать о том, что со стороны власти может присутствовать злоупотребление полномочиями, то есть работать на свое благо, а так как законы исходят от власти, следовательно, люди, живущие в том или ином государстве, могут быть направлены по ложному пути.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что позитивистский подход соотношения закона и права.

Существующая и работающая теория, имеющая две стороны. Теория, о которой упоминали многие авторы, как прошлого, так и современного мира.

2.2 Естественно-правовая теория

Следующей системой которая будет рассмотрена в данной работе является естественно-правовая система, она является также в современном мире достаточно популярной. Зарождение данной теории пришлось на XVII век, данная теория основывается на философскую историю права, которая рассматривалась в работах различных известных авторов.

В России концепции естественного права, начиная с работ А.Н. Радищева, имели выраженную либеральную и социальную направленность, которая особенно ярко проявилась в трудах таких представителей школы возрожденного естественного права конца ХIХ - начала ХХ в., как П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.

С позиции естественно-правовой теории со слов В. С. Нерсесянца "в понятии естественного права, наряду с теми или иными объективными свойствами права (равенство людей), включается и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиции которого выноситься то или иное (как правило, отрицательное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти). В разного рода моральных (нравственных, религиозных и т.д.) учениях о праве и государстве различение права и закона (позитивного права) подменяется различением морали и закона, религии и закона и т.д. И моральный подход к праву в лучшем случае ведет через его моральную трактовку и оценку к моральному обоснованию и оправданию морально "правильного" закона и государства, т.е. морального закона (позитивного права) и морального государства" [9.10].

Основной целью правового подхода (в познавательном и ценностном плане) является именно правовой закон и правовое государство, достижение которых требует уяснения и учета их объективных сущностных и ценностных свойств, их специфики в соотношении с другими видами социальных норм и социальной власти.

С позиций естественно-правового типа правопонимания "различение и соотношение естественного права и позитивного права - это не соотношение (с поисками путей и условий их совпадения и критикой случаев несовпадения) правовой сущности (в виде естественного права) и правового явления (в виде позитивного права), а противопоставление (зачастую - антагонизм) естественного права (как единственного подлинного права - и подлинной правовой сущности, и вместе с тем подлинного правового явления) и позитивного права (как неподлинного права - неподлинного и как сущность, и как явление). Отсюда и присущий естественно-правовым концепциям правовой дуализм - представление о двух одновременно действующих системах права (права естественного и права официального)".

С философской точки зрения право подразделяется на сущность права и явление. Данный подход, основным критерием для проведения оценивания правового статуса закона, и природы естественных прав и свобод индивидуума, считает сущность права. И согласно этому можно сделать вывод, что неправовым и носящим произвольный характер является закон, который не соответствует сущности права. Также можно сказать, что норма естественного права, которая не отвечает критерию сущности и выходит за пределы права воздействуя на нравственные отношения.

Исходя из вышесказанного, следует что основным фактором естественно-правового подхода является равенство людей в правах и свободах, а также полное отрицание любого рода дискриминации. Защита прав человека осуществляется именно с использованием данного подхода. Реализация правового потенциала затрудняется отсутствием четкости в теории и отсутствием доказательства того, что признаком права является также и формальное равенство. Естественно-правовой подход, не имеющий теоретически ясной и практически реализуемой правовой позиции по вопросу о том, в чем же состоит существо или содержание права, на которое не может посягать законодатель, оставляет решение этого ключевого вопроса на усмотрение судебной практики, а она, не получая от естественно-правовой доктрины четких теоретических ориентиров, легко может выйти в своих решениях за рамки правового поля. И если в одних случаях подмена правового критерия требованием сохранения и развития демократии обеспечивает защиту нарушенного права, то в других случаях дает возможность манипулировать понятием демократии в ущерб праву.

Даже тот факт, что все современные ученые признают наличие естественного права, не позволяет им создать единое понимание данного феномена.

Для понимания естественного права человека важным фактом является необходимость провести границу между субъективным и естественным правом.

Современная наука предлагает приравнять между собой понятия субъективного и естественного права. Конституция РФ закрепила основные права и свободы человека, которые являются абсолютными и неотчуждаемыми и имеют естественно-правовой характер. Таким образом, субъективно естественное право можно представить как меру свободы субъекта права, меру его возможного поведения, обусловленную объективным естественным правом. Большинство государств в мире субъективные естественные права человека закрепляют с помощью позитивного права. Несмотря на то, что данные права не нуждаются в признании государства, которое не имеет возможности ни ограничить, ни ликвидировать их. Данные права закрепляются за человеком при рождении.

А если рассматривать требования естественного права с точки зрения юридической деятельности, то можно сделать вывод, что в связи с тем что данные права являются основным рычагом регулировки отношений в обществе, необходимо подразделить его на объективное и естественное права.

Объективное естественное право можно представить как систему наиболее разумных и социально оправданных правил поведений общего характера, существующих независимо от воли и усмотрения государственного аппарата и общества.

Автор монографии А.В. Кузьмин "Юридическая деятельность: проблемы единства позитивистского и естественно правового начал" делает выводы, что ценность учения о естественном праве применительно к нашему времени заключается в следующем [10.98]:

1. Необходимо оценивать законы через призму естественного права.

2. В необходимости коррекции правового сознания отдельных членов нашего общества по средством правового информирования и не в последнюю очередь через уяснение ими основных принципов естественного права.

3. В использовании при применении на практике аналогии права (в тех случаях, где это допускается). Здесь знание принципов естественного права поможет правоприменителю правильно сориентироваться в ситуации и не допустить разного рода юридических ошибок.

4. В изучении правового наследия русских юристов [10.99].

Важным фактом является то, что при поглощении естественного права позитивным его ценность не уменьшается, а переходит в другую категорию.

В настоящее время, когда осуществляется попытка построить правовое государство не маленькое значение занимает рассмотрение вопроса о влиянии естественного права на юридическую деятельность государства в целом и на правотворчество в частности. Также хотелось заострить внимание на выявление места в правотворческой деятельности государства естественного права.

Как заметил Р.З. Лившиц, "не было и, по-видимому, не будет закона, который разработчики и парламентарии декларировали как акт антигуманистический, противоречащий началам естественного права. На словах все и всегда говорят о пользе и благе людей и общества, другой вопрос - каких и скольких людей, и какой части общества получается в действительности" [11.57].

Противоречия, возникающие в результате взаимодействия естественного и позитивного права, решаются с помощью правотворческой деятельности государства.

На стадии подготовки и этапе принятия проекта нормативного акта естественное право приобретает свое основное значение.

Во время подготовки проекта нормативно-правового акта важно не только анализировать существующие акты для осуществления контроля и регулировки отношений, а также необходимо рассматривать данный проект на его соответствие существующим принципам естественного права.

Во время предварительного обсуждения проекта проводится детальный анализ необходимых критериев. Однако эта стадия предполагает более качественный и, что немаловажно, более ответственны подход к оценке на соответствие принципам естественного права. Должна быть предусмотрена ответственность представителей специально созданной комиссии или специально назначенного эксперта за искажение реального соответствия проекта нормативного акта принципом естественного.

В правоприменительной деятельности естественное право занимает особую роль. Так, например, Р.З. Лившица в своих работах писал: "решение суда опирается на норму закона (позитивное право) и правосознание судьи (естественное право). В судебном решении применение закона органически соединяется с мировоззрением судьи, его отношением к общеправовым категориям, его оценкой гуманизма и справедливости" [11.70].

Для удобства и предсказуемости правоприменения необходимо либо иметь единую трактовку естественного права, причем не только лишь правоприменителям, но и реализаторам своего субъективного права или правонарушителям. И если мы принцип "незнание закона не освобождает от ответственности" возводим в число основных, то государство должно предпринять серьезные усилия по правовой пропаганде естественного права и обеспечить общедоступность информации о нем. Только в этих случае возникает нравственная оправданность государственного принуждения. Следовательно, правоприменитель должен использовать для разрешения дела только писаные, которые, в свою очередь, в идеале должны в результате правотворческой деятельности соответствовать естественному праву.

Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что естественное право существует в виде гуманистических прогрессивных идей, которые направлены на развитие современного законодательства. Но несмотря на это ни одна прогрессивная идея не может быть рассмотрена как существующая реальность.

Р. З. Лившиц в своих работах также упоминал, что естественное право в большинстве случаев является системой правовых идей гуманизма, и вовсе необязательно переводится в нормы. Естественное право является должным, в отличии от позитивного. Естественное право в нормах позитивного может как стать воплощенным, так и остаться невыполненным. В случае если естественное право воплощено данную ситуацию считают идеальной, так как происходит совпадение желаемого с должным. В норму позитивного права превращают правовые гуманистические идеи, которые впоследствии реализуются в существующих общественных отношения людей. Все существующие правовые ситуации и идеи общественных отношений стараются достичь объединения естественного права с позитивным.

3. Современные проблемы соотношения права и закона в России

Основной и наиболее важной проблемой правопонимания в настоящее время является проблема взаимодействия права и закона. Основные вопросы которые возникаю при взаимодействии: происходит ли совпадение закона и права, можно ли их свести друг к другу.

В течение длительного времени в нашей стране на право принято смотреть как на нормативную систему. Однако, не смотря на это, право находится в подчинении государственной власти, только в последнее время власти нашей страны начали разделять права и нормы.

Правовое государство проводит политическую деятельность государства совместно с нормами права. Если политика государства демократическая, гуманистическая, если управление осуществляется в интересах народа и самим народом, тогда право в силу своей демократически справедливой основы является средством управлении и проведении политики в жизнь. А если политика и управление не отвечают этим условиям, они могут опираться на право. В правовом государстве политика и управление служит средствами проведения в жизнь права как воплощения справедливости. В этом смысл ограничения государства правом.

Каждый гражданин обязан исполнять все действующие законы и нормативно-правовые акты. Правовые и неправовые законы разграничить можно только при их использовании человеком и реализации в политической деятельности государства. Правовым для гражданина является закон, который отвечает его интересам, а в случае удовлетворения интересов большинства населения такой закон является правовым для всего общества. На различных этапах развития общества каждый закон может быть как правовым так и неправовым. Так например, в конституции бывшего СССР (1978) была ст.6 устанавливавшая, что руководящую роль советского общества осуществляет коммунистическая партия Советского союза.[2.ст.6] В настоящее время конституционное закрепление руководящей роли одной партии является нелепой, но раньше данная норма долгие года разделялась и поддерживалась подавляющим большинством граждан. Изменение общественного мнения и сознания людей привели к массовому неприятию ст.6 Конституции. Тем самым утрата качеств произошла и у тех норм, которые в течении длительного времени признаны были справедливыми и правовыми.

Для определения статуса закона, а именно правовой он или не правовой существует несколько основных показателей:

Использование и реализация закона;

Как к данному закону относится общественное мнение;

Ориентированность закона на интересы граждан:

уровень общей и правовой культуры общества;

научная оценка закона и д.р.

В обществе с разноречивыми интересами однозначная характеристика закона как правового или неправового невозможна (например, наши законы о приватизации, о налогах, о земле, идея гуманизации уголовного законодательства и д.р.).

При этом право являлось средством общественного компромисса, то есть чем больше людей удовлетворено содержанием закона, тем больше оснований считать такой закон правовым.

Создание Конституционного Суда РФ по мнению множества экспертов стало первым шагом к созданию контролирующей конституцию закон.

Не все законы выражают права населения, в результате чего законы существуют правовые и неправовые, которые применяются на судебных заседаниях и не принимаются законодателем. Такая посылка непосредственно вытекает из положений действующей Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию демократическим правовым государством, правовая система которого ориентирована на понимании права как общеобязательной формы равенства, свободы и справедливости, где критерием выступает сам человек, его права и свободы, которые и должны определять смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех органов государственной власти, в том числе и суда.

Основным носителем правого начала в нашей стране является Конституция РФ, в основу которой заложены представления общества о праве как источнике справедливости, равенстве и свободе. Однако различные слои и группы населения по-разному понимают данные основы. И можно сделать вывод, что в обществе отсутствует правовой идеал, который способен удовлетворить различные слои населения.

Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993, провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а их соблюдение гарантируется государством на основе равенства, справедливости и недопустимости установления ограничений, кроме случаев, когда это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей.

Большое внимание раскрытию данного вопроса уделяет судья Конституционного Суда РФ, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ Г. Жилин, который в своей статье отмечает, что различие, проведенное Конституционным Судом между правом (общеправовые принципы справедливости) и законов, создание механизма отмены неправовых законов имеют хорошую перспективу при формировании правового государства.

Справедливо отмечается, что правовое государство в условиях существующей реальности всего лишь прогрессивная идея, выступающая в роли ориентира при государственном строительстве. Такой же вывод можно сделать и в отношении существующей в стране правовой системы с дальнейшим переходом к созданию системы гуманистического права и связанных с ним институтов государственной власти. При этом проблема о типе правопонимания становится как бы неактуальной, т.к. право явно отождествляется с законодательством, а система права - с системой законодательства.

Однако, на практике часто встречается принятие неправовых законов, особенно в субъектах Федерации, а это не только мешает осуществлению и защите гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, но и создает реальную угрозу единству страны, порождает несогласованность действий институтов власти, негативно сказывается на реализации любых функций государства.

Конституция РФ, также является и основным источником права, которая признает и гарантирует существующие права человека, являющиеся частью всей правовой государственно системы.

Полномочия по признанию незаконными нормативно-правовых актов, также возложены на арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые при рассмотрении дел о защите конкретных прав, должны сопоставлять применяемые и проверяемые акты на предмет их соответствия Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам РФ, другим нормативным актам, входящим в правовую систему России. Причем суды обязаны принимать решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу, и особую сложность при этом вызывает уяснение не буквального соответствия нормативных актов различного уровня. Обнаружить текстуальное несовпадение в нормативных актах, регулирующих конкретную фактическую ситуацию, не так уж сложно. Гораздо сложнее сделать вывод об их соответствии самому смыслу, содержанию и принципам права, в котором основной закон страны, имеющий прямое действие, провозглашает абсолютный приоритет прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов [7.509].

Несмотря на то, что основной закон страны в качестве одного из элементов правовой системы предусматривает именно юридическое правопонимание, в теории и судебной практике возникающие в связи с этим вопросы воспринимаются неоднозначно.

Прежде всего, иногда справедливо отмечается, что правовое государство в условиях существующей реальности всего лишь прогрессивная идея, выступающая в роли ориентира при государственном строительстве. Такой же вывод делается и в отношении существующей в стране правовой системы с констатацией необходимости постепенного создания системы гуманистического права и связанных с ним институтов государственной власти. При этом проблема о типе правопонимания становится как бы неактуальной, поскольку право явно отождествляется с законодательством, а система права - с системой законодательства, что есть все тот же прежний легизм [3.379].

Вместе с тем практические результаты построения правового государства и развития современного законодательства непосредственного отношения к проблеме соотношения права и закона не имеют. Более того, отсутствие здесь ощутимых результатов как раз и делают чрезвычайно актуальным вопрос о необходимости не на словах, а на деле перехода на закрепленный в Конституции РФ тип правопонимания, поскольку это дает возможность использовать реальные механизмы не только для устранения неправовых законов из системы законодательства и повышения эффективности правосудия, но и для совершенствования деятельности самих законодательных органов.

Иными словами, нерешительность и непоследовательность теории и практики в осознании необходимости отказа от господствовавшего до недавнего времени правопонимания тормозит построение правового государства и совершенствование правовой системы страны. Кроме того, оставляется без должного внимания, что суды при осуществлении правосудия обязаны руководствоваться типом правопонимания, закрепленным в действующей Конституции РФ.

Одним из распространенных аргументов против использования в теории и практике понятий "правовой закон" и "неправовой закон" служит суждение о том, что это ослабляет регулятивную роль закона, создает препятствия государству и его институтам в выполнении правоохранительной функции, формирует нигилистическое отношение к закону и праву. Однако согласиться с подобными выводами нельзя, и прежде всего потому, что при различении права и закона как раз и становится очевидной регулятивная роль не закона как такового, а именно права, которое закон должен выражать адекватно. Противоречащий праву закон не должен быть источником правового регулирования, а использование государством для регулирования общественных отношений неправовых законов находится в прямом противоречии с его правоохранительной функцией.

юридический право закон

Заключение

Правом называется система обязательных для всех индивидуумов и сфер деятельности норм. которые выражаются в законах и других разнообразных источников признанных государством, данные нормы являются обязательными к соблюдению. Термин право также достаточно часто трактуют как признанную в современном обществе свободу поведения.

Законом называют правовой акт принятый с соблюдением необходимых правил, которые установлены компетентными законодательными органами власти, они могут приниматься во время референдумов. По сравнению с правом закон имеет возможность регулировать наиболее важные отношения в обществе.

В работе рассмотрены и описаны основные признаки закона и права.

Для вхождения России в мировое сообщество необходимо проводить постоянное усовершенствование законодательной и правовой базы страны, а также необходимо адаптировать данные системы к существующим европейским и международным нормам. Можно сделать вывод, что для этого необходимо чтобы государство стало основываться на авторитете властей и четкой формулировкой действующих законов.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с изм. и доп. от 30.12.2008 № 6 - ФКЗ и от 30.12.2008 № 7 - ФКЗ // Российская газета. - 2009. - 21 января .- № 7. - С. 3-5.

2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.)

3. Спередонова И. Л Соотношение право и закона. М. : Инфра-М, 2011

4. Разумнович Н.Н. Общая теория права. М. : Юристъ, 2009.-435с.

5. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001.

6. Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости /Нерсесянц В.С./ Академическая трибуна. 2001г.

7. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – изд. проспект. 2004.

8. Алексеев С.С. Учебник для юридических вузов и факультетов.

9. Общая теория права / А.С. Пиголкин, - М. : Юристъ, 2012.

10. Кузьмин А.В. Юридическая деятельность: проблемы единства позитивистского и естественно-правового начал. СПб. : СПбгуСЭ, 2010

11. Левшиц Р.З. Теория права. Учебник. /Р.З. Левшиц/ М. БЕК, 1994г.

12. Аванесян, В. В., Андреева С. В., Белякова Е. В., Глазова Е. В., Дудкина Л. В., Исайчева Е. А., Левина Л. Н., Смолина Л. В., Терехова Л. Н. Большая юридическая энциклопедия / М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 688 с.

13. Малько, А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях (учебное пособие) / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 144 с.

14. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М., 1987.

15. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / М.: А Приор, 2009. – 192 с.

16. Жилин Г. Соотношение права и закона / Г. Жилин // Российская юстиция. 2000, - № 4, с. 8-10